Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Оценка 4.8

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
6 кл—7 кл
10.02.2020
Рабочая программа по  внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
внеуроч_математика_6-7.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия» г. Гая Оренбургской области

 

Рассмотрено на заседании НМС

Протокол № __   от   2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР Семёнова Т. Д.

/                  /

«      » _______  2018 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия»

Метальникова Л. М.

/                 /

Приказ № ____ от  2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности

 

 

 

 

Направление  интеллектуальное

 

Наименование программы  Занимательная математика

 

Класс 6-7

 

Ф.И.О. педагога-разработчика программ Черных Т.А.

 

Педагогический стаж  9

 

Квалификация  ПК

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.


Пояснительная записка

 

Возраст детей – 6-7 классы.

Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 35 часа в год.

Количество учащихся – до 15 человек.

Рабочая программа  «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС ООО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу  включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

-                    расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-                    развитие краткости речи;

-                    умелое использование символики;

-                    правильное применение математической терминологии;

-                    умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

-                    умение делать доступные выводы и обобщения;

-                    обосновывать свои мысли.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

-                   простое наблюдение,

-                   проведение математических игр,

-                   опросники,

-                   анкетирование

-                   психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 6-7 классах являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

-                   занятия-конкурсы на повторение практических умений,

-                   занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

-                   самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком).

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

-                   результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

-                   активность,

-                   аккуратность,

-                   творческий подход к знаниям,

-                   степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

-                   описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-                   выделять существенные признаки предметов;

-                   сравнивать между собой предметы, явления;

-                   обобщать, делать несложные выводы;

-                   классифицировать явления, предметы;

-                   определять последовательность событий;

-                   судить о противоположных явлениях;

-                   давать определения тем или иным понятиям;

-                   определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-                   выявлять функциональные отношения между понятиями;

-                   выявлять закономерности и проводить аналогии. 

-                   создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

-                   осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

 

Результаты первого уровня:

– приобретение  учащимися  научного  знания, понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни,  труде,  творчестве, осознание  важности  непрерывного  образования  и самообразования в течение всей жизни.

Результаты второго уровня

– получение  учащимися  опыта  переживания позитивного  отношения  к  учебной  и  учебно-трудовой  деятельности,  общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность.

Результаты третьего уровня

– получение  учащимися  опыта  планирования трудовой деятельности, рационального использования учебного времени, информации и материальных ресурсов, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно- исследовательских проектов; соотносить свои интересы и возможности  с  профессиональной  перспективой,  получать  дополнительные  знания  и умения, необходимые для профильного или профессионального образования.

 

Проверка результатов проходит в форме:

-                   игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

-                   собеседования (индивидуальное и групповое),

-                   опросников,

-                    тестирования,

-                    проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в форме защиты проекта.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Формы и режим занятий:

Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 45 минут, группа – до 15 человек.

Основные виды деятельности учащихся:

-                   решение занимательных задач;

-                   оформление математических газет;

-                   знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-                   проектная деятельность;

-                   самостоятельная работа;

-                   работа в парах, в группах;

-                   творческие работы.

 

Отличительные особенности рабочей программы:

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и введена в образовательное пространство МБОУ «Гимназия» на основании Приложения к учебному плану МБОУ «Гимназия» «Направления внеурочной деятельности в 5-9 классах МБОУ «Гимназия» на 2018-2019». 

 

Методическое обеспечение программы:

 

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; ПК, проектор и экран.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту обучающегося.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

 

Список литературы:

 

1.                  Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 1996.

2.                  Асарина Е.Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995.

3.                  Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002.

4.                  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002.

5.                  Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

6.                  Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

7.                  Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 .

 

 

Принципы построения программы

 

Деятельностно-ориентированные принципы:

-                   принцип обучения деятельности;

-                   принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

-                   принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к само­стоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);

-                   принцип опоры на процессы спонтанного развития;

-                   принцип формиро­вания потребности в творчестве и умений творчества.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии  обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Занятия проходят в форме:

-                   беседы;

-                   игры;

-                   практических занятий.

 

Методы проведения занятий:

-                   объяснительно-иллюстративный – передача и организация усвоения знаний обучающимися;

-                   репродуктивный - обучение умению воспроизводить знания и способы деятельности;

-                   частично-поисковый (эвристический) метод – обучение отдельным этапам исследовательской работы.

