Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творчество без границ» для 9 класса

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кружок по общекультурному направлению.docx

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

по  внеурочной деятельности по общекультурному

направлению «Творчество без границ» для 9 класса

учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Нусинская основная общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

Григорьевой Лены Ильясовны

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

2019-2020 учебный год

Планируемые результаты освоения программы

 

Метапредметные результаты

регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;

-занятие самостоятельным исследовательским поиском;

- умение различать способ и результат действия;

- внесение коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- ориентация в музейной терминологии;

- определение особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- составление плана поисково-исследовательского проекта;

- нахождение и обработка информации;

- анализ объектов, выделение главного;

- заполнение бланков музейной документации по работе с фондами;

- проектирование простой экспозиции;

- комплектование материала для выставки;

- составление текста экскурсии к выставке;

- ориентирование в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформление и хранение краеведческого материала, ведение элементарных краеведческих записей;

- описание конкретных экспонатов и событий;

познавательные:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями обучения;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно  следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  

  коммуникативные:

-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

 

Личностные результаты:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

-формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности.

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения ( 10 ч).

Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др. Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера. Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.

Музеи мира: история и  современность (8 ч).

Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Основные виды музеев в РФ (10 ч).

Классификация музеев в Российской Федерации. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира.

Музейный предмет, как первоисточник (6 ч).

Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историкокультурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные. 

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов (12 ч).

 Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры (6 ч).

Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Музейная экспозиция (6 ч).

 Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки.

Культурно-образовательная деятельность музея (11 ч).

Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода.

Проектная работа (1 ч.)

«Творчество без границ» 

Календарно- тематическое планирование

 

Изучаемый раздел, тема урока

Количество

часов

Основные формы занятий и виды деятельности

Календарные сроки

Планируемые сроки

Фактические сроки

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

1

Цели и задачи занятий по программе «Творчество без границ».

1

Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы. Знакомить с основными понятиями и терминами; работать со словарем, организовать творческую мастерскую. Выявлять историю музеев мира от первых музеев Древней Греции до сегодняшних дней. Работать в группе, участвовать в  игре «Музеи мира». Создать творческую работу- сочинение «Музей, который  я хотел бы посетить вместе с друзьями». Исследовать соблюдение требований к температурно-влажностному режиму хранения экспонатов. Составлять  план поисково-собирательской деятельности. Составлять алгоритм  научно-исследовательской работы. Выявлять требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования на основе анализа творческих работ. Осуществлять поиск информации на стендах экспозиции музея, в архивных материалах, встречаться с участниками исторических событий, записывать воспоминания; проводить анкетирование. Работать с письменной информацией, выявлять роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности

 

 

2

Основные понятия и термины музееведения.

1

 

 

3

Этимология слова «музей».

1

 

 

4

Основные задачи, стоящие перед музеем.

1

 

 

5

Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др.

1

 

 

6

Роль музея в жизни человека.

1

 

 

7

Музей как сосредоточение истории и памяти народа.

1

 

 

8

Особенности музейного здания, интерьера.

1

 

 

9

Становление и развитие музейного дела.

1

 

 

10

Главные задачи и функции музеев.

1

 

 

Музеи мира: история и  современность .

 

11

Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон).

 

1

 

 

12

Общественные и частные собрания Древнего Рима.

1

 

 

13-14

Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

2

 

 

15

Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий).

1

 

 

16

Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв.

1

 

 

17

Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII – XXвв.

1

 

 

18

Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

1

 

 

Основные виды музеев в РФ.

 

19

Классификация музеев в Российской Федерации.

1

 

 

20

Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные.

1

 

 

21

Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др

1

 

 

22

Типы музеев.

1

 

 

23

Музей под открытым небом.

1

 

 

244

Музей-заповедник.

1

 

 

25

Музей-усадьба.

1

 

 

26

Мемориальный музей.

1

 

 

27

Дом-музей.

1

 

 

28

Музей-квартира.

1

 

 

Музейный предмет, как первоисточник.

 

29

Понятие о музейном предмете.

 

1

 

 

30-31

Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни.

2

 

 

32

Научная, историкокультурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета.

1

 

 

33

Классификация музейных предметов.

1

 

 

34

Основные типы источников – вещевые, письменные. 

1

 

 

Фондовая работа музеев. Комплектование и учет музейных фондов.

 

35

Понятие фондов музея.

1

 

 

36

Комплектование фондов.

1

 

 

37-38

Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат.

2

 

 

39

Коллекции: характеристика и описание.

1

 

 

40

Фондовый учет музейных предметов.

1

 

 

41

Учетная документация.

1

 

 

42

Условия сохранности музейных предметов.

1

 

 

43

Режим хранения.

1

 

 

44-45

Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения.

2

 

 

46

Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

1

 

 

Музеи, как современные научные и поисково-исследовательские центры.

 

47-48

Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных).

2

 

 

49

Изучение музейных предметов и коллекций.

1

 

 

50

Этапы подготовки научно-исследовательской работы.

1

 

 

51

Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности.

1

Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы.

 

 

52

Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности.

1

 

 

Музейная экспозиция.

 

53

Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов.

 

1

 

 

54

Экспозиции (постоянные и временные, тематические).

1

Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы.

 

 

55

Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

1

 

 

56

Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию.

1

 

 

57

Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка.

1

 

 

58

Проект виртуальной выставки и концепция выставки.

1

 

 

Культурно-образовательная деятельность музея.

 

59-60

Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности.

2

 

 

61

Музей и общество.

1

 

 

62

Коммуникативная связь музея с обществом.

1

 

 

63

Виды культурно-просветительской работы музея.

1

 

 

64

Музейная экскурсия.

1

 

 

65

Подготовка и проведение экскурсии.

1

 

 

66

Основные требования к экскурсии.

1

 

 

67-68

Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии).

2

Беседа, экскурсия, игра, дискуссия, тренинг, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы.

 

 

69

Правила поведения экскурсовода.

1

 

 

Проектная работа.

 

 

70

«Творчество без границ» 

1

проектные работы