Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика +1
4 кл—5 кл
20.01.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)
ВУД_Математический марафон_4 кл..docx

 

 

 

Рабочая программа  по внеурочной деятельности

"Математический марафон"

 

Направление: общеинтеллектуальное

4 класс

 

malchik-pishet-uchenik
 


 Учитель: Калачева М.В.

учитель начальных классов

высшей категории.

 

Кол-во часов в год: 34 часа

В неделю: 1 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 уч. г.

 

 

 

Пояснительная записка.

    Рабочая программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе

ü авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

ü учебного плана МБОУ ЦО № 47 на 2018-2019 уч.год.

   

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

 

             Программа предназначен для развития математических способно­стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

 

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

 

 

 

 

Задачи программы:

·        расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

·        развитие краткости речи;

·        умелое использование символики;

·        правильное применение математической терминологии;

·        умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

·        умение делать доступные выводы и обобщения;

·        обосновывать свои мысли.

 

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются:

Ø формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

Ø освоение эвристических приемов рассуждений;

Ø  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

Ø решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Ø развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

Ø  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

Ø  формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

Ø  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 

Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».

 

Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

Ø развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Ø развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

Ø воспитание чувства справедливости, ответственности;

Ø развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

Ø сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Ø моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше­ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Ø применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

 

Ø анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

Ø включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Ø выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

Ø аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Ø сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

Ø  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

 

Принципы реализации программы:

Ø Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

Ø Коллективизм;

Ø Креативность (творчество);

Ø Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  

Ø Научность;

Ø Сознательность и активность учащихся;

Ø Наглядность.

 

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.

 

Методы:

Ø Взаимодействие;

Ø Поощрение;

Ø Наблюдение;

Ø Коллективная работа;

Ø  Игра.

Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.

 

 

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40-45 минут

 

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

 

 

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Требования к результатам освоения:

 

Ø Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

Ø Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

Ø Решать логические задачи.

Ø Работать в коллективе и самостоятельно.

Ø Расширить  свой математический кругозор.

Ø Пополнить свои математические знания.

Ø Научиться работать с дополнительной литературой.

 

Универсальные учебные действия

Ø Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Ø Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Ø Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Ø Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Ø Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Ø Воспроизводить способ решения задачи.

Ø Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Ø Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Ø Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Ø Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Ø Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Ø Конструировать несложные задачи.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

 

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 

Учебно-тематический план

 

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

 

№ п/п

Тема

К-во часов

1

Царство математики

7

2

Мир задач

4

3

Логические задачи.

10

4

Упражнения на быстрый счет.

4

5

Переливания

2

6

Выпуск математической  газеты

 

1

7

     Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

1.     Царство математики ( 7 часов)

 

О математике с улыбкой. ( 2 часа)

·        Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,

·        Решение интересных задач. Веселая викторина.

 

Из истории чисел. (2 часа)

·        Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

 

Математические игры. ( 1 час)

·        Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

 

Четные и нечетные числа. (2 часа)

·        Свойства  четных и нечетных чисел

·        Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

 

2.     Мир задач ( 4 часа)

 

Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)

  • Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:

 

Задачи, решаемые с конца. (1 час)

  • Задуманное число
  • Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

 

Задачи на взвешивания( 1 час)

  • Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

 

3.     Логические задачи. (10 часов)

 

Истинностные задачи. (1 час)

  • Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

 

 

Несерьезные задачи.  (1 час)

  • Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

 

Логика и рассуждения(1 ч.)

·        Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

 

Задачи с подвохом.(1 час)

·        Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

 

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

Математические ребусы (2 часа)

 

4.     Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

 

·        Вычисли наиболее удобным способом.

·        Умножение на 9 и на 11.

·        Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

·        Использование изменения порядка счета.

 

5.     Переливания.(2 часа)

 

6.     Выпуск математических газет ( 1 час)

 

7.     Математическая олимпиада. (5 часов)

·        Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

·        Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

8.     Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно -тематическое планирование занятий

 

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы проведения занятий

Дата

Факт

Царство математики ( 7 часов)

 

1

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых.

