ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы нами создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «Как хорошо уметь читать…»в рамках внеурочной деятельности по Государственному стандарту.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• знакомить с образным языком художественного произведения, выразительными средствами, создающими художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
Формы организации занятий:
· занятие-диспут,
· занятие-спектакль,
· занятие-праздник,
· занятие-интервью,
· интегрированное занятие,
· конференция,
· устный журнал,
· конкурсы,
· литературная игра
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к чтению.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей,
высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять
доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении
литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, сельской и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
фактически |
|||
1 |
Стихотворные сказки |
03.09 |
|
|
2 |
Детские энциклопедии |
10.09 |
|
|
3 |
Стихи о природе. Страницы русской классики |
17.09 |
|
|
4 |
Рассказы современных писателей о детях |
24.09 |
|
|
5 |
Волшебный мир сказок |
01.10 |
|
|
6 |
Волшебный мир сказок Бажова.
|
08.10 |
|
|
7 |
Произведения о тех, кто трудится |
15.10 |
|
|
8 |
Книги о природе и человеке |
22.10 |
|
|
9 |
Книги о природе и человеке |
05.11 |
|
|
10 |
Рассказы о животных |
12.11 |
|
|
11 |
Книги о ребятах и их делах |
19.11 |
|
|
12 |
Произведения о долге и храбрости |
26.11 |
|
|
13 |
Произведения о мамах и детях |
03.12 |
|
|
14 |
Сказки о приключениях детей |
10.12 |
|
|
15 |
Весёлые истории |
17.12 |
|
|
16 |
Сказки народов разных стран |
24.12 |
|
|
17 |
Книги о дружбе и взаимопомощи |
14.01 |
|
|
18 |
Книги о дружбе и взаимопомощи |
21.01 |
|
|
19
|
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения |
28.01 |
|
|
20 |
Как рождается герой |
04.02 |
|
|
21 |
Люби живое |
11.02 |
|
|
22 |
По страницам детских журналов |
18.02 |
|
|
23 |
Твоя книжная полка |
25.02 |
|
|
24 |
Твоя книжная полка |
04.03 |
|
|
25
|
Страна Фантазия |
11.03 |
|
|
26 |
Страна Фантазия |
18.03 |
|
|
27 |
Страна Фантазия |
01.04 |
|
|
28 |
Стихи о родине поэтов родного края |
08.04 |
|
|
29 |
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа |
15.04 |
|
|
30 |
Зарубежные писатели детям. |
22.04 |
|
|
31 |
Зарубежные писатели детям. |
29.04 |
|
|
32 |
Мифы и легенды древней Греции |
06.05 |
|
|
33 |
Книги, которые надо читать долго |
13.05 |
|
|
34 |
Книги, которые надо читать долго |
20.05 |
|
|
Содержание программы
№
|
Тема занятия |
Кол - во часов |
Основное содержание работы |
1. |
Стихотворные сказки. А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» |
1 |
Особенности стихотворных сказок. Сравнение сказок разных авторов. Выучить отрывок наизусть |
2. |
Детские энциклопедии. Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. |
1 |
Особенности энциклопедических публикаций. Находить в большом потоке информации интересующую информацию |
3. |
Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев |
1 |
Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн |
4. |
Рассказы современных писателей о детях. Т. Лихоталь «Синяк», Рассказы В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» |
1 |
Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. Сочинить свой рассказ «Что я люблю» |
5 - 6 |
Волшебный мир сказок Бажова. П. Бажов «Огневушка - поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» |
2 |
Выделение особенностей уральских сказаний. Мини-рассказ «Я умею, я могу» |
7 |
Произведения о тех, кто трудится. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" |
1 |
Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. Находить ответы на вопросы в произведении. |
8 - 9 |
Книги о природе и человеке.М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» |
2 |
Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки. |
10 |
Рассказы о животных. Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос» |
1 |
Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. |
11 |
Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». |
1 |
Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование. Пересказ отрывка прочитанного произведения. Выставка книг А.П.Гайдара. |
12 |
Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни» |
1 |
Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям. Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. Выставка книг о долге и храбрости. |
13 |
Произведения о мамах и детях. А. Милн «Непослушная мама» |
1 |
Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения. Выучить стихотворение о маме. Конкурс стихотворений о маме. |
14 |
Сказки о приключениях детей. И. Сигсгорд « Палле один на свете» и др. |
1 |
Литературное слушание. Анализ произведения. Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту. Составление кроссворда с использованием составленных вопросов |
15 |
Весёлые истории. М.Зощенко « Глупая история» И. Сухин «Вот такой затейник» |
1 |
Особенности произведений юмористического жанра. |
16 |
Сказки народов разных стран. Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» |
1 |
Особенности арабских сказок. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации). |
17 -18 |
Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» и др. |
2 |
Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» |
19 |
Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения.Е.Чарушин, В. Голявкин
|
1 |
Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. Иллюстрирование понравившегося эпизода. |
20 |
Как рождается герой. Б.Заходер « История гусеницы», Ю. Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» |
1 |
Темп чтения, передача настроения голосом. Выразительное чтение выбранного стихотворения. Конкурс на лучшего чтеца. |
21 |
Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» |
1 |
Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение отрывка произведения. |
22 |
По страницам детских журналов. Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» |
1 |
Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. Формулирование своего отношения к происходящему в произведении |
23 - 24 |
Твоя книжная полка. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» |
2 |
Детальный анализ произведения. КВН « С героями Н.Носова» |
25 - 27 |
Страна Фантазия. Л. Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» |
3 |
Анализ произведения по вопросам учителя. Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок» |
28 |
Стихи о родине поэтов родного края.
|
1 |
Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. Подготовка к выразительному чтению. Конкурс на лучшего чтеца. |
29 |
Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа. К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». |
1 |
История на страницах художественных произведений. Поиск произведений по теме занятия. Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ. |
30 - 31 |
Зарубежные писатели детям. «Пеппи длинный чулок», Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» |
2 |
Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета. |
32 |
Мифы и легенды древнейГреции.Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. |
1 |
Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. Пересказ выбранного мифа или легенды. Составление кроссворда «О мифах и легендах». |
33 - 34 |
Книги, которые надо читать долго. А. Волков «Волшебник изумрудного города» |
2 |
Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города». Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города» |
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
· Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.
· Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.
· Словесно рисовать картины к художественным текстам.
· Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
· Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
· Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).
· Понимать образные выражения, используемые в книге.
· Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.
· Коллективная драматизация художественных произведений.
· Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
· Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
Используемая литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
4. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
5. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
6. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
7. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
8. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
9. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
10. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
11. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
12. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
13. Интернет-ресурсы с литературными презентациямиmetodisty.ru. Все работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
«Рассмотрено»
МО учителей
начальных классов
Протокол №___
от «___»_______2018г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
______________/Иванова Л.Г. /
от «___»_______2018г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.