Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Оценка 4.9
Документация
rtf
30.12.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
программа предназначена для обучающихся 1-4 классах
РП Занимательный русский язык.rtf

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

·      Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·      Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2015. Протокол от №1/15.

·   Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназии №79.

Программа разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия «Занимательный русский язык» Л.В. Мищенковой. М.: Издательство РОСТ, 2012.

Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное. Программа предназначена для учащихся 1 -4 классов, рассчитана на 1 час в неделю (по количеству рабочих недель в учебном году).

Целью курса является развитие личности младшего школьника средствами образовательной области «Филология» через обеспечение языкового и речевого развития ребенка, осознание им себя носителем языка.

Главные задачи программы курса:

·          совершенствование навыков лингвистического анализа,

·         привитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

·          углубление программного материала по предмету, придать ему системный, комплексный характер;

·         пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова;

·         содействие интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;

·         воспитание познавательного интереса к родному языку, самостоятельности в организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты предметные, метапредметные, личностные курса внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык. 1 – 4 класс».

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

ПРЕДМЕТНЫЕ

Фонетика

Научатся на доступном уровне анализировать и кратко характеризовать звуки речи, соотносить звуки и буквы; отличать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, определять место ударения.

Научатся на доступном уровне делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах.

Научатся на доступном уровне использовать полученные знания о фонетике.

Будут знать основные термины, связанные с фонетикой.

Словообразование

Научатся на доступном уровне разгадывать метограммы.

Научатся на доступном уровне находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы.

 

Научатся на доступном уровне использовать полученные знания о составе слова.

Научатся на доступном уровне выделять слова – «родственники» среди других слов, подбирать к данному слову слова – «родственники», устанавливать общность их значений на основе элементарного словообразовательного анализа и общность написания слов – «родственников».

Лексика

Научатся на доступном уровне понимать лексическое значение слов, разгадывать ребусы.

Получат представление об омографах, синонимах, антонимах, фразеологизмах.

Получать возможность выявлять роль предлогов.

Научатся на доступном уровне называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем.

 

Научатся на доступном уровне использовать полученные знания о лексике, пользоваться словарями русского языка.

Будут знать основные термины, связанные с лексикой.

Научатся на доступном уровне: определять лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа); определять лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту; выделять синонимы и антонимы в тексте, подобрать синонимы и антонимы к данному слову, различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Морфология

Получат представление о разновидностях предложений по цели высказывания, по интонации. о тексте.

Научатся на доступном уровне пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи, писать сочинения-миниатюры.

Научатся на доступном уровне использовать полученные знания о морфологии, составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки.

Будут знать основные термины, связанные с морфологией.

Научатся на доступном уровне: отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Пословицы и поговорки

Будут знать признаки загадки. Научатся на доступном уровне выделять свойства и признаки загаданного предмета, разгадывать русские народные загадки.

Научатся на доступном уровне подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы.

Научатся на доступном уровне использовать полученные знания о малых жанрах устного народного творчества.

