Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе следующих нормативных документов:
· ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
· Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 01.09.2016 года № 267).
· Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2016 г. № 201).
· Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от 29.08.2016 г. № 211).
· Авторская программа: «Плетение из газет» Н.Ю. Желенкова 2013г., под ред. В.А.Горского М. Просвещение 2013г.
В ХХI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет плетение из газет – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (карандашницы, кашпо, карзины и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Детский кружок «Плетение из газет»
создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся.
Работу кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных
особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро
утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на
каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли
проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать
повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет
большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма,
ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят
достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них
вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость
своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка
совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного,
поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу; способность к самооценке.
Регулятивные: планировать цели и задачи деятельности, свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: рационально организовывать рабочее место, правильно использовать инструменты, выполнять простейшие модели, приобретают навык работы с материалами и инструментами, осваивают приемы работы .
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции.
Ученик научится: изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для декоративно-прикладных работ, простые по конструкции модели изделий, пользуясь технологической документацией;
Ученик получит возможность научиться:
· выполнять несложные приёмы моделирования изделий;
· определять и исправлять дефекты изделий;
· выполнять художественную отделку изделий;
· изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
· определять виды декоративно-прикладного искусства и популярные направления современного хенд - мейда.
Содержание учебного предмета, курса.
История появления. Материалы и инструменты. Способы кручения трубочек. Сборка и оформление изделий. Технология плетения. Способы плетения из газетных трубочек: простое плетение, плетение веревочкой, плетение наклонными рядами, плетение спиралью. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.
Формы работы и виды деятельности.
Основной формой работы является занятие. Программа
предусматривает как обучающий, так и развивающий характер занятий. Содержание
каждого занятия содействует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять
главное, развивать настойчивость. Форма занятий предусматривает как
фронтальную, так и индивидуальную работу. Объяснение педагога относится ко всем
учащимся и воспринимается ими одновременно. При выполнении работы можно избрать
индивидуальную форму. Преподавание нового материала проводится в форме бесед,
инструктажей, демонстраций. Для закрепления теоретического материала
применяется метод фронтального опроса. Практическая работа занимает большую
часть занятия, где педагог осуществляет контроль за работой каждого ученика,
оказывает детям индивидуальную помощь. Первые предлагаемые поделки должны быть
рассчитаны на одно занятие. По мере возрастания сложности , количество часов на
изготовление поделки увеличивается. В конце работы важно подвести итог,
отметить лучшие поделки, рисунки, подбодрить ребят, работы которых выполнены
пока не совсем качественно.
Формы организации с детьми могут быть:
– коллективная;
– групповая;
– индивидуальная.
Цели : воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к
техническому и художественному творчеству и желание трудится, развить и
реализовать творческие способности у детей
Задачи:
1. Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2. Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.
3.Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
4.Овладение детьми элементарными обобщенными технико– технологическими, организационно – экономическими знаниями.
5.Расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Цель программы:
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники плетения из газет как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить с основными понятиями и базовыми формами плетения
-обучать различным приемам работы с бумагой,
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плетения.
Развивающие:
-развитие, внимания, память, логическое и пространственное воображение, -развиваем мелкую моторику рук, развивает художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, развивает у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
-воспитывает интерес к искусству плетения;
-способствует созданию игровой ситуации, расширяет коммуникативные способности детей,
-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями.
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Общетрудовые умения
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Календарно-тематический план
№ |
Дата |
Раздел, Тема |
Количество часов |
Примечание |
|||||||
теория |
практика |
Итого |
|||||||||
Первый год обучения |
|||||||||||
1 |
|
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
|
|||||
2 |
|
Плетение изделий из газетных трубочек |
|
1 |
1 |
|
|||||
3 |
|
Плетение изделий из газетных трубочек.Корзинка |
1 |
5 |
6 |
|
|||||
4 |
|
Плетение изделий из газетных трубочек. Ваза |
1 |
7 |
8 |
|
|||||
5 |
|
Плетение изделий из полос ткани. |
1 |
|
1 |
|
|||||
6 |
|
Плетение изделий из полос ткани. Коврик круглый |
1 |
8 |
9 |
|
|||||
7 |
|
Плетение изделий из полос ткани. Корзина для игрушек |
1 |
7 |
8 |
|
|||||
8 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|||||
Занятие 1. Тема: Вводное занятие
Вводное занятие. Повторение техники безопасности.
Занятие 2. Тема: Плетение изделий из газетных трубочек
Знакомство с понятием плетение. Плетение из различных материалов. Анализирование готовых работ.
Занятие 3. Тема: Плетение изделий из газетных трубочек. Корзинка
Повторение ТБ. Изготовление трубочек из газеты. Покраска трубочек. Плетение по схеме.
Занятие 4. Тема: Плетение изделий из газетных трубочек. Ваза
Повторение ТБ. Изготовление трубочек из газеты. Покраска трубочек. Плетение по схеме.
Занятие 5. Тема: Плетение изделий из полос ткани.
Изучение мастерства плетения из полос ткани. Повторение ТБ.
Занятие 6. Тема: Плетение изделий из полос ткани. Коврик круглый
Повторение ТБ. Подбор ткани для коврика. Нарезка на полосы. Плетение по схеме.
Занятие 7. Тема: Плетение изделий из полос ткани. Корзина для игрушек
Повторение ТБ. Подбор ткани для корзины. Нарезка на полосы. Плетение по схеме.
Занятие 8. Тема: Итоговое занятие.
Подведение итогов. Выставка работ.
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты: краски акриловые, кисти, клей акриловый, клей ПВА, лак акриловый, лак глянцевый, контуры. различные объекты декорирования: тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера.
Инструменты: ножницы, карандаши, кисти, канцелярский нож, шило и т. д.
6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
7. Компьютер для показа презентаций.
Список литературы.
1. «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. . Что можно сделать из природного материала. М., 1999
4. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / . - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 20с.
5. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.