Рабочая программа по внеурочному курсу "Краеведение" 5-6 классы (ЯНАО)
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочному курсу "Краеведение" 5-6 классы (ЯНАО)

Оценка 4.6
docx
14.03.2024
Рабочая программа по внеурочному курсу "Краеведение" 5-6 классы (ЯНАО)
Краеведение 5-6.docx

1.                  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия  от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732), на основе примерной программы учебного предмета «История и культура Ямала», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО)  (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).

Для успешной реализации рабочей программы возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

УМК учебного предмета: История и культура Ямала. Народы Ямала: 5‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022. История и культура Ямала. Народы Ямала: 6‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.

Общая характеристика курса:

Преподавание региональной истории и культуры в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Отсюда курс истории и культуры Ямала — неотъемлемая часть курса истории России, одна из составляющих гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, то, что создаёт российскую идентичность, благодаря неразрывной связи поколений в опоре на духовную силу малой родины, народов, проживающих на её территории.

Цель курса: формирование и развитие исторического знания и этнокультурной идентичности, а также основы для самоопределения обучающихся в своём регионе через интегрированное изучение региональной истории и культуры.

Задачи курса:

- раскрытие научного, культурного, образовательного потенциала региона;

- приобщение учащихся к историческому наследию региона;

- формирование представления о процессе развития региональной культуры как неотъемлемой части процесса развития общероссийской и общемировой культуры, логически связанного с политическим и социально-экономическим развитием страны;

- формирование у учащихся представления об основных этапах развития региона, понимания многогранности и обширности сведений о родном крае;

- формирование понимания сложности взаимосвязи истории региона и истории России в целом и исторического процесса как совокупности усилий представителей всех народов, проживавших на территории региона, в соответствующие эпохи;

- формирование у учащихся функциональной грамотности;

- формирование у учащихся самостоятельности мышления;

- создание условий для развития учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- осуществление помощи в осознании своих интересов учащимися и развитии их творческих способностей;

- формирование у учащихся навыка рефлексивной работы при освоении курса;

- осуществление помощи учащимся в процессе становления саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности;

- формирование наиболее полного представления о профессиях, представленных и востребованных в регионе, для дальнейшего самоопределения школьников и включении их в социально-экономическую и культурную жизнь края;

- формирование у учащихся ценностного отношения к достижениям России в целом и своего региона в частности;

- формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего;

- осознание учащимися российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формирование интереса к родному языку, истории, культуре своего края;

- формирование ключевых компетенций XXI века в формате 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация);

- формирование мобильности мышления в контексте реализации социальной мобильности личности;

- формирование основы созидательной мировоззренческой концепции у учащихся

Место курса в учебном плане:

Общее число часов, отведенных для изучения курса, составляет 238 часов: в 5-11 классах – 34 часа (1 час в неделю).

2.                  Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса

В результате изучение данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

- готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;

- способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является   формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Обучающийся научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3.                  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

1. Первые знакомства.

Тема, посвящённая общим понятиям, которые лягут в основу всего курса: что такое культура, квадрат культуры, территория ЯНАО, ЯНАО на карте, народы, населяющие округ. В ней же говорится о народах, о которых пойдёт речь в 5 классе при разговоре о традиционных праздниках, фольклоре и деятельности — ненцах, хантах, селькупах, татарах, русских и коми, поясняется, почему именно о них.

2. Имена времени.

Тема несколько перекликается и расширяет материал темы «Счёт лет в истории», однако не дублирует его. Там рассматриваются понятия время, счёт времени, календарь и его виды, календари народов Ямала.

3. Первые четыре путешествия. Времена года.

Самая большая тема, состоит из 4 также самых больших в учебнике параграфов, рассчитанных не на один урок / занятие каждый. По названию темы понятно, что речь пойдёт от традиционной деятельности и традиционных праздниках по сезонам. Каждый параграф в ней имеет чёткую структуру, одинаковую для всех параграфов темы, что позволит при необходимости скомпоновать темы не так, как они предложены в учебнике (об этом речь пойдёт ниже):

1 пункт — короткое вступление, где говорится о времени года, которому посвящён параграф, о природных его особенностях на Ямале.

2 пункт — во всех четырёх параграфах посвящён ненцам.