Будут знать этимологию некоторых слов и выражений, пословиц, поговорок, загадок. Научатся на доступном уровне: интонационно правильно читать (произносить предложения с точкой, с вопросительным и восклицательным знаками).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Научатся на доступном уровне: осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные словах (в специальных заданиях); в сотрудничестве с учителем определять последовательность учебный действий, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»; ориентироваться в рабочей тетради; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания, моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, синтез, классификацию, обобщение) на языковом материале; ; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Получат возможность научиться: понимать цель выполняемых действий; оценивать  правильность выполнения задания; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Научатся: понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; уметь слышать, точно реагировать на реплики; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Получат возможность научиться:  оценивать правильность выполнения своих учебных действий  в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов; объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;  оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);  находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем); соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); озаглавливать текст; задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Научатся: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; осознавать цели и задачи урока, темы; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними; объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; выделять существенную информацию из читаемых текстов; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; строить модели слов (звуко-буквенные, морфемные), словосочетаний, предложений; находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); составлять простой план при написании творческой работы, прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); владеть приёмами проверки орфограмм, общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем); соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); озаглавливать текст; задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре. Получат возможность научиться: осознавать цели и задачи изучения курса, раздела; планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе; осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях); по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу; преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов; осуществлять синтез как составление целого из частей (составления текстов); участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения; понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста; подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию …); предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ; выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Научатся на доступном уровне: осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач, корректировать работу по ходу выполнения; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме; выбирать для выполнения определённой задачи: справочную литературу, памятки; распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель; руководствоваться правилом при создании речевого высказывания, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); осуществлять само и взаимопроверку и взаимоконтроль, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; оказывать взаимопомощь; оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка; адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками; ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее; ориентироваться по маршрутным листам учебников: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание; предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях), выделять существенную информацию из читаемых текстов, сопоставлять информацию, полученную из различных источников; строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты); строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений (в том числе, с однородными членами предложения); находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);  классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать приёмы и общий способ проверки орфограмм в словах, осваивать новые приёмы, способы; составлять сложный план текста; передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций; научно-популярных книг, определять главную мысль, озаглавливать тексты; передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций; владеть диалоговой формой речи; формулировать собственное мнение и позицию; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций, договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Получат возможность научиться:  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы; вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания; планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебники, рабочие тетради и деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.; регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы; приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; при работе группы задавать вопросы, уточнять план действий и конечную цель; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач; выстраивать общение со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ

Будут сформированы: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения; понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту); адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем; осознание языка как основного средства общения людей. Получат возможность для формирования: восприятия русского языка как основной, главной части культуры, русского народа, культуры России; осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи; познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному; осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке, внимания к мелодичности народной звучащей речи; понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые от ношения с природой, с людьми).

Будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку как к родному; адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки. Получат возможность для формирования: чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; осознания русского языка как основного средства общения народов России; осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке; понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).

Будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью; понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); понимание сопричастности к языку своего народа (я —носитель языка), восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимание того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке, внимание к особенностям народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем. Получат возможность для формирования: осознание русского языка как основного средства мышления и общения; восприятие русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли; стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников; положительная мотивация к созданию собственных текстов; положительная мотивация к изучению русского языка как средства общения, к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.); способности к адекватной самооценке.

Будут сформированы: осознание своей гражданской и национальной принадлежности; восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений; осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и неуспешности в учёбе; эмоционально-ценностное отношение к конкретным поступкам. Получат возможность для формирования: чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа; эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении; личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута; способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями; способности понимать чувства других людей и сопереживать им; ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

 

 

 

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык. 1 – 4 классы».

1 класс.

Наша речь. 2 часа.

Речь устная и письменная. Что такое слово?

В мире звуков и букв. 14 часов.

В мире звуков. Звуки и буквы – не одно и то же. Что такое метаграммы? Жили – были гласные и согласные. Волшебник Ударение. Такие разные согласные. Русские народные загадки. Зачем шипят шипящие? Познакомьтесь: алфавит! Игротека.

Пословица, а я тебя знаю. 8 часов.

Привет, пословица! Поговорим о предложении. Знакомимся с анаграммами. Что такое текст? Игротека.

Слово что – то называет. 8 часов.

Что мы пишем с большой буквы? О безударных гласных. О парных звонких и глухих согласных. Слова – приятели. Слова – неприятели. Волшебное слово предлог. Игротека.

2 класс.

Что мы знаем о слове. 6 часов.

Что мы знаем о звуках и буквах. Что такое лексика? Однозначные и многозначные слова. Игротека. Слова-братья. Слова- наоборот.

Пословица, а я тебя знаю. 10 часов.

Пословица недаром молвится. Играем со словарными словами. Анаграммы. Игротека. Секреты некоторых букв. Шарады, анаграммы и метаграммы. Еще раз о синонимах и антонимах.

Слово что-то называет. 4 часа.

Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Игротека.

Учусь понимать текст. 8 часов.

Текст, тема, главная мысль. Заголовок- всему голова. Работаем с фразеологизмами. Игротека. И снова пословицы. Ещё раз о фразеологизмах. Русские народные загадки.

