Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир" 1-4 классы

  • docx
  • 13.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб пр ( я познаю мир).docx

                                                                                 Планируемые результаты освоения программы

Первый год обучения

Личностными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

2 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

4 класс

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

Предполагаемые уровни реализации программы

На первом уровне школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года;
  • перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

На втором уровне школьник должен уметь:

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

На третьем уровне школьник должен уметь:

  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

 

                                                                            2.Содержание образовательной программы

Первый год обучения

1. Как мы понимаем друг друга.(5 ч)

  • Знакомство детей с учителем и между собой.
  • Знакомство с программой.
  • Школьные правила вежливости.
  • Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Составление режима дня.

2. Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)

  • Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.

3. Времена года (4 ч.)

  • Приметы осени. Листопад.
  • Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
  • Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.
  • Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.

4. Как ты узнаёшь мир (2 ч.)

  • Органы чувств человека.
  • Память – хранилище опыта. Ум.

5. Твоя семья и друзья (3 ч.)

  • Твоя семья и её состав.
  • Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье.
  • Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества.
  • Как вести себя на кухне, в ванне.
  • Значение общения в жизни человека.

6. Что нас окружает(6 ч.)

  • Город (село) и его особенности.
  • Взаимосвязь людей разных профессий.
  • Зависимость человека от природы.
  • Три состояния воды.

7. Живые обитатели планеты (8 ч.)

  • Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
  • Сходство растений и животных.
  • Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
  • Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
  • Знакомство с назначением различных частей тела человека.
  • Правила поведения в природе.
  • Бережное отношение к окружающему миру.

8. КТД (3 ч.)

  • Конкурсные и развлекательные программы.
  • Свойства предметов, их части и действия с ними.
  • Книга хранит знания и опыт людей.
  • Правила безопасного поведения на улице.

9. Итоговое занятие (1 ч.)

  • Игра «Поле чудес»

 

2 класс

Наша планета Земля (22 ч)

Мир живой и неживой природы.
Почему день сменяется ночью?
Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны?
Прозрачный невидимка (воздух).
Создание проекта «Солнечная система».
Путешествие по карте России.
Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам.
Куда текут реки?
Как рождаются горы?
Моря и острова Обитатели морей.

Земля – наш общий дом (12 ч)

Великий круговорот жизни.
Путешествие по природным зонам.
Красная книга.
Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Где растут тропические леса.
Жизнь в горах.
Путешествуем по Европе.
Страны Африки и Америки.
Австралия.
Антарктида.
Моя Родина – Россия.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»

 

3 класс

Вещество и энергия (3 ч.)

  • Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
  • Энергия. Что происходит при превращении энергии.
  • Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)

  • Живая оболочка планеты.
  • О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
  • Солнце - как источник энергии.
  • КВН «Планета загадок».

Экологическая система (4 ч.)

  • Цепи питания.
  • Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
  • Лесные заморочки. Игра «Детектив»
  • Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

Живые участники круговорота веществ (5 ч.)

  • Растения и их роль на Земле. Экскурсия.
  • О братьях наших меньших.
  • Рыбы и их многообразие.
  • Час эрудитов «Птичьи имена».
  • Проект «Сохраним красоту природы»

Твои родные и твоя Родина (3 ч.)

  • Человек и его корни. Родословное древо семьи.
  • Моя Родина – Россия!
  • Путешествие в прошлое. История моей Родины.

Времена Древней Руси, Московского Государства, Российской Империи, Советской России СССР (13 ч.)

  • Откуда пошла земля Русская!
  • Ледовое побоище.
  • Слово о полку Игореве.
  • Московское государство.
  • Московский Кремль.
  • Смутное время в России.
  • Преобразования Петра I.
  • Екатерина Великая.
  • Михаил Васильевич Ломоносов.
  • Отечественная война 1812 года.
  • Император Александр II.
  • Времена Советской власти и СССР.
  • Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

Современная Россия (2 ч.)

  • Российская Федерация.
  • Проект «Сохраним историю родного края».

4 класс

Как работает организм человека (7 ч.)

  • Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
  • Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
  • Опора тела и движение.
  • Наше питание.
  • О дыхании и вреде курения.
  • Органы чувств человека.
  • Диспут «Тело человека и охрана здоровья».

Рукотворная природа (8 ч.)

  • Растения и животные на службе у человека.
  • Изобретение рычага и колеса и их применение.
  • Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
  • Как человек использует горные породы и минералы.
  • Как обрабатывают металлы.
  • Невидимая сила.
  • Человек проникает в тайны природы.
  • Экологический проект «Земля – планета жизни».

Человек и его внутренний мир (3 ч.)

  • Как стать личностью?
  • Эмоции и чувства.
  • Как настроение?

Человек в мире людей (3 ч.)

  • Почему возникают конфликты?
  • Совесть.
  • Путешествие по правам человека.

Человек и прошлое человечества (4 ч.)

  • Добро и зло в Первобытном мире.
  • Мир средневековых цивилизаций.
  • Технические достижения эпохи Нового времени.
  • 21 век.

Человек и многоликое человечество (4 ч.)

  • «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
  • Мы не похожи, ну и что же?
  • Пути духовных исканий.
  • Выставка работ «Дети разных народов».

Человек и единое человечество (5 ч.)

  • Что такое деньги.
  • Почему разные страны помогают друг другу?
  • Сказки разных народов.
  • Глобальные проблемы.
  • Проект «Моё человечество».

Календарно - тематическое планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-4  классы

 

Дата по плану

Фактич. дата

Тема

Примечание

 

 

наша планета

 

 

1.

