Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
5 кл—8 кл
26.06.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"
программа Мир праздников.docx

Управление образования г. Кемерово

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки

№ 104»

 

Принята на заседании

педагогического совета

от 31 августа 2021 г.

Протокол № 1                                                                           

Утверждаю:

Директор школы

             И.Г. Загляда

«___»__________2021 г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

                                              «Мир праздников»

                                            Возраст обучающихся – 7– 16 лет

          Срок реализации - 1 год

 

 

 

 

 

Разработчик:

Пахомова С.А.,

учитель изобразительного искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Кемерово 2021


Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Пояснительная записка

 

Программа дополнительного образования «Мир праздников» относится к ознакомительному уровню и имеет художественную направленность.

                 Направленность программы – социально-гуманитарная.

                 Уровень освоения программы базовый.

 

                Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

·            Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·            Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·            Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;

·            Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

·            Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

·            Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

·            Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);

·           Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

·           Устав и локальные акты учреждения.

Актуальность программы состоит в том, что понятие «праздник» часто понимается как развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что, в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Истинные праздники — это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема возрождения интереса к народной культуре у детей и подростков.  

Данная программа способствует формированию у детей качеств, необходимых для самореализации и успешной социализации, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка.

Целенаправленное знакомство обучающихся с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей и будет более эффективным, если работу построить на основе ознакомления с элементами профессиональных праздников и подготовкой к ним.

Знакомство с народными, государственными, тематическими и профессиональными праздниками предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества.

         Отличительные особенности (новизна) программы состоит в том, что программа ориентирована на создание условий для развития творчества учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Педагогическая целесообразность и актуальность программы.

 

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность учащимся реально открывать для себя волшебный мир творчества, умение проявить и реализовать свои творческие способности. Это помогает ребенку найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие идеи.

Программа «Мир праздников» предусматривает знакомство детей с народной культурой через   рассказы о народных праздниках, разучивание элементов народных обрядов, изготовление тематических подарков в различных техниках декоративно-прикладного творчества, что способствует формированию основ народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.

Цель и задачи программы

          Цель программы формирование у обучающихся духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу.

 

Задачи программы:

Обучающие:

·   сформировать знания о народных, государственных, профессиональных, тематических праздниках;

·   расширить знания о декоративно – прикладном искусстве, народных ремеслах;

·   расширить знания о разных профессиях взрослых людей.

Развивающие:

·   способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности путем ознакомления детей с народным творчеством;

·   способствовать развитию творческих способностей, творческой самостоятельности и навыков детей через различные виды деятельности (инсценировки, слушание, пение, подвижные игры, декоративно - прикладное творчество).

Воспитательные:

·            воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

·            способствовать формированию уважительного отношения к коллективу, друг к другу;

·            воспитывать уважение к труду взрослых, людям разных профессий;

 Адресат программы.

Программа «Мир праздников» ориентирована на детей̆ школьного возраста от 7 до 16 лет.  Обучающиеся принимаются на свободной основе данном возрастном диапазоне).

Отличительная особенность программы состоит в том, что она даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать наиболее подходящее направление и максимально реализовать себя в нём.

Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность и личностно-ориентированный подход.

Количество детей в группе 10-12 человек.

 

Срок реализации программы

            Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 34 часа:

1 год обучения – 34 часа (34 недель × 1 час в неделю).

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 учебному часу.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса - обучение проходит в форме групповых занятий с обучающимися; состав группы – постоянный.

Структура занятий:

Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работы учащихся с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

1.         Исторический аспект

2.         Связь с современностью

3.         Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4.         Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий учащиеся приучаются работать по плану:

1.         эскиз

2.         воплощение в материале

3.         выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок, украшений.

Программой предусмотрены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

 

   Основная форма организации обучения - учебное занятие. Продолжительность занятия – 40 минут.

Главный показатель – личностный рост каждого учащегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Подведение итогов реализации программы проводится путём оформления школы к праздникам, проведению мастер-классов, выставок.

