Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

  • docx
  • 17.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеурочка ЕГЭ.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей гуманитарных дисциплин

руководитель ШМО ______

Е.В.Рогожникова

Протокол № ____ от

 

«___» _________ 2020 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

____________

Н.В.Удовица

 

«___» _________ 2020 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

директор гимназии-интерната

__________ Е.Е.Скопинцева-Китюк

 

Приказ № ___ от

«____» __________ 2020 г.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

Курс внеурочной деятельности: подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Класс: 10

Уровень обученности:  базовый

Учитель:  Бессонова Елена Борисовна

Квалификационная категория:  высшая

 

 

 

 

 

2020-2021

ВВЕДЕНИЕ

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе» является авторской. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 классе не ориентирована (или частично ориентирована) на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь учащимся организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса. Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку с целью подготовки к ЕГЭ. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Итоговая контрольная работа данного курса потребует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы.

Данная программа внеурочной деятельности ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей» на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии со следующими документами:

Федеральные документы:

1.       Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

3.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

4.       Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (с изменениями).

5.       Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. (8-11 классы).

6.       Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 9 апреля 2016 г. №  637-р)

 

Региональные документы

1.       Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.       Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

3.       Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2017/2018 учебный год» от «24» мая 2017 г. № 01-14/1839

 4.      Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от       05.09.2016 г. № 01-14/3122

 5.    Устав  Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»

 

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

      В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.

     Знать: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и др.

     Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

     Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

Орфоэпия

 Должны знать:

• что изучает орфоэпия;

• основные орфоэпические нормы произношения слов;

уметь:

• проводить орфоэпический разбор;

• находить в тексте основные выразительные фонетические средства.

Словообразование

должны знать:

• что изучает словообразование;

• систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;

• что морфема – это значимая часть слова, которая передаѐт определѐнную информацию о его лексическом и грамматическом значении;

• что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

• как связано строение слова и его написание;

уметь:

• опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;

• определять способы образования слов;

• находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.

Лексикология и фразеология

знать:

• что изучает лексикология и фразеология;

• основные понятия лексикологии и фразеологии;

• основные способы объяснения лексического значения слова;

• различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;

уметь:

• соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;

• соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;

• находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;

• определять прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте основные выразительные лексические средства.

Морфология

знать:

• что изучает морфология;

• что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);

• принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;

• основные морфологические нормы;

уметь:

• определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;

• различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;

• проводить морфологический разбор слова;

• находить в тексте основные выразительные средства морфологии.

Орфография

знать:

• что изучает орфография;

• основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;

уметь:

• применять орфографические правила на письме;

• применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;

• проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;

• соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов, окончаний.

На занятиях используются:

v Лекции учителя с различными видами заданий

v Составление обобщающих таблиц и схем

v Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы)

v Самостоятельный отбор материала десятиклассниками

v Проведение деловых игр и практикумов

v Работа с пакетами КИМов

 

 

 

 

 

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Внеурочное занятие (название, номер задания)

Кол-во часов

1-

2

Введение

Изучение правил сдачи ЕГЭ. Типология заданий ЕГЭ

2

3

Орфоэпия

Современные орфоэпические нормы

1

4

Словообразование

Основные способы словообразования частей речи. Трудные случаи словообразовательного разбора

1

5

 

Трудные случаи морфемного разбора

1

6

Морфология

Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных.

1

7

 

Образование форм различных степеней сравнения прилагательных

1

8

 

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных

1

9

 

Правописание наречий

1

10

 

Правописание предлогов

1

11

 

Правописание частиц

1

12

 

Частицы не и ни. Их значение и употребление

1

13

 

Трудные случаи правописания самостоятельных частей речи

1

14

 

Правописание личных окончаний глаголов

1

15

 

Образование  причастий и деепричастий

1

16

 

Образование местоимений, их разряды

1

17

Орфография

Принципы русской орфографии

1

18

 

Типы орфограмм и принципы проверки

1

19

 

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

1

20

 

Чередующиеся гласные в корне слова

1

21

 

Правописание приставок

1

22

 

Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных и причастий

1

23

 

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов

1

24-26

 

Правописание корней, приставок, суффиксов

3

27

 

Правописание н и нн в различных частях речи

1

28

 

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

1

29

 

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию.

1

30

Культура речи

Нормы литературного языка. Морфологические нормы

1

31

 

Лексические нормы (употребление слов)

1

32-34

 

Практическая работа по выполнению вариантов ЕГЭ.

 

1