Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Оценка 5
docx
17.10.2022
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Я-исследователь.docx

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Я-исследователь»

 

Составители: Трофимова Наталья Валентиновна

Класс: 1

Сроки реализации программы: 2022 – 2023 уч.г.

Количество часов в неделю/год: 1 ч (33ч.)

 

 

Программа составлена на основе ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2022-2023 уч. год, авторской программы внеурочной деятельности «Я-исследователь» Паршина О.А., Дорохина Н.Н. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией. М: «Просвещение/Союз»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

Модуль 1 Опыты и эксперименты с водой.

В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Учащиеся научатся:

·         Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды

·         Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки.

·         Различать три состояния воды.

·         Наблюдать круговорот в природе.

·         Бережно относиться к воде

Тематические разделы модуля:

1.      Вода и её свойства.

2.      Вода в природе. Три состояния воды.

3.      Круговорот воды в природе. Осадки.

4.      Экологические проблемы. Охрана воды.

Модуль 2: Опыты и эксперименты с воздухом.

В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Это модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Учащиеся научатся:

·         Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха.

·         Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха.

·         Определять состав воздуха.

·         Понимать, что такое движение воздуха.

·         Бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.

Тематические разделы модуля:

1.      Воздух и его свойства.

2.      Движение воздуха. Ветер.

3.      Метеорология и погода.

4.      Экологические проблемы. Охрана воздуха.

Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.

В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.

Учащиеся научатся:

·         Определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;

·         Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки.

·         Применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;

·         Различать наличие металлов в полезных ископаемых;

·         Работать с информацией

Тематические разделы модуля:

1.      Металл и его свойства.

2.      Магнит и магнетизм.

3.      Полезные ископаемые. Руды.

4.      Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов.

5.      Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике.

Модуль 4: Опыты и эксперименты с песком и глиной

В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины, а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемы е и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Учащиеся научатся:

·         Определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;

·         Сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;

·         Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ.

·         Наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.

Тематические разделы модуля:

1.      Песок и глина. Сходство и различие.

2.      Песок и глина – полезные ископаемые.

3.      Песок и глина в жизни человека.

4.      Изучаем строение песка и глины

5.      Раздел 2.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами являются:

·         нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;

·         воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:

·         зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;

·         переключения, устойчивости и распределения внимания;

·         произвольного внимания;

·         объёма внимания;

·         способности к комбинированию;

·         внутреннего плана действия;

·         различных видов памяти;

·         оперативной слуховой и зрительной памяти;

·         конструктивного мышления;

·         логического и пространственного мышления;

·         образного и словесно-логического мышления;

·         творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;

·         способности к воссозданию мысленных образов.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

·         прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;

·         ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;

·         принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;

·         планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

·         контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;

·         оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;

·         оценивать правильность выполнения действий другого;

·         проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·         развивать способность к рефлексии.

Познавательные УУД:

·         строить речевые высказывания в устной форме;

·         самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

·         извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;

·         создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;

·         использовать знаково-символические средства;

·         владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;

·         осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

·         устанавливать причинно следственные связи;

·         строить логические цепи рассуждений;

·         самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

·         быть открытым и способным выражать собственные мысли;

·         высказывать и аргументировать своё предложение;

·         убеждать и уступать;

·         с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

·         брать на себя инициативу работая в группах;

·         осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

·         слушать своих сверстников;

·         принимать решения и помогать друг другу;

·         сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

·         принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

·         работать в парах и малых группах.

Предметные результаты:

Ученик научится:

·         видеть проблемы;

·         ставить вопросы;

·         выдвигать гипотезы;

·         давать определение понятиям;

·         классифицировать;

·         наблюдать;

·         проводить эксперименты и опыты;

·         делать умозаключения и выводы;

·         структурировать материал;

Ученик получит возможность научиться:

·         Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·         Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·         Планировать (составлять план своей деятельности);

·         Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·         Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

 

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

1.      Содействие процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся.

2.      Создание условий для развития чувств гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.

3.      Привитие умения и навыков художественного творчества.

4.      Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.

5.      Совершенствование личностных качеств эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородства души через обогащение внутреннего мира учащихся.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание программного материала

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Опыты и эксперименты с водой.

1.

Пар – это тоже вода

1

Дать детям понятие о том, что пар – это тоже вода.

Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

   http://school-collection.edu.ru/

 

2.

С водой и без воды.

1

Познакомить со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней

среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

http://school-collection.edu.ru/

 

3.

Замораживаем воду

1

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

http://school-collection.edu.ru/

 

4.

Художественное творчество Аппликация «Снежинка».

1

формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

 

5.

Вода не имеет формы

1

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

 

6.

«Плывущее яйцо»

1

Дать представление о том, что такое плотность воды.

 

7.

«Кипение» холодной воды.

1

Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды.

 

8.

«Эксперимент со льдом»

1

Изучить свойство льда и сравнить его с жидким состояние воды.

 

9.

«Творческая мастерская»

1

Презентация работ по данному модулю

https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/15-samyh-interesnyh-opytov-s-vodoj-dlya-detej/?ysclid=l83z1gsmt5652402247

Опыты и эксперименты с воздухом.

10.

Этот удивительный воздух

1

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

http://school-collection.edu.ru/

 

11.

Парусные гонки

1

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

https://noustupeni.mskobr.ru/files/zanimatel_nye_opyty_s_vodoj_i_vozduhom.pdf?ysclid=l83yvlysvl755732632

 

12.

Вдох – выдох

1

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

http://school-collection.edu.ru/

 

13.

Поиск воздуха

1

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не

"невидимка", а реально существующий газ.

 

14.

Муха – цокотуха

1

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

 

15.

Воздух при нагревании расширяется

1

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

 

16.

