Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа родного края» для 2 класса

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала природа родного края 2 класс.docx

Пояснительная записка

 

 Рабочая  программа    по внеурочной деятельности «Природа родного края» для 2 класса  разработана  на основе

-        требований ФГОС общего образования, в том числе в соответствии с изменениями, внесёнными во ФГОС НОО и ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576 и от 31.12.2015 № 1577);

-        на основе методических рекомендаций специалистов БИПКРО составлена по содержанию учебника «Природа родного края». 2 класс, Авт.- сост. Н.Е. Пряникова и Н.В. Шик,  рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
учебного плана МБОУ Мадеевская ООШ  на 2019-2020 учебный год,

-        положения о рабочей программе и других локальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ Мадеевская ООШ.

 

Используется учебно-методический комплект:

«Природа родного края» Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ, автор  Пряникова Н. Е., Шик Н. В.  - Брянск: «Курсив». 2012;

Цели программы:
 формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников;
бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны вцелом.
воспитание любви к природе родного края.
Задачи           программы:
 Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни.

Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам.

Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

 

На изучение курса внеурочной деятельности «Природа родногокрая » во 2  классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 34 часа в год). Срок реализации программы – 1 год.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

 

Личностные универсальные учебные действия. У обучающего будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу

 « Природа родного края», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию природы родного края;
- ориентации на анализ соответствия результатов требования конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину , народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувства одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно–образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно–логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятиями разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т. ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения. 
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнёра: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнёром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты.
Человек и природа.
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:                                     
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времён года;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветники, растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество.

Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

 

 

 

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

 

Введение в курс (1ч)

 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

В гостях у Осени (9ч)

Краски осени. Осенние прогулки по брянскому лесу.

Загадки. Пословицы, поговорки об осени.

В царстве растений. В царстве животных. В царстве рыб.  Кто и как готовится к зиме.

Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.

В гости к Зиме (8ч)

Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Новый год.

Зимние слова. Февраль в народном календаре.

Жизнь животных зимой.  Белая книга.

Растения зимой.  Как относятся к деревьям разные народы

Зимние мотивы – стихи, песни, забавы.

В гости к Весне (9ч)

Растения весной. Первоцветы Брянского края. Берёза – символ России.

Жизнь животных.  Здравствуйте, пернатые друзья!

Верные друзья. Звери весной.

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые.

В гостях у Лета (5ч)

Признаки хорошей погоды. Ненастье.

Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга?

В лес по ягоды пойдём.

Охрана природы (2ч)

Охраняемые природные территории и объекты.

 

Тематическое планирование

 

№ п\п

Наименование раздела

Количество

часов

1.

Введение в курс

2.

В гостях у Осени

3.

В гости к Зиме

4.

В гости к Весне

5.

В гостях у Лета

6.

Охрана природы

Итого

 

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

                      Темы разделов, уроков (кол-во часов)

Дата проведения

план

факт

1

Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы

06.09

 

 

В гостях у осени (9 ч)

 

 

2

Начало осени у нас – замечательная пора.

13.09

 

3

Стихи об осени.

20.09

 

4

Загадки об осени

27.09

 

5

В царстве растений. Экскурсия.

04.10

 

6

Чем богаты брянские леса?

11.10

 

7

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

18.10

 

8

Перелётные и зимующие птицы.

25.10

 

9

В царстве рыб.

08.11

 

10

Народные приметы осени.

15.11

 

 

В гости к зиме (8 ч)

 

 

11

Зима – время отдыха природы. Экскурсия.

22.11

 

12

Декабрь – зиму начинает.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

29.11

 

13

Январь – году начало, зиме – середина.

06.12

 

14

Февраль - перелом зимы.

13.12

 

15

Зимние праздники.

20.12

 

16

Жизнь животных зимой.

10.01

 

17

Инструктаж по ТБ. Растения зимой.

17.01

 

18

Стихи о зиме.

24.01

 

 

В гости к весне (9 ч)

 

 

19

Приметы весны. Экскурсия.

31.01

 

20

Март – утро года.

07.02

 

21

Апрель – пора большой воды.

14.02

 

22

Май

21.02

 

23

Растения весной.

28.02

 

24

Растения весной.

06.03

 

25

Животные весной.

13.03

 

26

Животные весной.

20.03

 

27

 Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия.

03.04

 

 

               В гостях у лета (5 ч)

 

 

28

Июнь – первый летний месяц.

10.04

 

29

Июль – лету макушка, году серёдка.

17.04

 

30

Август – лета закат.

24.04

 

31

Летние приметы.

01.05

 

32

Какая бывает роса на траве. Экскурсия.

08.05

 

 

Охрана природы (2 ч)

 

 

33

Охраняемые природные территории и объекты.

15.05

 

34

Защита проектов.

22.05