Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в обществознание"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в обществознание"

Оценка 4.8
docx
19.08.2023
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Введение в обществознание"
введение в общ 5 кл.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 3 МАЙКОПСКОГО РАЙОНА

УЧЕБНЫЙ КОРПУС №3»

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Сергеева Н.Н./

Протокол №

от «__» августа 2023г.

 

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ОЦ № 3 Майкопского района»

____________/Зейтунян Р.А../

Приказ № ____

от «__» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Введение в обществознание»

 

 

Уровень общего образования                               основное 

начальное, основное, среднее

 

класс:   5 д

 

количество часов:  34

 

учитель:  Мартынов А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 - 2023 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-        Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

-        Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);

-        Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

-        Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»

-        Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-        Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

-        Приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

-        Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

-        Примерная программа по предмету обществознание.

 

                 Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения обществознания в 5 классе из расчёта 1 час в неделю.

            В соответствии с этим реализуется программа в объеме 34 часа.

                 В Базисном учебном плане образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования, выделяется 10-15% на НРЭОСО от общего количества часов по предмету.

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,  способности к самоопределению и самореализации;

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

            В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

            Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебному плану);

установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

            Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока,  терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

            Изучение  разделов завершается  повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников  с трудом и бытом  адыгов  и составляет 10 % учебного времени.

 

Содержание учебного предмета

 

№ п/п

Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты

Обучения

1.

Тема 1. Человек.

6

Введение. Зачем человек рождается.

НРЭОСО. Адыгея  - республика в составе РФ.

Что такое наследственность.

Легко ли быть подростком?

Отрочество – особая пора жизни.

Самостоятельность – показатель взрослости.

 

Личностные:

сформированность основ гражданской идентичности личности;

Предметные:

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

Метапредметные:

Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Познавательные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от (не)успешной деятельности на уроке.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания,

понимают позицию партнера; вступают в коллективное сотрудничество

2.

Тема 2. Семья.

6

Зачем создаются семьи.

Как и почему государство заботится о семье. НРЭОСО. Адыгские семейные традиции.

Нужен ли дому хозяин.

Семейные  заботы

Как хозяйствовать по правилам

Свободное время

 

Личностные:

готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

Предметные:

- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные: воспроизводятпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят

дополнительную информацию, используя справочную литературу

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и

познавательных задач , четко формулирую возникающие затруднения, предлагают помощь и

сотрудничество

3.

Тема 3. Школа

5

Образование в жизни человека.

Ступени школьного образования.

НРЭОСО. Особенности школьного образования в РА.

Образование и самообразование.

Самообразование – путь к успеху.

Одноклассники, сверстники, друзья.

 

Личностные:

сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Предметные:

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

Метапредметные:

Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выбирают решение из нескольких

предложенных, лаконично обосновывают свой выбор

Коммуникативные:

аргументируют свою позицию и соотносят её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке

общего решения в совместной деятельности

4.

Тема 4. Труд

5

 Каким бывает труд .

Благотворительность и  меценатство.

Трудовая деятельность человека.

Труд и творчество.

Мастер своего дела. НРЭОСО. Традиционные адыгские ремесла.

 

Личностные:

сформированность основ гражданской идентичности личности;

Предметные:

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

- понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

Метапредметные:

 

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как

выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные:

«удерживают» логику повествования, устанавливают и

соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты.

5.

Тема 5. Родина

7

Наша Родина – Россия.

НРЭОСО.  Адыгея субъект  Российской федерации.

Многонациональное государство.

НРЭОСО. Адыгея – многонациональная республика.

Что значит быть патриотом.

Государственные символы России.  

НРЭОСО. Государственные символы РА.

История государственных символов.

НРЭОСО. История государственных символов РА.

Москва – столица России.

НРЭОСО. Майкоп – столица Адыгеи.

Личностные:

готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

Предметные:

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

Метапредметные:

Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют

общие приёмы решения задач

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты,

выслушивают партнёра, корректно указывают на ошибки.

6.

Гражданин России

6

Гражданин  - Отечества достойный сын.

Права граждан России.

Обязанности граждан России.

