РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юные музееведы»
Составители: Трофимова Наталья Валентиновна
Класс: 1
Сроки реализации программы: 2022 – 2023 учебный год.
Количество часов в неделю: 1 класс - 2 группы по 1 часу – 33 ч
Программа составлена на основе: ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №12» на 2022-2023 уч. год, авторской программы внеурочной деятельности «Юные музееведы» Д.В.Смирнова(Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В. А.Горского, М: «Просвещение»)
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея.
2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина
Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации.
Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.
3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.
4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместно с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).
5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII — первой четверти XVIII в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.
Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.
6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
7. Фонды музея. Работа с фондами
Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
8. Музейная экспозиция и её виды
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.).
Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.
Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.
9. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея
Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.
Практическая работа: участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.
Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).
Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.
11. Культурно-образовательная деятельность музея
Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.
Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).
12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).
Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.
Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
13. Организация краеведческой работы в экспедициях
Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые и коллективные. Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.
Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.
Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
14. Подготовка и проведение итогового мероприятия
Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.
Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.
1 год обучения - «Введение в музееведение» - подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе ребёнок познаёт основу музейного дела.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа;
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
в рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать:
- гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Метапредметные результаты
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные:
- реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
- проводить наблюдение и практикум под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
По окончании обучения дети должны знать историю музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его, вести элементарную поисковую работу.
По окончании обучения по программе дети должны знать:
· историю музейного дела,
· основные музеи родного города,
· жизнь и деятельность выдающихся людей родного края,
· основы музееведческой деятельности,
· основные термины, применяемые в музейном деле.
Дети должны уметь:
· планировать деятельность музея,
· работать с фондами музея,
· планировать и осуществлять поисково-исследовательскую деятельность,
· выступать с защитой проектной работы.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся – 33 часа
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол-во часов |
Содержание программного материала |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 |
Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения |
1 |
-Составление словаря музейных терминов - проведение викторины « Кто больше назовёт музейных терминов?» -обсуждение устава объединения юных музееведов -виртуальные видео-экскурсии по известным музеям Мира - экскурсия в школьный музей, первое знакомство -составление кроссворда на тему «Музей» -подготовка рассказа: «Роль музеев в жизни человека» - выставка рисунков « Мой любимый экспонат» - сбор краеведческого материала в сети интернет
-Проведение викторин на культуру общения, -урок-презентация: музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. -экскурсия в краеведческий музей
-оформление выставок к памятным датам. -оформление работы: доклад, реферат, статья; -защита проектов «Мы юные музееведы» - поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).
- Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.
-выполнение проектов об одном из известных музеев России.
-защита проектов об одном из известных музеев России.
-презентация необычные музеи -урок- игра « Я иду в музей» -посещение школьного музея
-Составление учётной карточки экспоната школьного музея. |
https://infourok.ru/kratkiy-slovar-yunogo-muzeeveda-1275967.html?ysclid=l7he0b4rrm227865913 |
2 |
Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?» |
1 |
|
|
3 |
Музейное дело. Вернисажи. |
1 |
|
|
4 |
Практическое занятие: Ознакомление с информацией в сети Интернет. |
1 |
https://youtu.be/xi7IubmcA8Q 1 занятие |
|
5 |
Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. |
1 |
|
|
6 |
Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении. |
1 |
|
|
7 |
Практическое занятие: Посещение школьного музея. Первое знакомство. |
1 |
|
|
8 |
Музееведение как научная дисциплина. |
1 |
|
|
9 |
Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов. |
1 |
|
|
10 |
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. |
1 |
|
|
11 |
Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея. |
1 |
|
|
12 |
Понятие «социальный институт». Социальная функция школьного музея. |
1 |
|
|
13 |
Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей. |
1 |
https://multiurok.ru/files/muziei-ievropy.html?ysclid=l7hddmixz9129604124 |
|
14 |
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVlll в.) |
1 |
|
|
15 |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. |
1 |
|
|
16 |
Древняя Греция: святилища. |
1 |
|
|
17 |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями). |
1 |
|
|
18 |
Общественные и частные собрания Древнего Рима. |
1 |
|
|
19 |
Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). |
1 |
https://youtu.be/IVxM9zokrCk
|
|
20 |
Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. |
1 |
https://youtu.be/fpQyQbxg8ls
|
|
21 |
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII-первая половина XIX в.) |
1 |
|
|
22 |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. |
1 |
|
|
23 |
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в. |
1 |
https://infourok.ru/lekciya-kunstkamera-pervyj-rossijskij-muzej-ee-rol-v-istorii-muzejnogo-dela-5359748.html?ysclid=l7hgf4vea795680391 |
|
24 |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями. |
1 |
|
|
25 |
Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. |
1 |
https://youtu.be/xi7IubmcA8Q 2 занятие |
|
26 |
Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). |
1 |
https://youtu.be/UW24_IcNxAU |
|
27 |
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. |
1 |
|
|
28 |
Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и картинных галерей, созданных на общественных началах, в сети Интернет.