 

Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты освоения программы обучения

К концу 1-го года обучения дети будут знать:

·            о материалах, инструментах; о правилах безопасности;

·             о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

·            о видах декоративно- прикладного искусства (роспись и.т.п.);

·            в области композиции, формообразовании, цветоведения;

·            о проектной деятельности.  

 

уметь:

·            работать нужными инструментами и приспособлениями;

·            последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

 

Личностные результаты освоения программы обучения

Результаты развития обучающихся:

 

·           развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;

·           развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

·           формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании. 

 

Результаты воспитания обучающихся:

·         общение в коллективе, проявляя дружелюбие и активность;

·          интереса к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

·         чувства патриотизма и гражданственности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир праздников» на один год обучения

 

1 год обучения

 

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

  1

-

1

2.

«День знаний»

  -

1

1

3.

«День пожилого человека»

 

  1

1

2

4.

«День учителя»

 

   1

1

2

5.

«День матери»

 

1

1

2

6.

«Новый год»

 

-

2

2

7.

«Рождество»

 

1

1

2

8.

«День защитника Отечества»

 

1

1

2

9.

«Масленица»

 

-

1

1

10.

«Всемирный женский день»

 

1

1

2

11.

«День смеха»

 

-

1

1

12.

«День Космонавтики»

 

1

1

2

13.

Неделя искусств

 

-

1

1

14.

«Праздник Весны и Труда»

 

1

1

2

15.

«Пасха»

 

-

1

1

16.

«День Победы»

 

1

1

2

17.

«Фестиваль Надежда»

 

-

2

2

18.

«День защиты детей»

 

1

1

2

19.

«День России»

 

1

1

2

20.

«День семьи»

1

1

2

 

Всего:

13

21

34


Содержание учебного (тематического) плана

1        год обучения

      Тема 1. «Вводное занятие»

Теория: Знакомство. Понятие праздника. Виды праздников (семейные, государственные, профессиональные, народные, религиозные). Презентация «Что такое праздник?»

                      Практика: Первичная диагностика. Беседа.

      Тема 2. «День знаний»

                     Теория: История, традиции праздника. Подбор материала.

Практика: Украшение актового зала. Оформление стенгазеты. Конкурс рисунков на асфальте. Оформление окон.

Тема 3. «День пожилого человека»

Теория: Подбор материала. История, традиции праздника. 

Практика: Изготовление поделок и сувениров. Проведение мастер-класса.

 

Тема 4. «День учителя»

Теория: История, традиции праздника. День учителя в мире.

Практика: Чтение стихов об учителях. Изготовление праздничного плаката, поздравительных открыток, просмотр фильма «День учителя», режиссер С. Мокрицкий.

Тема 5. «День матери»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Изготовление поздравительного стенда «Дорогие мамочки, мы вас любим». Мастер-класс подарок маме. Рисование портрета.

Тема 6. «Новый год»

Теория: Традиции празднования Нового года в России. Просмотр мультфильмов «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Новогодняя ночь», «Когда зажигаются ёлки», «Ну, погоди!» и др.

Практика: Викторина «Новогодняя карусель». Изготовление сувениров, поделок. Мастер-класс по украшению школы.

Тема 7. «Рождество»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Создание картинной галереи. Изготовление поделок и сувениров.

Тема 8. «День защитника Отечества»

Теория: История, традиции праздника. Прослушивание стихов и песен.

Практика: «Оружейная викторина». Игра «Шифровка». Выполнение поздравительной открытки. Мини - выставка.

Тема 9. «Масленица»

Теория: Знакомство с праздничными обрядами и историей праздника. Просмотр репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Объяснение названий 7 дней Масленицы.

Практика: Разучивание закличекИзготовление поделок, рисунков.

Тема 10. «Всемирный женский день»

Теория: История, особенности и традиции праздника. 

Практика: Оформление стенгазеты. Изготовление сувениров, поделок. Создание картинной галереи.

Тема 11. «День смеха»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Мастер-класс по изготовлению сувениров.

Тема 12. «День Космонавтики»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Создание картинной галереи. Конкурс рисунков.

