Планируемые результаты освоения программы
Первый год обучения
Личностными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м
классе является формирование следующих умений:
- Оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения «Я
познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учиться
высказывать своё предположение (версию).
- Учиться
работать по предложенному учителем плану.
- Учиться
отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться
в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп.
источниках информации.
- Добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать
и понимать речь других.
- Совместно
договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс
Личностные результаты:
- Оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Учиться
совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с
учителем.
- Высказывать
свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая
по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие
приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться
в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация
(знания) для решения задачи в один шаг.
- Делать
предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать
новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем
словарях и энциклопедиях.
- Добывать
новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать
полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести
свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать
и понимать речь других.
- Вступать
в беседу.
- Учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс
Личностные результаты:
- Оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Совместно
с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять
план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая
по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
- В
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
- Учиться
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
совместно с учителем.
- Высказывать
свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая
по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие
приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться
в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать
необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать
новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
- Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить
свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
- Слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
- Договариваться
с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
- Учиться
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
4 класс
Личностные результаты:
- Оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные
простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Совместно
с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять
план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая
по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки с помощью учителя.
- В
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться
в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать
необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать
новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять простой план
учебно-научного текста.
- Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с
учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить
свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
- Слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
- Читать
вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
- Договариваться
с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
- Учиться
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предполагаемые уровни реализации программы
На первом уровне школьник должен уметь:
- называть
окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть
живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть
основные особенности каждого времени года;
- перечислять
особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных,
пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
- объяснять,
как люди помогают друг другу жить;
- оценивать
правильность поведения людей в природе;
- оценивать
правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного
движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
- наблюдать
и оценивать явления природы и общественной жизни;
- выполняют
практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания;
- моделировать
правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;
- уважительно
относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа;
- доказывать
необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
2.Содержание образовательной программы
Первый год обучения
1. Как мы понимаем друг друга.(5 ч)
- Знакомство
детей с учителем и между собой.
- Знакомство
с программой.
- Школьные
правила вежливости.
- Практические
занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и
других общественных местах. Составление режима дня.
2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
- Предметы
и их признаки. Различение предметов по признакам.
3. Времена года (4 ч.)
- Приметы
осени. Листопад.
- Приметы
зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
- Приметы
весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак
весны.
- Приметы
лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной
литературе.
4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
- Органы
чувств человека.
- Память
– хранилище опыта. Ум.
5. Твоя семья и друзья (3 ч.)
- Твоя
семья и её состав.
- Практическое
занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
- Правила
безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
- Как
вести себя на кухне, в ванне.
- Значение
общения в жизни человека.
6. Что нас окружает(6 ч.)
- Город
(село) и его особенности.
- Взаимосвязь
людей разных профессий.
- Зависимость
человека от природы.
- Три
состояния воды.
7. Живые обитатели планеты (8 ч.)
- Растения,
грибы, животные, человек – живые организмы.
- Сходство
растений и животных.
- Культурные
растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
- Собаки
– помощники человека. Происхождение и породы собак.
- Знакомство
с назначением различных частей тела человека.
- Правила
поведения в природе.
- Бережное
отношение к окружающему миру.
8. КТД (3 ч.)
- Конкурсные
и развлекательные программы.
- Свойства
предметов, их части и действия с ними.
- Книга
хранит знания и опыт людей.
- Правила
безопасного поведения на улице.
9. Итоговое занятие (1 ч.)
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир
живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система».
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч)
Великий
круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Где растут тропические леса.
Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия.
Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
3 класс
Вещество и энергия (3 ч.)
- Почему
пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
- Энергия.
Что происходит при превращении энергии.
- Интеллектуальная
игра «Умники и умницы».
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
- Живая
оболочка планеты.
- О
тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
- Солнце
- как источник энергии.
- КВН
«Планета загадок».
Экологическая система (4 ч.)
- Цепи
питания.
- Различные
экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
- Лесные
заморочки. Игра «Детектив»
- Игра
– турнир по экологии «Что, где, когда?».
Живые участники круговорота веществ (5 ч.)
- Растения
и их роль на Земле. Экскурсия.
- О
братьях наших меньших.
- Рыбы
и их многообразие.
- Час
эрудитов «Птичьи имена».
- Проект
«Сохраним красоту природы»
Твои родные и твоя Родина (3 ч.)
- Человек
и его корни. Родословное древо семьи.
- Моя
Родина – Россия!
- Путешествие
в прошлое. История моей Родины.
Времена Древней Руси, Московского Государства, Российской Империи,
Советской России СССР (13 ч.)
- Откуда
пошла земля Русская!
