Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Тихорецка
муниципального образования Тихорецкий район
имени полного кавалера Ордена Славы Василия Семеновича Шахрая
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юные друзья пожарных»
Составитель:
Глинка Татьяна Юрьевна
(учитель начальных классов),
Возраст обучающихся: 10 лет
Срок реализации: 1 год
2021-2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процент пожаров, возникающий от детских шалостей с огнем стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, поражаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки.
А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы - разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т.д. Важно, чтобы сами учащиеся школы стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди школьников.
Цель:
воспитание детей, знающих правила поведения при пожаре.
Задачи:
· изучать правила пожарной безопасности и действия на случай возникновения пожара;
· изучать основные причины и обстоятельства возникновения пожара;
· формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных пожароопасных ситуациях;
· развивать у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, окружающей среде;
· воспитывать коммуникабельность, доброту, милосердие.
Программа дополнительного образования детей кружка «Юные пожарные» имеет социально – педагогическую направленность.
Работа кружка нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни, как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников, слетов, конкурсов).
Работа кружка «Юные пожарные» может стать воспитывающей, развивающей деятельностью для школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма. Работа кружка представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде пожарной безопасности.
Направления деятельности в течение года зависят от времени года и местных условий.
Программа кружка рассчитана для учащихся 4 классов школы. Набор учащихся в кружок свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес к пожарной безопасности.
Занятия кружка проводятся во внеурочное время.
Количество детей в группе не должно превышать 15 человек.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые, коллективное творчество.
Форма проведения занятий: занятия - беседы, рассказ, викторины, сюжетные игры, видео просмотры, практическая работа, КТД, экскурсии и др.
Сроки реализации программы: 1 учебный год - 34 часов по 1 часа в неделю.
Работа кружка включает в себя 3 этапа:
- теоретический этап накопления знаний;
- практический этап (отработка последовательности действий при пожаре);
- пропаганда знаний по противопожарной безопасности.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
1. Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5.Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
1. Пользоваться спичками.
2. Эвакуироваться из здания школы.
3. Пользоваться огнетушителем.
4. Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара.
Результат деятельности учащихся:
- участие в школьных и городских мероприятиях по данному направлению,
- выставки творческих работ.
Реализация программы кружка «Юные пожарные» позволит:
· привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
· сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
· выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определённых понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
На отдельных занятиях возможно привлечение психологов или муниципальных работников школы (медсестра или врач), а также (представителей МЧС России – спасателей, пожарных и др.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации»
· Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП. Разработка эмблемы отряда ЮДП. Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. Профилактика опасных ситуаций.
Практическая часть
· Разработка эмблемы отряда ЮДП.
Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности»
· Знакомство с профессией пожарного. Основное направление деятельности пожарной охраны. Экскурсия в музей пожарной безопасности. Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Практическая часть
· Аппликация «Пожарные машины».
· КТД «Пожарный – профессия героическая». Оформление стенгазеты.
Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома»
· Как себя вести, когда ты дома один. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Практическая часть
· Викторина «Это нужно знать!»
· Сюжетно – ролевая игра «Наш дом»
· Игра – практикум «Твои действия при пожаре»
· Просмотр тематических фильмов.
Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме»
· Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Электричество и газ как источник возможной опасности. Огонь и человек. Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками. «Фейерверк – не игрушка».
Практическая часть
· Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь»
· День загадок на тему «Электробытовые предметы»
· Игра – занятие «А у нас в квартире газ».
· Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
· Ролевой диалог с диспетчером 01.
· Аппликация «Пожарные знаки».
Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах»
· Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. Первичные средства пожаротушения. Пожар в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического фильма. Беседа «Страх, навыки безопасного поведения». Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма.
Практическая часть
· Объёмная аппликация «Огнетушитель».
Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи»
· Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма. Ожоги. Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами». Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами.
Практическая часть
· Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге»
· Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи при отравлении газами.
Раздел 6. «Лесные пожары»
· Лесные пожары. Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду. Пожарная опасность торфяников. Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха. Действия школьников по предупреждению лесных пожаров. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
Практическая часть
· Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!»
· Оформление стенгазеты «Береги лес!»
Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности»
· Повторение и обобщение пройденного материала.