3 пункт — селькупам.

4 пункт — хантам.

5 пункт — татарам.

6 пункт - русским.

7 пункт — коми-ижемцам.

8 пункт — заключительный и обобщающий по сезону.

Авторы решили путешествовать по сезонам, а как будете путешествовать вы, решите сами.

Фактически таким же образом построены § § 4 (без 1 и 8 пункта) и 9.

4. Путешествие пятое — к мастерам своего дела

Эта тема посвящена традиционной деятельности народов Ямала и праздни-кам, связанным с ней — дню оленевода, дню рыбака, дню охотника, а также профессиональным праздникам, которые появились с развитием нефтегазовой сферы и увеличением числа жителей округа — нефтяникам, газовикам, геологам, строителям и др.

5. Путешествия не заканчиваются.

Тема, состоящая из одного параграфа, который возвращает к началу путешествий и позволяет замкнуть работу по курсу на семью.

Возможные темы учебных проектов / конференций / мероприятий:

Блок І. «Наука рядом»

1. Наука рядом: какие учёные работают в ЯНАО

2. Наука рядом: научные организации нашего края

3. Наука рядом: как изучать народы Ямала

Блок II. «Кочевое оленеводство»

1. Кочевое оленсводство: пути кочсвий — почему так, а не иначе?

2. Кочевое оленеводство: почему нельзя выпасать оленей как стада коров?

Блок III. «Движение — жизнь»

1. Движение — жизнь: игры разных народов

2. Движение — жизнь: как идёт время?

Возможные явления, вокруг которых можно строить работу:

1. Олени, рыба, газ и нефть — всё на земле Ямальской есть...

2. Играем вместе

3. Изучаем Ямал с помощью друзей

4. В любом времени года есть своё чудо

В учебнике для 6 класса материал изложен так, чтобы показать работу археологов и специалистов, с которыми сотрудничают археологи, с разных сторон, привлечь внимание детей к разным профессиям, а также к археологической сокровищнице нашего края. В тексте немало на первый взгляд сложных терминов, но, во-первых, единицы из них действительно детям нужно выучить, а во-вторых, все эти термины связаны с современной археологией и помогают показать, что эта наука также развивается, как и все другие, использует новейшие технологии, а не остановилась в развитии в XIX веке. Не пугайтесь этих терминов и не пугайте детей, они с ними прекрасно справятся, если не давить на них тем, что всё это нужно выучить. Это ни к чему, постепенно они войдут в их обиход и станут привычными.

Возможные темы учебных проектов / конференций / мероприятий:

Блок I. «Археология рядом»

1. Археология рядом: «Археологические находки нашего района и их значение для российской и мировой культуры».

2. Археология рядом: «Помочь нельзя испортить» (как расставить запятые)

3. Археология рядом: «Как победить время?» (о взаимосвязанных с археологией науках и сохранении артефактов)

4. Археология рядом: Вечная мерзлота как особенность нашего региона в деле сохранения прошлого: за и против

5. Археология рядом: Украшения вчера, сегодня завтра: не только для красоты, но и... (какую информацию несут найденные на раскопках украшения и т. п.) крашения и т. п.)

Блок II. «Кочевое оленеводство»

1. Кочевое оленеводство: бережное отношение к природе

2. Кочевое оленеводство: чему учит Север

3. «Человек-олень»: сказка и быль (о связке человека и оленя — в фольклоре, ис-кусстве, природе, хозяйстве)

Блок III. «Движение — жизнь»

1. Движение — жизнь: торговые и культурные связи прошлого — куда и зачем двигались наши предки?

2. Движение — жизнь: взаимодействие в движении — чему мы можем научиться у людей Средневековья?

3. Движение — жизнь: новая жизнь вещей — путешествие во времени и пространстве (раскопки — находки — новая жизнь вещей — перемещение в музеи по России и миру; исследование одного клада или объекта)

Возможные явления, вокруг которых можно строить работу:

1. Вокруг археологии

2. Наш климат

3. Вещи — время - память

4. Трудности сохранения прошлого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Календарно-тематическое планирование

Номер урока

 

 

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Тема раздела

Тема урока

По плану

По факту (с указанием корректировочных мероприятий)

1

Введение

Введение

1

 

 

2

Первые знакомства

История и культура: по-новому о знакомом

1

 

 

3

 

Контуры на карте: народы Ямала на просторах Арктики

1

 

 

4

Имена Времени

Почему у времени много имен?

