МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР № 3 МАЙКОПСКОГО РАЙОНА
УЧЕБНЫЙ КОРПУС №3»
|
|
|||
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Введение в обществознание»
Уровень общего образования основное
начальное, основное, среднее
класс: 5 д
количество часов: 34
учитель: Мартынов А.Г.
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»
- Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказа Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Примерная программа по предмету обществознание.
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения обществознания в 5 классе из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с этим реализуется программа в объеме 34 часа.
В Базисном учебном плане образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования, выделяется 10-15% на НРЭОСО от общего количества часов по предмету.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство второклассников с трудом и бытом адыгов и составляет 10 % учебного времени.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
Содержание |
Планируемые результаты Обучения |
1. |
Тема 1. Человек. |
6 |
Введение. Зачем человек рождается. НРЭОСО. Адыгея - республика в составе РФ. Что такое наследственность. Легко ли быть подростком? Отрочество – особая пора жизни. Самостоятельность – показатель взрослости.
|
Личностные: сформированность основ гражданской идентичности личности; Предметные: - относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности; Метапредметные: Регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познавательные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от (не)успешной деятельности на уроке. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное сотрудничество |
2. |
Тема 2. Семья. |
6 |
Зачем создаются семьи. Как и почему государство заботится о семье. НРЭОСО. Адыгские семейные традиции. Нужен ли дому хозяин. Семейные заботы Как хозяйствовать по правилам Свободное время
|
Личностные: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; Предметные: - умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. Познавательные: воспроизводятпо памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии в решении коммуникативных и познавательных задач , четко формулирую возникающие затруднения, предлагают помощь и сотрудничество |
3. |
Тема 3. Школа |
5 |
Образование в жизни человека. Ступени школьного образования. НРЭОСО. Особенности школьного образования в РА. Образование и самообразование. Самообразование – путь к успеху. Одноклассники, сверстники, друзья.
|
Личностные: сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. Предметные: - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; Метапредметные: Регулятивные: ставят учебные задачи на основании изученного материала, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывают свой выбор Коммуникативные: аргументируют свою позицию и соотносят её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
4. |
Тема 4. Труд |
5 |
Каким бывает труд . Благотворительность и меценатство. Трудовая деятельность человека. Труд и творчество. Мастер своего дела. НРЭОСО. Традиционные адыгские ремесла.
|
Личностные: сформированность основ гражданской идентичности личности; Предметные: - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - понимание значения трудовой деятельности для личности и общества; - понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания; Метапредметные:
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, осуществляют итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Познавательные: представляют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Коммуникативные: «удерживают» логику повествования, устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты. |
5. |
Тема 5. Родина |
7 |
Наша Родина – Россия. НРЭОСО. Адыгея субъект Российской федерации. Многонациональное государство. НРЭОСО. Адыгея – многонациональная республика. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. НРЭОСО. Государственные символы РА. История государственных символов. НРЭОСО. История государственных символов РА. Москва – столица России. НРЭОСО. Майкоп – столица Адыгеи. |
Личностные: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; Предметные: - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; - знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; Метапредметные: Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно указывают на ошибки. |
6. |
Гражданин России |
6 |
Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан России. Мы –многонациональный народ. Итоговое повторение.
|
Личностные: готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; Предметные: - понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Метапредметные: Регулятивные: Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель используют общие приёмы решения задач Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно указывают на ошибки. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Количество часов |
В том числе контрольные работы |
1 |
Тема 1. Человек. |
6 |
|
2 |
Тема 2. Семья. |
6 |
|
3 |
Тема 3. Школа. |
5 |
|
4 |
Тема 4. Труд. |
5 |
|
5 |
Тема 5. Родина. |
7 |
|
6 |
Тема 6. Гражданин России. |
5 |
|
Итого: |
34 |
|
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Д/З |
Кол-во ча-сов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||
1 |
Введение. Зачем человек рождается. |
§ 1 с 11 |
1 |
|
|
2 |
НРЭОСО. Адыгея - республика в составе РФ. |
§ |
1 |
|
|
3 |
Что такое наследственность. |
§ 1 с 11-13 |
1 |
|
|
4 |
Легко ли быть подростком? |
§ 2 с 15-17 |
1 |
|
|
5 |
Отрочество – особая пора жизни. |
§ 2 с 17 |
1 |
|
|
6 |
Самостоятельность – показатель взрослости. |
§ 2 с 18-21 |
1 |
|
|
7 |
Зачем создаются семьи. |
§ 3 с 26-28 |
1 |
|
|
8 |
Как и почему государство заботится о семье. НРЭОСО. Адыгские семейные традиции. |
§ 3 с 28-32 |
1 |
|
|
9 |
Семейные заботы. |
§ 4 с 33-34 |
1 |
|
|
10 |
Нужен ли дому хозяин. |
§ 4 с 35-37 |
1 |
|
|
11 |
Как хозяйствовать по правилам. |
§ 4 с 37-39 |
1 |
|
|
12 |
Свободное время. |
§ 5 с 40-48 |
1 |
|
|
13 |
Образование в жизни человека. |
§ 6 с 50-54 |
1 |
|
|
14 |
Ступени школьного образования. НРЭОСО. Особенности школьного образования в РА. |
§ 6 с 54-58 |
1 |
|
|
15 |
Образование и самообразование. |
§ 7 с 58-62 |
1 |
|
|
16 |
Самообразование – путь к успеху. |
§ 7 с 62-64 |
1 |
|
|
17 |
Одноклассники, сверстники, друзья. |
§ 8 с 64-72 |
1 |
|
|
18 |
Каким бывает труд. |
§ 9 с 74-77 |
1 |
|
|
19 |
Благотворительность и меценатство. |
§ 9 с 77-81 |
1 |
|
|
20 |
Трудовая деятельность человека. |
§ 10 с 81-83 |
1 |
|
|
21 |
Труд и творчество. |
§ 10 с 83-85 |
1 |
|
|
22 |
Мастер своего дела. НРЭОСО. Традиционные адыгские ремесла. |
§ 10 с 85-90 |
1 |
|
|
23 |
Наша Родина – Россия. |
§ 11 с 92 |
1 |
|
|
24 |
НРЭОСО. Адыгея субъект Российской федерации. |
§ 11 с 93 |
1 |
|
|
25 |
Многонациональное государство. НРЭОСО. Адыгея – многонациональная республика. |
§ 11 |
1 |
|
|
26 |
Что значит быть патриотом. |
§ 11 с 93-98 |
1 |
|
|
27 |
Государственные символы России. Герб России. НРЭОСО. Государственные символы РА. |
§ 12 с 99 |
1 |
|
|
28 |
История государственных символов. НРЭОСО. История государственных символов РА. |
§ 12 с 100-102 |
1 |
|
|
29 |
Государственные символы России. Флаг и Гимн России. НРЭОСО. Майкоп – столица Адыгеи. |
§ 12 с 102-106 |
1 |
|
|
30 |
Гражданин - Отечества достойный сын. |
§ 13 с 107-108 |
1 |
|
|
31 |
Права граждан России. |
§ 13 с 108-109 |
1 |
|
|
32 |
Обязанности граждан России. |
§ 13 с 109-111 |
1 |
|
|
33 |
Мы – многонациональный народ. |
§ 14 с 112-119 |
1 |
|
|
34
|
Итоговое повторение. |
§ с 120-121
|
1 |
|
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. Обществознание, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений,.
Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобраз. организаций. – М.: просвещение, 2017.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.