В воде есть воздух

1

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

 

17.

«Много ли в воздухе кислорода?»

1

Узнать количество кислорода в воздухе.

 

18.

«Рисунки ветра»

1

Узнать, как рисует воздух. Сформировать представление о том, каким воздухом мы дышим.

 

19.

«Нетекучая вода»

1

Дать представление о силе давления воздуха и сравнить её с силой тяжести.

 

20.

«Танцующая монета»

1

Убедиться на практике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании.

 

Опыты и эксперименты с металлом.

21.

Парящий самолет

1

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

https://my-nevalyashki.ru/index.php/eksperimentirovanie-s-detmi/7430?ysclid=l83yp2k224951080092

 

22.

 Притягивает – не притягивает

1

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

https://my-nevalyashki.ru/index.php/eksperimentirovanie-s-detmi/7430?ysclid=l83yp2k224951080092

23.

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

1

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

 

24.

Рисует магнит или нет

1

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

 

25.

«Вольфрам – король лампочек»

1

Заочно изучить свойства вольфрама.

 

26.

«Аллюминий – самый лёгкий металл»

1

Изучить свойства аллюминия и его применение в быту.

 

27.

«Куй железо пока горячо»

1

Определить происхождение поговорки. Изучить информацию о свойствах железа и сделать выводы.

 

28.

«Из чего делают провода»

1

Изучить информацию и сделать вывод на тему: «Почему провода делают из металла?»

 

Опыты и эксперименты с песком и глиной

29.

Песчаный конус.

1

Помочь определить, может ли песок двигаться

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/opyty_s_pieskom_i_ghlinoi_v_ramkakh_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti?ysclid=l83yy4twnp56131069

 

30.

Глина, какая она?

1

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

 

31.

Песок и глина – наши помощники.

1

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

 

32.

Ветер и песок

1

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

 

33.

«Свойства мокрого песка». «Песочные часы»

1

Познакомить со свойствами мокрого песка. Знакомство с песочными часами

 

 

Форма проведения занятий: совместная проектно – творческая деятельность взрослого и детей.

 

Календарно – тематическое планирование 

 

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Примечание

1.

Пар – это тоже вода

1

01.09-09.09

 

2.

С водой и без воды.

1

12.09-16.09

 

3.

Замораживаем воду

1

19.09-23.09

 

4.

Художественное творчество Аппликация «Снежинка».

1

26.09-30.09

 

5.

Вода не имеет формы

1

03.10-07.10

 

6.

«Плывущее яйцо»

1

10.10-14.10

 

7.

«Кипение» холодной воды.

1

17.10-21.10

 

8.

«Эксперимент со льдом»

1

24.10-28.10

 

9.

«Творческая мастерская»

1

07.11-11.11

 

 

10.

Этот удивительный воздух

1

14.11-18.11

 

11.

Парусные гонки

1

21.11-25.11

 

12.

Вдох – выдох

1

28.11-02.12

 

13.

Поиск воздуха

1

05.12-09.12

 

14.

Муха – цокотуха

1

12.12-16.12

 

15.

Воздух при нагревании расширяется

1

19.12-23.12

 

16.

В воде есть воздух

1

26.12-27.12

 

17.

«Много ли в воздухе кислорода?»

1

09.01-13.01

 

18.

«Рисунки ветра»

1

16.01-20.01

 

19.

«Нетекучая вода»

1

23.01-27.01

 

20.

«Танцующая монета»

1

30.01-03.02

 

21.

Парящий самолет

1

06.02-10.02

 

22.

 Притягивает – не притягивает

1

20.02.-24.02

 

23.

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

1

27.02-03.03

 

24.

Рисует магнит или нет

1

06.03-10.03

 

25.

«Вольфрам – король лампочек»

1

13.03-17.03

 

26.

«Аллюминий – самый лёгкий металл»

1

27.03-31.03

 

27.

«Куй железо пока горячо»

1

03.04-07.04

 

28.

«Из чего делают провода»

1

10.04-14.04

 

29.

Песчаный конус.

1

17.04-21.04

 

30.

Глина, какая она?

1

24.04-28.04

 

31.

Песок и глина – наши помощники.

1

01.05-05.05

 

32.

Ветер и песок

1

08.05-12.05

 

33.

«Свойства мокрого песка». «Песочные часы»

1

15.05-19.05

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я-исследователь»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я-исследователь»

Содержание учебного курса Модуль 1

Содержание учебного курса Модуль 1

В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия

В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия

Учащиеся научатся: ·

Учащиеся научатся: ·

Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ

Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих

Познавательные УУД: · строить речевые высказывания в устной форме; · самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; · извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную…

Познавательные УУД: · строить речевые высказывания в устной форме; · самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; · извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную…

Предметные результаты: Ученик научится: · видеть проблемы; · ставить вопросы; · выдвигать гипотезы; · давать определение понятиям; · классифицировать; · наблюдать; · проводить эксперименты и…

Предметные результаты: Ученик научится: · видеть проблемы; · ставить вопросы; · выдвигать гипотезы; · давать определение понятиям; · классифицировать; · наблюдать; · проводить эксперименты и…

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); ·

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); ·

Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) http :// school - collection

Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) http :// school - collection

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха http://school-collection

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха http://school-collection

Много ли в воздухе кислорода?» 1

Много ли в воздухе кислорода?» 1

Притягивает – не притягивает 1

Притягивает – не притягивает 1

Магнитный конструктор и поделки из него

Магнитный конструктор и поделки из него

Песочные часы» 1 Познакомить со свойствами мокрого песка

Песочные часы» 1 Познакомить со свойствами мокрого песка

Поиск воздуха 1 05

Поиск воздуха 1 05
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2022