Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарных дисциплин руководитель ШМО ______ Е.В.Рогожникова Протокол № ____ от
«___» _________ 2020 г. |
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ____________ Н.В.Удовица
«___» _________ 2020 г.
|
УТВЕРЖДЕНО директор гимназии-интерната __________ Е.Е.Скопинцева-Китюк
Приказ № ___ от «____» __________ 2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс внеурочной деятельности: подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Класс: 10
Уровень обученности: базовый
Учитель: Бессонова Елена Борисовна
Квалификационная категория: высшая
2020-2021
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе» является авторской. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 классе не ориентирована (или частично ориентирована) на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь учащимся организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку с целью подготовки к ЕГЭ. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Итоговая контрольная работа данного курса потребует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы.
Данная программа внеурочной деятельности ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей» на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии со следующими документами:
Федеральные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (8-11 классы).
6. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)
Региональные документы
1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».
3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год» от «24» мая 2017 г. № 01-14/1839
4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.09.2016 г. № 01-14/3122
5. Устав Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.
Знать: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и др.
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
Орфоэпия
Должны знать:
• что изучает орфоэпия;
• основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
• проводить орфоэпический разбор;
• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
должны знать:
• что изучает словообразование;
• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
• что морфема – это значимая часть слова, которая передаѐт определѐнную информацию о его лексическом и грамматическом значении;
• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
• как связано строение слова и его написание;
уметь:
• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
• определять способы образования слов;
• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
• что изучает лексикология и фразеология;
• основные понятия лексикологии и фразеологии;
• основные способы объяснения лексического значения слова;
• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
• определять прямое и переносное значение слова;
• находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
• что изучает морфология;
• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);
• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
• основные морфологические нормы;
уметь:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
• проводить морфологический разбор слова;
• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Орфография
знать:
• что изучает орфография;
• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
• применять орфографические правила на письме;
• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов, окончаний.
На занятиях используются:
v Лекции учителя с различными видами заданий
v Составление обобщающих таблиц и схем
v Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы)
v Самостоятельный отбор материала десятиклассниками
v Проведение деловых игр и практикумов
v Работа с пакетами КИМов
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Внеурочное занятие (название, номер задания) |
Кол-во часов |
|
1- 2 |
Введение |
|
2 |
|
3 |
Орфоэпия |
Современные орфоэпические нормы |
1 |
|
4 |
Словообразование |
Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора |
1 |
|
5 |
|
Трудные случаи морфемного разбора |
1 |
|
6 |
Морфология |
Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. |
1 |
|
7 |
|
Образование форм различных степеней сравнения прилагательных |
1 |
|
8 |
|
Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных |
1 |
|
9 |
|
Правописание наречий |
1 |
|
10 |
|
Правописание предлогов |
1 |
|
11 |
|
Правописание частиц |
1 |
|
12 |
|
Частицы не и ни. Их значение и употребление |
1 |
|
13 |
|
Трудные случаи правописания самостоятельных частей речи |
1 |
|
14 |
|
Правописание личных окончаний глаголов |
1 |
|
15 |
|
Образование причастий и деепричастий |
1 |
|
16 |
|
Образование местоимений, их разряды |
1 |
|
17 |
Орфография |
Принципы русской орфографии |
1 |
|
18 |
|
Типы орфограмм и принципы проверки |
1 |
|
19 |
|
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова |
1 |
|
20 |
|
Чередующиеся гласные в корне слова |
1 |
|
21 |
|
Правописание приставок |
1 |
|
22 |
|
Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных и причастий |
1 |
|
23 |
|
Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов |
1 |
|
24-26 |
|
Правописание корней, приставок, суффиксов |
3 |
|
27 |
|
Правописание н и нн в различных частях речи |
1 |
|
28 |
|
Слитное, раздельное, дефисное написание слов |
1 |
|
29 |
|
Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. |
1 |
|
30 |
Культура речи |
Нормы литературного языка. Морфологические нормы |
1 |
|
31 |
|
Лексические нормы (употребление слов) |
1 |
|
32-34 |
|
Практическая работа по выполнению вариантов ЕГЭ.
|
1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.