Тема 13. Неделя искусств

Теория: Разработка мероприятия.

Практика: Квест, конкурс рисунков и поделок.

Тема 14. «Праздник Весны и Труда»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Конкурс рисунков-поделок.

Тема 15. «Пасха»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Изготовление поделок, сувениров.

Тема 16. «День Победы»

Теория: Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, воинами, одержавшими Победу. Знакомство с предметами военной эпохи (фронтовые письма-треугольники), символикой праздника (георгиевская лента). Прослушивание песен.

Практика: «Викторина Победы». Изготовление поздравительного плаката. Выставка рисунков.

Тема 17. «Фестиваль Надежда»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Изготовление поделок, рисунков.

Тема 18. «День защиты детей»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Мастер-класс «Вот оно какое, наше лето…»

Тема 19. «День России»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Мастер-класс по украшению школы.

Тема 20. «День Семьи»

Теория: История, традиции праздника.

Практика: Изготовление, открыток, сувениров, рисунков.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

Календарный учебный график

         на 2021-2022 уч.год

 

Наименование программы

Возраст

обучаю

щихся

(лет)

Продолжительность занятий

(ак. час)

Периодич ность занятий в неделю

Часов по програм ме в год

Всего часов по програм ме

1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал»

7-17

1

1

34

34

 

  количество учебных недель – 34,

  количество учебных дней 34,

  дата начала и окончание учебного периода - 01.09. 2021 31.05.2022 г.

 

(1 год обучения)

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

Сентябрь 2021 г. (2 часа)

1.1.

Вводное занятие

 

1

 

1

-

Беседа

1.2.

День знаний

 

1

 

-

 

1

Практическое занятие

Октябрь 2021 г. ( 4 часа)

2.1.

День пожилого человека

 

2

 

1

 

1

Практическое занятие

Беседа

2.2.

День учителя

 

2

 

1

 

1

Практическое занятие

Беседа

Ноябрь 2021 г. (2 часа)

3.1.

День матери

 

2

 

1

 

1

Практическое занятие

Беседа

Декабрь 2021 г. (1 час)

3.2

Новый год

 

1

 

-

 

1

Практическое занятие

Январь 2022 г. (2 часа)

4.1.

Рождество

 

2

 

1

 

1

Практическое занятие

Беседа

Февраль 2022 г. (2 часа)

5.1.

День защитника Отечества

 

2

 

1

 

1

Мастер-класс

Практическое занятие

Беседа

Март 2022 г. (3 часа)

6.1.

Масленица

 

1

 

-

 

1

Практическое занятие

 

6.2.

Всемирный женский день

 

2

 

1

 

1

Мастер-класс

Практическое занятие

Беседа

Апрель 2022 г. (4 часа)

7.1.

День смеха

 

1

 

-

 

1

Практическое занятие

 

7.2.

День Космонавтики

 

2

 

1

 

1

Практическое занятие

Беседа

 

Неделя искусств

 

1

 

-

 

1

Мастер-класс

Практическое занятие

Беседа

Май 2022 г. (11 часов)

8.1.

Праздник Весны и Труда

2

1

1

Практическое занятие

Беседа

8.2.

Пасха

 

1

 

-

 

1

Практическое занятие

 

8.3.

День победы

2

1

1

Практическое занятие

Беседа

8.4.

Фестиваль Надежда

 

2

 

-

 

2

Практическое занятие

 

8.5.

День России

2

1

1

Практическое занятие

Беседа

8.6.

 

День семьи

2

1

1

Мастер-класс

Практическое занятие

Беседа

 

 

 

 

2.1 Формы контроля и оценочные материалы

 

Формы контроля: утренники, выставки, викторины, обмен мнениями, выступления на конкурсах, праздниках, проведение мастер-классов, оформление школы к праздникам.

Формы подведения итогов реализации программы

При наборе обучающихся и в начале учебного года занятий в качестве вводного контроля проводится анкетирование с целью получения первоначальной информации о ребенке, выявления его способностей, интересов и наклонностей.