Повторяем всё, что знаем. 6 часов.

И вновь словарные слова. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. Какие слова русского языка помогают называть качества характера. Игротека. Защита проекта

3 класс.

Да здравствует русский язык! 9 часов.

Вежливые слова. Поговорки и пословицы. Запоминаем словарные слова. Растения во фразеологизмах. Животные во фразеологизмах. Животные во фразеологизмах. Игротека.

Как морфология порядок навела. 7 часов.

Игры с пословицами. Кое-что о местоимении. Познакомимся поближе с наречием и числительным. Игротека.

Слово из чего-то состоит. 13 часов.

Состав слова. Основа слова. Формы слова. Про корень и окончание. Про суффикс и приставку. Непроизносимые согласные. Учимся различать предлог и приставку. Учимся писать «не» с глаголами. Имена существительные с шипящим звуком на конце. Его величество ударение. Поговорим о падежах. Сложные слова.

По страницам энциклопедий. 5 часов.

От архаизмов до неологизмов. Игротека. Защита проекта.

4 класс.

Да здравствует русский язык! 9 часов.

Роль русского языка в жизни общества. Крылатые слова и афоризмы. Об именах. О русских фамилиях. В поисках сбежавших головоломок. Игротека. Мы играем в логогрифы.

Учимся создавать текст. 15 часов.

Речевые ошибки. Работа над рифмами. Русские пословицы и поговорки. Однородные члены предложения. Игротека.

К тайнам русского слова. 10 часов.

Омонимы и их разновидности. Фразеологизмы. Что такое «паронимы». Запоминаем словарные слова. Решение занимательных заданий. Русские имена и фамилии. Палиндромы. Защита проекта.

 

 

 

Содержание курса с основными видами учебной деятельности.

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Аналитическая деятельность

Практическая деятельность:

1 класс

Наша речь.

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная. Понятие слова, знакомство с ребусом.

Анализ предложений по цели высказывания, по интонации.

Разгадывание метаграмм.

Составление предложений по схемам.

В мире звуков и букв.

В чем заключается различие между звуками и буквами. Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух».

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Роль ударения в слове. Способы отличия твердых согласных звуков от мягких. Парные и непарные звонкие и глухие согласные. Уточнение знаний о шипящих согласных. Определение ударного слога в слове.

Анализ звуков речи, роли ударения в словах.

Использование символов, знаков при составлении звуковых схем.

Создание звуковых схем слов.

Пословица, а я тебя знаю.

Знакомство с пословицами, загадкой как жанрами устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. Знакомство с понятием «пантомима». Разгадывание русских народных загадок.

Выявление свойств и признаков загаданного предмета.

Разгадывание русских народных загадок, создание собственных загадок.

Использование пантомим при работе с пословицами.

Слово что – то называет.

Понятие «анаграмма». Уточнение знаний учащихся о тексте.

Понятие «омограф». Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». Знакомство с понятием «синоним». Знакомство с понятием «антоним». Знакомство с предлогами.  Знакомство с фразеологизмами и их значением

Анализ лексического значения слов, определение роли предлогов в речи.

 

Разгадывание ребусов, создание ребусов. Подбор фразелогизмов противоположных и близких по смыслу.

2 класс

Что мы знаем о слове.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами – неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Поиск однокоренные слова, отгадывание ребусов.

Использование в речи «добрых слов».

Составление ребусов.

Работа со словарем.

Пословица, а я тебя знаю.

Активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Анализ речевых ситуаций с использованием пословиц.

Планирование совместно с учителем и учащимися работы над пословицей или фразеологизмом.

Выбор фразеологизмов и из предложенного списка, использование в речи знакомых пословиц.

Решение логически-поисковых заданий.

Работа со словарем.

Слово что-то называет.

Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Выявление противоположных по смыслу слов.

Работа со школьным словарем антонимов. Решение логически-поисковых заданий.

Учусь понимать текст.

Игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Анализ предложений по цели высказывания, по интонации.

Использование местоимений, числительных и наречий в речи.

Создание и редактирование сочинений-миниатюр.

Работа со словарем.

Повторяем всё, что знаем.

Расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Анализ звуков речи.

Выявление роли ударения в словах.