Практическая часть
· Викторина «Юный пожарный»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п |
Раздел, тема |
Количество часов
|
||
всего |
теория |
практика |
||
1. 1. |
Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации» |
3 |
3 |
|
2. |
Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» |
6 |
4 |
2 |
3. |
Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома» |
4 |
2 |
2 |
4. |
Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» |
6 |
4 |
2 |
5. |
Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» |
6 |
4 |
2 |
6. |
Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» |
5 |
4 |
1 |
7. |
Раздел 6. «Лесные пожары» |
2 |
2 |
|
8. |
Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
34 |
|
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия |
Наименование разделов и тем |
Кол – во часов |
Сроки проведения |
|
план. |
факт. |
|||
|
Введение. «Понятие опасности и чрезвычайной ситуации» |
|
|
|
1 |
Знакомство с работой кружка. Цели и задачи отряда ЮДП. |
1 |
сентябрь |
|
2 |
Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации. |
1 |
сентябрь |
|
3 |
Профилактика опасных ситуаций. |
1 |
сентябрь |
|
|
Раздел 1. «Что такое служба противопожарной безопасности» |
|
|
|
4 |
Знакомство с профессией пожарного. |
1 |
сентябрь |
|
5 |
Экскурсия в пожарно – спасательную часть № 2 заводского района г. Кемерово |
1 |
октябрь |
|
6 |
Экскурсия в музей пожарной безопасности |
1 |
октябрь |
|
7 |
Аппликация «Пожарные машины» |
1 |
октябрь |
|
8 |
Беседа «Пожарные собаки». Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». |
1 |
октябрь |
|
9 |
КТД «Пожарный – профессия героическая» |
1 |
ноябрь |
|
|
Раздел 2. «Правила пожарной безопасности дома» |
|
|
|
10 |
Как себя вести, когда ты дома один. Викторина «Это нужно знать!» |
1 |
ноябрь |
|
11 |
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Сюжетно – ролевая игра «Наш дом» |
1 |
ноябрь |
|
12 |
Причина возникновения пожаров в доме (помещении). Просмотр тематических фильмов. |
1 |
ноябрь |
|
13 |
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. Игра – практикум «Твои действия при пожаре» |
1 |
декабрь |
|
|
Раздел 3. «Источники возможной опасности в доме» |
|
|
|
14 |
Беседа «Беда из коробка». Правила пользования спичками. Рисунок на тему «Спички не тронь – в спичках огонь». |
1 |
декабрь |
|
15 |
Электричество как источник возможной опасности. День загадок на тему «Электробытовые предметы» |
1 |
декабрь |
|
16 |
Газ как источник возможной опасности. Игра – занятие «А у нас в квартире газ». |
1 |
декабрь |
|
17 |
Огонь и человек. Рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг». |
1 |
январь |
|
18 |
Огонь в доме. Ролевой диалог с диспетчером 01. Аппликация «Пожарные знаки» |
1 |
январь |
|
19 |
Беседа – занятие «Новый год. Как не испортить праздник». |
1 |
январь |
|
|
Раздел 4. «Противопожарный режим в общественных местах» |
|
|
|
20 |
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Экскурсия по школе. |
1 |
январь |
|
21 |
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Пути эвакуации. |
1 |
февраль |
|
22 |
Первичные средства пожаротушения. Объёмная аппликация «Огнетушитель» |
1 |
февраль |
|
23 |
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. Просмотр тематического фильма. |
1 |
февраль |
|
24 |
Беседа «Страх, навыки безопасного поведения» |
1 |
февраль |
|
25 |
Опасная высота - опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Просмотр тематического фильма. |
1 |
март |
|
|
Раздел 5. «Оказание первой медицинской помощи» |
|
|
|
26 |
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Просмотр тематического фильма |
1 |
март |
|
27 |
Ожоги. Практическое занятие «Правильное оказание помощи при ожоге» |
1 |
март |
|
28 |
Дым и опасность. Беседа «Первая медицинская помощь при отравлении газами». |
1 |
март |
|
29 |
Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. |
1 |
апрель |
|
30 |
Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи. |
1 |
апрель |
|
|
Раздел 6. «Лесные пожары» |
|
|
|
31 |
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. Аппликация «Пусть, не затихнет птичий гомон!» |
1 |
апрель |
|
32 |
Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. Оформление стенгазеты «Береги лес!» |
1 |
май |
|
|
Раздел 7. «Повторение правил пожарной безопасности» |
|
|
|
33 |
Повторение пройденного материала Викторина «Юный пожарный» |
1 |
май |
|
34 |
Обобщение пройденного материала |
1 |
май |
|
|
Итого |
68 |
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения учащимися программы дополнительного образования детей кружка «Юные пожарные»
Личностные результы:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и
внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные
понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и
чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и
их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и
в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные
результаты:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе
обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации
подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о
здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных
состояниях; о правах и обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации
с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 10-летнего возраста, образовательный процесс по основам пожарной безопасности должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые
должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность.
