Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные музееведы"

  • docx
  • 17.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Юные музееведы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Юные музееведы»

 

 

Составители: Трофимова Наталья Валентиновна

Класс: 1

Сроки реализации программы: 2022 – 2023 учебный год.

 

Количество часов в неделю: 1 класс - 2 группы по 1 часу – 33 ч

                                                  

 

Программа составлена на основе: ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2022-2023 уч. год, авторской программы внеурочной деятельности «Юные музееведы» Д.В.Смирнова(Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  Под редакцией В. А.Горского, М: «Просвещение»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса.

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вер­нисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреж­дений.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музей­ного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление крос­сворда на тему музея.

2. Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина

Современное понимание термина «музееведение». Зако­нодательные акты, регулирующие музейное дело в Российс­кой Федерации.

 Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основ­ных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жиз­ни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и дея­тельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед­ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро­вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­лекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби­неты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование кон­цепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (прое­ктная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5. История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­рез них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школь­ный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей­ствие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о дея­тельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании дея­тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне­нии плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музей­ных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фон­довой работы в школьном краеведческом музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школь­ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8. Музейная экспозиция и её виды

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозици­онный материал», «тематическая структура», «экспозицион­ные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисто­рические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-запо­ведники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо­вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: участие в поисково-исследова­тельской деятельности школьного краеведческого музея в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности; выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея

Культурно-образовательная деятельность музея и её основ­ные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образова­тельной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и зани­мательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятель­ности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12. Научно-исследовательская и поисковая деятель­ность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто­рических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Тре­бования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспе­диции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполне­ния индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования непосредственно в экспеди­ции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия

Подведение итогов обучения. Совместный анализ дея­тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конфе­ренции по итогам летней экспедиции.

 

1 год обучения - «Введение в музееведение» - подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе  ребёнок познаёт основу музейного дела.

 

Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:

- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

-  аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

-  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные:

- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;

- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

 По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его, вести элементарную поисковую работу.

По окончании обучения по программе дети должны знать:

·         историю музейного дела,

·         основные музеи родного города,

·         жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,

·         основы музееведческой деятельности,

·         основные термины, применяемые в музейном деле.

Дети должны уметь:

·         планировать деятельность музея,

·         работать с фондами музея,

·         планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,

·         выступать с защитой проектной работы.

 

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

  1. Содействие процессам самопознания и самосовершенствования личности учащихся.
  2. Создание условий для развития чувств гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры.
  3. Совершенствование личностных качеств эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородства души через обогащение внутреннего мира учащихся.

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся – 33 часа

 

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Содержание программного материала

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения

1

-Составление словаря музейных терминов

- проведение викторины « Кто больше назовёт музейных терминов?»

-обсуждение устава объединения юных музееведов

-виртуальные видео-экскурсии по известным музеям Мира

- экскурсия в школьный музей, первое знакомство

-составление кроссворда на тему «Музей»

-подготовка рассказа: «Роль музеев в жизни человека»

- выставка рисунков « Мой любимый экспонат»

- сбор краеведческого материала в сети интернет

 

-Проведение викторин  на  культуру общения,

-урок-презентация:  музеи и картинные галереи  Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

-экскурсия в краеведческий музей

 

 

 -оформление выставок к памятным датам.

-оформление  работы: доклад, реферат, статья;

-защита  проектов   «Мы юные музееведы»

-  поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

 

 

 

- Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

 

-выполнение проектов об одном из известных музеев России.

 

-защита проектов об одном из известных музеев России.

 

 

 

-презентация необычные музеи

-урок- игра « Я иду в музей»

-посещение школьного музея

 

-Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

https://infourok.ru/kratkiy-slovar-yunogo-muzeeveda-1275967.html?ysclid=l7he0b4rrm227865913

2

Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

1

 

3

Музейное дело. Вернисажи.

1

 

4

Практическое занятие:  Ознакомление с информацией в сети Интернет.

1

https://youtu.be/xi7IubmcA8Q

1 занятие

5

Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

1

 

6

Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении.

1

 

7

Практическое занятие: Посещение школьного музея. Первое знакомство.

1

 

8

Музееведение как научная дисциплина.