Мы –многонациональный народ.

Итоговое повторение.

 

Личностные:

готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

Предметные:

- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении;

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные:

Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты,

выслушивают партнёра, корректно указывают на ошибки.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование раздела/темы

Количество часов

В том числе контрольные работы

1

Тема 1. Человек.

6

 

2

Тема 2. Семья.

6

 

3

Тема 3. Школа.

5

 

4

Тема 4. Труд.

5

 

5

Тема 5. Родина.

7

 

6

Тема 6. Гражданин России.

5

 

Итого:

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

 

Тема урока

 

Д/З

Кол-во ча-сов

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Зачем человек рождается.

§ 1 с 11

1

 

 

2

НРЭОСО. Адыгея  - республика в составе РФ.

§

1

 

 

3

Что такое наследственность.

§ 1 с 11-13

1

 

 

4

Легко ли быть подростком?

§ 2 с 15-17

1

 

 

5

Отрочество – особая пора жизни.

§ 2 с 17

1

 

 

6

Самостоятельность – показатель взрослости.

§ 2 с 18-21

1

 

 

7

Зачем создаются семьи.

§ 3 с 26-28

1

 

 

8

Как и почему государство заботится о семье. НРЭОСО. Адыгские семейные традиции.

§ 3 с 28-32

1

 

 

9

Семейные  заботы.

§ 4 с 33-34

1

 

 

10

Нужен ли дому хозяин.

§ 4 с 35-37

1

 

 

11

Как хозяйствовать по правилам.

§ 4 с 37-39

1

 

 

12

Свободное время.

§ 5 с 40-48

1

 

 

13

Образование в жизни человека.

§ 6 с 50-54

1

 

 

14

 Ступени школьного образования. НРЭОСО. Особенности школьного образования в РА.

§ 6 с 54-58

1

 

 

15

Образование и самообразование.

§ 7 с 58-62

1

 

 

16

Самообразование – путь к успеху.

§ 7 с 62-64

1

 

 

17

Одноклассники, сверстники, друзья.

§ 8 с 64-72

1

 

 

18

Каким бывает труд.

§ 9 с 74-77

1

 

 

19

Благотворительность и  меценатство.

§ 9 с 77-81

1

 

 

20

Трудовая деятельность человека.

§ 10 с 81-83

1

 

 

21

Труд и творчество.

§ 10 с 83-85

1

 

 

22

Мастер своего дела. НРЭОСО. Традиционные адыгские ремесла.

§ 10 с 85-90

1

 

 

23

Наша Родина – Россия.

§ 11 с 92

1

 

 

24

НРЭОСО.  Адыгея субъект  Российской федерации.

§ 11 с 93

1

 

 

25

Многонациональное государство. НРЭОСО. Адыгея – многонациональная республика.

§ 11

1

 

 

26

Что значит быть патриотом.

§ 11 с 93-98

1

 

 

27

Государственные символы России. Герб России. НРЭОСО. Государственные символы РА.

§ 12 с 99

1

 

 

28

 История государственных символов. НРЭОСО. История государственных символов РА.

§ 12 с 100-102

1

 

 

29

Государственные символы России. Флаг и Гимн России. НРЭОСО. Майкоп – столица Адыгеи.

§ 12 с 102-106

1

 

 

30

Гражданин  - Отечества достойный сын.

§ 13 с 107-108

1

 

 

31

Права граждан России.

§ 13 с 108-109

1

 

 

32

Обязанности граждан России.

§ 13 с 109-111

1

 

 

33

Мы – многонациональный народ.

§ 14 с 112-119

1

 

 

34

 

Итоговое повторение.

§ с 120-121

 

1

 

 

 

 

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений,.

Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: просвещение, 2017.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: -

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: -

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в

Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся

Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся

Содержание учебного предмета № п/п

Содержание учебного предмета № п/п

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Гражданин России 6

Гражданин России 6

Календарно – тематическое планирование № п/п

Календарно – тематическое планирование № п/п

Обязанности граждан России. § 13 с 109-111 1 33

Обязанности граждан России. § 13 с 109-111 1 33
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2023