ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные тенденции в развитии производства и науки, использование компьютерных и информационных технологий ориентируют школу на необходимость совершенствования математической подготовки учащихся, в том числе и начальных классов. Это особенно актуально в условиях обновления содержания математического образования в соответствии с целями и задачами, сформулированными в концепции учебного предмета «Математика».
Основные ЦЕЛИ факультатива «Математическая радуга»:
ü развитие математических представлений;
ü расширение и обобщение знаний учащихся по математике;
ü формирование умений осмысленного применения знаний на практике;
ü выявление и развитие математических и творческих способностей учащихся.
Среди ЗАДАЧ, решаемых данным факультативом, как основную можно выделить формирование и развитие устойчивого интереса к изучению математики, к математической деятельности.
Основополагающим принципом организации факультативных занятий является принцип «учение с увлечением», предполагающий творческое взаимодействие учителя и учащихся, использование нестандартных форм организации учебно-познавательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Структурно содержание факультатива систематизировано по следующим основным разделам: «Числа и вычисления», «Текстовые задачи», «Геометрический материал», «Логические задачи. Комбинаторика», «Математический калейдоскоп».
Содержание раздела «Числа и вычисления» направлено на расширение представлений об истории возникновения чисел, о величинах и единицах их измерения, о свойствах арифметических действий, а также на обучение младших школьников рациональным приёмам устных и письменных вычислений, на формирование умений примечать и использовать закономерности.
Изучение раздела «Текстовые задачи» нацелено на совершенствование навыков решения задач арифметическими способами, на развитие умения моделировать условие задачи, обобщать её решение, определять рациональные способы решения. Для активизации познавательной деятельности в данный раздел включаются разнообразные задачи: в стихах, с занимательными, сказочными сюжетами, старинные задачи, прикладные задачи с познавательной информацией. Кроме того, реализация содержания раздела предполагает продуктивную деятельность учащихся по проектированию условий текстовых задач.
Содержание раздела «Геометрический материал» направлено на развитие и расширение представлений учащихся о геометрических фигурах и их свойствах на наглядно-интуитивном уровне. Большое место в разделе отведено практическим заданиям творческого характера.
Раздел «Логические задачи. Комбинаторика» направлен на формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать, классифицировать и систематизировать, рассуждать и обосновывать свои рассуждения. Кроме того, рассматриваются различные методы решения логических и комбинаторных задач.
Раздел «Математический калейдоскоп» содержит занимательный фольклорный материал, игры-развлечения с математическим содержанием.
Проведение факультативных занятий предполагает концентрический принцип реализации содержания данной программы. Таким образом, основные содержательные разделы программы являются сквозными и систематизированы по четырём блокам (вычисления, преобразования, моделирование, исследование) в соответствии с динамикой развития математических представлений младших школьников. При этом содержание отдельных занятий, количество часов, отводимых на каждую тему, приёмы и методы обучения определяет учитель.
Факультативные занятия в каждом классе и по каждому разделу имеют свои особенности. Вместе с тем можно предложить следующую структуру занятия: вначале проводится интеллектуальная разминка, в основной части занятия рассматривается учебный материал по теме, на завершающем этапе в зависимости от содержания занятия по усмотрению учителя могут быть использованы различные формы познавательной деятельности: чтение и обзор популярной математической литературы, ознакомление учащихся с историей развития математики, с интересными фактами жизни учёных-математиков; проведение викторин, мини-турниров, блиц-конкурсов, тест-контроля; выполнение творческих заданий.
На каждом занятии с целью предупреждения утомляемости младших школьников полезно проводить две «переменки»: на одной — игры на развитие произвольного внимания и памяти; на другой — зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения для развития мелкой моторики, координации движений и др. (по выбору учителя).
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм обучения. В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие в форме математического праздника: утренника, театрализованного представления, смотра знаний и т. п.
Таким образом, факультатив «Математическая радуга» для учащихся I–IV классов общеобразовательных учебных заведений способствует развитию у младших школьников интереса к математике, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, развитию математической интуиции и творчества.
I КЛАСС (32 ч)
Знакомимся с исследованием (9 ч)
Взаимное расположение точек и прямых. Графические диктанты: линейные узоры.
Подсчёт числа фигур, расположенных внутри другой фигуры. Рисование фигур «одним росчерком»: «звезда», «конверт».
Оригами: базовые формы «треугольник», «змей».
Развивающие игры Б. Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат».
Сюжетные игры со спичками.
Направления. Прохождение маршрута, заданного стрелками. Нахождение закономерности ряда фигур.
Геометрические иллюзии: двойственные изображения.
Знакомимся с преобразованиями (6 ч)
Цифры и числа. Моделирование образа цифры. Мнемотехника: запоминание образа цифры. Цифрозавры. Математическое домино.
Счётные палочки Кюизинера: цветные числа.
Решение комбинаторных задач методом перебора вариантов.
Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, состоящими из двух-трёх элементов. Задачи на упорядочение множеств, состоящих из трёх элементов.
