Программа курса внеурочной деятельности
Разговоры о важном
(название)
Гражданско-патриотическое
(направление)
1- 4
(классы)
2022/2023 учебный год
(сроки реализации)
г. Заозерск
2022 год
Далидович Л.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для обучающихся 1 класса составлена с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
4. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
5. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.364820; 6. СанПиН 1.2.3685-21.
Цель программы - формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи программы:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и
патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде.
Данная программа предназначена для обучающихся 1 класса и рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год. Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание программы
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165- лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День музыки
День пожилого человека
День учителя
День отца
Международный день школьных библиотек
День народного единства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День Российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества
Международный женский день
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Россия – страна возможностей
Планируемые результаты Личностные результаты:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; - признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); - прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; - религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; - природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни; - художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия. |
Форма проведения занятия. |
Часы. |
ЦОР/ЭОР |
Реализация воспитательного потенциала учебного занятия с учётом направлений рабочей программы воспитания |
|
Сентябрь |
|
|
|
|
||
1. |
День знаний. Зачем человеку знания? |
Викторина. |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Культурно-нравственное воспитание |
|
2. |
Что мы Родиной зовём? |
Работа с интерактивной картой. |
1 |
Духовно – нравственное воспитание |
||
3. |
Мечтаю летать. |
Работа с интерактивными карточками |
1 |
Патриотическое воспитание |
||
4. |
Я хочу увидеть музыку. |
Музыкальный конкурс талантов |
1 |
Культурно – творческое воспитание |
||
Октябрь |
|
|
|
|
||
5. |
О наших бабушках и дедушках. |
Семейные истории. |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Воспитание толерантности |
|
6. |
Мой первый учитель. |
Групповая работа |
1 |
Профессионально – ориентированное воспитание |
||
7. |
День отца. |
Творческая мастерская |
1 |
Духовно-нравственное воспитание |
||
8. |
Я и моя семья. |
Строим семейное древо |
е |
1 |
Духовно-нравственное воспитание |
|
Ноябрь |
|
|
|
|
||
9. |
День народного единства. |
Работа интерактивной картой. |
с |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
10. |
Память времён. |
Викторина. |
|
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
|
11. |
День матери. |
Творческая мастерская |
|
1 |
Духовно-нравственное воспитание |
|
12. |
Что такое герб? |
Работа интерактивными карточками. |
с |
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
|
Декабрь |
|
|
|
|
|
|
13. |
Доброта – дорога к миру. |
Мульт- концерт. |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Воспитание толерантности |
|
14. |
Герои Отечества разных исторических эпох. |
Работа с галереей героев. |
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое |
||
15. |
День Конституции. |
Эвристическая беседа. |
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
||
16. |
Умеем ли мы мечтать? |
Конкурс рисунков. |
1 |
Профессионально – ориентированное воспитание |
||
Январь |
|
|
|
|
||
17. |
Светлый праздник Рождества. |
Творческая работа: елочная игрушка. |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Культурно – творческое воспитание |
|
18. |
Ленинград в дни блокады. |
Работа с книжным текстом. |
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
||
19. |
Кто такие скоморохи? |
Интерактивные карточки. |
1 |
Культурно – творческое воспитание |
||
Февраль |
|
|
||||
20. |
Российские Кулибины. |
Викторина. |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Профессионально – ориентированное воспитание |
|
21. |
Россия и мир. |
Викторина. |
1 |
Воспитание толерантности |
||
22. |
Есть такая профессия – Родину защищать. |
Обсуждение фильма о войне. |
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
||
Март |
|
|
||||
23. |
Поговорим о наших мамах. |
Творческая работа: рисунок. |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Духовно – нравственное воспитание |
|
24. |
Что такое гимн? |
Работа с книжным текстом. |
1 |
Патриотическое и гражданско – правовое воспитание |
||
25. |
Путешествие по Крыму. |
Виртуальная экскурсия. |
1 |
Экологическое воспитание |
||
26. |
Я иду … в театр. |
Чтение по ролям. |
1 |
Культурно – творческое воспитание |
||
Апрель |
|
|
||||
27. |
О жизни и подвиге Юрия Гагарина. |
Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе». |
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Профессионально – ориентированное воспитание |
|
28. |
Память прошлого. |
Конкурс стихов. |
1 |
Духовно – нравственное воспитание |
||
29. |
Заповедники России. |
Виртуальная экскурсия. |
1 |
Экологическое воспитание воспитание |
||
30. |
День труда. Герои мирной жизни. |
Беседа с ветеранами труда. |
1 |
Патриотическое и гражданско-правовое воспитание |
||
Май |
|
|
||||
31. |
Дети – герои Великой Отечественной войны. |
Встреча с ветеранами.
|
1 |
schoolcollection.edu.ru/ collection/ edsoo.ru/Metodic heskie_videouroki .htm apkpro.ru/razgovo ry-o-vazhnom/ |
Патриотическое и гражданско-правовое воспитание |
|
32. |
День детских общественных организаций. |
Работа с видеоматериалами. |
1 |
Поддержка и развитие волонтёрской деятельности |
||
33. |
Итоговое занятие. «Мои увлечения». |
Творческий конкурс. |
1 |
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.