Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО учителей начальных классов _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
Протокол № ________________________ «____» _____________ 20____г. |
СОГЛАСОВАНО Эксперт _______________________________ (Ф.И.О., подпись)
«____» _____________ 20____г. |
УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 7______________ Приказ № ____________________ от «____» _____________ 20____г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование: Математический калейдоскоп
Класс: 4 В
Уровень общего образования: начальное общее образование
Ф.И.О. учителя:
Учебный год реализации программы: __________ учебный год_____________________________
Количество часов по плану: ______34_________; в неделю ___________1___________________________
Планирование составлено на основе: компилятивная программа
Рабочую программу составила:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» является составительской и разработана на основе специализированной литературы.
Актуальность программы в том, что она помогает овладеть не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению в жизни. Мотивация ученика – быть первым, лучшим, стремление получить одобрение родителей, товарищей.
Мотивация со стороны родителей – повысить успешность ученика по данному предмету, ликвидировать пробелы в изучении отдельных тем по предмету.
Целями данной программы являются:
- развитие математических способностей и развитие логического мышления;
- повышение качества знаний;
- формирование личностных качеств: ума, воли, творческих, познавательных мотивов деятельности.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- расширение кругозора учащимися в области математики;
- расширение и углубление знаний, развитие способностей;
- формирование интереса к предмету, стремление использовать математические знания для решения жизненных задач.
Данная программа предназначена для обучающихся 4-х классов и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Основной формой работы по программе является занятие.
Программа состоит из 4 взаимосвязанных разделов:
1. Из истории математики;
2. Мир занимательных задач;
3. Экономическая игротека;
4. Повторяем, закрепляем.
В первом разделе учащиеся получают представление о фактах из истории математики.
Второй раздел предмета посвящен миру занимательных задач.
Третий раздел предмета посвящен экономическим играм.
Четвертый раздел посвящен закреплению программного материала.
В процессе занятий по данной программе у обучающихся развивается ряд важных интеллектуальных качеств: образное и логическое мышление, воображение, саморазвитие, смекалка, активизация мыслительной деятельности.
Воспитывается у детей настойчивость, воля, упорство в достижении целей.
По окончанию учебного года учащиеся должны демонстрировать уровень подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Требования», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
В процессе обучения выделено несколько форм контроля на понимание материала и умение применять знания на практике: вводный (перед началом работы закрепление знаний предыдущих тем); текущий (опрос, рефлексия, тестовые задания, задачи-тесты, математическая олимпиада, выполнение контрольных работ, практических упражнений, написание рефератов и докладов на заданные или свободные темы); итоговый (выступление на научно-практической конференции).
В результате освоения программы обучающиеся овладевают:
- знаниями по предмету;
- вырабатывают в себе определенные умения и навыки, а главное привычку думать самостоятельно, отыскивая необычные пути к верному решению;
- появляется чувство уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта.
Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня умственной работоспособности и самостоятельных занятий.
1. Учебный план на 2016-2017 гг.
№ п/п |
Разделы программы |
4 класс |
Теория |
Практика |
1. |
Из истории математики |
9 |
2 |
7 |
2. |
Мир занимательных задач |
5 |
1 |
4 |
3. |
Экономическая игротека |
2 |
|
2 |
4. |
Повторяем, закрепляем |
18 |
4 |
14 |
Всего |
34 |
7 |
27 |
Содержание программы (34 часа)
1. Из истории математики (9 часов)
Теория(2ч): Великие математики. Математические сказки.
Практика(7ч): Возникновение мер длины. Меры в пословицах и поговорках. Как люди научились записывать числа. Как нашли метр. Крылатые выражения. Тайны знакомых чисел. Удивительные факты. Как математичка стала всемогущей.
2. Мир занимательных задач (5 часов)
Теория(1ч): Отгадываем ребусы, загадки.
Практика(4ч): Задачи-шутки. Решения занимательных задач. Логико-игровое занятие. Игра «Угадаю».
3.Экономическая игротека (2 часа)
Практика(2ч):
Как помочь тем, кто не работает. Что мы знаем о деньгах.
3. Повторяем, закрепляем (18 часов)
Теория(4ч): Геометрические фигуры. Задачи-тесты. Доли и дроби. Блиц-турнир.
