1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732), на основе примерной программы учебного предмета «Страноведение», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО) (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).
Возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки от 23.08.2017 г. № 816; «Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ Гимназия, приказ от 06.04.2020 № 171)»
УМК учебного предмета: Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. «География Российского порубежья: мы и наши соседи» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2019. – 255 с.
Общая характеристика курса:
В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья.
Цели изучения курса:
Основная цель курса – создание у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей
Место курса в учебном плане:
Учебным планом на изучение страноведения в 10-11 классах отводится 34 часа: по одному часу в неделю.
2. Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;
осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;
сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни; принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;
готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач
3. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Россия и геополитика
Формирование российского геополитического пространства. Россия и бывшие советские республики. Политическая карта мира
Форма организации: лекция, круглый стол
Зарубежная Азия
Общая характеристика Зарубежной Азии. Зарубежная Азия: природные условия и ресурсы. Зарубежная Азия: население и хозяйство. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных экономических отношений
Форма организации: лекция, исследование, круглый стол
Китай
Географическое положение Китая относительно материков, морей, рек и гор. Столица страны. Основные города. Соседние страны. Общая площадь и население страны. Полезные ископаемые. Климатические зоны. Специфика климатических зон: температура, давление, влажность, осадки. Сезонные колебания климата. Природные катаклизмы: наводнения, цунами, тайфуны, землетрясения, извержения вулканов и др. Государственное устройство. Структура государственного аппарата. Высшие органы государственной власти. Роль государства в жизни страны. Принципы функционирования представительных органов власти в центре и на местах. Выборность правительственных органов, система выборов. Основная политическая партия и ее роль в политике государства. Социально-экономическое развитие Китая. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая. Роль специальных экономических зон. Административные районы Сянган и Аомынь. Основные религии страны, время их появления и особенности становления. Жизнь и биография Конфуция. Политика государства в отношении религии. Религиозные общины. Основные религиозные центры. Культовые памятники
Форма организации: лекция, исследование, круглый стол, виртуальное путешествие, проект
Индия
Географическое положение Индии. Аграрно-индустриальная промышленность Индии. Развитие индийской промышленности и внешняя торговля. Сектор услуг и инфраструктура Индии. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Индии. Санскрит и современный язык Индии. Обычаи и традиции индийских сообществ. Британское колониальное завоевание. Вехи истории Индии. Основные касты Индии. Влияние кастовой системы на общество страны. Основные религии Индии - индуизм, ислам, буддизм, джайнизм и сикхизм. Значение религии для индийских сообществ. Народы и малые народы, племена Индии. Обычаи и традиции народов Индии. Роль Индии в мировой экономике. Торгово-экономическое сотрудничество России и Индии. Межгосударственные отношения Индии и России
Форма организации: лекция, круглый стол, беседа, репортаж-диалог
Международные организации
Основные признаки и современная классификация международных организаций. Организация Объединенных Наций, ее цели и принципы. Структура и система ООН. Большая семёрка
Форма организации: лекция, проект
4. Календарно-тематическое планирование
Номер урока
|
Содержание |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||
Тема раздела |
Тема урока |
По плану |
По факту (с указанием корректировочных мероприятий) |
||
1-2 |
Россия и геополитика |
Формирование российского геополитического пространства |
2 |
|
|
3-4 |
|
Россия и бывшие советские республики |
2 |
|
|
5-7 |
|
Политическая карта мира |
3 |
|
|
8 |
Зарубежная Азия |
Общая характеристика Зарубежной Азии |
1 |
|
|
9-10 |
|
Зарубежная Азия: природные условия и ресурсы |
2 |
|
|
11-12 |
|
Зарубежная Азия: население и хозяйство |
2 |
|
|
13 |
|
Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве |
1 |
|
|
14-15 |
|
Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Особенности структуры хозяйства |
2 |
|
|
16 |
|
Место стран региона в системе международных экономических отношений |
1 |
|
|
17-18 |
Китай |
Географическое положение Китая относительно материков, морей, рек и гор. Столица страны. Основные города. Соседние страны. Общая площадь и население страны. Полезные ископаемые. Климатические зоны. Специфика климатических зон: температура, давление, влажность, осадки. Сезонные колебания климата. Природные катаклизмы: наводнения, цунами, тайфуны, землетрясения, извержения вулканов и др. |
2 |
|
|
19-20 |
|
Государственное устройство. Структура государственного аппарата. Высшие органы государственной власти. Роль государства в жизни страны. Принципы функционирования представительных органов власти в центре и на местах. Выборность правительственных органов, система выборов. Основная политическая партия и ее роль в политике государства |
2 |
|
|
21-22 |
|
Социально-экономическое развитие Китая. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая |
2 |
|
|
23 |
|
Роль специальных экономических зон. Административные районы Сянган и Аомынь |
1 |
|
|
24 |
|
Основные религии страны, время их появления и особенности становления. Жизнь и биография Конфуция. Политика государства в отношении религии. Религиозные общины. Основные религиозные центры. Культовые памятники |
1 |
|
|
25-27 |
Индия |
Географическое положение Индии. Аграрно-индустриальная промышленность Индии. Развитие индийской промышленности и внешняя торговля. Сектор услуг и инфраструктура Индии |
3 |
|
|
28 |
|
Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Индии. Санскрит и современный язык Индии. Обычаи и традиции индийских сообществ. Британское колониальное завоевание. Вехи истории Индии |
1 |
|
|
29 |
|
Основные касты Индии. Влияние кастовой системы на общество страны |
1 |
|
|
30 |
|
Основные религии Индии - индуизм, ислам, буддизм, джайнизм и сикхизм. Значение религии для индийских сообществ. Народы и малые народы, племена Индии. Обычаи и традиции народов Индии |
1 |
|
|
31-32 |
|
Роль Индии в мировой экономике. Торгово-экономическое сотрудничество России и Индии. Межгосударственные отношения Индии и России |
2 |
|
|
33-34 |
Международные организации |
Основные признаки и современная классификация международных организаций. Организация Объединенных Наций, ее цели и принципы. Структура и система ООН. Большая семёрка |
2 |
|
|
В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:
- онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;
- онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум
- онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;
- онлайн-тестирование и самооценка знаний;
- синхронная / асинхронная телеконференция;
- онлайн-олимпиада;
- веб-занятие;
- веб-квест;
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- научно-исследовательская работа;
- самостоятельная внеаудиторная работа;
- офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.
В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:
- работа с электронным учебником;
- работа с электронными рабочими тетрадями;
- работа с интерактивными картами;
- выполнение интерактивных заданий;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиолекций;
- компьтерное тестирование;
- онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов;
- самостоятельное изучение учебного материала;
- выполнение виртуальных лабораторных работ;
- выполнение практических работ;
- создание телекоммуникационного проекта
Используемая литература
1. Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. «География Российского порубежья: мы и наши соседи» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2019. – 255 с.
2. Замятин Д.Н. Динамика геополитических образов современной России // Человек. - 2002.
3. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 каналов углубления к курсу «экономическая и социальная география мира» (10 класс).
4. Атласы по географии для 6-11 классов
Информационно-образовательные ресурсы
1. https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»
2. https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»
3. https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»
Платформы дистанционного обучения
1. Образовательный интернет портал «РЭШ»
2. Учебная платформа «Quizizz»
3. Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.