1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732), на основе примерной программы учебного предмета «История и культура Ямала», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО) (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).
Для успешной реализации рабочей программы возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
УМК учебного предмета: История и культура Ямала. Народы Ямала: 5‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022. История и культура Ямала. Народы Ямала: 6‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.
Общая характеристика курса:
Преподавание региональной истории и культуры в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Отсюда курс истории и культуры Ямала — неотъемлемая часть курса истории России, одна из составляющих гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, то, что создаёт российскую идентичность, благодаря неразрывной связи поколений в опоре на духовную силу малой родины, народов, проживающих на её территории.
Цель курса: формирование и развитие исторического знания и этнокультурной идентичности, а также основы для самоопределения обучающихся в своём регионе через интегрированное изучение региональной истории и культуры.
Задачи курса:
- раскрытие научного, культурного, образовательного потенциала региона;
- приобщение учащихся к историческому наследию региона;
- формирование представления о процессе развития региональной культуры как неотъемлемой части процесса развития общероссийской и общемировой культуры, логически связанного с политическим и социально-экономическим развитием страны;
- формирование у учащихся представления об основных этапах развития региона, понимания многогранности и обширности сведений о родном крае;
- формирование понимания сложности взаимосвязи истории региона и истории России в целом и исторического процесса как совокупности усилий представителей всех народов, проживавших на территории региона, в соответствующие эпохи;
- формирование у учащихся функциональной грамотности;
- формирование у учащихся самостоятельности мышления;
- создание условий для развития учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- осуществление помощи в осознании своих интересов учащимися и развитии их творческих способностей;
- формирование у учащихся навыка рефлексивной работы при освоении курса;
- осуществление помощи учащимся в процессе становления саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности;
- формирование наиболее полного представления о профессиях, представленных и востребованных в регионе, для дальнейшего самоопределения школьников и включении их в социально-экономическую и культурную жизнь края;
- формирование у учащихся ценностного отношения к достижениям России в целом и своего региона в частности;
- формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего;
- осознание учащимися российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формирование интереса к родному языку, истории, культуре своего края;
- формирование ключевых компетенций XXI века в формате 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация);
- формирование мобильности мышления в контексте реализации социальной мобильности личности;
- формирование основы созидательной мировоззренческой концепции у учащихся
Место курса в учебном плане:
Общее число часов, отведенных для изучения курса, составляет 238 часов: в 5-11 классах – 34 часа (1 час в неделю).
2. Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучение данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;
- способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
1. Первые знакомства.
Тема, посвящённая общим понятиям, которые лягут в основу всего курса: что такое культура, квадрат культуры, территория ЯНАО, ЯНАО на карте, народы, населяющие округ. В ней же говорится о народах, о которых пойдёт речь в 5 классе при разговоре о традиционных праздниках, фольклоре и деятельности — ненцах, хантах, селькупах, татарах, русских и коми, поясняется, почему именно о них.
2. Имена времени.
Тема несколько перекликается и расширяет материал темы «Счёт лет в истории», однако не дублирует его. Там рассматриваются понятия время, счёт времени, календарь и его виды, календари народов Ямала.
3. Первые четыре путешествия. Времена года.
Самая большая тема, состоит из 4 также самых больших в учебнике параграфов, рассчитанных не на один урок / занятие каждый. По названию темы понятно, что речь пойдёт от традиционной деятельности и традиционных праздниках по сезонам. Каждый параграф в ней имеет чёткую структуру, одинаковую для всех параграфов темы, что позволит при необходимости скомпоновать темы не так, как они предложены в учебнике (об этом речь пойдёт ниже):
1 пункт — короткое вступление, где говорится о времени года, которому посвящён параграф, о природных его особенностях на Ямале.
2 пункт — во всех четырёх параграфах посвящён ненцам.
3 пункт — селькупам.
4 пункт — хантам.
5 пункт — татарам.
6 пункт - русским.
