Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВУД_Математический марафон_4 кл..docx

 

 

 

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

"Математический марафон"

 

Направление: общеинтеллектуальное

4 класс

 

malchik-pishet-uchenik
 


 Учитель: Калачева М.В.

учитель начальных классов

высшей категории.

 

Кол-во часов в год: 34 часа

В неделю: 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч. г.

 

 

 

Пояснительная записка.

    Рабочая программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе

ü авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

ü учебного плана МБОУ ЦО № 47 на 2018-2019 уч.год.

   

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

 

             Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

 

 

 

 

Задачи программы:

·        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·        развитие краткости речи;

·        умелое использование символики;

·        правильное применение математической терминологии;

·        умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

·        умение делать доступные выводы и обобщения;

·        обосновывать свои мысли.

 

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:

Ø формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

Ø освоение эвристических приемов рассуждений;

Ø  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

Ø решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Ø развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

Ø  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

Ø  формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

Ø  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».

 

Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Ø развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Ø воспитание чувства справедливости, ответственности;

Ø развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

Ø сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Ø моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Ø применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

 

Ø анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

Ø включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Ø выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

Ø аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Ø сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

Ø  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

 

Принципы реализации программы:

Ø Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

Ø Коллективизм;

Ø Креативность (творчество);

Ø Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  

Ø Научность;

Ø Сознательность и активность учащихся;

Ø Наглядность.

 

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.

 

Методы:

Ø Взаимодействие;

Ø Поощрение;

Ø Наблюдение;

Ø Коллективная работа;

Ø  Игра.

Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.

 

 

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40-45 минут

 

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

 

 

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Требования к результатам освоения:

 

Ø Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

Ø Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

Ø Решать логические задачи.

Ø Работать в коллективе и самостоятельно.

Ø Расширить  свой математический кругозор.

Ø Пополнить свои математические знания.

Ø Научиться работать с дополнительной литературой.

 

Универсальные учебные действия

Ø Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Ø Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Ø Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Ø Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Ø Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Ø Воспроизводить способ решения задачи.

Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Ø Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Ø Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Ø Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Ø Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Ø Конструировать несложные задачи.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

 

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 

Учебно-тематический план

 

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

 

№ п/п

Тема

К-во часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической  газеты

 

1

7

     Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

1.     Царство математики ( 7 часов)

 

О математике с улыбкой. ( 2 часа)

·        Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,

·        Решение интересных задач. Веселая викторина.

 

Из истории чисел. (2 часа)

·        Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

 

Математические игры. ( 1 час)

·        Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

 

Четные и нечетные числа. (2 часа)

·        Свойства  четных и нечетных чисел

·        Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

 

2.     Мир задач ( 4 часа)

 

Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

  • Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

 

Задачи, решаемые с конца. (1 час)

  • Задуманное число
  • Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

 

Задачи на взвешивания( 1 час)

  • Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

 

3.     Логические задачи. (10 часов)

 

Истинностные задачи. (1 час)

  • Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

 

 

Несерьезные задачи.  (1 час)

  • Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

 

Логика и рассуждения(1 ч.)

·        Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

 

Задачи с подвохом.(1 час)

·        Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

 

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Математические ребусы (2 часа)

 

4.     Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

 

·        Вычисли наиболее удобным способом.

·        Умножение на 9 и на 11.

·        Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

·        Использование изменения порядка счета.

 

5.     Переливания.(2 часа)

 

6.     Выпуск математических газет ( 1 час)

 

7.     Математическая олимпиада. (5 часов)

·        Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

·        Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

8.     Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно -тематическое планирование занятий

 

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы проведения занятий

Дата

Факт

Царство математики ( 7 часов)

 

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

 

1

теория

 

 

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

 

1

практика

 

 

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

 

1

теория + практика

 

 

4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

 

1

теория + практика

 

 

 

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

 

1

практика

 

 

6

Четные и нечетные числа.

Свойства  четных и нечетных чисел

 

1

теория

 

 

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

 

1

теория + практика

 

 

Мир задач ( 4 часа)

 

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Таинственные задачи.

 

1

теория + практика

 

 

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Задачи на определение возраста

.

1

практика

 

 

10

Задачи, решаемые с конца.

 Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1

практика

 

 

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

 

1

практика

 

 

 

Логические задачи. (10 часов)

 

12

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

 

1

практика

 

 

13

Несерьезные задачи. 

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

 

1

практика

 

 

14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

 

1

практика

 

 

15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

 

1

практика

 

 

16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

 

1

практика

 

 

17-18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

 

2

теория + практика

 

 

19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

 

1

практика

 

 

20-21

Математические ребусы

2

теория + практика

практика

 

 

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

 

22

Вычисли наиболее удобным способом.

 

 

теория + практика

 

 

23

Умножение на 9 и на 11.

 

 

теория + практика

 

 

24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

 

 

теория + практика

 

 

25

Использование изменения порядка счета.

 

теория + практика

 

 

Переливания.(2 часа  )

 

26

Задачи на переливание

 

1

теория + практика

 

 

27

Задачи на переливание

 

1

практика

 

 

28

Выпуск математической газеты

1

практика

 

 

Математические олимпиады. (5 часов)

 

29

Подготовка и участие в математических олимпиадах

 

1

практика

 

 

30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

 

1

практика

 

 

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

 

1

практика

 

 

32

Конкурс «Лучший математик»

 

1

практика

 

 

33

Конкурс «Знатоки математики»

 

1

практика

 

 

34

Итоговое занятие

1

практика

 

 

 

Всего

34

Теория- 2 ч.

Теория + практи-ка - 12 ч.

Практика - 20 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов

 

 должны знать:

 

Ø инварианты;

Ø правила решения ребусов;

Ø правила математического соревнования;

Ø алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.

 

                  должны уметь:

Ø решать ребусы;

Ø решать задачи на инварианты;

Ø  задачи  на взвешивания;

Ø решать задачи на логику;

Ø решать арифметические задачи;

Ø решать задачи на переливания.

 

2. Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 

Ø решать задачи на разрезания и складывание фигур.

Ø самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

Ø работать в группах;

Ø аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;

Ø извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

Ø самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Ø уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;

Ø приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;

Ø повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка

 

 

Литература:

1.                  Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.

2.                  Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994

3.                  Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.

4.                  Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.:     Наука, Главная редакция физико­-

математической литературы, 2006г.

5.                  Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;

6.                  Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.

7.                  Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.

8.                  Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»

9.                  В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите также