Рабочая программа по внеурочному курсу "Краеведение" 8-9 классы (ЯНАО)
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочному курсу "Краеведение" 8-9 классы (ЯНАО)

Оценка 4.6
docx
14.03.2024
Рабочая программа по внеурочному курсу "Краеведение" 8-9 классы (ЯНАО)
Краеведение 8-9.docx

1.                  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия  от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732), на основе примерной программы учебного предмета «История и культура Ямала», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО)  (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).

Для успешной реализации рабочей программы возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

УМК учебного предмета: История и культура Ямала. Народы Ямала: 8‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022. История и культура Ямала. Народы Ямала: 9‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.

Общая характеристика курса:

Преподавание региональной истории и культуры в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Отсюда курс истории и культуры Ямала — неотъемлемая часть курса истории России, одна из составляющих гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, то, что создаёт российскую идентичность, благодаря неразрывной связи поколений в опоре на духовную силу малой родины, народов, проживающих на её территории.

Цель курса: формирование и развитие исторического знания и этнокультурной идентичности, а также основы для самоопределения обучающихся в своём регионе через интегрированное изучение региональной истории и культуры.

Задачи курса:

- раскрытие научного, культурного, образовательного потенциала региона;

- приобщение учащихся к историческому наследию региона;

- формирование представления о процессе развития региональной культуры как неотъемлемой части процесса развития общероссийской и общемировой культуры, логически связанного с политическим и социально-экономическим развитием страны;

- формирование у учащихся представления об основных этапах развития региона, понимания многогранности и обширности сведений о родном крае;

- формирование понимания сложности взаимосвязи истории региона и истории России в целом и исторического процесса как совокупности усилий представителей всех народов, проживавших на территории региона, в соответствующие эпохи;

- формирование у учащихся функциональной грамотности;

- формирование у учащихся самостоятельности мышления;

- создание условий для развития учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- осуществление помощи в осознании своих интересов учащимися и развитии их творческих способностей;

- формирование у учащихся навыка рефлексивной работы при освоении курса;

- осуществление помощи учащимся в процессе становления саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности;

- формирование наиболее полного представления о профессиях, представленных и востребованных в регионе, для дальнейшего самоопределения школьников и включении их в социально-экономическую и культурную жизнь края;

- формирование у учащихся ценностного отношения к достижениям России в целом и своего региона в частности;

- формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего;

- осознание учащимися российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формирование интереса к родному языку, истории, культуре своего края;

- формирование ключевых компетенций XXI века в формате 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация);

- формирование мобильности мышления в контексте реализации социальной мобильности личности;

- формирование основы созидательной мировоззренческой концепции у учащихся

Место курса в учебном плане:

Общее число часов, отведенных для изучения курса, составляет 238 часов: в 5-11 классах – 34 часа (1 час в неделю).

2.                  Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса

В результате изучение данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

- готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;

- способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является   формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Обучающийся научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3.                  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Ямал в XVIII в.

Духовная культура Ямала, изучение исторического процесса традиционного поликультурного взаимодействия. Административные реформы в XVIII в. и их реализация на Ямале, включение территории Ямала в Сибирскую губернию, управление Сибирью в XVIII в., миссионерская деятельность Русской православной церкви среди коренных народов, населявших территорию Ямала. Первые попытки научного изучения территории Крайнего Севера Западной Сибири в XVIII в. Трудность и важность межэтнического и межконфессионального взаимодействия, сосуществование разных народов на одной территории и взаимное обогащение. Изучение истории через изучение духовной и религиозной культуры многонационального и поликонфессионального общества.

Ямал в XIX- начале ХХ вв.

Социально-экономические изменения в регионе в XIX-начале ХХ вв. Хозяйство и материальная культура региона в XIX в., развитие экономики: крупностадного оленеводства, промышленного рыболовства, появление новых профессий с развитием промышленности. Реформы М. М. Сперанского и их влияние на развитие региона в XIX в. Освоение Ямала: проект устройства канала между Обью и Карской губой, Печорская экспедиция 1826-1828 гг. и др., комплекс экспедиций 2 п. XIX в. Обдорская миссия. Научно-исследовательские экспедиции, проходившие по территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа в XIX-начале ХХ вв. Историческое складывание современных направлений профессиональной деятельности в регионе. Курс, включающий проблематику многовекторного выбора жизненного пути в многонациональном и поликультурном регионе.

Возможные темы учебных проектов / конференций / мероприятий:

Блок І. «Наука рядом»

1. Наука рядом: Х VIII в. на Ямале — материалы для археологических исследований

2. Наука рядом: Сибирская губерния как отражение эпохи дворцовых переворотов

3. Наука рядом: изучая наследие первых этнографов

Наука рядом: уникальное во флоре Ямала

Блок II. «Кочевое оленеводство»

1. Формирование и развитие кочевого оленеводства в ХІ в. Крупностадное оленеводство как способ сохранения национальной идентичности.

