1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732), на основе примерной программы учебного предмета «История и культура Ямала», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО) (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).
Для успешной реализации рабочей программы возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
УМК учебного предмета: История и культура Ямала. Народы Ямала: 8‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022. История и культура Ямала. Народы Ямала: 9‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.
Общая характеристика курса:
Преподавание региональной истории и культуры в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Отсюда курс истории и культуры Ямала — неотъемлемая часть курса истории России, одна из составляющих гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, то, что создаёт российскую идентичность, благодаря неразрывной связи поколений в опоре на духовную силу малой родины, народов, проживающих на её территории.
Цель курса: формирование и развитие исторического знания и этнокультурной идентичности, а также основы для самоопределения обучающихся в своём регионе через интегрированное изучение региональной истории и культуры.
Задачи курса:
- раскрытие научного, культурного, образовательного потенциала региона;
- приобщение учащихся к историческому наследию региона;
- формирование представления о процессе развития региональной культуры как неотъемлемой части процесса развития общероссийской и общемировой культуры, логически связанного с политическим и социально-экономическим развитием страны;
- формирование у учащихся представления об основных этапах развития региона, понимания многогранности и обширности сведений о родном крае;
- формирование понимания сложности взаимосвязи истории региона и истории России в целом и исторического процесса как совокупности усилий представителей всех народов, проживавших на территории региона, в соответствующие эпохи;
- формирование у учащихся функциональной грамотности;
- формирование у учащихся самостоятельности мышления;
- создание условий для развития учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- осуществление помощи в осознании своих интересов учащимися и развитии их творческих способностей;
- формирование у учащихся навыка рефлексивной работы при освоении курса;
- осуществление помощи учащимся в процессе становления саморазвивающейся и самоактуализирующейся личности;
- формирование наиболее полного представления о профессиях, представленных и востребованных в регионе, для дальнейшего самоопределения школьников и включении их в социально-экономическую и культурную жизнь края;
- формирование у учащихся ценностного отношения к достижениям России в целом и своего региона в частности;
- формирование осознанной ответственности за сохранение прошлого и выбор своего будущего;
- осознание учащимися российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формирование интереса к родному языку, истории, культуре своего края;
- формирование ключевых компетенций XXI века в формате 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация);
- формирование мобильности мышления в контексте реализации социальной мобильности личности;
- формирование основы созидательной мировоззренческой концепции у учащихся
Место курса в учебном плане:
Общее число часов, отведенных для изучения курса, составляет 238 часов: в 5-11 классах – 34 часа (1 час в неделю).
2. Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучение данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- готовность и способность к саморазвитию, самоопределению;
- способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Ямал в XVIII в.
Духовная культура Ямала, изучение исторического процесса традиционного поликультурного взаимодействия. Административные реформы в XVIII в. и их реализация на Ямале, включение территории Ямала в Сибирскую губернию, управление Сибирью в XVIII в., миссионерская деятельность Русской православной церкви среди коренных народов, населявших территорию Ямала. Первые попытки научного изучения территории Крайнего Севера Западной Сибири в XVIII в. Трудность и важность межэтнического и межконфессионального взаимодействия, сосуществование разных народов на одной территории и взаимное обогащение. Изучение истории через изучение духовной и религиозной культуры многонационального и поликонфессионального общества.
Ямал в XIX- начале ХХ вв.
Социально-экономические изменения в регионе в XIX-начале ХХ вв. Хозяйство и материальная культура региона в XIX в., развитие экономики: крупностадного оленеводства, промышленного рыболовства, появление новых профессий с развитием промышленности. Реформы М. М. Сперанского и их влияние на развитие региона в XIX в. Освоение Ямала: проект устройства канала между Обью и Карской губой, Печорская экспедиция 1826-1828 гг. и др., комплекс экспедиций 2 п. XIX в. Обдорская миссия. Научно-исследовательские экспедиции, проходившие по территории современного Ямало-Ненецкого автономного округа в XIX-начале ХХ вв. Историческое складывание современных направлений профессиональной деятельности в регионе. Курс, включающий проблематику многовекторного выбора жизненного пути в многонациональном и поликультурном регионе.
Возможные темы учебных проектов / конференций / мероприятий:
Блок І. «Наука рядом»
1. Наука рядом: Х VIII в. на Ямале — материалы для археологических исследований
2. Наука рядом: Сибирская губерния как отражение эпохи дворцовых переворотов
3. Наука рядом: изучая наследие первых этнографов
Наука рядом: уникальное во флоре Ямала
Блок II. «Кочевое оленеводство»
1. Формирование и развитие кочевого оленеводства в ХІ в. Крупностадное оленеводство как способ сохранения национальной идентичности.
