количество часов в неделю 1 час
Разработчик программы
Дятлова Т.Л.
(первая категория)
на 2020-2021 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ |
Содержание |
Страница |
1. |
Пояснительная записка |
3 |
2. |
Результаты освоения курса «Маленький мастер» |
5 |
3. |
Содержание курса |
7 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Календарно-тематическое планирование |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Маленький мастер» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом МОУ Раменская СОШ №5, с учётом авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» («Учебная литература», 2018г.).
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель рабочей программы:
-воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства;
-формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи рабочей программы:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- приобщать школьников к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Актуальность программы заключается в том,что декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Внеурочная деятельность создает условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа реализуется во внеурочной деятельности обучающихся в рамках социального направления и рассчитана на детей 10-11лет. Согласно плану внеурочной деятельности на изучение отводится в 4 «А», «В», «Д», «Ж»- 34 часа ( 1 час в неделю по 35 минут), в 4 «Б»- 68 часов (2 часа в неделю по 35 минут). Срок реализации – 1 год.
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2017г.
2. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н. Проснякова, Е.А. Мухина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2017г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Маленький мастер»
Воспитательные результаты направлены в 4 классе на достижение 3 уровня развития.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
· объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
· понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Учащейся получит возможность для формирования:
· уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
У учащихся будут сформированы:
· определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке, учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
· планировать практическую деятельность на уроке;
· под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления).
Учащейся получит возможность для формирования:
· осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
· определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
У учащихся будут сформированы:
· наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
· сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Учащейся получит возможность для формирования:
· практических упражнений для открытия нового знания и умения;
· находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
· с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и понимать необходимость использования пробно-поисковых технологии;
· декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
У учащихся будут сформированы:
· уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
· уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.
Учащейся получит возможность для формирования:
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
· учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
Учащийся научится:
· самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
· готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
· выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
· самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
Учащийся получит возможность научиться:
· применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
· применять элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие, динамика).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основной формой работы являются практикум. При проведении внеурочной деятельности традиционно используются основные формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Кружок включает в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед, экскурсий, целевых прогулок, наблюдений с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Практическая часть проходит в форме: ролевых игр, игр-путешествий, опытов, практикумов, творческих конкурсов, мастерских, разработки проектов, защиты проектов.
Виды и формы деятельности:
- беседы;
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки детских работ в школе; выставки работ выпускников – в районе;
- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
- видеоуроки;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- экспериментирование с материалами;
- соревнования, развлечения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Перечисленные виды не обязательно использовать каждый раз. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Зачет результатов освоения обучающимися курса внеурочной деятельности «Маленький мастер»
1. участие в выставках, конкурсах на разных уровнях.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Календарно- тематическое планирование
4 « Б »класс, учитель Дятлова Т.Л.
(1 час в неделю)
№ п/п |
Тема курса «Маленький мастер» |
Форма организации курса |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
I.Введение.(1ч) |
||||
11 |
Правила техники безопасности. |
Беседа |
|
|
II. Пластилинография/гипсография.(10 ч) |
|
|||
2 |
Панно из пластилина. Знакомство принципами работы. |
Презентация |
|
|
3 |
Панно из пластилина «Осенний калейдоскоп» (продолжение работы». |
Экскурсия |
|
|
4 |
Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу «Мир в котором я живу». |
Конкурс на лучшую эмблему |
|
|
5 |
Гипсография. Изготовление рамки для фотографии «Герои мультфильмов» (начало работы). |
Игра-путешествие |
|
|
6 |
Изготовление медалей из гипса. |
Практикум |
|
|
7 |
Коллективная работа Изделие «Корзина». |
Выставка поделок из осеннего природного материала. |
|
|
8 |
Аппликация из пластилина «Кто на листике живёт?» |
Наблюдение -практикум |
|
|
9 |
Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». |
Игра-путешествие |
|
|
10 |
Создание картины «Ночное небо» |
Проект |
|
|
11 |
Рельефные картины «Подводный мир» . |
Творческая мастерская |
|
|
III.Бумагопластика.(7 ч) |
||||
12 |
Смешанные базовые формы в бумажном конструировании |
Презентация |
|
|
13 |
Завивка, закругления. Изготовления цветов разной формы. |
Практикум |
|
|
14 |
Ажурное вырезание снежинки.
|
Конкурс на лучшую «Рождественскую снежинку». |
|
|
15 |
Аппликация «Цветочный хоровод». |
Выставка |
|
|
16 |
Модульное оригами «Клубничка» . |
Проект |
|
|
17 |
Модульное оригами «Ананас» . |
Практикум |
|
|
18 |
Модульное оригами «Ананас» - сборка модулей. |
Защита проекта |
|
|
IV.Бисероплетение.(9ч) |
||||
19 |
Бисероплетение – как способ оформления интерьера. |
Презентация-практикум |
|
|
20 |
Праздничные сувениры из бисера . |
Выставка |
|
|
21 |
Цветочные композиции – букеты . |
Конкурс открыток ко дню Защитника Отечества. |
|
|
22 |
Низание бисера «в две нити». Низание бисера «в одну нить» Плетение брошек и подвесок. |
Практикум |
|
|
23 |
«Земляника с ягодами и цветами» (составление композиции). |
Творческая мастерская |
|
|
24 |
«Земляника с ягодами и цветами»(завершение работы). |
Проект |
|
|
25 |
Изготовление украшений из бисера «Фенички». |
Опыт |
|
|
26 |
Изготовление украшений из бисера «Подвеска». |
Творческая мастерская |
|
|
27 |
Создание орнамента из цветов. |
Проект-сказка |
|
|
V. Изготовление кукол.(7ч) |
||||
28 |
Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» |
Презентация |
|
|
29 |
Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. |
Опыт |
|
|
30 |
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. |
Проект-путешествие |
|
|
31 |
Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня». |
Экскурсия |
|
|
32 |
Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. |
Мастер-класс |
|
|
33 |
Изготовление кукол из лоскутков. |
Творческая мастерская |
|
|
34 |
Итоговое занятие. Выставка « Мои успехи». |
Выставка |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.