1

 

9

Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов.

1

 

10

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1

 

11

Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея.

1

 

12

Понятие «социальный институт». Социальная функция школьного музея.

1

 

13

Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей.

1

https://multiurok.ru/files/muziei-ievropy.html?ysclid=l7hddmixz9129604124

14

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVlll в.)

1

 

15

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

1

 

16

Древняя Греция: святилища.

1

 

17

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

1

 

18

Общественные и частные собрания Древнего Рима.

1

 

19

Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

1

https://youtu.be/IVxM9zokrCk

 

20

Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

1

https://youtu.be/fpQyQbxg8ls

 

21

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII-первая половина XIX в.)

1

 

22

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

1

 

23

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в.

1

https://infourok.ru/lekciya-kunstkamera-pervyj-rossijskij-muzej-ee-rol-v-istorii-muzejnogo-dela-5359748.html?ysclid=l7hgf4vea795680391

24

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.

1

 

25

Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

1

https://youtu.be/xi7IubmcA8Q

2 занятие

26

Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).

1

https://youtu.be/UW24_IcNxAU

27

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.

1

 

28

Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и картинных галерей, созданных на общественных началах, в сети Интернет.                         

 

1

https://infourok.ru/lekciya-vozniknovenie-rossijskih-muzeev-kabinety-i-galerei-konca-xvii-pervoj-chetverti-xviii-veka-5359728.html?ysclid=l7hh4m91cz553760959

29

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев.

1

 

30

Практическое занятие: Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность  его подразделений.

1

 

31

Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др.

1

 

32

Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.

1

 

33

Музейные предметы как основа работы школьного  краеведческого музея. Научная организация фондов музеев Состав и структура  музейных фондов.

1

 

 

 

Формы проведения занятий: экскурсии; литературные и исторические гостиные; киносеансы; встречи с интересными людьми; исторические игры, викторины; проектная и исследовательская деятельность; использование интернет – технологий; создание видео презентаций; посещение школьных музеев и музеев города; оформление выставок, обновление экспозиций; встречи с ветеранами войны.

 

Календарно – тематическое планирование 

 

№п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

 

1.

Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения.

1

01.09-09.09

 

2.

Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»

1

12.09-16.09

 

3.

Музейное дело. Вернисажи.

1

19.09-23.09

 

4.

Практическое занятие:  Ознакомление с информацией в сети Интернет.

1

26.09-30.09

 

5.

Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

1

03.10-07.10

 

6.

Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении.

1

10.10-14.10

 

7.

 Практическое занятие: Посещение школьного музея. Первое знакомство.

1

17.10-21.10

 

8.

Музееведение как научная дисциплина.

1

24.10-28.10

 

9.

Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов.

1

07.11-11.11

 

10.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1

14.11-18.11

 

11.

Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея.

1

21.11-25.11

 

12.

Понятие «социальный институт». Социальная функция школьного музея.

1

28.11-02.12

 

13.

Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей.

1

05.12-09.12

 

14.

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVlll в.)

1

12.12-16.12

 

15.

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.

1

19.12-23.12

 

16.

Древняя Греция: святилища.

1

26.12-27.12

 

17.

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).

1

09.01-13.01

 

18.

Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

1

16.01-20.01

 

19.

Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

1

23.01-27.01

 

20.

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII-первая половина XIX в.)

1

30.01-03.02

 

21.

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.

1

06.02-10.02

 

22.

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в.

1

20.02.-24.02

 

23.

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.

1

27.02-03.03

 

24.

Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.

1

06.03-10.03

 

25.

Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).

1

13.03-17.03

 

26.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.

1

27.03-31.03

 

27.

Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах  в сети Интернет.                                

1

03.04-07.04

 

28.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев.

1

10.04-14.04

 

29.

Практическое занятие: Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность  его подразделений.

1

17.04-21.04

 

30.

Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др.

1

24.04-28.04

 

31.

Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.

1

01.05-05.05

 

32.

Музейные предметы как основа работы школьного  краеведческого музея. Научная организация фондов музеев Состав и структура  музейных фондов.

1

 

08.05-12.05

 

33.

Практическое занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.

1

15.05-19.05

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru