Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия» г. Гая Оренбургской области
Рассмотрено на заседании НМС Протокол № __ от 2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР Семёнова Т. Д. / / « » _______ 2018 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия» Метальникова Л. М. / / Приказ № ____ от 2018 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление интеллектуальное
Наименование программы Занимательная математика
Класс 6-7
Ф.И.О. педагога-разработчика программ Черных Т.А.
Педагогический стаж 9
Квалификация ПК
2018 г.
Пояснительная записка
Возраст детей – 6-7 классы.
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 35 часа в год.
Количество учащихся – до 15 человек.
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 6-7 классах являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком).
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Результаты первого уровня:
– приобретение учащимися научного знания, понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве, осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Результаты второго уровня
– получение учащимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.
Результаты третьего уровня
– получение учащимися опыта планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, информации и материальных ресурсов, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно- исследовательских проектов; соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проекта.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Формы и режим занятий:
Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут, группа – до 15 человек.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Отличительные особенности рабочей программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и введена в образовательное пространство МБОУ «Гимназия» на основании Приложения к учебному плану МБОУ «Гимназия» «Направления внеурочной деятельности в 5-9 классах МБОУ «Гимназия» на 2018-2019».
Методическое обеспечение программы:
Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; ПК, проектор и экран.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
Список литературы:
1. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 1996.
2. Асарина Е.Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.
3. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.
4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.
5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
6. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
7. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 .
Принципы построения программы
Деятельностно-ориентированные принципы:
- принцип обучения деятельности;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);
- принцип опоры на процессы спонтанного развития;
- принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Занятия проходят в форме:
- беседы;
- игры;
- практических занятий.
Методы проведения занятий:
- объяснительно-иллюстративный – передача и организация усвоения знаний обучающимися;
- репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности;
- частично-поисковый (эвристический) метод – обучение отдельным этапам исследовательской работы.
- Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- система знаний;
- умения и навыки (предметные и общие учебные);
- способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
- взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
- публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по ИКТ разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, ответов на вопросы, собеседований, защиты проектов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде защиты творческого проекта.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Наименование тем курса |
Виды деятельности |
Форма |
|
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |
Определение интересов, склонностей учащихся. |
викторина |
|
2. Интересные приемы устного счёта |
устный счёт |
математический диктант |
|
3. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) |
работа с алгоритмами |
тестирование |
|
4. Математические ребусы |
составление математических ребусов |
конкурс на лучший математический ребус |
|
5. Числа-великаны. Коллективный счёт. |
решение теста -кроссворда |
тестирование |
|
6. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) |
работа с алгоритмом |
тестирование |
|
7. Решение логических задач.
|
самостоятельная работа |
мини-олимпиада |
|
8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
составление схем, диаграмм |
тестирование |
|
9. Загадки- смекалки. |
составление загадок, требующих математического решения |
конкурс на лучшую загадку-смекалку |
|
10. Обратные задачи.
|
работа в группах «Найди пару» |
познавательная игра «Где твоя пара?» |
|
11. Практикум «Подумай и реши». |
самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
тестирование |
|
12. Задачи с изменением вопроса. |
инсценирования задач |
конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
|
13. «Газета любознательных». |
проектная деятельность |
конкурс на лучшую математическую газету |
|
14. Решение нестандартных задач. |
решение задач на установление причинно-следственных отношений |
тестирование |
|
15. Решение олимпиадных задач. |
решение заданий повышенной трудности |
тестирование |
|
16. Игра «Работа над ошибками» |
работа над ошибками олимпиадных заданий |
тестирование |
|
17. Знакомьтесь: Архимед! |
работа с энциклопедиями и справочной литературой |
создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации |
|
18. Задачи с многовариантными решениями. |
работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения |
тестирование |
|
19. Знакомьтесь: Пифагор! |
работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
викторина |
|
20. Круглый стол «Подведем итоги». Защита проекта. |
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе и защита индивидуальных проектов |
Проект
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование тем курса |
Всего часов |
1 |
Вводное занятие «Математика – царица наук». |
2 |
2 |
Интересные приемы устного счёта. |
3 |
3 |
Упражнения с многозначными числами (класс млн.). |
3 |
4 |
Математические ребусы |
2 |
5 |
Числа-великаны. Коллективный счёт. |
2 |
6 |
Упражнения с многозначными числами (класс млр.). |
2 |
7 |
Решение логических задач.
|
2 |
8 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
2 |
9 |
Загадки- смекалки. |
1 |
10 |
Обратные задачи. |
1 |
11 |
Практикум «Подумай и реши». |
1 |
12 |
Задачи с изменением вопроса. |
1 |
13 |
«Газета любознательных». |
2 |
14 |
Решение нестандартных задач. |
2 |
15 |
Решение олимпиадных задач. |
3 |
16 |
Игра «Работа над ошибками». |
1 |
17 |
Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
18 |
Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
19 |
Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
20 |
Круглый стол «Подведем итоги». Защита проекта. |
2 |
Календарно-тематический план
Дата |
Наименование тем курса |
Всего часов |
В том числе
|
|||
По плану |
Факти- чески |
Лекция |
Практчес. работа
|
Самостоят работа |
||
10.09 17.09 |
|
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» |
2 |
2 |
|
|
24.09 1.10 8.10 |
|
2. Интересные приемы устного счёта |
3 |
|
1 |
|
15.10 22.10 29.10 |
|
3. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) |
3 |
|
1 |
2 |
5.11 12.11 |
|
4. Математические ребусы |
2 |
|
1 |
1 |
19.11 26.11 |
|
5. Числа-великаны. Коллективный счёт. |
2 |
|
1 |
1 |
3.12 10.12 |
|
6. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) |
2 |
|
1 |
1 |
17.12 24.12 |
|
7. Решение логических задач.
|
2 |
|
1 |
1 |
14.01 21.01 |
|
8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
2 |
|
1 |
|
28.01 |
|
9. Загадки- смекалки. |
1 |
|
1 |
|
4.02 |
|
10. Обратные задачи.
|
1 |
|
|
1 |
11.02 |
|
11. Практикум «Подумай и реши». |
1 |
|
1 |
|
18.02 |
|
12. Задачи с изменением вопроса. |
1 |
|
1 |
|
25.02 4.03 |
|
13. «Газета любознательных». |
2 |
1 |
|
1 |
11.03 18.03 |
|
14. Решение нестандартных задач. |
2 |
|
1 |
1 |
25.03 1.04 8.04 |
|
15. Решение олимпиадных задач. |
3 |
|
2 |
1 |
15.04 |
|
16. Игра «Работа над ошибками» |
1 |
|
1 |
|
22.04 |
|
17. Знакомьтесь: Архимед! |
1 |
|
|
1 |
29.04 |
|
18. Задачи с многовариантными решениями. |
1 |
|
|
1 |
6.05 |
|
19. Знакомьтесь: Пифагор! |
1 |
1 |
|
|
13.05 20.05 |
|
20. Круглый стол «Подведем итоги». Защита проекта. |
2 |
|
|
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.