Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 4 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
история
4 кл
17.02.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной" 4 класс
Актуальность программы: Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России;воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Мой край родной 4 класс.docx

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мой край родной»

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией В.И. Сподина, Х. Мансийск, 1992год «Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» разработана на основе:

-                     учебного плана на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения        в соответствии:

-                     с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

-                     с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в

-                     Место в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год, 1 час в неделю.

Актуальность программы:

Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России;воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.

Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

-       формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

-       познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;

-       осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

-       развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

-       формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

-       укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

-       формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

-       позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие задачи:

-       развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

-       создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;

-       укреплять семейные отношения.

 

 

 

 

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса обучающиеся на ступени начального общего образования:

Личностные результаты:

-       осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

-       осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

-        осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

-       уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-       уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-        расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

-       способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

-       установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

-       получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

-        обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

-       получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-        изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

-       получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

-       примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметными результатами:

-        способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-        умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-       освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

-        способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. 

Предметными результатами:

-       усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

-       сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

-       владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

-        умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-       владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

-        овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-        понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

-        понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

-        понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

 

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Должны знать:

-       краткие сведения об истории города, округа;

-       основные традиции школы;

-       различать символику Лянтора;

-       название близлежащих улиц;

-       стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.

-       краткие сведения об истории района;

-       различать символику Сургутского района;

-       основные социальные объекты и достопримечательности;

-       стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

-       общие сведения об истории поселка, района, округа;

-       различать символику Сургутского района, ХМАО — Югра;

-       основные социальные объекты и достопримечательности;

-       стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Должны уметь:

-       оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;

-       правила безопасности в природе и на улицах города;

-       уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

-       выказывать точку зрения, умение слушать других;

-       уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

-       выказывать точку зрения, умение слушать других;

-       уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

 

К концу обучения школьники

Должны знать:

·         элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города, Кузбасса;

·         простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края;

·         знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой;

Должны уметь:

·         выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

·         подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов;

·         выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

 

Первый уровень результатов освоения программы  «Мой родной край» - духовно-нравственные приобретения, которые получат учащиеся вследствие участия их в экскурсиях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе исследовательских лабораторий.

Третий уровень результатов - получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к историческим памятникам, в музеи, краеведческие КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации проектов.

 

 

 

Учебно-тематический план

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Введение

6

2

Я и моя семья

10

3

Природа родного края

5

4

Мой город

6

5

Край, в котором я живу.

7

 

Итого:34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

1.     Введение (6 ч)

 Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

2. Я и моя семья(10 ч)

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье.

Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.

3. Природа родного края (5 ч)

Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.

«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.

 

 

4.Мой поселок (6 ч)

Цель блока: прививать любовь к родному городу, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города.

История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение поселка, время образования, геральдика. Улицы поселка. Памятники и исторические здания.

 

5.Край, в котором я живу (7 ч)    

Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.

Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

УУД Деятельность учащихся

 

 

Планируемые результаты

план

факт

Введение (6 часов)

1

Знакомство с детьми.

2.09

 

Личностные результаты:

-        осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

-        осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

-         осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

-        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-        уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-         расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

-        отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-         изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

-        получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

-        примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Знать:

-          краткие сведения об истории города, округа;

-           основные традиции школы;

-          различать символику Лянтора;

-          название близлежащих улиц;

-          стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.

-           краткие сведения об истории района;

-        различать символику Сургутского района;

-        основные социальные объекты и достопримечательности

-        стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

-        общие сведения об истории поселка, района, округа;

-        различать символику Сургутского района, ХМАО — Югра;

-        основные социальные объекты и достопримечательности

-        стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

 

2-3

Введение в образовательную программу.

9.09

 

16.09

 

4

Что значит «край», «родина».

23.09

 

5

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Польза и значение краеведения

 

(изучение и познание окружающего мира).

 

30.09

 

 

7.10

 

Я и моя семья(10 ч)

7

Я, мое имя, его значение.

