Учитель: Калачева М.В.
учитель начальных классов
высшей категории.
Кол-во часов в год: 34 часа
В неделю: 1 час
2018-2019 уч. г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе
ü авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
ü учебного плана МБОУ ЦО № 47 на 2018-2019 уч.год.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· развитие краткости речи;
· умелое использование символики;
· правильное применение математической терминологии;
· умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
· умение делать доступные выводы и обобщения;
· обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
Ø формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
Ø освоение эвристических приемов рассуждений;
Ø формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
Ø решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Ø развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
Ø формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
Ø формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
Ø привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
Ø развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
Ø воспитание чувства справедливости, ответственности;
Ø развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
Ø сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
Ø моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
Ø применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
Ø анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
Ø включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
Ø выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
Ø аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
Ø сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
Ø контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
Ø Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Ø Коллективизм;
Ø Креативность (творчество);
Ø Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Ø Научность;
Ø Сознательность и активность учащихся;
Ø Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Ø Взаимодействие;
Ø Поощрение;
Ø Наблюдение;
Ø Коллективная работа;
Ø Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40-45 минут
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
Ø Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Ø Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Ø Решать логические задачи.
Ø Работать в коллективе и самостоятельно.
Ø Расширить свой математический кругозор.
Ø Пополнить свои математические знания.
Ø Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Ø Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Ø Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Ø Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Ø Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Ø Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Ø Воспроизводить способ решения задачи.
Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Ø Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Ø Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Ø Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Ø Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Ø Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№ п/п |
Тема |
К-во часов |
1 |
Царство математики |
7 |
2 |
Мир задач |
4 |
3 |
Логические задачи. |
10 |
4 |
Упражнения на быстрый счет. |
4 |
5 |
Переливания |
2 |
6 |
Выпуск математической газеты
|
1 |
7 |
Математическая олимпиада. |
5 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
34 |
Содержание программы
1. Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
· Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
· Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
· Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
· Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
· Свойства четных и нечетных чисел
· Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
2. Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задачи на взвешивания( 1 час)
3. Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Несерьезные задачи. (1 час)
Логика и рассуждения(1 ч.)
· Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
· Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
4. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
· Вычисли наиболее удобным способом.
· Умножение на 9 и на 11.
· Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
· Использование изменения порядка счета.
5. Переливания.(2 часа)
6. Выпуск математических газет ( 1 час)
7. Математическая олимпиада. (5 часов)
· Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.
· Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
8. Итоговое занятие
Календарно -тематическое планирование занятий
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Формы проведения занятий |
Дата |
Факт |
Царство математики ( 7 часов)
|
|||||
1 |
О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.
|
1 |
теория |
|
|
2 |
Решение интересных задач. Веселая викторина.
|
1 |
практика |
|
|
3 |
Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.
|
1 |
теория + практика |
|
|
4 |
Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.
|
1 |
теория + практика |
|
|
5 |
Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
|
1 |
практика |
|
|
6 |
Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел
|
1 |
теория |
|
|
7 |
Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
|
1 |
теория + практика |
|
|
Мир задач ( 4 часа)
|
|||||
8 |
Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи.
|
1 |
теория + практика |
|
|
9 |
Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста . |
1 |
практика |
|
|
10 |
Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? |
1 |
практика |
|
|
11 |
Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
|
1 |
практика |
|
|
Логические задачи. (10 часов)
|
|||||
12 |
Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
|
1 |
практика |
|
|
13 |
Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
|
1 |
практика |
|
|
14 |
Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
|
1 |
практика |
|
|
15 |
Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
|
1 |
практика |
|
|
16 |
Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»
|
1 |
практика |
|
|
17-18 |
Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"
|
2 |
теория + практика |
|
|
19 |
Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца
|
1 |
практика |
|
|
20-21 |
Математические ребусы |
2 |
теория + практика практика |
|
|
Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
|
|||||
22 |
Вычисли наиболее удобным способом.
|
|
теория + практика |
|
|
23 |
Умножение на 9 и на 11.
|
|
теория + практика |
|
|
24 |
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
|
|
теория + практика |
|
|
25 |
Использование изменения порядка счета. |
|
теория + практика |
|
|
Переливания.(2 часа )
|
|||||
26 |
Задачи на переливание
|
1 |
теория + практика |
|
|
27 |
Задачи на переливание
|
1 |
практика |
|
|
28 |
Выпуск математической газеты |
1 |
практика |
|
|
Математические олимпиады. (5 часов)
|
|||||
29 |
Подготовка и участие в математических олимпиадах
|
1 |
практика |
|
|
30 |
Подготовка и участие в математических олимпиадах
|
1 |
практика |
|
|
31 |
Подготовка и участие в математических олимпиадах
|
1 |
практика |
|
|
32 |
Конкурс «Лучший математик»
|
1 |
практика |
|
|
33 |
Конкурс «Знатоки математики»
|
1 |
практика |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
практика |
|
|
|
Всего |
34 |
Теория- 2 ч. Теория + практи-ка - 12 ч. Практика - 20 ч. |
|
|
1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов
должны знать:
Ø инварианты;
Ø правила решения ребусов;
Ø правила математического соревнования;
Ø алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.
должны уметь:
Ø решать ребусы;
Ø решать задачи на инварианты;
Ø задачи на взвешивания;
Ø решать задачи на логику;
Ø решать арифметические задачи;
Ø решать задачи на переливания.
2. Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
Ø решать задачи на разрезания и складывание фигур.
Ø самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
Ø работать в группах;
Ø аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
Ø извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
Ø самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Ø уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;
Ø приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;
Ø повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка
Литература:
1. Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
2. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
3. Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
5. Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
6. Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
7. Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
8. Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
9. В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.