Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа - детский сад № 18»
|
Утверждаю Директор МБОУ «Школа- детский сад № 18» Приказ от 31.08.2021№____ ___________Г.В. Байздренко МП
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
«рисуем вместе»
на 2021 – 2022 учебный год
Основное общее образование: 5-8 класс
Количество часов: 34
УМК: Л.В.Ершова. Учебник.Просвещение,2019, Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская — М.: Просвещение, 2020.
Учитель: Агульянова Виктория Игоревна __________
1.Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Рисуем вместе» 5-8 класс.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения внеурочной деятельности художественно-эстетического направления:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- нание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- онимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России;
- известные центры народных художественных ремесел России;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Личностные УУД
- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
2.Содержание программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Рисуем вместе» 5-8 класс.
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебногогода.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческомупрошломуивтожевремяинтересаиуважениякинымкультурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках.
Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда ипразднества.
Пейзаж родной земли
Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Деревня — деревянный мир
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России.
Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т. д. Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Красота человека
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Народные праздники -2ч
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
3.Тематическое планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Рисуем вместе» 5- 8 класс.
Тема |
Количество часов |
Искусство в твоем доме |
4 |
Искусство на улицах твоего города |
8 |
Мир наших вещей |
6 |
Мы и природа |
4 |
Рисуем по тематике |
14 |
Итого |
34 |
4. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Рисуем вместе» 3-4 класс.
№ п/п |
Дата
|
Тема урока |
Кол-во часов |
1 четверть |
|||
Искусство в твоем доме (3 часа) |
|||
1. |
07.09 |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мои впечатления о лете” |
1 |
2. |
14.09 |
Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. |
1 |
3. |
21.09 |
Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. |
1 |
4. |
28.09 |
Изображение дома, улицы, двора. |
1 |
Искусство на улицах твоего города (6 часов) |
|||
5. |
05.10 |
Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. |
1 |
6. |
12.10 |
Волшебные фонари |
1 |
7. |
19.10 |
Осенний листопад |
1 |
8. |
26.10 |
Рисование пейзажа. |
1 |
2 четверть |
|||
9. |
09.11 |
Осенние краски |
1 |
10. |
16.11 |
Мир наших вещей. |
1 |
Мир наших вещей (6 часов) |
|||
11. |
23.11 |
Изображение объема на плоскости. Рисуем предметы, вещи, фрукты. |
1 |
12. |
30.11 |
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.. |
1 |
13. |
07.12 |
Рисуем зимние пейзажи |
1 |
14. |
14.12 |
Зимние узоры окон дома |
1 |
15. |
21.12 |
Роспись «Золотая хохлома» |
1 |
16. |
28.12 |
Роспись «Гжель» |
1 |
3 четверть |
|||
Мы и природа (4 часов) |
|||
17. |
11.01 |
Рисуем цветы |
1 |
18. |
18.01 |
Ваза с пионами |
1 |
19. |
25.01 |
Бабочки на лугу |
1 |
20. |
01.02 |
Тема чем славен наш край родной |
1 |
Рисуем по тематике (14 часов) |
|||
21. |
08.02 |
Оформляем картину |
1 |
22. |
15.02 |
День святого Валетина |
1 |
23. |
22.02 |
С днем защитка отечества! |
1 |
24. |
01.03
|
С днем 8 марта |
2 |
25. |
С днем 8 марта |
||
26. |
15.03 |
Рисуем старинные вещи |
1 |
27. |
22.03 |
Пейзаж родного края |
1 |
4 четверть |
|||
28. |
05.04 |
Весна! |
1 |
29. |
12.04 |
Солнечная поляна. |
1 |
30. |
19.04 |
День победы! |
1 |
31. |
26.04 |
Эхо войны |
1 |
32. |
17.05 |
Рисуем вазу с цветами |
1 |
33. |
24.05 |
Краски лета |
1 |
34. |
31.05 |
Пейзаж лета |
1 |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР
______/_________________/ __________________2021 года |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Школа-детский сад №18»
___________/ Г.В. Байздренко _____________ 2021 года |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования рабочей программы)
Предмет внеурочной деятельности художественно-эстетического направления
«В стране рукоделия»
Класс 3-4
Учитель Агульянова Виктория Игоревна
№ урока |
Дата по осн. КТП |
Дата проведения |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корретировки |
|
по плану |
дано |
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агульянова В.И. ___________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.