Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область, г. Протвино, ул. Гагарина, д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Т.Ю.Любимова «____» ______________2019 г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________Л.И. Иващенко «___» _______________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2019-2020 учебный год
КЛАСС_________________________________________________1 «А»
КУРС _______________________ Читалочка
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ____________________________________33 ч
ФИО учителя _______________ _Куринова Ирина Анатольевна
Протвино
2019 год
Читалочка
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читалочка» составлена на основе нормативно-правовых актов:
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
· Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
· Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
· Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Лицей № 2».
Цели курса: создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи:
· расширение литературно-образовательного пространства первоклассников,
· создание условия для формирования потребности в чтении художественных произведений,
· формирование интереса к литературному чтению,
· расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе,
· развитие у детей способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное
Рабочая программа по внеурочному курсу «Читалочка» составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности Горского В. А., Тимофеева А. А., Смирнова Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А.,, Просвещение, 2011, на основе авторской методики внеклассного чтения Светловской Н.Н. «Методика внеклассного чтения», Москва, 1991, (пособие для учителя) и рассчитана на 33 часа в 1 классе, что соответствует плану внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №2» на 2019 -2020 учебный год.
Формы организации учебного процесса: программа предусматривает работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей:
· прочтение и обсуждение художественных книг.
· викторины; конкурсы,
· занятие-диспут,
· занятие-спектакль,
· занятие-праздник,
· занятие-интервью,
· интегрированное занятие,
· конференция,
· устный журнал,
· литературная игра
Содержание внеурочного курса:
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Количе ство часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Здравствуй, книга! Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. |
3 часа |
Осознавать значимость чтения для личного развития; учиться работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; находить книгу в открытом библиотечном фонде. |
2 |
Народная мудрость. Книги-сборники. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». |
2 часа.
|
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах. |
3 |
Русские народные сказки. Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки «Снегурочка», «Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди» и другие. Творческая работа: инсценировка эпизодов сказок. |
5 часов |
Учиться самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Участвовать в беседе о прочитанной книге; осознавать значимость чтения для личного развития. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. |
4 |
Книги-сборники стихотворений для детей Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, В.Берестова, С.Михалкова. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». |
4 часа. |
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. |
5 |
Дети – герои книг Дети – герои сказок. Русские народные сказки («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ховрошечка» и др.). Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка», Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» и др) Дети - герои стихотворений (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) |
5 часов. |
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. |
6 |
Детские писатели Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. |
4 часа. |
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. |
7 |
Книги о животных Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая. Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. |
5часов. |
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. Пользоваться аппаратом книги; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях |
8 |
Книги о Родине и родной природе Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник). Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Пришвин «Моя Родина», Ушинский «Наше Отечество», Шмелев «Русская песня», Тургенев «Деревня». |
4 часа |
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением. |
9 |
Итоговое занятие. Самая интересная книга, прочитанная в 1 классе. |
1 час |
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. |
Планируемые результаты
Личностные:
Учащиеся получать возможность научиться
· осознавать значимость чтения для личного развития;
· формировать потребность в систематическом чтении;
· использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
· самостоятельно выбирать интересующую литературу;
· пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные результаты
Регулятивные умения:
Ученик научится и получит возможность
· работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
· самостоятельно работать с учебным произведением;
· работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
· определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Ученик научится и получит возможность
· Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
· Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
· Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
· Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
· Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
Ученик научится и получит возможность
· Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
· Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
· Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
· Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
· Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Предметные результаты
· Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
· Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
· Отвечать на вопросы по содержанию текста.
· Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
· Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
· Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
· Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов.
· Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
· Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
· Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
УМК и техническое оснащение
Учебно-методический комплект учителя:
1. Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2008
2. Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006
3. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991
4. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007
5. А.В. Абрамов «Читалочка». Москва «Просвещение», 2019.
Учебно-методический комплект учащихся:
1. А.В. Абрамов «Читалочка». Москва «Просвещение», 2019.
Техническое обеспечение учебного процесса:
1. Магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Презентации на CD и DVD дисках.
5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса.
Календарно-тематическое планирование
1 класс, 33 часа
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Формы организации деятельности |
Примечание |
|
план |
коррек |
||||
Здравствуй, книга! 3 часа. |
|||||
1 |
Учебная книга. Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». |
|
|
Беседа, Работа в группах, экскурсия |
|
2 |
Книга-произведение Обложка книги: информация о книге, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). |
|
|
|
|
3 |
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. |
|
|
|
|
Народная мудрость. Книги-сборники. 2 часа. |
|||||
4 |
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). |
|
|
Беседа, игра. |
|
5 |
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». |
|
|
|
|
Русские народные сказки. 5 часов. |
|||||
6 |
Книги-сборники «Русские народные сказки». |
|
|
Обсуждение, диспут, занятие-спектакль |
|
7 |
Книги-произведения. Сказка «Снегурочка», |
|
|
|
|
8 |
«Сивка-Бурка», «Гуси-лебеди» |
|
|
|
|
9 |
Сказка «Морозко» |
|
|
|
|
10 |
Творческая работа: инсценировка эпизодов сказок. |
|
|
|
|
Книги-сборники стихотворений для детей. 4 часа. |
|||||
11 |
Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники А.Барто, |
|
|
Занятие-конкурс |
|
12 |
Книги-сборники В.Берестова, С.Михалкова. |
|
|
|
|
13 |
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге». |
|
|
|
|
14 |
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». |
|
|
|
|
Дети – герои книг. 5 часов. |
|||||
15 |
Дети – герои сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Ховрошечка». |
|
|
Занятие-диспут, беседа, литературная игра |
|
16 |
Дети – герои рассказов. В. Осеева «Совесть», «Мушка») |
|
|
|
|
17 |
Дети – герои рассказов. Н.Носов «Мишкина каша», Е. Пермяк «Первая рыбка» |
|
|
|
|
18 |
Дети - герои стихотворений А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй». |
|
|
|
|
19 |
Любимые произведения о детях. |
|
|
|
|
Детские писатели. 4 часа. |
|||||
20 |
Книги С. Маршака. «Кошкин дом», «Вот какой рассеянный». |
|
|
прочтение и обсуждение художественных книг |
|
21 |
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. |
|
|
|
|
22 |
Книги Е. Чарушина. Серия рассказов «Про Томку». |
|
|
|
|
23 |
Книги-сборники произведений современных детских писателей. |
|
|
|
|
Книги о животных. 5 часов. |
|||||
24 |
Книги-сборники о животных. |
|
|
прочтение и обсуждение художественных книг |
|
25 |
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. |
|
|
|
|
26 |
Обсуждение произведения и главного героя – дедушки Мазая. |
|
|
|
|
27 |
Книги В. Бианки. «Где раки зимуют», «Заяц, косач, медведь и весна». |
|
|
|
|
28 |
Книти Г. Скребицкого. «Весна-художник», «Длиннохвостые разбойники». |
|
|
|
|
Книги о Родине и родной природе. 4 часа. |
|||||
29 |
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник). |
|
|
беседа |
|
30 |
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). |
|
|
|
|
31 |
Пришвин «Моя Родина», Ушинский «Наше Отечество». |
|
|
|
|
32 |
Шмелев «Русская песня», Тургенев «Деревня». |
|
|
|
|
Итоговое занятие. 1 час. |
|||||
33 |
Самая интересная книга, прочитанная в 1 классе. |
|
|
беседа |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.