РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматное королевство» на 2021 – 2022 учебный год
Оценка 4.6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматное королевство» на 2021 – 2022 учебный год

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
08.01.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматное королевство»  на 2021 – 2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматное королевство» на 2021 – 2022 учебный год
шахматы 5-7 класс.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа - детский сад № 18»

 

 

 

 

Утверждаю

Директор МБОУ «Школа-

детский сад № 18»

Приказ от 31.08.2021____

___________Г.В. Байздренко

МП

 

 

 

 

 

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Шахматное королевство»

на 2021 – 2022 учебный год

 

 

Основное общее образование: 5-7 класс

Количество часов: 34

  УМК: Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2019, Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет, И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 2020. ,Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. –АСТ, 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Агульянова Наталья Вячеславовна   __________

1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.

Личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:

определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

3. Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Обучающиеся  школы должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

¾  названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

¾  шахматные правила FIDE;

¾  обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

¾  ценность шахматных фигур.

¾  принципы игры в дебюте;

¾  основные тактические приемы;

¾  термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

¾  некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).

¾  правила игры в миттельшпиле;

¾  основные элементы позиции.

¾  правильно разыгрывать дебют;

¾  грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

¾  проводить элементарно анализ позиции;

¾  составлять простейший план игры;

¾  находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;

¾  точно разыгрывать простейшие окончания;

¾  пользоваться шахматными часами.

Обучающиеся  школы должны знать:

¾  ориентироваться на шахматной доске;

¾  играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

¾  правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

¾  различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

¾  рокировать;

¾  объявлять шах, мат;

¾  решать элементарные задачи на мат в один ход.

¾  правильно вести себя за доской;

¾  записывать шахматную партию;

¾  матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

¾  грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

¾  находить несложные тактические приемы;

¾  точно разыгрывать простейшие окончания.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия:

 

2. Содержание программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.

Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности особенности психологической подготовки  юного шахматиста. Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.

Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не» ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практическая работа: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практическая работа: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практическая работа: решение арифметических задач (типа «Укого больше?») и логических задач  («типа «Какая фигура ценнее?»)

  Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практическая работа: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.

Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения  одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

Соревнования Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

 

3. Тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.

 

Тема

Количество часов

Организационное занятие

5

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

Правила игры

2

Первоначальные понятия

6

Тактика игры

5

Шахматное мастерство

14

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс.

 

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

I четверть

Организационное занятие (5 часов)

1

02.09

Знакомство с шахматной доской. Белые и чёрные поля.

1

2

09.09

Чередование белых и чёрных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

1

3

16.09

 

Положение доски между партнёрами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске.

1

4

23.09

 

Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске.

1

5

30.09

Чередование белых и чёрных полей в горизонтали и вертикали.

1

Шахматы – спорт, наука, искусство (2 часа)

6

07.10

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.

1

7

14.10

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая чёрная диагональ. Короткие диагонали.

1

Правила игры (2 часа)

8

21.10

Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

1

II четверть

9

11.11

Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. 

1

Первоначальные понятия (6 часов)

10

18.11

«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»

1

11

25.11

«Взятие», «Перехитри часовых», «Сними часовых»

1

12

02.12

«Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности»

1

13

09.12

Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат»

1

14

16.12

Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат»

1

15

23.12

Сходства и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

1

III четверть

Тактика игры (5 часов)

16

13.01

Техника расчета. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности

1

17

20.01

Правило квадрата. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита.

1

18

27.01

Подсчет ходов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита.

1

19

03.02

Подсчет количества ударов. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

1

20

10.02

 «Блуждающий квадрат»

1

Шахматное мастерство (14 часов)

21

17.02

Мотивы и идея комбинации.

1

22

24.02

 

Понятие о дебюте. Классификация дебютов.

1

23

03.03

 

Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр.

1

24

10.03

Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр.

1

25

17.03

Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте.

1

26

24.03

Понятие о шахматном турнире.

1

IV четверть

27

07.04

Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

1

28

14.04

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

1

29

21.04

Центр (пешечный и фигурный).

1

30

28.04

Позиция и сила фигур. Два слона.

1

31

05.05

Дебют и его задачи.

1

32

12.05

Владение центром. Лучшее развитие.

1

33

19.05

Основные идеи эндшпиля.

1

34

26.05

Матовые и патовые позиции.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

 

______/_________________/

__________________2021 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Школа-детский сад №18»

 

___________/ Г.В. Байздренко

_____________ 2021 года

 

 

Лист корректировки рабочей программы

(календарно-тематического планирования рабочей программы)

             

Предмет внеурочной деятельности общеинтелектуального направления

«Шахматное королевство»

Класс 5-7

Учитель Агульянова Наталья Вячеславовна

 

№ урока

Дата по осн. КТП

Дата проведения

Тема

Количество часов

 

 

Причина корректировки

 

 

Способ корретировки

по плану

дано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агульянова Н.В. ___________

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - детский сад № 18»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа - детский сад № 18»

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования)

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования)

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс

Содержание программы внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс

Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте

Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Шахматное королевство» 5-7 класс

Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр

Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр

СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по

СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по

Агульянова Н.В. ___________

Агульянова Н.В. ___________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2022