14.10

 

-        способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

-         установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

-        получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; лучше узнать свою малую Родину- Югру;

-         обретут чувство гордости за свою малую Родину - Югру, быт коренных народов Севера и их историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

 

Уметь:

-          оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;

-          правила безопасности в природе и на улицах города;

-          уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

-          выказывать точку зрения, умение слушать других;

-          уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

-          выказывать точку зрения, умение слушать других;

-          уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

 

8

С кем я живу.

21.10

 

9

В этом доме я живу.

28.10

 

10

Пословицы, поговорки о доме, семье.

11.11

 

11

Место работы, учебы членов семьи.

18.11

 

12

Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).

25.11

 

13

Моя дорога в школу.

2.12

 

14

Наш домашний зоопарк.

9.12

 

15

Мои обязанности по дому.

16.12

 

16

День именинника.

 

 

 

Природа родного края (5 ч)

 

17

«Природа родного края».

23.12

 

-        получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-         изучат растительный и животный мир Югры, традиции и устои коренных народов Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей Югорской земли;

-        получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

-        примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

 

18

Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.

13.01

 

19

Знакомство с «Красной книгой» Югры.

20.01

 

20

История ее создания.

27.01

 

21

Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийского края.

3.02

 

Мой поселок (6 ч)

 

22

История школы.

10.02

 

Метапредметными результатами :

-         способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-         умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-        освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

-         способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. 

 

 

23

Традиции школы.

14.02

 

24

Название поселка.

21.02

 

25

Возникновение поселка, время образования, геральдика.

28.02

 

26

Улицы поселка.

 

 

27

Памятники и исторические здания.

 

 

 

 

Край, в котором я живу (7 ч)

28

Понятие о ХМАО как о составной части России.

 

 

Предметными результатами:

-        усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

-        сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

-        владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

-         умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-        владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

-         овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-         понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

-         понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

-         понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

 

 

29

Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом.

 

 

30

Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты.

 

 

31

Традиционная мужская и женская одежда.

 

 

32

Предметы быта народа ханты и манси.

 

 

33

Интерьер жилища. Традиционные занятия.

 

 

 

34

Итоговое занятие по всем темам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное обеспечение

 

1.     Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г

2.     Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г

3.     Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г

4.     Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.

5.     Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.

6.     Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.

7.     Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.

8.     Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.

 

ДЛЯ УЧЕНИКА

1.     История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов

2.     Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2010г.

3.     Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.

4.     Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста:Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.

 

 

 


 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной»

России;воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта

России;воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта

Развивающие задачи: - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные…

Развивающие задачи: - развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные…

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

Родину- Югру; - обретут чувство гордости за свою малую

Родину- Югру; - обретут чувство гордости за свою малую

Метапредметными результатами: - способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и…

Метапредметными результатами: - способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и…

России, в ее современной жизни; - понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре

России, в ее современной жизни; - понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового…

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового…

Должны уметь: - оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»; - правила безопасности в природе и на улицах города; -…

Должны уметь: - оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»; - правила безопасности в природе и на улицах города; -…

Должны уметь: · выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе; · подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов; · выражать…

Должны уметь: · выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе; · подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов; · выражать…

Учебно-тематический план №

Учебно-тематический план №

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать…

Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать…

Цель блока: изучить основные понятия о

Цель блока: изучить основные понятия о

Знакомство с детьми. 2.09

Знакомство с детьми. 2.09

России; - уважение к истории и культуре всех народов

России; - уважение к истории и культуре всех народов

Родину- Югру; - обретут чувство гордости за свою малую

Родину- Югру; - обретут чувство гордости за свою малую

Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей

Севера; знакомятся с творчеством поэтов и писателей

Край, в котором я живу (7 ч) 28

Край, в котором я живу (7 ч) 28

Понятие о ХМАО как о составной части

Понятие о ХМАО как о составной части

Учебное обеспечение 1.

Учебное обеспечение 1.

Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред

Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред
Скачать файл