2. Значение кочевого оленеводства коренных народов Севера для государств
3. Кочевое оленеводство: олень как символ свободы.
Блок III. «Движение — жизнь»
1. Движение — жизнь: расселение и освоение территорий Ямала и Гыдана в XVII в.
2. Движение — жизнь: куда вели пути научных экспедиций XVIII в.?
3. Движение — жизнь: миссионерская деятельность православной церкви в незнакомых условиях.
Возможные явления, вокруг которых можно строить работу:
1. Вокруг экспедиций XVIII в.
2. Развитие во взаимодействии
3. Время — память - люди
4. Свой-чужой: где мы сейчас?
4. Календарно-тематическое планирование
Номер урока
|
Содержание |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
Тема раздела |
Тема урока |
По плану |
По факту (с указанием корректировочных мероприятий) |
||
1-2 |
Сибирская губерния в начале VIII в. |
Народы края земли |
2 |
|
|
3 |
|
Первый губернатор Сибири М.П. Гагарин |
1 |
|
|
4-5 |
|
Формирование Сибирской губернии в составе Российской империи в 1 половине XVIII в. |
2 |
|
|
6-8 |
Традиционные религии и христианизация |
Традиционные религии коренных народов |
3 |
|
|
9 |
|
Процесс христианизации в 1 п. XVIII в. |
1 |
|
|
10 |
Развитие науки в XVIII в. |
Первые сведения о Сибири |
1 |
|
|
11 |
|
Великая Северная экспедиция |
1 |
|
|
12 |
|
Академические экспедиции 2 п. XVIII в. |
1 |
|
|
13 |
|
Зарождение этнографии |
1 |
|
|
14 |
Управление Сибирью во 2 п. XVIII в. |
Управление Сибирью и взаимодействие властей с коренными народами во 2 п. XVIII в. |
1 |
|
|
15 |
|
Деятельность православной церкви во 2 п. XVIII в. |
1 |
|
|
16 |
Обобщение |
Сибирь к концу XVIII |
1 |
|
|
17 |
|
Итоги преобразований VIII в. в Сибири |
1 |
|
|
18 |
Геополитика и право |
Политические интересы Российской империи в регионе в начале ХIХ в. |
1 |
|
|
19-21 |
|
Система управления Сибирью в начале XIX в. |
3 |
|
|
22 |
Власть и народы |
Декабристы в Сибири |
1 |
|
|
23 |
|
Деятельность православной церкви в первой четверти XIX в. |
1 |
|
|
24 |
|
Первые «правовые» конфликты |
1 |
|
|
25-26 |
|
Ваули Пиеттомин |
2 |
|
|
27 |
|
Деятельность Ю.И. Кушелевского |
1 |
|
|
28-29 |
На рубеже эпох |
Развитие научных знаний о Ямале |
2 |
|
|
30 |
|
Развитие судоходства на Оби |
1 |
|
|
31 |
|
Коми-ижемцы |
1 |
|
|
32 |
|
Берёзовский уезд на рубеже XIX-ХХ вв. |
1 |
|
|
33-34 |
|
Обдорская миссия во 2 п. ХІХ-нач. ХХ вв. |
2 |
|
|
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;
- онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум
- онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-тестирование и самооценка знаний;
- синхронная / асинхронная телеконференция;
- онлайн-олимпиада;
- веб-занятие;
- веб-квест;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- научно-исследовательская работа;
- самостоятельная внеаудиторная работа;
- офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.
В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:
- работа с электронным учебником;
- работа с электронными рабочими тетрадями;
- работа с интерактивными картами;
- выполнение интерактивных заданий;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиолекций;
- компьтерное тестирование;
- онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов;
- самостоятельное изучение учебного материала;
- выполнение виртуальных лабораторных работ;
- выполнение практических работ;
- создание телекоммуникационного проекта
Используемая литература
1. История и культура Ямала. Народы Ямала: 5‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.
2. История и культура Ямала. Народы Ямала: 6‑й класс. — Москва: Просвещение, 2022.
Информационно-образовательные ресурсы
1. https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»
2. https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»
3. https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»
Платформы дистанционного обучения
1. Образовательный интернет портал «РЭШ»
2. Учебная платформа «Quizizz»
3. Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.