КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КОРЕНОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМЕНИ И.Д. БУВАЛЬЦЕВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МОБУ СОШ №1 МО Кореновский район
30 августа 2021 года протокол №1
Председатель_________ И.А. Седова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Финансовая математика»
уровень образования (класс) ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ, 5КЛАСС
количество часов 34 часа
Группа учителей, разработчиков рабочей программы:
Алексеева Надежда Александровна, учитель математики МОБУ СОШ №1;
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
с учетом примерной программы к курсу «Финансовая математика», Реализация курса «Финансовая математика, 5 класс»: учебно-методическое по- собие / под ред. К.А. Кузьминой. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021. - 71 с.
Финансовая математика, 5 класс: учебное пособие. / под ред. К.А. Кузьминой. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021. - 35 с..
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обу- чения, соответствующих требованиям федерального государственного образо- вательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты в том числе в части:
1. Патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимая значения математики в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной математики, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2.Гражданского воспитания и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
3.Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания):
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли математики в познании закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по математике, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4.Физического воспитания и формирования культуры здоровья
Осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;
5.Трудового воспитания и профессионального самоопределения
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способности к математике, общественных интересов и потребностей;
6.Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов математики;
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты:
· развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач;
· формирование умений представлять информацию в виде информа- ционной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
· развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обоб- щения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей;
· развитие речи посредством овладения предметными и межпредмет- ными понятиями;
· формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно;
· развитие способности критического отношения к полученным ре- зультатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей;
· развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен- ных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас- пределение функций и ролей при совместной деятельности;
· умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации;
· умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
· освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
· приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики:доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инве- стирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;
· определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
· развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению обществен- ных дисциплин
Обучающийся научится:
· оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
· оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет идоход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
· пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
· применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимо- сти или количества товара;
· оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки то- вара, вычислять причитающуюся сдачу;
· решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
· рассчитывать зарплату, премию;
· принимать участие в расчетах семейного бюджета
· решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропор- ции и линейные уравнения;
· применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – се- бестоимость;
Обучающийся получит возможность научиться:
· приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
· оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов;
· применять аппарат математические методы для решения разнооб- разных задач из смежных предметов и практической деятельности;
· выбирать изученные методы и их комбинации для решения матема- тических задач;
· применять полученные знания при решении задач повышенной сложности.
2. Содержание курса
РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи Тема 1. Деньги (6 ч)
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Тема 2. Доходы и расходы (4 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строитель- ства объектов народного хозяйства и др.
Тема 3. Семейный бюджет (24 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17 часов)
№ урока |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) |
Основные направления воспитательной деятельности |
||||
Деньги (6 ч) |
||||||||
1-2 |
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золо- той запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. |
1 |
Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена. Описание свойств предмета, выполняющего роль де- нег. Ознакомление с понятием золотой запас страны, валюта. Объяснение, почему изготовление фальши- вых денег – преступление. Решение задач на соотнесение, составление схем, таблиц. |
1,3 |
||||
3-6 |
Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Сим- волические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. |
2 |
Перечисление видов денег. Примеры товарных денег. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов денег. Составление и решение задачи с денежными расчётами. |
2,4,5 |
||||
Доходы и расходы (4 ч) |
||||||||
7-10 |
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, ме- дицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. |
2 |
Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и рас- ходов семьи и государства. Решение простейших расчётных задач. |
3,6,5,7 |
||||
Семейный бюджет (24 ч) |
||||||||
11-14 |
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. |
2 |
Объяснение причин, по которым люди делают покуп- ки. Описание направлений расходов семьи. Решение простейших задач на расчёт стоимости товаров, необ- ходимых в повседневной жизни. |
1,6 |
||||
15-18 |
Заработная плата. |
2 |
Описание и сравнение источников доходов семьи. Расчёт расходов семьи на условных примерах. |
4,7,3 |
||||
19-22 |
Услуги. Коммунальные услуги и платежи. |
2 |
Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов на разные товары и услуги. Какие существуют ком- мунальные платежи. Расчёт расходов семьи на коммунальные услуги. |
5,2,6 |
||||
23-26 |
Детские расходы. |
2 |
Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт расходов семьи на нужды детей. |
1,4 |
||||
27-30 |
Формирование личных и семейных сбережений. |
2 |
Управление доходами и расходами. Семейный бюд- жет, формирование личных и семейных сбережений. Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на условных примерах. |
7,5,6 |
||||
31-34 |
Рациональное планирование, в частности опти- мальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. |
2 |
Сравнение доходов и расходов и принимать решения. Последствия превышения расходов над доходами. Решение задач на оптимизацию затрат. |
1,3,5 |
||||
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _______________ А.В. Евдокимова 30 августа 2021 года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.