Рабочая программа по математике и конструированию разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Венгерская СОШ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика и конструирование» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
· учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
· учиться планировать учебную деятельность на уроке;
· высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
· определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
· делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
· добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· вступать в беседу на уроке и в жизни.
· совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе являются формирование следующих умений:
· расширить геометрические знания и представления
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Геометрическая составляющая (16 часов)
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование (18 часов)
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема урока |
Количество часов |
Практика |
Контроль |
|
Сравнение фигур по различным признакам. Аппликация «Гусеница» |
1 |
|
|
|
Сравнение фигур по различным признакам. Аппликация: цветок из геометрических фигур трафарета. |
1 |
|
|
|
Классификация фигур по размеру и форме. Аппликация «Цветок» |
1 |
|
|
|
Классификация фигур по форме. Ось симметрии. |
1 |
|
|
|
Сравнение фигур. Квадрат. Аппликация «Дерево» |
1 |
|
|
|
Геометрические фигуры. (обобщающее занятие). Ёлочка из бумажных полосок. |
1 |
|
|
|
Симметричный орнамент. Аппликация «Орнамент» |
1 |
|
|
|
Начальные геометрические понятия: точка и прямая. Аппликация « Осенняя ветка» |
1 |
|
|
|
Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведённых через одну точку и через две точки. Построение фигур из треугольников. |
1 |
П.р. |
|
|
Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. Аппликация « Осьминожка из ладошки» |
1 |
|
|
|
Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. Составление аппликации самостоятельно, используя в качестве трафарета ладошку. |
1 |
|
|
|
Квадрат. Диагональ квадрата. Аппликация «Бабочка» |
1 |
|
|
|
Контрольная работа. |
1 |
|
К.р. |
|
Окружность и круг. Аппликация «Снеговик» |
1 |
|
|
|
Диаметр окружности. Изготовление ребристого шара. Окружность и её элементы. Строим орнамент с помощью циркуля и раскрашиваем цветными карандашами. Диаметр окружности. Изготовление ребристого шара. Окружность и её элементы. Строим орнамент с помощью циркуля и раскрашиваем цветными карандашами. Диаметр окружности. Изготовление ребристого шара. Окружность и её элементы. Строим орнамент с помощью циркуля и раскрашиваем цветными карандашами. Диаметр окружности. Изготовление ребристого шара. Окружность и её элементы. Строим орнамент с помощью циркуля и раскрашиваем цветными карандашами. |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
П.р. П.р. П.р. П.р. |
|
|
Окружность и её элементы. Строим орнамент с помощью циркуля и раскрашиваем цветными карандашами. |
1 |
|
|
|
Внутри и снаружи. Базовые формы оригами. (треугольник, дверь, стрела, конверт) |
1 |
|
|
|
Замкнутая или незамкнутая. Базовые формы оригами. (дом, водяная бомбочка, рыба) |
1 |
|
|
|
Луч, угол, вершина угла. Базовые формы оригами (квадрат, катамаран) |
1 |
|
|
|
Прямой угол. Виды углов. Базовые формы оригами (птица, лягушка) |
1 |
|
|
|
Виды углов, сравнение углов. Оригами «Тюльпан» |
1 |
|
|
|
Треугольник, вершина, стороны. Аппликация « Разноцветная игрушка» |
1 |
|
|
|
Виды треугольников. Оригами «Лебедь» |
1 |
|
|
|
Построение треугольников. Составление из треугольников других фигур. |
1 |
|
|
|
Четырёхугольники. Виды четырёхугольников. Виды симметричного вырезания. |
1 |
|
|
|
Четырёхугольники. Вершины, стороны, диагональ. Виды симметричного вырезания. |
1 |
|
|
|
Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Виды симметричного вырезания. |
1 |
|
|
|
Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды симметричного вырезания. |
1 |
П.р. |
|
|
Сходство и различие четырёхугольников. Подвижная геометрическая игрушка «Калейдоскоп». |
1 |
|
|
|
Сходство и различие четырёхугольников. Подвижная геометрическая игрушка «Калейдоскоп». |
1 |
|
|
|
Контрольная работа. |
1 |
|
К.р. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВ1НЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
№ п/п |
Тема занятия |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Примечание |
Дата |
|
п |
ф |
||||
1. |
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. |
|
С. 4-9 |
|
|
2. |
Изготовление изделий в технике оригами — «Воздушный змей» |
|
Приложение 4, с. 84, 85 |
|
|
3. |
Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника |
Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.
|
С. 10-13 |
|
|
4. |
Прямоугольник. Практическая работа «Изготовление модели складного метра». |
С. 14-17 Приложение 1,с. 80-81
|
|
|
|
5. |
Свойство противоположных сторон прямоугольника. |
С. 18-21 |
|
|
|
6. |
Диагонали прямоугольника и их свойства. |
С. 22-23 |
|
|
|
7. |
Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства |
С. 24-31 |
|
|
|
8. |
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника. |
|
С. 32-34 |
|
|
9. |
Середина отрезка |
Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений) Строить отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины) |
С. 35-38 |
|
|
10. |
Середина отрезка |
|
|
||
11. |
Построение отрезка, равного данному, с по мощью циркуля |
С. 43-45 |
|
|
|
12. |
Практическая работа «Изготовление пакета для хранения счётных палочек» |
Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата) |
С. 39-40 |
|
|
13. |
Практическая работа «Изготовление подставки для кисточки» |
С. 42 |
|
|
|
14. |
Практическая работа «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» |
С. 31 |
|
|
|
15. |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность |
С. 46-56 |
|
|
16. |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
|
|
||
17. |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
|
|
||
18. |
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). |
|
|
||
19. |
Построение прямоугольника, вписанного в окружность |
|
|
||
20. |
Практическая работа «Изготовление ребристого шара» |
Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию |
С. 57, 58, 64 |
|
|
21. |
Практическая работа «Изготовление аппликации «Цыплёнок»» |
|
|
|
|
22. |
|
|
|
||
23. |
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток» |
Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля |
С. 67-69 |
|
|
24. |
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. |
Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней действия |
С. 70-76 |
|
|
25. |
Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо) |
|
|
||
26. |
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». |
Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия |
С. 77-79 |
|
|
27. |
Изготовление чертежа по рисунку изделия |
|
|
|
|
28. |
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» |
Дополнять чертёж недостающим размером |
Приложения 2, 3 с. 82, 83 |
|
|
29. |
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор» |
|
|
||
30. |
Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук» |
Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки |
Приложения 5, 6 с. 86-89 |
|
|
31. |
|
|
|
||
32. |
Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. |
Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов |
Приложение 7,с. 90-95 |
|
|
33. |
Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». |
|
|
|
|
34. |
Работа с набором «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика и конструирование» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
· учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
· учиться планировать учебную деятельность на уроке;
· высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
· работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
· определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
· делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
· добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
· добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
· перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· выразительно читать и пересказывать текст;
· вступать в беседу на уроке и в жизни.
· совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
· учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе являются формирование следующих умений:
· расширить геометрические знания и представления
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
Сборник рабочих программ Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебной системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образовательных организаций М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. Москва. Издательство «Просвещение» - 2014.
Пособие для учащихся
Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы, авт. С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2013 г.
Наборы
счётных палочек.
2. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус,
прямоугольный
параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
3. Демонстрационная оцифрованная линейка.
4. Демонстрационный чертёжный треугольник.
5. Демонстрационный циркуль.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.