муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №15»
Петропавловск - Камчатского городского округа
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Развивайка»
для 1-2 классов
учитель начальных классов
Букалова Алёна Витальевна
Петропавловск-Камчатский
2018-2019учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 4 часа. Кружок посещает 2 группы.
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Для этого разработана программа кружка «Развивайка», рассчитанная на детей 6- 8 лет.
Реализация программы предполагает получение следующих результатов:
Календарно-тематическое планирование
1 группа
№ |
Тема |
дата |
|
||
ноябрь |
|
||||
«Вводное занятие. Диагностика.» |
7.11 |
|
|||
1 |
«Сложи палочки» |
9.11 |
|
||
2 |
« Вычитание палочек |
14.11 |
|
||
+диагностика («Развитие воображения») Развитие воображения Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент», Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено. 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью. 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
|
|
||||
3 |
«Деление палочек» |
16.11 |
|
||
4 |
«Умножение палочек» |
21.11 |
|
||
5 |
«Цветовая последовательность» |
23.11 |
|
||
Развитие мышления Ребенку предлагается выполнить ряд заданий: 1. «Чего не хватает на рисунке?» 2. «Что лишнее на рисунке?» 3. «Раздели на группы, и назови одним словом» 4. «Сложи картинку» 5. «Что перепутал художник?» 6 «Заплатки к коврикам» 7. «Что сначала, что потом?» Оценивание проходит по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
|
|
9 24.10-28.10 |
|||
6 |
«Найди пару» |
28.11 |
|
||
7 |
«Выложи цифру» |
30.11 |
|
||
Декабрь |
|
||||
8 |
«Четные и нечетные числа» |
6.12 |
|
||
9 |
«Десятки и единицы» |
|
|
||
10 |
«Какие лепестки может строить Незнайка» |
|
|
||
11 |
«Десятки и единицы. Игра» |
|
|
||
12 |
«Упражнения с десятками и единицами. Задания на логическое мышление» |
|
|
||
13 |
«Игры на логическое мышление» |
|
|
||
14 |
«Страна чисел» |
|
|
||
Январь Развитие восприятия Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд. Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень 1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. 2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек
|
|
18 26.12-30.12 |
|||
15 |
«Страна линий» |
|
|
||
16 |
«Страна отрезка» |
|
|
||
17 |
«Геометрическая страна» |
|
|
||
Развитие памяти Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них. Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. |
|
24 13.02-17.02 |
|||
18 |
«Квадратики» |
|
|
||
19 |
«Логические ступеньки.» |
|
|
||
20 |
«Графический диктант.» |
|
|
||
Развитие внимания Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). |
|
29 20.03-24.03 |
|||
Февраль Методика «Счет по Крепелину» Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа. |
|
|
|||
21 |
«Орнамент » |
|
|
||
22 |
«Узоры» |
|
|
||
23 |
Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. |
|
|
||
24 |
Развитие быстроты реакции. |
|
|
||
25 |
«Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. |
|
|
||
26 |
Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи. |
|
|
||
27 |
«Развитие речи. Сказка.» |
|
|
||
28 |
«Составление рассказа по картине» |
|
|
||
март |
|
35 02.05-12.05 |
|||
29 |
Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности. Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица». |
|
|
||
30 |
Тренировка зрительной памяти. «Ряды чисел», «Найди фигуру». |
|
|
||
31 |
Совершенствование мыслительных операций. Задачи на логику. Закономерности. |
|
|
||
32 |
Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку». |
|
|
||
33 |
Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». . |
|
|
||
34 |
Решение кроссвордов |
|
|
||
35 |
Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова». |
|
|
||
Апрель Методика «Таблицы Шульте»Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания. |
|
||||
36 |
Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». |
|
|
||
37 |
Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. |
|
|
||
38 |
Развивающая игра «Кто старше?» |
|
|
||
39 |
Развивающая игра «Цветочный луг» |
|
|
||
40 |
Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». . |
|
|
||
41 |
Графический диктант. Штриховка |
|
|
||
42 |
Развивающая игра «Взрослые и дети» |
|
|
||
43 |
Развивающая игра «Время» |
|
|
||
44 |
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. |
|
|
||
Май Методика "Узор" Л.И. Цеханской Методика Л.И. Цеханской (1978) направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего. |
|
||||
45 |
Выделение закономерностей. Ориентировка в пространстве.
|
|
|
||
46 |
Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
47 |
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
48 |
Сравнение и классификация предметов и явлений. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
49 |
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
|
|
||
50 |
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.