Знакомимся с вычислениями (9 ч)
Происхождение названий чисел первого и второго десятков. В мире «больших» чисел.
Стихи, загадки о числах первого десятка. Считалки и скороговорки, пословицы и поговорки с использованием чисел. Математические сказки.
Простые задачи на нахождение суммы. Простые задачи на нахождение остатка. Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении или вычитании. Вычислительные «машины».
Лабиринты. Математические игры с цифрами и числами.
Знакомимся с моделированием (8 ч)
Простые задачи на разностное сравнение. Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого (вычитаемого). Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Решение простых задач с использованием методов математического моделирования.
Решение простых задач на переливание, взвешивание, разрезание, распилы с использованием наглядных моделей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу обучения в I классе учащиеся будут иметь представление:
Ø о взаимном расположении точек и прямых на плоскости;
Ø цифрах как символах, используемых для записи чисел;
Ø приёмах сложения и вычитания чисел в пределах 20;
Ø разнообразии видов математических задач;
Ø методах математического моделирования, необходимых для решения простых задач.
К концу обучения в І классе учащиеся будут уметь:
Ø преобразовывать наглядные образы в арифметическую форму;
Ø при вычислениях использовать состав чисел, приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20;
Ø моделировать условия простых задач с использованием схематических изображений.
№ п/п |
№ в теме |
Тема занятия |
Дата проведения |
Примечание |
I. ЗНАКОМИМСЯ С ИССЛЕДОВАНИЕМ (9 ч.) |
||||
1 |
1 |
Графические диктанты: линейные узоры |
06.09 |
|
2 |
2 |
Подсчет числа фигур, расположенных внутри другой фигуры. Рисование фигур «одним росчерком»: звезда, конверт |
13.09 |
|
3 |
3 |
Оригами: базовые формы «треугольник», «воздушный змей» |
20.09 |
|
4 |
4 |
Развивающая игра Б. Никитина «Сложи узор» |
27.09 |
|
5 |
5 |
Развивающая игра Б. Никитина «Сложи квадрат» |
04.10 |
|
6 |
6 |
Сюжетные игры со спичками |
11.10 |
|
7 |
7 |
Направления. Прохождение маршрута, заданного стрелками |
18.10 |
|
8 |
8 |
Нахождение закономерности ряда фигур |
01.11 |
|
9 |
9 |
Геометрические иллюзии: двойственные изображения. Взаимное расположение точек и прямых |
08.11 |
|
II. ЗНАКОМИМСЯ С ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ (6 ч.) |
||||
10 |
1 |
Цифры и числа |
15.11 |
|
11 |
2 |
Моделирование образа цифры. Мнемотехника: запоминание образа цифры |
22.11 |
|
12 |
3 |
Цифрозавры. Математическое домино |
29.11 |
|
13 |
4 |
Решение комбинаторных задач методом перебора |
06.12 |
|
14 |
5 |
Задачи на упорядочение множеств, состоящих из двух-трех элементов |
13.12 |
|
15 |
6 |
Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами, состоящими из двух-трех элементов |
20.12 |
|
III. ЗНАКОМИМСЯ С ВЫЧИСЛЕНИЯМИ (9 ч.) |
||||
16 |
1 |
Стихи, загадки о числах первого десятка. Считалки и скороговорки, пословицы и поговорки с использованием чисел. Математические сказки |
10.01 |
|
17 |
2 |
Происхождение названий чисел первого и второго десятков. В мире «больших» чисел |
17.01 |
|
18 |
3 |
Приемы сложения чисел в пределах 20 |
24.01 |
|
19 |
4 |
Приемы вычитания чисел в пределах 20 |
31.01 |
|
20 |
5 |
Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении или вычитании |
07.02 |
|
21 |
6 |
Простые задачи на нахождение суммы |
14.02 |
|
22 |
7 |
Простые задачи на нахождение разности |
28.02 |
|
23 |
8 |
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц |
07.03 |
|
24 |
9 |
Лабиринты. Математические игры с числами и цифрами |
14.03 |
|
IV. ЗНАКОМИМСЯ С МОДЕЛИРОВАНИЕМ (8 ч.) |
||||
25 |
1 |
Простые задачи на разностное сравнение |
28.03 |
|
26 |
2 |
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого |
04.04 |
|
27 |
3 |
Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого (вычитаемого) |
11.04 |
|
28 |
4 |
Обобщение методов математического моделирования при решении простых задач |
18.04 |
|
29 |
5 |
Решение простых задач на переливания с использованием наглядных моделей |
25.04 |
|
30 |
6 |
Решение простых задач на разрезания и распи-лы с использованием наглядных моделей |
02.05 |
|
31 |
7 |
Решение простых задач на взвешивание с использованием наглядных моделей |
16.05 |
|
32 |
8 |
Подведение итогов обучения |
23.05 |
|
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
__________ ( Радько А.В. )
протокол № от
«____» _________ 2016 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
___________ (Иванова Л.Г.)
«_____» ____________ 2016 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.