- Ледовое
побоище.
- Слово
о полку Игореве.
- Московское
государство.
- Московский
Кремль.
- Смутное
время в России.
- Преобразования
Петра I.
- Екатерина
Великая.
- Михаил
Васильевич Ломоносов.
- Отечественная
война 1812 года.
- Император
Александр II.
- Времена
Советской власти и СССР.
- Выставка
рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной
войны».
Современная Россия (2 ч.)
- Российская
Федерация.
- Проект
«Сохраним историю родного края».
4 класс
Как работает организм человека (7 ч.)
- Основные
системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
- Кожа
и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
- Опора
тела и движение.
- Наше
питание.
- О
дыхании и вреде курения.
- Органы
чувств человека.
- Диспут
«Тело человека и охрана здоровья».
Рукотворная природа (8 ч.)
- Растения
и животные на службе у человека.
- Изобретение
рычага и колеса и их применение.
- Свойства
воды и воздуха и их использование человеком.
- Как
человек использует горные породы и минералы.
- Как
обрабатывают металлы.
- Невидимая
сила.
- Человек
проникает в тайны природы.
- Экологический
проект «Земля – планета жизни».
Человек и его внутренний мир (3 ч.)
- Как
стать личностью?
- Эмоции
и чувства.
- Как
настроение?
Человек в мире людей (3 ч.)
- Почему
возникают конфликты?
- Совесть.
- Путешествие
по правам человека.
Человек и прошлое человечества (4 ч.)
- Добро
и зло в Первобытном мире.
- Мир
средневековых цивилизаций.
- Технические
достижения эпохи Нового времени.
- 21
век.
Человек и многоликое человечество (4 ч.)
- «В
некотором царстве, в тридевятом государстве…»
- Мы
не похожи, ну и что же?
- Пути
духовных исканий.
- Выставка
работ «Дети разных народов».
Человек и единое человечество (5 ч.)
- Что
такое деньги.
- Почему
разные страны помогают друг другу?
- Сказки
разных народов.
- Глобальные
проблемы.
- Проект
«Моё человечество».
Календарно - тематическое планирование.
1-4 классы
№
|
Дата по
плану
|
Фактич.
дата
|
Тема
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
наша
планета
|
|
|
1.
|
|
|
Мир живой
и неживой природы.
|
|
|
2.
|
|
|
Вещи и
вещества. Разнообразие веществ.
|
|
|
3.
|
|
|
Как без
часов определить время суток?
|
|
|
4.
|
|
|
Форма
Земли.
|
|
|
5.
|
|
|
О чём
рассказывает Глобус.
|
|
|
6.
|
|
|
Викторина
«Занимательная география»
|
|
|
7.
|
|
|
Звёзды,
созвездия, планеты.
|
|
|
8.
|
|
|
Земное
притяжение.
|
|
|
9.
|
|
|
Почему
день сменяется ночью?
|
|
|
10.
|
|
|
Почему
бывает лето?
|
|
|
11.
|
|
|
Где живут
белые медведи и слоны?
|
|
|
12.
|
|
|
Прозрачный
невидимка (воздух)
|
|
|
13.
|
|
|
Создание
проекта «Солнечная система»
|
|
|
14.
|
|
|
Путешествие
по карте России.
|
|
|
15.
|
|
|
Адрес на
глобусе и карте.
|
|
|
16.
|
|
|
Что
обозначают на карте с помощью цвета?
|
|
|
17.
|
|
|
Путешествие
по материкам и океанам.
|
|
|
18.
|
|
|
Куда
текут реки?
|
|
|
19.
|
|
|
Как
рождаются горы?
|
|
|
20.
|
|
|
Моря и
острова.
|
|
|
21.
|
|
|
Обитатели
морей.
|
|
|
22.
|
|
|
Проект
«Моя страна»
|
|
|
|
|
|
ЗЕМЛЯ –
НАШ ОБЩИЙ ДОМ
|
|
|
23.
|
|
|
Великий
круговорот жизни.
|
|
|
24.
|
|
|
Путешествие
по природным зонам.
|
|
|
25.
|
|
|
Красная
книга.
|
|
|
26.
|
|
|
Жизнь
леса.
|
|
|
27.
|
|
|
Хрупкая
природа степей и пустынь.
|
|
|
28.
|
|
|
Где
растут тропические леса.
|
|
|
29.
|
|
|
Жизнь в
горах.
|
|
|
30.
|
|
|
Путешествуем
по Европе.
|
|
|
31.
|
|
|
Страны
Африки и Америки.
|
|
|
32.
|
|
|
Австралия.
