Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена для обучающихся 1 класса общеобразовательной школы, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы - школе», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Цели программы;
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Общая характеристика курса.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего 'возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность). Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Место внеурочной деятельности в плане
В соответствии с образовательной программой учреждения на 2017 - 2018 учебный год на реализацию курса «Шахматы» (внеурочная деятельность) в 1 классах отведено 33 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно – нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирования пространственного мышления, интуиции. Овладения основами мыслительной творческой деятельности помогут школьникам при освоении учебных дисциплин.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами:
Познавательные УУД:
- определять, различать и называть шахматные фигуры,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно играть фигурами в совокупности и в отдельности.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
- уметь расставлять шахматные фигуры.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно решать элементарные задачи на мат в один ход.
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре и в коллективе.
- уметь работать над решением шахматных задач в команде.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Содержание курса внеурочной деятельности
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры: белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур: начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур: правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Календарно-тематические планирование
в учебном году «Шахматы» 1 В класс
Раздел |
№ |
Темы занятия |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|
|
1. |
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. |
|
|
|
2. |
Расположение доски между партнёрами. Горизонтали и вертикали. |
|
|
||
3. |
Диагональ. Большие и короткие диагонали. |
|
|
|
|
4. |
Белые и черные фигуры. |
|
|
|
|
5. |
Виды шахматных фигур. |
|
|
|
|
6. |
Начальное положение. |
|
|
||
7. |
Ладья. Место ладьи в начальном положении. |
|
|
||
8. |
Ход ладьи. |
|
|
||
9. |
Слон. Место слона в начальном положении. |
|
|
||
10. |
Ход слона. |
|
|
||
11. |
Ладья против слона. |
|
|
||
12. |
Ферзь. Место ферзя в начальном положении. |
|
|
||
13. |
Ход ферзем. |
|
|
||
14. |
Ферзь против ладьи и слона. |
|
|
||
15. |
Конь. Место коня в начальном положении. |
|
|
||
16. |
Ход коня. |
|
|
||
|
17. |
Конь против ферзя, ладьи, слона. |
|
|
|
18. |
Пешка. Место пешки в начальном положении. |
|
|
||
19. |
Ход пешки. |
|
|
|
|
20. |
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. |
|
|
|
|
21. |
Король. Место короля в начальном положении. |
|
|
|
|
22. |
Ход короля. |
|
|
|
|
23. |
Король против других фигур. |
|
|
|
|
24. |
Шах. Шах ферзем, ладьей, конем, слоном, пешкой. |
|
|
|
|
25. |
Открытый шах. Двойной шах. |
|
|
||
26. |
Мат. Цель игры. Мат ферзём, ладьёй, конём, слоном, пешкой. |
|
|
||
27. |
Мат в один ход. Мат в один ход ферзём, ладьёй, конём, слоном, пешкой (простые примеры). |
|
|
||
28. |
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. |
|
|
||
29. |
Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты. |
|
|
||
30. |
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. |
|
|
||
31. |
Игра всеми фигурами из начального положения. |
|
|
||
32. |
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. |
|
|
||
33. |
Демонстрации коротких партий. Повторение программного материала. |
|
|
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
2. . Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: рабочая тетрадь для четырёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2006..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.