РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Я-исследователь»
Составители: Трофимова Наталья Валентиновна
Класс: 1
Сроки реализации программы: 2022 – 2023 уч.г.
Количество часов в неделю/год: 1 ч (33ч.)
Программа составлена на основе ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2022-2023 уч. год, авторской программы внеурочной деятельности «Я-исследователь» Паршина О.А., Дорохина Н.Н. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией. М: «Просвещение/Союз»)
Содержание учебного курса
Модуль 1 Опыты и эксперименты с водой.
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
· Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды
· Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать воду, называя её существенные признаки.
· Различать три состояния воды.
· Наблюдать круговорот в природе.
· Бережно относиться к воде
Тематические разделы модуля:
1. Вода и её свойства.
2. Вода в природе. Три состояния воды.
3. Круговорот воды в природе. Осадки.
4. Экологические проблемы. Охрана воды.
Модуль 2: Опыты и эксперименты с воздухом.
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – воздухом, методом наблюдения, эксперимента. Учащиеся знакомятся с понятием «воздух», изучают его состав. Параллельно происходит знакомство с понятием «ветер» через понятие «воздух». Это модуль даёт знания в понятии «погода», дети знакомятся с температурой воздуха, с таким прибором как термометр, проводят наблюдения, измерения, делают выводы. В рамка изучения тем модуля организовывается экскурсия на метеостанцию, проводятся практические занятия. Учащиеся узнают о том, что такое «зонды» и «прогноз погоды», вводится понятие «метеорология». Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
· Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха.
· Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, называя основные свойства воздуха.
· Определять состав воздуха.
· Понимать, что такое движение воздуха.
· Бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.
Тематические разделы модуля:
1. Воздух и его свойства.
2. Движение воздуха. Ветер.
3. Метеорология и погода.
4. Экологические проблемы. Охрана воздуха.
Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – металлическими предметами, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении металлов. Модуль знакомит со свойствами металлов, их использованием, добычей, производством, составом, содержанием и применением. Раскрывает значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость хозяйственного использования полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с такими характеристиками металлов, как: твёрдость, жидкость ртути, пластичность, плавкость, теплопроводность, электропроводность, магнит. Изучают разнообразие металлов и их использование в жизни человека. Знакомятся с полезными ископаемыми, в состав которых входят металлы. Учащиеся на практике дают характеристику некоторым металлам, знакомятся с «благородными» металлами. Учатся использовать свойства металлов в практической деятельности.
Учащиеся научатся:
· Определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;
· Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки.
· Применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;
· Различать наличие металлов в полезных ископаемых;
· Работать с информацией
Тематические разделы модуля:
1. Металл и его свойства.
2. Магнит и магнетизм.
3. Полезные ископаемые. Руды.
4. Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов.
5. Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике.
Модуль 4: Опыты и эксперименты с песком и глиной
В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектами – песком и глиной, методом наблюдения, эксперимента, делают открытия в изучении данных предметов неживой природы. Изучают и сравнивают свойства песка и глины, а именно: сыпучесть, вязкость, водопроницаемость. Исследуют и сравнивают строение песка и глины на размер крупинок и цвета, а также свойства частиц. Знакомятся с понятием «дети гранита». Изучают полезные ископаемы е и их использование в жизни человека. Изготовление стекла, кирпича и глиняной посуды. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.
Учащиеся научатся:
· Определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;
· Сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;
· Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ.
· Наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.
Тематические разделы модуля:
1. Песок и глина. Сходство и различие.
2. Песок и глина – полезные ископаемые.
3. Песок и глина в жизни человека.
4. Изучаем строение песка и глины
5. Раздел 2.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами являются:
· нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
· воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.
-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:
· зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
· переключения, устойчивости и распределения внимания;
· произвольного внимания;
· объёма внимания;
· способности к комбинированию;
· внутреннего плана действия;
· различных видов памяти;
· оперативной слуховой и зрительной памяти;
· конструктивного мышления;
· логического и пространственного мышления;
· образного и словесно-логического мышления;
· творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
· способности к воссозданию мысленных образов.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
· прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
· ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
· принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
· планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
· контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
· оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
· оценивать правильность выполнения действий другого;
· проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
· развивать способность к рефлексии.