 

Редактирование текстов с допущенными орфографическими ошибками.

Поиск «ошибкоопасных мест» в слове.

Разработка проекта и его защита.

3 класс

Да здравствует русский язык!

Использование полученных знаний о лексике, знакомство со словарями русского языка.

Анализ фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Выявление роли «добрых слов» в речи и во взаимоотношениях друг с другом.

Работа со словарем.

Использование «добрых слов» при создании текста с целью формирования культуры письменной речи

Как морфология порядок навела.

Расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Анализ разных частей речи.

Выявление общих морфологических признаков значимых частей речи.

Составление рассказов с использованием пиктограмм.

Использование загадок для составления рассказов.

Слово из чего-то состоит.

Расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании.

Анализ морфемного состава слов простой конструкции.

Использование морфологических признаков частей речи при морфемном разборе слов.

По страницам энциклопедий.

Логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Планирование совместно с учителем и учащимися и самостоятельно работы по использованию справочников и словарей.

Работа со справочниками и словарями для решения логически-поисковых заданий и создания текстов.

Разработка проекта и его защита.

4 класс

Да здравствует русский язык!

Отличие слов – «родственников» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Анализ лексического значения слов с частичным графическим или звуковым сходством (синонимы, омонимы).

Создание цепочек синонимов и омонимов.

Работа со словарями.

Учимся создавать текст.

Лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа); синонимы и антонимы в тексте, слова - паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Анализ предложений различной конструкции.

Создание и редактирование предложений различной конструкции.

Решение логически-поисковых заданий.

 

К тайнам русского слова.

Знакомство этимологией некоторых слов и выражений, пословиц, поговорок, загадок.

Тренировочные упражнения в интонационно правильном чтении (произносить предложения с точкой, с вопросительным и восклицательным знаками).

Выявление этимологии слов и выражений, пословиц, поговорок, загадок, вызвавших познавательный интерес.

Выявление средств художественной выразительности предложенного текста.

 

Работа с этимологическим словарём.

Создание и редактирование текста с использованием средств художественной выразительности.

Драматизация фрагмента произведения или конкурс чтецов с целью формирования интонационно правильного чтения.

Разработка проекта и его защита.

 

 

Календарно - тематический план.

/п

Дата

проведения

Фактическое

проведение

Название учебной темы занятия

Кол-во

занятий

1 класс

Наша речь. 2 часа.

1

 

 

Речь устная и письменная.

1

2

 

 

Что такое слово?

1

В мире звуков и букв. 14 часов.

3

 

 

В мире звуков.

1

4

 

 

Игротека.

1

5

 

 

Звуки и буквы – не одно и то же.

1

6

 

 

Что такое метаграммы?

1

7

 

 

Жили – были гласные и согласные.

1

8

 

 

Игротека.

1

9

 

 

Волшебник Ударение.

1

10

 

 

Такие разные согласные.

1

11

 

 

Такие разные, разные согласные.

1

12

 

 

Игротека.

1

13

 

 

Русские народные загадки.

1

14

 

 

Зачем шипят шипящие?

1

15

 

 

Познакомьтесь: алфавит!

1

16

 

 

Игротека.

1

Пословица, а я тебя знаю. 8 часов.

17

 

 

Привет, пословица!

1

18

 

 

Поговорим о предложении.

1

19

 

 

Ещё немного о предложении.

1

20

 

 

Игротека.

1

21

 

 

Знакомимся с анаграммами.

1

22

 

 

Что такое текст?

1

Слово что – то называет. 8 часов.

23

 

 

Что мы пишем с большой буквы?

1

24

 

 

Игротека.

1

25

 

 

О безударных гласных.

1

26

 

 

О парных звонких и глухих согласных.

1

27

 

 

Слова – приятели.

1

28

 

 

Игротека.

1

29

 

 

Слова – неприятели.

1

30

 

 

Волшебное слово предлог.

1

31

 

 

Что за зверь такой - фразеологизм?

1

32

 

 

Учимся различать слова разных частей речи.

1

Всего:

32

2 класс

Что мы знаем о слове. 6 часов.

1

 

 

Что мы знаем о звуках и буквах.

1

2

 

 

Что такое лексика?