Практика(14ч): Решение задач. Решение сложных уравнений. Решение задач на движение. Приемы рациональных вычислений. Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи с геометрическим содержанием. Решение задач повышенной сложности. Тестовые задания. Математическая олимпиада. Итоговое занятие.
Календарно – тематическое планирование
« Математический калейдоскоп» 4 «В»
№ занятия |
Разделы программы и темы занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Дата коррекции |
I |
Из истории математики. |
9 |
|
|
1. |
Возникновение мер длины. Меры в пословицах и поговорках. |
1 |
07.09 |
07.09 |
2. |
Как люди научились записывать числа. |
1 |
14.09 |
14.09 |
3. |
Как нашли метр. |
1 |
21.09 |
21.09 |
4. |
Великие математики. |
1 |
28.09 |
28.09 |
5. |
Крылатые выражения |
1 |
05.10 |
05.10 |
6. |
Тайны знакомых чисел. |
1 |
12.10 |
12.10 |
7. |
Математические сказки |
1 |
19.10 |
19.10 |
8. |
Удивительные факты. |
1 |
26.10 |
26.10 |
9. |
Как математичка стала всемогущей. |
1 |
02.11 |
02.11 |
II |
Мир занимательных задач. |
5 |
|
|
1. |
Задачи-шутки. |
1 |
16.11 |
21.11 |
2. |
Решения занимательных задач. |
1 |
23.11 |
23.11 |
3. |
Логико-игровое занятие. |
1 |
30.11 |
30.11 |
4. |
Игра «Угадаю». |
1 |
07.12 |
07.12 |
5. |
Отгадываем ребусы, загадки. |
1 |
14.12 |
12.12 |
III |
Экономическая игротека. |
2 |
|
|
1. |
Как помочь тем, кто не работает. |
1 |
21.12 |
14.12 |
2. |
Что мы знаем о деньгах. |
1 |
28.12 |
14.12 |
IV |
Повторяем, закрепляем. |
18 |
|
|
1. |
Решение задач. |
1 |
18.01 |
18.01 |
2. |
Геометрические фигуры. |
1 |
25.01 |
27.01 |
3. |
Решение сложных уравнений. |
1 |
01.02 |
01.02 |
4. |
Решение сложных уравнений. |
1 |
08.02 |
13.02 |
5. |
Решение задач на движение. |
1 |
15.02 |
15.02 |
6. |
Решение задач на движение. |
1 |
22.02 |
22.02 |
7. |
Приемы рациональных вычислений. |
1 |
01.03 |
01.03 |
8. |
Задачи на движение в противоположных направлениях. |
1 |
08.03 |
07.03 |
9. |
Задачи на движение в противоположных направлениях. |
1 |
15.03 |
15.03 |
10. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
1 |
22.03 |
22.03 |
11. |
Задачи-тесты. |
1 |
05.04 |
05.04 |
12. |
Доли и дроби. |
1 |
12.04 |
12.04 |
13. |
Доли и дроби. |
1 |
19.04. |
19.04 |
14. |
Решение задач повышенной сложности. |
1 |
26.04 |
26.04 |
15. |
Тестовые задания. |
1 |
03.05 |
03.05 |
16. |
Блиц-турнир. |
1 |
10.05 |
10.05 |
17. |
Математическая олимпиада. |
1 |
17.05 |
17.05 |
18. |
Итоговое занятие. |
1 |
24.05 |
24.05 |
3.Планируемые результаты.
Занятия с учащимися по предложенной программе способствуют достижению личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;
- способность к самооценке на основе критерия учебной деятельности;
- готовность учащегося целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
Учебно-методическое сопровождение.
Для эффективного освоения данной программы необходимы:
1. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. “Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы. М., 2004г.;
2. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: “Панорама”, 2006г.;
3. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.;
4. Рабочие тетради для учащихся - Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. – М.;
5. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2011г.;
6. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2012г.
Список использованной литературы
П.У. Байрамукова, Внеклассная работа по математике в начальных классах, М., 2005г.;
В.Н. Русанов, Математический сундучок, М., 2011г.;
В.Н. Русанов, Математический кружок младших школьников, М., 2010г.;
Г.В. Раицкая, Олимпиадные задания, С., 2007г.;
Г.А. Сафронова, Экономическая игротека на уроках математики 1-4 классы, Волгоград, 2005г.;
О.И. Перькова, Раз, два, три – отвечай!, М., 2010г.;
И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин, Математика задачи на смекалку, М., 2001г.;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.