Познавательные УУД:
· строить речевые высказывания в устной форме;
· самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
· извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
· создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
· использовать знаково-символические средства;
· владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;
· осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
· устанавливать причинно следственные связи;
· строить логические цепи рассуждений;
· самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
· быть открытым и способным выражать собственные мысли;
· высказывать и аргументировать своё предложение;
· убеждать и уступать;
· с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
· брать на себя инициативу работая в группах;
· осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
· слушать своих сверстников;
· принимать решения и помогать друг другу;
· сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
· принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
· работать в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Ученик научится:
· видеть проблемы;
· ставить вопросы;
· выдвигать гипотезы;
· давать определение понятиям;
· классифицировать;
· наблюдать;
· проводить эксперименты и опыты;
· делать умозаключения и выводы;
· структурировать материал;
Ученик получит возможность научиться:
· Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
· Целеполагать (ставить и удерживать цели);
· Планировать (составлять план своей деятельности);
· Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
· Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
1. Содействие процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся.
2. Создание условий для развития чувств гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.
3. Привитие умения и навыков художественного творчества.
4. Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства.
5. Совершенствование личностных качеств эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородства души через обогащение внутреннего мира учащихся.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
1 класс
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Содержание программного материала |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
Опыты и эксперименты с водой. |
|||||
1. |
Пар – это тоже вода |
1 |
Дать детям понятие о том, что пар – это тоже вода. Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. |
http://school-collection.edu.ru/
|
|
2. |
С водой и без воды. |
1 |
Познакомить со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) |
http://school-collection.edu.ru/
|
|
3. |
Замораживаем воду |
1 |
Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. |
http://school-collection.edu.ru/
|
|
4. |
Художественное творчество Аппликация «Снежинка». |
1 |
формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий. |
|
|
5. |
Вода не имеет формы |
1 |
Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. |
|
|
6. |
«Плывущее яйцо» |
1 |
Дать представление о том, что такое плотность воды. |
|
|
7. |
«Кипение» холодной воды. |
1 |
Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды. |
|
|
8. |
«Эксперимент со льдом» |
1 |
Изучить свойство льда и сравнить его с жидким состояние воды. |
|
|
9. |
«Творческая мастерская» |
1 |
Презентация работ по данному модулю |
https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/15-samyh-interesnyh-opytov-s-vodoj-dlya-detej/?ysclid=l83z1gsmt5652402247 |
|
Опыты и эксперименты с воздухом. |
|||||
10. |
Этот удивительный воздух |
1 |
Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха |
http://school-collection.edu.ru/
|
|
11. |
Парусные гонки |
1 |
Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании |
https://noustupeni.mskobr.ru/files/zanimatel_nye_opyty_s_vodoj_i_vozduhom.pdf?ysclid=l83yvlysvl755732632
|
|
12. |
Вдох – выдох |
1 |
Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. |
http://school-collection.edu.ru/
|
|
13. |
Поиск воздуха |
1 |
Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ. |
|
|
14. |
Муха – цокотуха |
1 |
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. |
|
|
15. |
Воздух при нагревании расширяется |
1 |
Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. |
