|
|
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по общекультурному
направлению «Творчество без границ» для 9 класса
учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Нусинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Григорьевой Лены Ильясовны
|
2019-2020 учебный год
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты
регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;
-занятие самостоятельным исследовательским поиском;
- умение различать способ и результат действия;
- внесение коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- ориентация в музейной терминологии;
- определение особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составление плана поисково-исследовательского проекта;
- нахождение и обработка информации;
- анализ объектов, выделение главного;
- заполнение бланков музейной документации по работе с фондами;
- проектирование простой экспозиции;
- комплектование материала для выставки;
- составление текста экскурсии к выставке;
- ориентирование в экспозиционно-выставочном пространстве;
- оформление и хранение краеведческого материала, ведение элементарных краеведческих записей;
- описание конкретных экспонатов и событий;
познавательные:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
коммуникативные:
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Личностные результаты:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
-формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения ( 10 ч).
Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др. Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.
Музеи мира: история и современность (8 ч).
Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Основные виды музеев в РФ (10 ч).
Классификация музеев в Российской Федерации. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира.
Музейный предмет, как первоисточник (6 ч).
Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историкокультурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные.
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов (12 ч).
Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.
Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры (6 ч).
Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Музейная экспозиция (6 ч).
Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.
Культурно-образовательная деятельность музея (11 ч).
Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.
Проектная работа (1 ч.)
«Творчество без границ»
Календарно- тематическое планирование
№ |
Изучаемый раздел, тема урока |
Количество часов |
Основные формы занятий и виды деятельности |
Календарные сроки |
|
Планируемые сроки |
Фактические сроки |
||||
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. |
|||||
1 |
Цели и задачи занятий по программе «Творчество без границ». |
1 |
Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы. Знакомить с основными понятиями и терминами; работать со словарем, организовать творческую мастерскую. Выявлять историю музеев мира от первых музеев Древней Греции до сегодняшних дней. Работать в группе, участвовать в игре «Музеи мира». Создать творческую работу- сочинение «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями». Исследовать соблюдение требований к температурно-влажностному режиму хранения экспонатов. Составлять план поисково-собирательской деятельности. Составлять алгоритм научно-исследовательской работы. Выявлять требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования на основе анализа творческих работ. Осуществлять поиск информации на стендах экспозиции музея, в архивных материалах, встречаться с участниками исторических событий, записывать воспоминания; проводить анкетирование. Работать с письменной информацией, выявлять роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности |
|
|
2 |
Основные понятия и термины музееведения. |
1 |
|
|
|
3 |
Этимология слова «музей». |
1 |
|
|
|
4 |
Основные задачи, стоящие перед музеем. |
1 |
|
|
|
5 |
Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др. |
1 |
|
|
|
6 |
Роль музея в жизни человека. |
1 |
|
|
|
7 |
Музей как сосредоточение истории и памяти народа. |
1 |
|
|
|
8 |
Особенности музейного здания, интерьера. |
1 |
|
|
|
9 |
Становление и развитие музейного дела. |
1 |
|
|
|
10 |
Главные задачи и функции музеев. |
1 |
|
|
|
Музеи мира: история и современность . |
|
||||
11 |
Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон).
|
1 |
|
|
|
12 |
Общественные и частные собрания Древнего Рима. |
1 |
|
|
|
13-14 |
Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). |
2 |
|
|
|
15 |
Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). |
1 |
|
|
|
16 |
Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. |
1 |
|
|
|
17 |
Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв. |
1 |
|
|
|
18 |
Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. |
1 |
|
|
|
Основные виды музеев в РФ. |
|
||||
19 |
Классификация музеев в Российской Федерации. |
1 |
|
|
|
20 |
Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. |
1 |
|
|
|
21 |
Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др |
1 |
|
|
|
22 |
Типы музеев. |
1 |
|
|
|
23 |
Музей под открытым небом. |
1 |
|
|
|
244 |
Музей-заповедник. |
1 |
|
|
|
25 |
Музей-усадьба. |
1 |
|
|
|
26 |
Мемориальный музей. |
1 |
|
|
|
27 |
Дом-музей. |
1 |
|
|
|
28 |
Музей-квартира. |
1 |
|
|
|
Музейный предмет, как первоисточник. |
|
||||
29 |
Понятие о музейном предмете.
|
1 |
|
|
|
30-31 |
Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. |
2 |
|
|
|
32 |
Научная, историкокультурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. |
1 |
|
|
|
33 |
Классификация музейных предметов. |
1 |
|
|
|
34 |
Основные типы источников – вещевые, письменные. |
1 |
|
|
|
Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов. |
|
||||
35 |
Понятие фондов музея. |
1 |
|
|
|
36 |
Комплектование фондов. |
1 |
|
|
|
37-38 |
Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. |
2 |
|
|
|
39 |
Коллекции: характеристика и описание. |
1 |
|
|
|
40 |
Фондовый учет музейных предметов. |
1 |
|
|
|
41 |
Учетная документация. |
1 |
|
|
|
42 |
Условия сохранности музейных предметов. |
1 |
|
|
|
43 |
Режим хранения. |
1 |
|
|
|
44-45 |
Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. |
2 |
|
|
|
46 |
Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. |
1 |
|
|
|
Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры. |
|
||||
47-48 |
Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). |
2 |
|
|
|
49 |
Изучение музейных предметов и коллекций. |
1 |
|
|
|
50 |
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. |
1 |
|
|
|
51 |
Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. |
1 |
Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы. |
|
|
52 |
Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности. |
1 |
|
|
|
Музейная экспозиция. |
|
||||
53 |
Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов.
|
1 |
|
|
|
54 |
Экспозиции (постоянные и временные, тематические). |
1 |
Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы. |
|
|
55 |
Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). |
1 |
|
|
|
56 |
Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. |
1 |
|
|
|
57 |
Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. |
1 |
|
|
|
58 |
Проект виртуальной выставки и концепция выставки. |
1 |
|
|
|
Культурно-образовательная деятельность музея. |
|
||||
59-60 |
Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. |
2 |
|
|
|
61 |
Музей и общество. |
1 |
|
|
|
62 |
Коммуникативная связь музея с обществом. |
1 |
|
|
|
63 |
Виды культурно-просветительской работы музея. |
1 |
|
|
|
64 |
Музейная экскурсия. |
1 |
|
|
|
65 |
Подготовка и проведение экскурсии. |
1 |
|
|
|
66 |
Основные требования к экскурсии. |
1 |
|
|
|
67-68 |
Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). |
2 |
Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы. |
|
|
69 |
Правила поведения экскурсовода. |
1 |
|
|
|
Проектная работа. |
|
|
|||
70 |
«Творчество без границ» |
1 |
проектные работы |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.