Каждая новая
ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими
знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от
родителей.
Последовательность и постепенность.
Знания по основам
пожарной безопасности следует давать постепенно, определенными дозами, без
перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения.
Организация
обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять
темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников
начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и
т.д.
Задачей является достижение понимания,
осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в
традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка
самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не
иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность.
Учебный материал должен быть изложен в доступной форме.
Наглядность.
Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, книги, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, мультфильмы и др.
Принцип единства воспитания и обучения.
На всех этапах
обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах,
в общественных местах, в домашних условиях.
Метод обучения
При обучении
школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие устные методы
изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение,
беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
Беседа.
Этот метод педагог
использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников,
подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет
и развивает их знания, умения и навыки. В основе беседы — диалог между
педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.
Правильно сформулированная задача придает
мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль
играют установки педагога на запоминание той или иной информации,
неоднократное повторение в процессе занятий.
Игра.
Познавательные игры с детьми проводят
преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ
выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно
повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести
себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных
условиях.
Упражнения могут
быть индивидуальными и групповыми. Постепенное усложнение сознательного многократного
повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся.
Экскурсия.
Она проводится для
ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала.
На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной
и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков
и привычек.
Формирование у младших школьников навыков
безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе,
реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах
дидактических занятий с применением инноваций.
Полученные в процессе экскурсии наглядные образы
являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников
в процессе классных занятий по тематике пожарной безопасности, формирования и
развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и
других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной
ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959. – 206 с.
2. Ахачанок А. Юный пожарный. – М.: Россельхозиздат, 1971. - 45 с.
3. Берегите народное добро от огня. Методические рекомендации для проведения бесед на противопожарные темы. - Пенза, 1977
4. Биляева Л., Табоко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988. - 25 с.
5. Бородкина Н.И., Лепехин А.Н. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. М.: "Стройиздат", 1991.
6. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М.: Стройиздат, 1982. – 25с.
7. Горбачева Л.А. "Занятия с учащимися по правилам пожарной безопасности".- Свердловск, 1991.
8. Данченко С.П. Рабочая тетрадь по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебное пособие «Учимся бережно и безопасно использовать электричество» для учащихся 1 – 4 классов. – СПб: ООО «Гелиос - Медиа», 2004. – 36с.
9. Иванов А.Ф. Пожарная техника. - М.: Стройиздат, 1988. – 488 с.
10. Мирюков В.И., Швецов В.Д., Тихомиров Л.Я. Пособие по обучению жителей городов правилам пожарной безопасности. – М.: "Стройиздат", 1991.
11. Обухов Ф.В. Советская пожарная охрана.- М.: "Россельхозиздат", 1987.
12. Попок Е.Л. Чтобы не было пожара: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985
13. Попок Е.Л. Осторожно - огонь! - М.: Россельхозиздат, 1991 - (Моя профессия)
14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под ред. В.А.Горского. –М.:Просвещение, 2010.
15. Противопожарная работа в школах и дошкольных учреждениях. – Киев: Радяньска школа, 1984. – 34 с.
16. Смирнов В.А. Дружины юных пожарных. - М.: Россельхозиздат, 1986. -43 с.
17. Федеральный закон о пожарной безопасности. – М., Стройиздат, 2002.
18. Шувалов М.Г. Основы пожарного дела. - М.: Стройиздат, 1983.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.