Промежуточный контроль проводится на каждом занятии в форме викторин, отгадывания кроссвордов, творческих заданий, исполнения заученных элементов праздников, проведения народных игр, мини - выставок с целью получения информации о ходе усвоения детьми образовательной программы.

 

2.2  Организационно-педагогические условия реализации программы

 

1.Учебный кабинет должен быть просторным с достаточным освещением, оснащён удобными столами, на которых можно изготавливать поделки. В кабине необходимо иметь стеллаж или дополнительные столы для организации выставок.

                  2. Для занятий необходим инвентарь для проведения игр, мастер-классов и др.

                  3. Компьютер и медиапроектор.

                      2.3 Перечень учебно-методического обеспечения

 

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются:

·       иллюстративный материал;

·       раздаточные карточки с технологическими схемами изготовления подарков;

·       игровой инвентарь для проведения народных игр («Верёвочка», «Проворные мотальщики» и др.);

·       образцы поделок в разных традициях;

·       художественные альбомы и пособия по народной культуре;

·       творческие задания о профессиях родителей.

Методические рекомендации

 

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать:

·       подвижные игры: «Выполни движения»;

·       физкультминутки: «Как живёшь», «Как приятно в речке плавать»;

«Медвежата», «Солнце светит», «Раз, два – стоит ракета» и др.;

·       гимнастика для глаз: «Волшебный замок», «Рисуй глазами треугольник»;

·       кроссворды;

·       словесные игры;

·       жанры устного народного творчества: сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, русские народные песни.

 

Кадровые условия: педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы для обучающихся

1. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое

общество России, 2002.

3. Кислицына Т.Г. Праздники и традиции. Издательство Белый город. 2008г.

4. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

 

Список литературы для учителя

 

1.      Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ

«Сфера», 2001.

2.      Деменкович А., Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по

организации и проведению праздников. Издательство Азбукварик Групп, Континент-Пресс.

2012. 

3.  Дайн Г.Л. Детский народный календарь. – М.: Детская литература, 2001.

4. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. -2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001.

5. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

6. Министерство образования РФ. Традиционные праздники и обычаи русского народа.

Сборник. Москва, 1994.

7. Покровский Е.А. Детские игры. – СПб.,1994.

8.Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных

заведений. -4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004.

9. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.: ТКО АСТ, 1996.

10. Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.

11. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.eduhmao.ru/info/1/3819/

http://www.ddtu.21416s29.edusite.ru

http://www.it-n.ru/

http://web.mac.com/sheishine/Site 

 www.flickr.com/photos/irregexp

http://astroscope.ru/kalendar/pravoslavnyj_2013.html





 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования г. Кемерово

Управление образования г. Кемерово

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Устав и локальные акты учреждения

Устав и локальные акты учреждения

Цель и задачи программы

Цель и задачи программы

Отличительная особенность программы состоит в том, что она даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать наиболее подходящее направление и…

Отличительная особенность программы состоит в том, что она даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать наиболее подходящее направление и…

Предполагаются различные упражнения, задания

Предполагаются различные упражнения, задания

Личностные результаты освоения программы обучения

Личностные результаты освоения программы обучения

Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир праздников» на один год обучения 1 год обучения №

Учебный план общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир праздников» на один год обучения 1 год обучения №

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения

Тема 8. «День защитника Отечества»

Тема 8. «День защитника Отечества»

Теория: З накомство с событиями

Теория: З накомство с событиями

Название раздела, темы

Название раздела, темы

Март 2022 г. (3 часа) 6

Март 2022 г. (3 часа) 6

Формы контроля и оценочные материалы

Формы контроля и оценочные материалы

Методические рекомендации С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать: · подвижные игры: «Выполни движения»; · физкультминутки: «Как живёшь», «Как…

Методические рекомендации С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать: · подвижные игры: «Выполни движения»; · физкультминутки: «Как живёшь», «Как…

Сфера», 2001. 1. Деменкович

Сфера», 2001. 1. Деменкович

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире праздников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2022