-                   Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

-                   система знаний;

-                   умения и навыки (предметные и общие учебные);

-                   способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

-                   включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

-                   взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

-                   содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;

-                   публичная защита творческих работ, исследований и проектов.

 

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по ИКТ разрабатываются соответствующие критерии, которые открыты для всех учащихся.

Промежуточный контроль проводится в форме тестов, ответов на вопросы, собеседований, защиты проектов. Итоговая аттестация предусмотрена в виде защиты творческого проекта.

 

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности

 

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся.

викторина

2. Интересные приемы устного счёта

устный счёт

математический диктант

3. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

работа с алгоритмами

тестирование

4. Математические ребусы

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

5. Числа-великаны. Коллективный счёт.

решение теста -кроссворда

тестирование

6. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

работа с алгоритмом

тестирование

7. Решение логических задач.

 

самостоятельная работа

мини-олимпиада

8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

составление схем, диаграмм

тестирование

9. Загадки- смекалки.

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

10. Обратные задачи.

 

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

11. Практикум «Подумай и реши».

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

12. Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

13. «Газета любознательных».

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

14. Решение нестандартных задач.

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

15. Решение олимпиадных задач.

решение заданий повышенной трудности

тестирование

16. Игра «Работа над ошибками»

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

17. Знакомьтесь: Архимед!

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

18. Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

тестирование

19. Знакомьтесь: Пифагор!

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

20. Круглый стол «Подведем итоги». Защита проекта.

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе и защита индивидуальных проектов

Проект

 

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук».

2

2

Интересные приемы устного счёта.

3

3

Упражнения с многозначными числами (класс млн.).

3

4

Математические ребусы

2

5

Числа-великаны. Коллективный счёт.

2

6

Упражнения с многозначными числами (класс млр.).

2

7

Решение логических задач.

 

2

8

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

9

Загадки- смекалки.

1

10

Обратные задачи.

1

11

Практикум «Подумай и реши».

1

12

Задачи с изменением вопроса.

1

13

«Газета любознательных».

2

14

Решение нестандартных задач.

2

15

Решение олимпиадных задач.

3

16

Игра «Работа над ошибками».

1

17

Знакомьтесь: Архимед!

1

18

Задачи с многовариантными решениями.

1

19

Знакомьтесь: Пифагор!

1

20

Круглый стол «Подведем итоги». Защита проекта.

2

 

Календарно-тематический план

 

Дата

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

 

По плану

Факти-

чески

Лекция

Практчес.  работа

 

Самостоят  работа

10.09

17.09

 

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

2

 2         

 

 

24.09

1.10

8.10

 

2. Интересные приемы устного счёта

3

 

1

 

15.10

22.10

29.10

 

3. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

3

 

1

2

5.11

12.11

 

4. Математические ребусы

2

 

1

1

19.11

26.11

 

5. Числа-великаны. Коллективный счёт.

2

 

1

1

3.12

10.12

 

6. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

2

 

1

1

17.12

24.12

 

7. Решение логических задач.

 

2

 

1

1

14.01

21.01

 

8. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

 

1

 

28.01

 

9. Загадки- смекалки.

1

 

1

 

4.02

 

10. Обратные задачи.

 

1

 

 

1

11.02

 

11. Практикум «Подумай и реши».

1

 

1

 

18.02

 

12. Задачи с изменением вопроса.

1

 

1

 

25.02

4.03

 

13. «Газета любознательных».

2

1

 

1

11.03

18.03

 

14. Решение нестандартных задач.

2

 

1

1

25.03

1.04

8.04

 

15. Решение олимпиадных задач.

3

 

2

1

15.04

 

16. Игра «Работа над ошибками»

1

 

1

 

22.04

 

17. Знакомьтесь: Архимед!

1

 

 

1

29.04

 

18. Задачи с многовариантными решениями.

1

 

 

1

6.05

 

19. Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

 

 

13.05

20.05

 

20. Круглый стол «Подведем итоги». Защита проекта.

2

 

 

2

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г

Пояснительная записка Возраст детей – 6-7 классы

Пояснительная записка Возраст детей – 6-7 классы

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога,…

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога,…

Результаты второго уровня – получение учащимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность

Результаты второго уровня – получение учащимися опыта переживания позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность

Отличительные особенности рабочей программы:

Отличительные особенности рабочей программы:

Принципы построения программы

Принципы построения программы

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по

Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам на основе существующих норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по

Задачи с изменением вопроса

Задачи с изменением вопроса

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

Числа-великаны. Коллективный счёт

Числа-великаны. Коллективный счёт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.