1

 

 

5

 

Считаем по-крупному: календари разных народов

1

 

 

6

Первые четыре путешествия. Времена года

Путешествие первое. Весна

1

 

 

7

 

Путешествие второе. Лето

1

 

 

8-9

 

Путешествие третье. Осень

2

 

 

10-11

 

Путешествие четвертое. Зима

2

 

 

12

Путешествие пятое. К мастерам своего дела

На краю земли

1

 

 

13

 

Его Величество Олень

1

 

 

14

 

И на Ямале, и во всем мире. Сохраняя традиции

1

 

 

15

 

В больших делах пустяков нет. Работа веселье любит

1

 

 

16

 

Многоголосие Ямала

1

 

 

17

Путешествия не заканчиваются

Маленький мир в большом

1

 

 

18

Что такое археология

Что такое археология и как работают археологи

1

 

 

19

 

Ледниковые периоды и археология Сибири

1

 

 

20

 

Методы археологии

1

 

 

21

 

Неолит в истории Северо-Западной Сибири

1

 

 

22

 

Бронзовый век на Ямале

1

 

 

23

Железный век и раннее Средневековье на Ямале

Железный век и его особенности в археологии

1

 

 

24

 

Усть-Полуй и его раскопки

1

 

 

25

 

Товарные отношения и способы хозяйствования на Ямале в раннее Средневековье

1

 

 

26

 

Статусные украшения и структура общества в раннее Средневековье

1

 

 

27

Север Западной Сибири в IX-XIV вв.

Городки и кочевья IX-XIV вв. на Ямале

1

 

 

28

 

Сихиртя

1

 

 

29

 

Зарождение кочевого оленеводства

1

 

 

30

 

Могильники как археологические объекты

1

 

 

31

 

Открытия археологов при работе с захоронениями

1

 

 

32

Средневековые клады и развитие торговли на территории Северо-Западной Сибири в эпоху Средневековья

Клады как археологические находки

1

 

 

33

 

Торговые пути Средневековья по археологическим находкам

1

 

 

34

 

Обобщение

1

 

 

В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

-              онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;

-              онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум

-              онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-тестирование и самооценка знаний;

-              синхронная / асинхронная телеконференция;

-              онлайн-олимпиада;

-              веб-занятие;

-              веб-квест;

-              лабораторная работа;

-              практическая работа;

-              научно-исследовательская работа;

-              самостоятельная внеаудиторная работа;

-              офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.

В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:

-              работа с электронным учебником;

-              работа с электронными рабочими тетрадями;

-              работа с интерактивными картами;

-              выполнение интерактивных заданий;

-              просмотр видеолекций;

-              прослушивание аудиолекций;

-              компьтерное тестирование;

-              онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;

-              изучение печатных и других учебных и методических материалов;

-              самостоятельное изучение учебного материала;

-              выполнение виртуальных лабораторных работ;

-              выполнение практических работ;

-              создание телекоммуникационного проекта

Используемая литература

1.                  История и культура Ямала. Народы Ямала: 5‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.

2.                  История и культура Ямала. Народы Ямала: 6‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.

Информационно-образовательные ресурсы

1.                  https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»

2.                  https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»

3.                  https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»

Платформы дистанционного обучения

1.                  Образовательный интернет портал «РЭШ»

2.                  Учебная платформа «Quizizz»

3.                  Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

России в целом и своего региона в частности; - формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего; - осознание учащимися российской гражданской идентичности…

России в целом и своего региона в частности; - формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего; - осознание учащимися российской гражданской идентичности…

ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию…

ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию…

Авторы решили путешествовать по сезонам, а как будете путешествовать вы, решите сами

Авторы решили путешествовать по сезонам, а как будете путешествовать вы, решите сами

Блок II. «Кочевое оленеводство» 1

Блок II. «Кочевое оленеводство» 1

Содержание Кол-во часов

Содержание Кол-во часов

Железный век и раннее Средневековье на

Железный век и раннее Средневековье на

Сферум; - онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы

Сферум; - онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024