Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа - детский сад № 18»
|
Утверждаю Директор МБОУ «Школа- детский сад № 18» Приказ от 31.08.2021№____ ___________Г.В. Байздренко МП
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматное королевство»
на 2021 – 2022 учебный год
Основное общее образование: 5-7 класс
Количество часов: 34
УМК: Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2019, Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет, И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 2020. ,Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. –АСТ, 2021
Учитель: Агульянова Наталья Вячеславовна __________
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.
Личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Обучающиеся школы должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
¾ названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
¾ шахматные правила FIDE;
¾ обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
¾ ценность шахматных фигур.
¾ принципы игры в дебюте;
¾ основные тактические приемы;
¾ термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
¾ некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
¾ правила игры в миттельшпиле;
¾ основные элементы позиции.
¾ правильно разыгрывать дебют;
¾ грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
¾ проводить элементарно анализ позиции;
¾ составлять простейший план игры;
¾ находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
¾ точно разыгрывать простейшие окончания;
¾ пользоваться шахматными часами.
Обучающиеся школы должны знать:
¾ ориентироваться на шахматной доске;
¾ играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
¾ правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
¾ различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
¾ рокировать;
¾ объявлять шах, мат;
¾ решать элементарные задачи на мат в один ход.
¾ правильно вести себя за доской;
¾ записывать шахматную партию;
¾ матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
¾ грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
¾ находить несложные тактические приемы;
¾ точно разыгрывать простейшие окончания.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:
2. Содержание программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.
Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не» ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.
Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.
Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)
Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.
Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.
Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.
Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.
Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
3. Тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.
Тема |
Количество часов |
Организационное занятие |
5 |
Шахматы – спорт, наука, искусство |
2 |
Правила игры |
2 |
Первоначальные понятия |
6 |
Тактика игры |
5 |
Шахматное мастерство |
14 |
Итого |
34 |
4. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
I четверть |
|||
Организационное занятие (5 часов) |
|||
1 |
02.09 |
Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля. |
1 |
2 |
09.09 |
Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. |
1 |
3 |
16.09
|
Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. |
1 |
4 |
23.09
|
Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. |
1 |
5 |
30.09 |
Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали. |
1 |
Шахматы – спорт, наука, искусство (2 часа) |
|||
6 |
07.10 |
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. |
1 |
7 |
14.10 |
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали. |
1 |
Правила игры (2 часа) |
|||
8 |
21.10 |
Центр. Форма центра. Количество полей в центре. |
1 |
II четверть |
|||
9 |
11.11 |
Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. |
1 |
Первоначальные понятия (6 часов) |
|||
10 |
18.11 |
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар» |
1 |
11 |
25.11 |
«Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых» |
1 |
12 |
02.12 |
«Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности» |
1 |
13 |
09.12 |
Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат» |
1 |
14 |
16.12 |
Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат» |
1 |
15 |
23.12 |
Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей. |
1 |
III четверть |
|||
Тактика игры (5 часов) |
|||
16 |
13.01 |
Техника расчета. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности |
1 |
17 |
20.01 |
Правило квадрата. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. |
1 |
18 |
27.01 |
Подсчет ходов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. |
1 |
19 |
03.02 |
Подсчет количества ударов. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество. |
1 |
20 |
10.02 |
«Блуждающий квадрат» |
1 |
Шахматное мастерство (14 часов) |
|||
21 |
17.02 |
Мотивы и идея комбинации. |
1 |
22 |
24.02
|
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. |
1 |
23 |
03.03
|
Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. |
1 |
24 |
10.03 |
Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. |
1 |
25 |
17.03 |
Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. |
1 |
26 |
24.03 |
Понятие о шахматном турнире. |
1 |
IV четверть |
|||
27 |
07.04 |
Правила поведения при игре в шахматных турнирах. |
1 |
28 |
14.04 |
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах. |
1 |
29 |
21.04 |
Центр (пешечный и фигурный). |
1 |
30 |
28.04 |
Позиция и сила фигур. Два слона. |
1 |
31 |
05.05 |
Дебют и его задачи. |
1 |
32 |
12.05 |
Владение центром. Лучшее развитие. |
1 |
33 |
19.05 |
Основные идеи эндшпиля. |
1 |
34 |
26.05 |
Матовые и патовые позиции. |
1 |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР
______/_________________/ __________________2021 года |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Школа-детский сад №18»
___________/ Г.В. Байздренко _____________ 2021 года |
Лист корректировки рабочей программы
(календарно-тематического планирования рабочей программы)
Предмет внеурочной деятельности общеинтелектуального направления
«Шахматное королевство»
Класс 5-7
Учитель Агульянова Наталья Вячеславовна
№ урока |
Дата по осн. КТП |
Дата проведения |
Тема |
Количество часов |
Причина корректировки |
Способ корретировки |
|
по плану |
дано |
||||||
|
|||||||
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Агульянова Н.В. ___________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.