1

3

 

 

Однозначные и многозначные слова.

1

4

 

 

Игротека.

1

5

 

 

Слова-братья.

1

6

 

 

Слова- наоборот.

1

Пословица, а я тебя знаю. 10 часов.

7

 

 

Пословица недаром молвится.

1

8

 

 

Игротека.

1

9

 

 

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

10

 

 

Играем со словарными словами.

1

11

 

 

Анаграммы.

1

12

 

 

Игротека.

1

13

 

 

Секреты некоторых букв.

1

14

 

 

Шарады, анаграммы и метаграммы.

1

15

 

 

Еще раз о синонимах и антонимах.

1

16

 

 

Игротека.

1

Слово что-то называет. 4 часа.

17

 

 

Слова, обозначающие предметы.

1

18

 

 

Слова, обозначающие действие предметов.

1

19

 

 

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

20

 

 

Игротека.

1

Учусь понимать текст. 8 часов.

21

 

 

Текст, тема, главная мысль.

1

22

 

 

Заголовок- всему голова.

1

23

 

 

Работаем с фразеологизмами.

1

24

 

 

Игротека.

1

25

 

 

И снова пословицы.

1

26

 

 

Ещё раз о фразеологизмах.

1

27

 

 

Русские народные загадки.

1

28

 

 

Игротека.

1

Повторяем всё, что знаем. 6 часов.

29

 

 

И вновь словарные слова.

1

30

 

 

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

1

31

 

 

Какие слова русского языка помогают называть качества характера.

1

32

 

 

Игротека.

1

33

 

 

Повторяем…

1

34

 

 

Защита проекта.

1

Всего:

34

3 класс

Да здравствует русский язык! 9 часов.

1

 

 

Да здравствует русский язык!

1

2

 

 

Вежливые слова

1

3

 

 

Поговорки и пословицы

1

4

 

 

Игротека

1

5

 

 

Запоминаем словарные слова

1

6

 

 

Растения во фразеологизмах

1

7

 

 

Животные во фразеологизмах

1

8

 

 

Игротека

1

9

 

 

Я не поэт, я только учусь…

1

Как морфология порядок навела. 7 часов.

10

 

 

Как морфология порядок навела

1

11

 

 

Игры с пословицами

1

12

 

 

Игротека

1

13

 

 

Животные во фразеологизмах

1

14

 

 

Кое-что о местоимении

1

15

 

 

Познакомимся поближе с наречием и числительным

1

16

 

 

Игротека

1

Слово из чего-то состоит. 13 часов.

17

 

 

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

 

 

Про корень и окончание

1

19

 

 

Про суффикс и приставку

1

20

 

 

Игротека

1

21

 

 

Непроизносимые согласные

1

22

 

 

Учимся различать предлог и приставку

1

23

 

 

Учимся писать «не» с глаголами

1

24

 

 

Игротека

1

25

 

 

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

26

 

 

Его величество ударение

1

27

 

 

Поговорим о падежах

1

28

 

 

Игротека

1

29

 

 

Сложные слова

1

По страницам энциклопедий. 5 часов.

30

 

 

От архаизмов до неологизмов

1

31

 

 

По страницам энциклопедий

1

32

 

 

Игротека

1

33-34

 

 

Защита проекта.

2

Всего:

34

4 класс

Да здравствует русский язык! 9 часов.

1

 

 

Роль русского языка в жизни общества.

1

2

 

 

Крылатые слова и афоризмы.

1

3

 

 

Копилка занимательных заданий.

1

4

 

 

Игротека.

1

5

 

 

Об именах.

1

6

 

 

О русских фамилиях.

1

7

 

 

В поисках сбежавших головоломок.

1

8

 

 

Игротека.

1

9

 

 

Мы играем в логогрифы.

1

Учимся создавать текст. 15 часов.

10

 

 

Учимся распознавать речевые ошибки.

1

11

 

 

Коллекция заморочек.

1

12

 

 

Игротека.

1

13

 

 

Ох уж эти фразеологизмы!

1

14

 

 

Работаем над рифмами.

1

15

 

 

Словесные забавы.

1

16

 

 

Игротека.

1

17

 

 

Продолжаем работу над фразеологизмами.