7 пункт — коми-ижемцам.
8 пункт — заключительный и обобщающий по сезону.
Авторы решили путешествовать по сезонам, а как будете путешествовать вы, решите сами.
Фактически таким же образом построены § § 4 (без 1 и 8 пункта) и 9.
4. Путешествие пятое — к мастерам своего дела
Эта тема посвящена традиционной деятельности народов Ямала и праздни-кам, связанным с ней — дню оленевода, дню рыбака, дню охотника, а также профессиональным праздникам, которые появились с развитием нефтегазовой сферы и увеличением числа жителей округа — нефтяникам, газовикам, геологам, строителям и др.
5. Путешествия не заканчиваются.
Тема, состоящая из одного параграфа, который возвращает к началу путешествий и позволяет замкнуть работу по курсу на семью.
Возможные темы учебных проектов / конференций / мероприятий:
Блок І. «Наука рядом»
1. Наука рядом: какие учёные работают в ЯНАО
2. Наука рядом: научные организации нашего края
3. Наука рядом: как изучать народы Ямала
Блок II. «Кочевое оленеводство»
1. Кочевое оленсводство: пути кочсвий — почему так, а не иначе?
2. Кочевое оленеводство: почему нельзя выпасать оленей как стада коров?
Блок III. «Движение — жизнь»
1. Движение — жизнь: игры разных народов
2. Движение — жизнь: как идёт время?
Возможные явления, вокруг которых можно строить работу:
1. Олени, рыба, газ и нефть — всё на земле Ямальской есть...
2. Играем вместе
3. Изучаем Ямал с помощью друзей
4. В любом времени года есть своё чудо
В учебнике для 6 класса материал изложен так, чтобы показать работу археологов и специалистов, с которыми сотрудничают археологи, с разных сторон, привлечь внимание детей к разным профессиям, а также к археологической сокровищнице нашего края. В тексте немало на первый взгляд сложных терминов, но, во-первых, единицы из них действительно детям нужно выучить, а во-вторых, все эти термины связаны с современной археологией и помогают показать, что эта наука также развивается, как и все другие, использует новейшие технологии, а не остановилась в развитии в XIX веке. Не пугайтесь этих терминов и не пугайте детей, они с ними прекрасно справятся, если не давить на них тем, что всё это нужно выучить. Это ни к чему, постепенно они войдут в их обиход и станут привычными.
Возможные темы учебных проектов / конференций / мероприятий:
Блок I. «Археология рядом»
1. Археология рядом: «Археологические находки нашего района и их значение для российской и мировой культуры».
2. Археология рядом: «Помочь нельзя испортить» (как расставить запятые)
3. Археология рядом: «Как победить время?» (о взаимосвязанных с археологией науках и сохранении артефактов)
4. Археология рядом: Вечная мерзлота как особенность нашего региона в деле сохранения прошлого: за и против
5. Археология рядом: Украшения вчера, сегодня завтра: не только для красоты, но и... (какую информацию несут найденные на раскопках украшения и т. п.) крашения и т. п.)
Блок II. «Кочевое оленеводство»
1. Кочевое оленеводство: бережное отношение к природе
2. Кочевое оленеводство: чему учит Север
3. «Человек-олень»: сказка и быль (о связке человека и оленя — в фольклоре, ис-кусстве, природе, хозяйстве)
Блок III. «Движение — жизнь»
1. Движение — жизнь: торговые и культурные связи прошлого — куда и зачем двигались наши предки?
2. Движение — жизнь: взаимодействие в движении — чему мы можем научиться у людей Средневековья?