 

 

Мир живой и неживой природы.

 

 

2.

 

 

 

 

Вещи и вещества. Разнообразие веществ.

 

 

3.

 

 

 

 

Как без часов определить время суток?

 

 

4.

 

 

Форма Земли.

 

 

 

5.

 

 

О чём рассказывает Глобус.

 

 

 

6.

 

 

Викторина «Занимательная география»

 

 

7.

 

 

Звёзды, созвездия, планеты.

 

 

8.

 

 

Земное притяжение.

 

 

9.

 

 

Почему день сменяется ночью?

 

 

10.

 

 

Почему бывает лето?

 

 

 

11.

 

 

Где живут белые медведи и слоны?

 

 

12.

 

 

Прозрачный невидимка (воздух)

 

 

13.

 

 

Создание проекта «Солнечная система»

 

 

14.

 

 

Путешествие по карте России.

 

 

 

15.

 

 

Адрес на глобусе и карте.

 

 

16.

 

 

Что обозначают на карте с помощью цвета?

 

 

17.

 

 

Путешествие по материкам и океанам.

 

 

18.

 

 

Куда текут реки?

 

 

 

19.

 

 

Как рождаются горы?

 

 

 

20.

 

 

Моря и острова.

 

 

 

21.

 

 

Обитатели морей.

 

 

22.

 

 

 

 

Проект «Моя страна»

 

 

 

 

ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

 

 

 

23.

 

 

 

 

 

Великий круговорот жизни.

 

 

 

24.

 

 

 

 

Путешествие по природным зонам.

 

 

25.

 

 

 

 

Красная книга.

 

 

26.

 

 

 

 

Жизнь леса.

 

 

27.

 

 

 

 

Хрупкая природа степей и пустынь.

 

 

28.

 

 

 

 

Где растут тропические леса.

 

29.

 

 

 

Жизнь в горах.

 

 

 

30.

 

 

 

 

 

Путешествуем по Европе.

 

 

 

31.

 

 

 

 

Страны Африки и Америки.

 

 

32.

 

 

Австралия. Антарктида.

 

 

33.

 

 

Моя Родина – Россия.

 

 

 

34.

 

 

Земля – наш общий дом.

 

35.

 

 

Проект «Всемирная выставка»

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-й класс

Тема

 

ВЕЩЕСТВО И

ЭНЕРГИЯ

 

1.

Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?

 

2.

Энергия. Что происходит при превращении энергии.

 

3.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

 

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,

ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

 

 

4.

 

Живая оболочка планеты.

 

5.

О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.

 

6.

Солнце - как источник энергии.

 

7.

КВН «Планета загадок»

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч

 

8.

Цепи питания

 

9.

Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.

 

10.

Лесные заморочки. Игра «Детектив»

 

11.

Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».

 

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ

КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

 

 

12.

Растения и их роль на Земле

 

13.

О братьях наших меньших.

 

14.

Рыбы и их многообразие.

 

15.

Час эрудитов «Птичьи имена».

 

16.

Проект «Сохраним красоту природы»

 

ТВОИ РОДНЫЕ

И ТВОЯ РОДИНА

 

17.

Человек и его корни. Родословное древо семьи

 

 

18.

 

Моя Родина – Россия

 

 

19

Путешествие в прошлое.

История моей Родины.

 

 

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,

РОССИЙСКОЙ

ИМПЕРИИ,

СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

 

 

20

 

Откуда пошла земля Русская!

 

21

Ледовое побоище.

 

22

Слово о полку Игореве.

 

23

Московское государство.

 

24

Московский Кремль.

 

25

Смутное время в России.

26

Преобразования Петра I

 

27

Екатерина Великая

 

28

Михаил Васильевич Ломоносов

 

29

Отечественная война 1812 года.

 

30

Император Александр II

 

31

Времена Советской власти и СССР.

 

32

Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

 

33.

Российская Федерация

 

34

Проект «Сохраним историю родного края»

 

ИТОГО:

 

 

 

 

1класс

Тема

Как мы понимаем друг друга

 

1

Вводное занятие. Как мы будем учиться.

 

2-3

Школьные правила вежливости.

 

4

Режим дня школьника.

 

5

Ты – ученик.

 

Как мы узнаём, что перед нами

 

6

Что за словом?

 

7

Путешествие в Угадайку.

Времена года

 

8

Осенние посиделки.

 

9

Зимушка-зима.

 

10

Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны.

 

11

Весёлое лето.

 

Как ты узнаёшь мир

 

12

Глаза – главные помощники человека.

 

13

Память и ум – помощники человека.

 

14

Жить – с книгою дружить. КТД

 

Твоя семья и друзья

 

15

Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

 

16

Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?

 

17

Без друга в жизни туго. Мои друзья

 

Что нас окружает

 

18

Моё село. Достопримечательности села.

 

19

Мы – пешеходы.

 

20

Что такое профессия? Какие бывают профессии?

 

21

Из чего что сделано?

 

22

Водица-царица. (Три состояния воды)

 

23

Транспорт. Мы – пассажиры.

 

24

Мой путь от дома до школы. КТД

 

Живые обитатели планеты

 

25

Живое и неживое.

 

26

Какие бывают растения? Какие бывают животные?

 

27

Путешествие по зоопарку.

 

28

Домашние любимцы и комнатные растения.

 

29

Собака – верный друг человека

 

30

Строение тела человека.

 

31

Правила поведения в природе.

 

32

Земля – наш общий дом.

 

Итоговое занятие

 

33

Итоговое занятие Игра «Поле чудес»