1

18

 

 

Русские пословицы и поговорки.

1

19

 

 

Ассорти для любителей русского языка.

1

20

 

 

Игротека.

1

21

 

 

И снова о фразеологизмах.

1

22

 

 

Однородные члены предложения.

1

23

 

 

Ошибочка вышла!

1

24

 

 

Игротека.

1

К тайнам русского слова. 10 часов.

25

 

 

Про омонимы и их разновидности.

1

26

 

 

Еще немного фразеологизмов.

1

27

 

 

В стране Перевертрундии.

1

28

 

 

Игротека.

1

29

 

 

Что такое «паронимы».

1

30

 

 

Запоминаем словарные слова.

1

31

 

 

Решение занимательных заданий.

1

32

 

 

Русские имена и фамилии (повторение).

1

33

 

 

Палиндромы.

1

34

 

 

Защита проекта.

1

 

 

 

Всего:

34

 

Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения.

I. Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер (ПК).

2. Многофункциональное устройство (МФУ).

3. МПР (плейер).

II. Справочная литература:

1. В.В. Одинцов. Школьный толковый словарь. М., Просвещение, 1983.

2. Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М., Просвещение, 1994.

3. В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь. М., Просвещение, 1980.

4. С.Н. Леонович. Этимологический словарь. М., Терра, 2003.

III. Дидактический материал:

1. Обучающие материалы сайта http://fcior.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

2. Перфокарты. 1 4 классы.

3. Таблицы по разделам языкознания: «Алфавит», «Чистописание», «Состав слова», «Орфография», «Предложение».

IV. Методические пособия:

1. Н.А. Сенина. Русский язык. 4 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Ростов – на – Дону, изд. «Легион», 2009.

2. Е.Н. Воробьева. Сочинения по картинам в начальных классах. М. «Астрель», 2002.

3. С.В. Загребельная и др. Обучение написанию сочинений в начальной школе. М.: АРКТИ, 2006.

4. Н.Н. Соловьева. Как сказать правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка. М.: ООО «Издательство Оникс», 2008.

5. Л.В. Успенский. Слово о словах. М., 1997.

6. Т.В. Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2 – 4 классы. М.: Айрис – пресс, 2010.

7. Н.М. Шанский. В мире слов. М., 1985.

8. С.Г. Яковлева. Интеллектуальный марафон: Задания. Решения. Материалы. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций: ·

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций: ·

Планируемые результаты предметные, метапредметные, личностные курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык

Планируемые результаты предметные, метапредметные, личностные курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык

Морфология Получат представление о разновидностях предложений по цели высказывания, по интонации

Морфология Получат представление о разновидностях предложений по цели высказывания, по интонации

Получат возможность научиться : понимать цель выполняемых действий; оценивать правильность выполнения задания; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что…

Получат возможность научиться : понимать цель выполняемых действий; оценивать правильность выполнения задания; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что…

Научатся: понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи…

Научатся: понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи…

Научатся: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; осознавать цели и задачи урока, темы; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;…

Научатся: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; осознавать цели и задачи урока, темы; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;…

Интернета; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы; приобрести первичный опыт…

Интернета; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно делать выводы; приобрести первичный опыт…

ЛИЧНОСТНЫЕ Будут сформированы: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного…

ЛИЧНОСТНЫЕ Будут сформированы: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного…

Будут сформированы: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника…

Будут сформированы: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника…

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык

Да здравствует русский язык! 9 часов

Да здравствует русский язык! 9 часов

Содержание курса с основными видами учебной деятельности

Содержание курса с основными видами учебной деятельности

Да здравствует русский язык!

Да здравствует русский язык!

Выявление этимологии слов и выражений, пословиц, поговорок, загадок, вызвавших познавательный интерес

Выявление этимологии слов и выражений, пословиц, поговорок, загадок, вызвавших познавательный интерес

Волшебное слово предлог. 1 31

Волшебное слово предлог. 1 31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

Игротека 1 33-34

Игротека 1 33-34

Всего: 34 Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения

Всего: 34 Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения

Н.М. Шанский. В мире слов. М., 1985

Н.М. Шанский. В мире слов. М., 1985
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020