|
1 |
https://infourok.ru/lekciya-vozniknovenie-rossijskih-muzeev-kabinety-i-galerei-konca-xvii-pervoj-chetverti-xviii-veka-5359728.html?ysclid=l7hh4m91cz553760959 |
|
29 |
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. |
1 |
|
|
30 |
Практическое занятие: Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. |
1 |
|
|
31 |
Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. |
1 |
|
|
32 |
Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. |
1 |
|
|
33 |
Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев Состав и структура музейных фондов. |
1 |
|
Формы проведения занятий: экскурсии; литературные и исторические гостиные; киносеансы; встречи с интересными людьми; исторические игры, викторины; проектная и исследовательская деятельность; использование интернет – технологий; создание видео презентаций; посещение школьных музеев и музеев города; оформление выставок, обновление экспозиций; встречи с ветеранами войны.
Календарно – тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
1. |
Вводное занятие Основные понятия и термины музееведения. |
1 |
01.09-09.09 |
|
2. |
Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?» |
1 |
12.09-16.09 |
|
3. |
Музейное дело. Вернисажи. |
1 |
19.09-23.09 |
|
4. |
Практическое занятие: Ознакомление с информацией в сети Интернет. |
1 |
26.09-30.09 |
|
5. |
Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. |
1 |
03.10-07.10 |
|
6. |
Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении. |
1 |
10.10-14.10 |
|
7. |
Практическое занятие: Посещение школьного музея. Первое знакомство. |
1 |
17.10-21.10 |
|
8. |
Музееведение как научная дисциплина. |
1 |
24.10-28.10 |
|
9. |
Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов. |
1 |
07.11-11.11 |
|
10. |
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. |
1 |
14.11-18.11 |
|
11. |
Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея. |
1 |
21.11-25.11 |
|
12. |
Понятие «социальный институт». Социальная функция школьного музея. |
1 |
28.11-02.12 |
|
13. |
Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей. |
1 |
05.12-09.12 |
|
14. |
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVlll в.) |
1 |
12.12-16.12 |
|
15. |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. |
1 |
19.12-23.12 |
|
16. |
Древняя Греция: святилища. |
1 |
26.12-27.12 |
|
17. |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями). |
1 |
09.01-13.01 |
|
18. |
Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). |
1 |
16.01-20.01 |
|
19. |
Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. |
1 |
23.01-27.01 |
|
20. |
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII-первая половина XIX в.) |
1 |
30.01-03.02 |
|
21. |
Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. |
1 |
06.02-10.02 |
|
22. |
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в. |
1 |
20.02.-24.02 |
|
23. |
Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями. |
1 |
27.02-03.03 |
|
24. |
Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. |
1 |
06.03-10.03 |
|
25. |
Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей). |
1 |
13.03-17.03 |
|
26. |
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. |
1 |
27.03-31.03 |
|
27. |
Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. |
1 |
03.04-07.04 |
|
28. |
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. |
1 |
10.04-14.04 |
|
29. |
Практическое занятие: Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. |
1 |
17.04-21.04 |
|
30. |
Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. |
1 |
24.04-28.04 |
|
31. |
Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея. |
1 |
01.05-05.05 |
|
32. |
Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев Состав и структура музейных фондов. |
1
|
08.05-12.05 |
|
33. |
Практическое занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея. |
1 |
15.05-19.05 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.