3. Движение — жизнь: новая жизнь вещей — путешествие во времени и пространстве (раскопки — находки — новая жизнь вещей — перемещение в музеи по России и миру; исследование одного клада или объекта)
Возможные явления, вокруг которых можно строить работу:
1. Вокруг археологии
2. Наш климат
3. Вещи — время - память
4. Трудности сохранения прошлого
4. Календарно-тематическое планирование
Номер урока
|
Содержание |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
Тема раздела |
Тема урока |
По плану |
По факту (с указанием корректировочных мероприятий) |
||
1 |
Введение |
Введение |
1 |
|
|
2 |
Первые знакомства |
История и культура: по-новому о знакомом |
1 |
|
|
3 |
|
Контуры на карте: народы Ямала на просторах Арктики |
1 |
|
|
4 |
Имена Времени |
Почему у времени много имен? |
1 |
|
|
5 |
|
Считаем по-крупному: календари разных народов |
1 |
|
|
6 |
Первые четыре путешествия. Времена года |
Путешествие первое. Весна |
1 |
|
|
7 |
|
Путешествие второе. Лето |
1 |
|
|
8-9 |
|
Путешествие третье. Осень |
2 |
|
|
10-11 |
|
Путешествие четвертое. Зима |
2 |
|
|
12 |
Путешествие пятое. К мастерам своего дела |
На краю земли |
1 |
|
|
13 |
|
Его Величество Олень |
1 |
|
|
14 |
|
И на Ямале, и во всем мире. Сохраняя традиции |
1 |
|
|
15 |
|
В больших делах пустяков нет. Работа веселье любит |
1 |
|
|
16 |
|
Многоголосие Ямала |
1 |
|
|
17 |
Путешествия не заканчиваются |
Маленький мир в большом |
1 |
|
|
18 |
Что такое археология |
Что такое археология и как работают археологи |
1 |
|
|
19 |
|
Ледниковые периоды и археология Сибири |
1 |
|
|
20 |
|
Методы археологии |
1 |
|
|
21 |
|
Неолит в истории Северо-Западной Сибири |
1 |
|
|
22 |
|
Бронзовый век на Ямале |
1 |
|
|
23 |
Железный век и раннее Средневековье на Ямале |
Железный век и его особенности в археологии |
1 |
|
|
24 |
|
Усть-Полуй и его раскопки |
1 |
|
|
25 |
|
Товарные отношения и способы хозяйствования на Ямале в раннее Средневековье |
1 |
|
|
26 |
|
Статусные украшения и структура общества в раннее Средневековье |
1 |
|
|
27 |
Север Западной Сибири в IX-XIV вв. |
Городки и кочевья IX-XIV вв. на Ямале |
1 |
|
|
28 |
|
Сихиртя |
1 |
|
|
29 |
|
Зарождение кочевого оленеводства |
1 |
|
|
30 |
|
Могильники как археологические объекты |
1 |
|
|
31 |
|
Открытия археологов при работе с захоронениями |
1 |
|
|
32 |
Средневековые клады и развитие торговли на территории Северо-Западной Сибири в эпоху Средневековья |
Клады как археологические находки |
1 |
|
|
33 |
|
Торговые пути Средневековья по археологическим находкам |
1 |
|
|
34 |
|
Обобщение |
1 |
|
|
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;
- онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум
- онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-тестирование и самооценка знаний;
- синхронная / асинхронная телеконференция;
- онлайн-олимпиада;
- веб-занятие;
- веб-квест;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- научно-исследовательская работа;
- самостоятельная внеаудиторная работа;
- офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.
В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:
- работа с электронным учебником;
- работа с электронными рабочими тетрадями;
- работа с интерактивными картами;
- выполнение интерактивных заданий;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиолекций;
- компьтерное тестирование;
- онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов;
- самостоятельное изучение учебного материала;
- выполнение виртуальных лабораторных работ;
- выполнение практических работ;
- создание телекоммуникационного проекта
Используемая литература
1. История и культура Ямала. Народы Ямала: 5‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.
2. История и культура Ямала. Народы Ямала: 6‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.
Информационно-образовательные ресурсы
1. https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»
2. https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»
3. https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»
Платформы дистанционного обучения
1. Образовательный интернет портал «РЭШ»
2. Учебная платформа «Quizizz»
3. Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.