|
|
16. |
В воде есть воздух |
1 |
Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. |
|
|
17. |
«Много ли в воздухе кислорода?» |
1 |
Узнать количество кислорода в воздухе. |
|
|
18. |
«Рисунки ветра» |
1 |
Узнать, как рисует воздух. Сформировать представление о том, каким воздухом мы дышим. |
|
|
19. |
«Нетекучая вода» |
1 |
Дать представление о силе давления воздуха и сравнить её с силой тяжести. |
|
|
20. |
«Танцующая монета» |
1 |
Убедиться на практике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании. |
|
|
Опыты и эксперименты с металлом. |
|||||
21. |
Парящий самолет |
1 |
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» |
https://my-nevalyashki.ru/index.php/eksperimentirovanie-s-detmi/7430?ysclid=l83yp2k224951080092
|
|
22. |
Притягивает – не притягивает |
1 |
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы |
https://my-nevalyashki.ru/index.php/eksperimentirovanie-s-detmi/7430?ysclid=l83yp2k224951080092 |
|
23. |
Как достать скрепку из воды, не замочив рук |
1 |
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею |
|
|
24. |
Рисует магнит или нет |
1 |
Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. |
|
|
25. |
«Вольфрам – король лампочек» |
1 |
Заочно изучить свойства вольфрама. |
|
|
26. |
«Аллюминий – самый лёгкий металл» |
1 |
Изучить свойства аллюминия и его применение в быту. |
|
|
27. |
«Куй железо пока горячо» |
1 |
Определить происхождение поговорки. Изучить информацию о свойствах железа и сделать выводы. |
|
|
28. |
«Из чего делают провода» |
1 |
Изучить информацию и сделать вывод на тему: «Почему провода делают из металла?» |
|
|
Опыты и эксперименты с песком и глиной |
|||||
29. |
Песчаный конус. |
1 |
Помочь определить, может ли песок двигаться |
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/opyty_s_pieskom_i_ghlinoi_v_ramkakh_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti?ysclid=l83yy4twnp56131069
|
|
30. |
Глина, какая она? |
1 |
Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) |
|
|
31. |
Песок и глина – наши помощники. |
1 |
Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия |
|
|
32. |
Ветер и песок |
1 |
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком |
|
|
33. |
«Свойства мокрого песка». «Песочные часы» |
1 |
Познакомить со свойствами мокрого песка. Знакомство с песочными часами |
|
|
Форма проведения занятий: совместная проектно – творческая деятельность взрослого и детей.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
1. |
Пар – это тоже вода |
1 |
01.09-09.09 |
|
2. |
С водой и без воды. |
1 |
12.09-16.09 |
|
3. |
Замораживаем воду |
1 |
19.09-23.09 |
|
4. |
Художественное творчество Аппликация «Снежинка». |
1 |
26.09-30.09 |
|
5. |
Вода не имеет формы |
1 |
03.10-07.10 |
|
6. |
«Плывущее яйцо» |
1 |
10.10-14.10 |
|
7. |
«Кипение» холодной воды. |
1 |
17.10-21.10 |
|
8. |
«Эксперимент со льдом» |
1 |
24.10-28.10 |
|
9. |
«Творческая мастерская» |
1 |
07.11-11.11 |
|
10. |
Этот удивительный воздух |
1 |
14.11-18.11 |
|
11. |
Парусные гонки |
1 |
21.11-25.11 |
|
12. |
Вдох – выдох |
1 |
28.11-02.12 |
|
13. |
Поиск воздуха |
1 |
05.12-09.12 |
|
14. |
Муха – цокотуха |
1 |
12.12-16.12 |
|
15. |
Воздух при нагревании расширяется |
1 |
19.12-23.12 |
|
16. |
В воде есть воздух |
1 |
26.12-27.12 |
|
17. |
«Много ли в воздухе кислорода?» |
1 |
09.01-13.01 |
|
18. |
«Рисунки ветра» |
1 |
16.01-20.01 |
|
19. |
«Нетекучая вода» |
1 |
23.01-27.01 |
|
20. |
«Танцующая монета» |
1 |
30.01-03.02 |
|
21. |
Парящий самолет |
1 |
06.02-10.02 |
|
22. |
Притягивает – не притягивает |
1 |
20.02.-24.02 |
|
23. |
Как достать скрепку из воды, не замочив рук |
1 |
27.02-03.03 |
|
24. |
Рисует магнит или нет |
1 |
06.03-10.03 |
|
25. |
«Вольфрам – король лампочек» |
1 |
13.03-17.03 |
|
26. |
«Аллюминий – самый лёгкий металл» |
1 |
27.03-31.03 |
|
27. |
«Куй железо пока горячо» |
1 |
03.04-07.04 |
|
28. |
«Из чего делают провода» |
1 |
10.04-14.04 |
|
29. |
Песчаный конус. |
1 |
17.04-21.04 |
|
30. |
Глина, какая она? |
1 |
24.04-28.04 |
|
31. |
Песок и глина – наши помощники. |
1 |
01.05-05.05 |
|
32. |
Ветер и песок |
1 |
08.05-12.05 |
|
33. |
«Свойства мокрого песка». «Песочные часы» |
1 |
15.05-19.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.