Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа родного края» для 2 класса разработана на основе
- требований ФГОС общего образования, в том числе в соответствии с изменениями, внесёнными во ФГОС НОО и ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577);
-
на основе методических рекомендаций специалистов БИПКРО составлена
по содержанию учебника «Природа родного края». 2 класс, Авт.- сост. Н.Е.
Пряникова и Н.В. Шик, рекомендованного Департаментом общего и
профессионального образования Брянской области.
учебного
плана МБОУ Мадеевская ООШ на 2019-2020 учебный год,
- положения о рабочей программе и других локальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ Мадеевская ООШ.
Используется учебно-методический комплект:
«Природа родного края» Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ, автор Пряникова Н. Е., Шик Н. В. - Брянск: «Курсив». 2012;
Цели программы:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших
школьников;
бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны вцелом.
воспитание любви к природе родного края.
Задачи программы:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы,
общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
На изучение курса внеурочной деятельности «Природа родногокрая » во 2 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год). Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Личностные
универсальные учебные действия. У обучающего будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по
курсу
«
Природа родного края», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и
учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной
деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков
одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию природы родного края;
- ориентации на анализ соответствия результатов требования конкретной учебной
задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину , народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувства одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы родного края на основе знакомства с
окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся
научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,
представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно–образным
(рисунками, картой), словесно-образным и словесно–логическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения
учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы
о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным
материалом.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся
научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,
приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятиями разного уровня
обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая – неживая; группы
растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных
источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в
соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем
мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об
объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся
научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной
деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в
процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в
паре);
- контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность
действий, выполняемых партнёром, производить сравнение данных операций с тем,
как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты.
Человек и природа.
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой
природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в
соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы;
-определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух,
вода);
- различать хвойные цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и
ядовитые грибы;
- определять условия необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы,
птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных
птиц зимой.
Обучающийся
получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времён года;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветники, растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество.
Обучающийся
научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в
природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль
учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям,
животным, грибам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире:
наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Введение в курс (1ч)
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.
В гостях у Осени (9ч)
Краски осени. Осенние прогулки по брянскому лесу.
Загадки. Пословицы, поговорки об осени.
В царстве растений. В царстве животных. В царстве рыб. Кто и как готовится к зиме.
Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.
В гости к Зиме (8ч)
Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Новый год.
Зимние слова. Февраль в народном календаре.
Жизнь животных зимой. Белая книга.
Растения зимой. Как относятся к деревьям разные народы
Зимние мотивы – стихи, песни, забавы.
В гости к Весне (9ч)
Растения весной. Первоцветы Брянского края. Берёза – символ России.
Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!
Верные друзья. Звери весной.
Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые.
В гостях у Лета (5ч)
Признаки хорошей погоды. Ненастье.
Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга?
В лес по ягоды пойдём.
Охрана природы (2ч)
Охраняемые природные территории и объекты.
Тематическое планирование
№ п\п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Введение в курс |
1ч |
2. |
В гостях у Осени |
9ч |
3. |
В гости к Зиме |
8ч |
4. |
В гости к Весне |
9ч |
5. |
В гостях у Лета |
5ч |
6. |
Охрана природы |
2ч |
Итого |
|
34 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы разделов, уроков (кол-во часов) |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
1 |
Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы |
06.09 |
|
|
В гостях у осени (9 ч) |
|
|
2 |
Начало осени у нас – замечательная пора. |
13.09 |
|
3 |
Стихи об осени. |
20.09 |
|
4 |
Загадки об осени |
27.09 |
|
5 |
В царстве растений. Экскурсия. |
04.10 |
|
6 |
Чем богаты брянские леса? |
11.10 |
|
7 |
В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. |
18.10 |
|
8 |
Перелётные и зимующие птицы. |
25.10 |
|
9 |
В царстве рыб. |
08.11 |
|
10 |
Народные приметы осени. |
15.11 |
|
|
В гости к зиме (8 ч) |
|
|
11 |
Зима – время отдыха природы. Экскурсия. |
22.11 |
|
12 |
Декабрь – зиму начинает. |
29.11 |
|
13 |
Январь – году начало, зиме – середина. |
06.12 |
|
14 |
Февраль - перелом зимы. |
13.12 |
|
15 |
Зимние праздники. |
20.12 |
|
16 |
Жизнь животных зимой. |
10.01 |
|
17 |
Инструктаж по ТБ. Растения зимой. |
17.01 |
|
18 |
Стихи о зиме. |
24.01 |
|
|
В гости к весне (9 ч) |
|
|
19 |
Приметы весны. Экскурсия. |
31.01 |
|
20 |
Март – утро года. |
07.02 |
|
21 |
Апрель – пора большой воды. |
14.02 |
|
22 |
Май |
21.02 |
|
23 |
Растения весной. |
28.02 |
|
24 |
Растения весной. |
06.03 |
|
25 |
Животные весной. |
13.03 |
|
26 |
Животные весной. |
20.03 |
|
27 |
Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия. |
03.04 |
|
|
В гостях у лета (5 ч) |
|
|
28 |
Июнь – первый летний месяц. |
10.04 |
|
29 |
Июль – лету макушка, году серёдка. |
17.04 |
|
30 |
Август – лета закат. |
24.04 |
|
31 |
Летние приметы. |
01.05 |
|
32 |
Какая бывает роса на траве. Экскурсия. |
08.05 |
|
|
Охрана природы (2 ч) |
|
|
33 |
Охраняемые природные территории и объекты. |
15.05 |
|
34 |
Защита проектов. |
22.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.