2. Значение кочевого оленеводства коренных народов Севера для государств

3. Кочевое оленеводство: олень как символ свободы.

Блок III. «Движение — жизнь»

1. Движение — жизнь: расселение и освоение территорий Ямала и Гыдана в XVII в.

2. Движение — жизнь: куда вели пути научных экспедиций XVIII в.?

3. Движение — жизнь: миссионерская деятельность православной церкви в незнакомых условиях.

Возможные явления, вокруг которых можно строить работу:

1. Вокруг экспедиций XVIII в.

2. Развитие во взаимодействии

3. Время — память - люди

4. Свой-чужой: где мы сейчас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Календарно-тематическое планирование

Номер урока

 

 

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Тема раздела

Тема урока

По плану

По факту (с указанием корректировочных мероприятий)

1-2

Сибирская губерния в начале VIII в.

Народы края земли

2

 

 

3

 

Первый губернатор Сибири М.П. Гагарин

1

 

 

4-5

 

Формирование Сибирской губернии в составе Российской империи в 1 половине XVIII в.

2

 

 

6-8

Традиционные религии и христианизация

Традиционные религии коренных народов

3

 

 

9

 

Процесс христианизации в 1 п. XVIII в.

1

 

 

10

Развитие науки в XVIII в.

Первые сведения о Сибири

1

 

 

11

 

Великая Северная экспедиция

1

 

 

12

 

Академические экспедиции 2 п. XVIII в.

1

 

 

13

 

Зарождение этнографии

1

 

 

14

Управление Сибирью во 2 п. XVIII в.

Управление Сибирью и взаимодействие властей с коренными народами во 2 п. XVIII в.

1

 

 

15

 

Деятельность православной церкви во 2 п. XVIII в.

1

 

 

16

Обобщение

Сибирь к концу XVIII

1

 

 

17

 

Итоги преобразований VIII в. в Сибири

1

 

 

18

Геополитика и право

Политические интересы Российской империи в регионе в начале ХIХ в.

1

 

 

19-21

 

Система управления Сибирью в начале XIX в.

3

 

 

22

Власть и народы

Декабристы в Сибири

1

 

 

23

 

Деятельность православной церкви в первой четверти XIX в.

1

 

 

24

 

Первые «правовые» конфликты

1

 

 

25-26

 

Ваули Пиеттомин

2

 

 

27

 

Деятельность Ю.И. Кушелевского

1

 

 

28-29

На рубеже эпох

Развитие научных знаний о Ямале

2

 

 

30

 

Развитие судоходства на Оби

1

 

 

31

 

Коми-ижемцы

1

 

 

32

 

Берёзовский уезд на рубеже XIX-ХХ вв.

1

 

 

33-34

 

Обдорская миссия во 2 п. ХІХ-нач. ХХ вв.

2

 

 

В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

-              онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;

-              онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум

-              онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-тестирование и самооценка знаний;

-              синхронная / асинхронная телеконференция;

-              онлайн-олимпиада;

-              веб-занятие;

-              веб-квест;

-              лабораторная работа;

-              практическая работа;

-              научно-исследовательская работа;

-              самостоятельная внеаудиторная работа;

-              офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.

В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:

-              работа с электронным учебником;

-              работа с электронными рабочими тетрадями;

-              работа с интерактивными картами;

-              выполнение интерактивных заданий;

-              просмотр видеолекций;

-              прослушивание аудиолекций;

-              компьтерное тестирование;

-              онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;

-              изучение печатных и других учебных и методических материалов;

-              самостоятельное изучение учебного материала;

-              выполнение виртуальных лабораторных работ;

-              выполнение практических работ;

-              создание телекоммуникационного проекта

Используемая литература

1.                  История и культура Ямала. Народы Ямала: 5‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.

2.                  История и культура Ямала. Народы Ямала: 6‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.

Информационно-образовательные ресурсы

1.                  https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»

2.                  https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»

3.                  https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»

Платформы дистанционного обучения

1.                  Образовательный интернет портал «РЭШ»

2.                  Учебная платформа «Quizizz»

3.                  Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

Пояснительная записка Рабочая программа составлена как часть

России в целом и своего региона в частности; - формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего; - осознание учащимися российской гражданской идентичности…

России в целом и своего региона в частности; - формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего; - осознание учащимися российской гражданской идентичности…

ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию…

ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию…

Наука рядом: Х VIII в. на Ямале — материалы для археологических исследований 2

Наука рядом: Х VIII в. на Ямале — материалы для археологических исследований 2

Содержание Кол-во часов

Содержание Кол-во часов

Деятельность Ю.И. Кушелевского 1 28-29

Деятельность Ю.И. Кушелевского 1 28-29

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024