 

1

теория

 

 

2

Решение интересных задач. Веселая викторина.

 

1

практика

 

 

3

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними.

 

1

теория + практика

 

 

4

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними.

 

1

теория + практика

 

 

 

5

Математические игры.

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число»

 

1

практика

 

 

6

Четные и нечетные числа.

Свойства  четных и нечетных чисел

 

1

теория

 

 

7

Четные и нечетные числа.

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.

 

1

теория + практика

 

 

Мир задач ( 4 часа)

 

8

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Таинственные задачи.

 

1

теория + практика

 

 

9

Задачи-шутки, задачи-загадки.  

Задачи на определение возраста

.

1

практика

 

 

10

Задачи, решаемые с конца.

 Задуманное число

Крестьянин и царь. Сколько было яиц?

1

практика

 

 

11

Задачи на взвешивания.

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.

 

1

практика

 

 

 

Логические задачи. (10 часов)

 

12

Истинностные задачи.

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.

 

1

практика

 

 

13

Несерьезные задачи. 

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.

 

1

практика

 

 

14

Логика и рассуждения.

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.

 

1

практика

 

 

15

Задачи с подвохом.

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.

 

1

практика

 

 

16

Задачи на разрезания и складывание фигур. Игра «Попробуй раздели»

 

1

практика

 

 

17-18

Задачи на разрезания и складывание фигур. Головоломка "Танграм"

 

2

теория + практика

 

 

19

Задачи на разрезания и складывание фигур. Составление фигур из частей Колумбова яйца

 

1

практика

 

 

20-21

Математические ребусы

2

теория + практика

практика

 

 

Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

 

22

Вычисли наиболее удобным способом.

 

 

теория + практика

 

 

23

Умножение на 9 и на 11.

 

 

теория + практика

 

 

24

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

 

 

теория + практика

 

 

25

Использование изменения порядка счета.

 

теория + практика

 

 

Переливания.(2 часа  )

 

26

Задачи на переливание

 

1

теория + практика

 

 

27

Задачи на переливание

 

1

практика

 

 

28

Выпуск математической газеты

1

практика

 

 

Математические олимпиады. (5 часов)

 

29

Подготовка и участие в математических олимпиадах

 

1

практика

 

 

30

Подготовка и участие в математических олимпиадах

 

1

практика

 

 

31

Подготовка и участие в математических олимпиадах

 

1

практика

 

 

32

Конкурс «Лучший математик»

 

1

практика

 

 

33

Конкурс «Знатоки математики»

 

1

практика

 

 

34

Итоговое занятие

1

практика

 

 

 

Всего

34

Теория- 2 ч.

Теория + практи-ка - 12 ч.

Практика - 20 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В результате работы по рабочей программе учащиеся 4 классов

 

 должны знать:

 

Ø инварианты;

Ø правила решения ребусов;

Ø правила математического соревнования;

Ø алгоритм решения текстовых задач решаемых с конца.

 

                  должны уметь:

Ø решать ребусы;

Ø решать задачи на инварианты;

Ø  задачи  на взвешивания;

Ø решать задачи на логику;

Ø решать арифметические задачи;

Ø решать задачи на переливания.

 

2. Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 

Ø решать задачи на разрезания и складывание фигур.

Ø самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

Ø работать в группах;

Ø аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;

Ø извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

Ø самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Ø уметь принять правильное направление в решении текстовых задач;

Ø приобрести исследовательские компетенции в решении математических задач;

Ø повысить интерес к предмету; обеспечить эмоциональное благополучие ребенка

 

 

Литература:

1.                  Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.

2.                  Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994

3.                  Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.

4.                  Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.:     Наука, Главная редакция физико­-

математической литературы, 2006г.

5.                  Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;

6.                  Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.

7.                  Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.

8.                  Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»

9.                  В.А. Володкович. Сборник логически задач. , М.:»Дом педагогики»,2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический марафон" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020