Антарктида.
|
|
|
33.
|
|
|
Моя
Родина – Россия.
|
|
|
34.
|
|
|
Земля –
наш общий дом.
|
|
|
35.
|
|
|
Проект «Всемирная
выставка»
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4-й класс
№
|
Тема
|
|
|
|
ВЕЩЕСТВО
И
ЭНЕРГИЯ
|
|
1.
|
Почему
пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
|
|
2.
|
Энергия.
Что происходит при превращении энергии.
|
|
3.
|
Интеллектуальная
игра «Умники и умницы»
|
|
|
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ
ЖИЗНЬЮ
|
|
4.
|
Живая
оболочка планеты.
|
|
5.
|
О тех,
кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
|
|
6.
|
Солнце -
как источник энергии.
|
|
7.
|
КВН
«Планета загадок»
|
|
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА 4 ч
|
|
8.
|
Цепи
питания
|
|
9.
|
Различные
экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
|
|
10.
|
Лесные
заморочки. Игра «Детектив»
|
|
11.
|
Игра –
турнир по экологии «Что, где, когда?».
|
|
|
ЖИВЫЕ
УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА
ВЕЩЕСТВ
|
|
12.
|
Растения
и их роль на Земле
|
|
13.
|
О братьях
наших меньших.
|
|
14.
|
Рыбы и их
многообразие.
|
|
15.
|
Час эрудитов
«Птичьи имена».
|
|
16.
|
Проект
«Сохраним красоту природы»
|
|
|
ТВОИ
РОДНЫЕ
И ТВОЯ
РОДИНА
|
|
17.
|
Человек и
его корни. Родословное древо семьи
|
|
18.
|
Моя
Родина – Россия
|
|
19
|
Путешествие
в прошлое.
История
моей Родины.
|
|
|
ВРЕМЕНА
ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ
РОССИИ И СССР
|
|
20
|
Откуда
пошла земля Русская!
|
|
21
|
Ледовое
побоище.
|
|
22
|
Слово о
полку Игореве.
|
|
23
|
Московское
государство.
|
|
24
|
Московский
Кремль.
|
|
25
|
Смутное
время в России.
|
|
26
|
Преобразования
Петра I
|
|
27
|
Екатерина
Великая
|
|
28
|
Михаил
Васильевич Ломоносов
|
|
29
|
Отечественная
война 1812 года.
|
|
30
|
Император
Александр II
|
|
31
|
Времена
Советской власти и СССР.
|
|
32
|
Выставка
рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
|
|
|
СОВРЕМЕННАЯ
РОССИЯ
|
|
33.
|
Российская
Федерация
|
|
34
|
Проект
«Сохраним историю родного края»
|
|
|
ИТОГО:
|
|
1класс
№
|
Тема
|
|
|
|
Как мы
понимаем друг друга
|
|
1
|
Вводное
занятие. Как мы будем учиться.
|
|
2-3
|
Школьные
правила вежливости.
|
|
4
|
Режим дня
школьника.
|
|
5
|
Ты –
ученик.
|
|
|
Как мы
узнаём, что перед нами
|
|
6
|
Что за
словом?
|
|
7
|
Путешествие
в Угадайку.
|
|
|
Времена
года
|
|
8
|
Осенние
посиделки.
|
|
9
|
Зимушка-зима.
|
|
10
|
Пробуждение
Земли. Праздник встречи Весны.
|
|
11
|
Весёлое
лето.
|
|
|
Как ты
узнаёшь мир
|
|
12
|
Глаза – главные помощники человека.
|
|
13
|
Память и ум – помощники человека.
|
|
14
|
Жить – с книгою дружить. КТД
|
|
|
Твоя семья и друзья
|
|
15
|
Наша
дружная семья. Мои обязанности в семье.
|
|
16
|
Что
окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?
|
|
17
|
Без друга
в жизни туго. Мои друзья
|
|
|
Что нас
окружает
|
|
18
|
Моё село.
Достопримечательности села.
|
|
19
|
Мы –
пешеходы.
|
|
20
|
Что такое
профессия? Какие бывают профессии?
|
|
21
|
Из чего
что сделано?
|
|
22
|
Водица-царица.
(Три состояния воды)
|
|
23
|
Транспорт.
Мы – пассажиры.
|
|
24
|
Мой путь
от дома до школы. КТД
|
|
|
Живые
обитатели планеты
|
|
25
|
Живое и
неживое.
|
|
26
|
Какие
бывают растения? Какие бывают животные?
|
|
27
|
Путешествие
по зоопарку.
|
|
28
|
Домашние
любимцы и комнатные растения.
|
|
29
|
Собака –
верный друг человека
|
|
30
|
Строение
тела человека.
|
|
31
|
Правила поведения
в природе.
|
|
32
|
Земля –
наш общий дом.
|
|
|
Итоговое
занятие
|
|
33
|
Итоговое
занятие Игра «Поле чудес»
|
|