|
|
|
||
51 |
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
|
|
||
52 |
Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
2 группа
№ |
Тема |
дата |
|
||
ноябрь |
|
||||
«Вводное занятие. Диагностика.» |
9.11 |
|
|||
1 |
«Кто в домике живет?» |
12.11 |
|
||
2 |
« Как узнать номер дома» |
16.11 |
|
||
+диагностика («Развитие воображения») Развитие воображения Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент», Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено. 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью. 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
|
|
||||
3 |
«Покажи как растут числа» |
19.11 |
|
||
4 |
«Коврик для кошки» |
23.11 |
|
||
5 |
«Сломанная лесенка» |
26.11 |
|
||
Развитие мышления Ребенку предлагается выполнить ряд заданий: 1. «Чего не хватает на рисунке?» 2. «Что лишнее на рисунке?» 3. «Раздели на группы, и назови одним словом» 4. «Сложи картинку» 5. «Что перепутал художник?» 6 «Заплатки к коврикам» 7. «Что сначала, что потом?» Оценивание проходит по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
|
|
9 24.10-28.10 |
|||
6 |
«Чёт- нечет» |
30.11 |
|
||
Декабрь |
|
||||
7 |
«Измерь дорожки шагами» |
03.12 |
|
||
8 |
«Разноцветные заборы» |
|
|
||
9 |
«Узнай длину ленты» |
|
|
||
10 |
«Измеряем разными мерками» |
|
|
||
11 |
«Поезд» |
|
|
||
12 |
«Как Белочка и Ёжик играли числами» |
|
|
||
13 |
«Сломанная лесенка» |
|
|
||
Январь Развитие восприятия Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд. Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень 1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. 2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. 3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек
|
|
18 26.12-30.12 |
|||
14 |
«Измеряем разными мерками |
|
|
||
15 |
«Разноцветные заборы» |
|
|
||
16 |
«Цветовая последовательность» |
|
|
||
Развитие памяти Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них. Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - задание не выполнено, 2 балла – задание выполнено с помощью взрослого; 3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно. |
|
24 13.02-17.02 |
|||
17 |
«Логическая лесенка» |
|
|
||
18 |
«Графические диктанты. Выполни узор.» |
|
|
||
19 |
«Графический диктант. Этот милый слоник» |
|
|
||
Развитие внимания Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Задание оценивается по трехбалльной системе. Уровень: 1 балл - критерий не проявляется; 2 балла – критерий проявляется частично; 3 балла – критерий проявляется (согласно норме). |
|
29 20.03-24.03 |
|||
Февраль Методика «Счет по Крепелину» Методику можно использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания (с видоизменением инструкции), умственной работоспособности и психического темпа. |
|
|
|||
20 |
«Домики гласных и согласных » |
|
|
||
21 |
«Игры со словами» |
|
|
||
22 |
«Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам» |
|
|
||
23 |
«Вежливые слова» |
|
|
||
24 |
«Игротека» |
|
|
||
25 |
«Говори правильно» |
|
|
||
26 |
«Развитие речи. Сказка.» |
|
|
||
27 |
«Составление рассказа по картине» |
|
|
||
март |
|
35 02.05-12.05 |
|||
28 |
Развивающая игра «Золотая рыбка» |
|
|
||
29 |
Развивающая игра «Твой любимый цветок» |
|
|
||
30 |
Развивающая игра «Поездка в лес» |
|
|
||
31 |
Развивающая игра «Черепаха» |
|
|
||
32 |
Развивающая игра «Полосатая салфеточка» |
|
|
||
33 |
Развивающая игра «Кораблик» |
|
|
||
34 |
Развивающая игра «Ножницы» |
|
|
||
Апрель Методика «Таблицы Шульте»Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания. |
|
||||
35 |
Развивающая игра «Снежинка» |
|
|
||
36 |
Развивающая игра «Зонтик» |
|
|
||
37 |
Развивающая игра «Кто старше?» |
|
|
||
38 |
Развивающая игра «Цветочный луг» |
|
|
||
39 |
Развивающая игра «Верблюд» |
|
|
||
40 |
Развивающая игра «Белочка» |
|
|
||
41 |
Развивающая игра «Взрослые и дети» |
|
|
||
42 |
Развивающая игра «Время» |
|
|
||
43 |
Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. |
|
|
||
Май Методика "Узор" Л.И. Цеханской Методика Л.И. Цеханской (1978) направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и, кроме того, умению внимательно слушать говорящего. |
|
||||
44 |
Выделение закономерностей. Ориентировка в пространстве.
|
|
|
||
45 |
Развитие слуховой памяти. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
46 |
Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
47 |
Сравнение и классификация предметов и явлений. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
48 |
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
|
|
||
49 |
Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания.
|
|
|
||
50 |
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
|
|
||
51 |
Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания. |
|
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.