Рабочая программа по внеурочному курсу "Страноведение (Вектор на Восток)" 10 класс

  • docx
  • 14.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Страноведение.docx

1.                  Пояснительная записка

Рабочая программа составлена как часть Основной образовательной программы среднего общего образования (утверждена приказом директора МБОУ Гимназия  от 31.08.2023 № 387), в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413, с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732), на основе примерной программы учебного предмета «Страноведение», входящей в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15), с учетом Концепции преподавания географии в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р), а также Федеральной программы воспитания, в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС ООО, СОО)  (утверждено приказом директора МБОУ Гимназия № 335 от 16.06.2023).

Возможно осуществление образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При необходимости допускается внедрение в очную форму  электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Минобрнауки от 23.08.2017 г. № 816; «Положение об использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ Гимназия, приказ от 06.04.2020 № 171)»

УМК учебного предмета: Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. «География Российского порубежья: мы и наши соседи» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2019. – 255 с.

Общая характеристика курса:

В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

К задачам курса относится создание географических образов различных территорий Земли – природных комплексов и стран. Для учащихся, получающих среднее образование, это единственная возможность приобрести хотя бы минимальный объем знаний о странах, отказаться от узко националистических предубеждений и научится терпимо относится к особенностям быта, культуры, религии разных народов. Тем самым осуществляется географическая и психологическая подготовка школьников к возможным в перспективе культурным, деловым и прочим контактам, с людьми проживающим в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Цели изучения курса:

Основная цель курса – создание у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и поселения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей

Место курса в учебном плане:

Учебным планом на изучение страноведения в 10-11 классах отводится 34 часа: по одному часу в неделю.

2.                  Планируемые личностные, метапреметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде;

осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям разных стран, толерантное отношение к разным народам любить свою страну и с уважением относиться к народам других стран сформированность общечеловеческих и общенациональных ценностей, гражданственности и национальной идентичности, патриотизма, гордости за свою страну, свой народ, интерес к изучению географии;

сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих жизненных планов на протяжении всей жизни; принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально опасным явлениям общественной жизни;

готовность к осознанному выбору профессии, непрерывному самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;

приобретение опыта эколого-направленной деятельности

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

3.                  Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Россия и геополитика

Формирование российского геополитического пространства. Россия и бывшие советские республики. Политическая карта мира

Форма организации: лекция, круглый стол

Зарубежная Азия

Общая характеристика Зарубежной Азии. Зарубежная Азия: природные условия и ресурсы. Зарубежная Азия: население и хозяйство. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных эконо­мических отношений

Форма организации: лекция, исследование, круглый стол

Китай

Географическое положение Китая относительно материков, морей, рек и гор. Столица страны. Основные города. Соседние страны. Общая площадь и население страны. Полезные ископаемые. Климатические зоны. Специфика климатических зон: температура, давление, влажность, осадки. Сезонные колебания климата. Природные катаклизмы: наводнения, цунами, тайфуны, землетрясения, извержения вулканов и др. Государственное устройство. Структура государственного аппарата. Высшие органы государственной власти. Роль государства в жизни страны. Принципы функционирования представительных органов власти в центре и на местах. Выборность правительственных органов, система выборов. Основная политическая партия и ее роль в политике государства. Социально-экономическое развитие Китая.  Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая. Роль специальных экономических зон. Административные районы Сянган и Аомынь. Основные религии страны, время их появления и особенности становления. Жизнь и биография Конфуция. Политика государства в отношении религии. Религиозные общины. Основные религиозные центры. Культовые памятники

Форма организации: лекция, исследование, круглый стол, виртуальное путешествие, проект

Индия

Географическое положение Индии. Аграрно-индустриальная промышленность Индии. Развитие индийской промышленности и внешняя торговля. Сектор услуг и инфраструктура Индии. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Индии. Санскрит и современный язык Индии. Обычаи и традиции индийских сообществ. Британское колониальное завоевание. Вехи истории Индии. Основные касты Индии. Влияние кастовой системы на общество страны. Основные религии Индии - индуизм, ислам, буддизм, джайнизм и сикхизм. Значение религии для индийских сообществ. Народы и малые народы, племена Индии. Обычаи и традиции народов Индии. Роль Индии в мировой экономике. Торгово-экономическое сотрудничество России и Индии. Межгосударственные отношения Индии и России

Форма организации: лекция, круглый стол, беседа, репортаж-диалог

Международные организации

Основные признаки и современная классификация международных организаций. Организация Объединенных Наций, ее цели и принципы. Структура и система ООН. Большая семёрка

Форма организации: лекция, проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                  Календарно-тематическое планирование

Номер урока

 

 

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Тема раздела

Тема урока

По плану

По факту (с указанием корректировочных мероприятий)

1-2

Россия и геополитика

Формирование российского геополитического пространства

2

 

 

3-4

 

Россия и бывшие советские республики

2

 

 

5-7

 

Политическая карта мира

3

 

 

8

Зарубежная Азия

Общая характеристика Зарубежной Азии

1

 

 

9-10

 

Зарубежная Азия: природные условия и ресурсы

2

 

 

11-12

 

Зарубежная Азия: население и хозяйство

2

 

 

13

 

Специфика положения зарубежной Азии в мировом хозяйстве

1

 

 

14-15

 

Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и самого современного производства. Особенности структуры хозяйства

2

 

 

16

 

Место стран региона в системе международных экономических отношений

1

 

 

17-18

Китай

Географическое положение Китая относительно материков, морей, рек и гор. Столица страны. Основные города. Соседние страны. Общая площадь и население страны. Полезные ископаемые. Климатические зоны. Специфика климатических зон: температура, давление, влажность, осадки. Сезонные колебания климата. Природные катаклизмы: наводнения, цунами, тайфуны, землетрясения, извержения вулканов и др.

2

 

 

19-20

 

Государственное устройство. Структура государственного аппарата. Высшие органы государственной власти. Роль государства в жизни страны. Принципы функционирования представительных органов власти в центре и на местах. Выборность правительственных органов, система выборов. Основная политическая партия и ее роль в политике государства

2

 

 

21-22

 

Социально-экономическое развитие Китая.  Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая

2

 

 

23

 

Роль специальных экономических зон. Административные районы Сянган и Аомынь

1

 

 

24

 

Основные религии страны, время их появления и особенности становления. Жизнь и биография Конфуция. Политика государства в отношении религии. Религиозные общины. Основные религиозные центры. Культовые памятники

1

 

 

25-27

Индия

Географическое положение Индии. Аграрно-индустриальная промышленность Индии. Развитие

индийской промышленности и внешняя торговля. Сектор услуг и инфраструктура Индии

3

 

 

28

 

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Индии. Санскрит и современный язык Индии. Обычаи и

традиции индийских сообществ. Британское колониальное завоевание. Вехи истории Индии

1

 

 

29

 

Основные касты Индии. Влияние кастовой системы на общество страны

1

 

 

30

 

Основные религии Индии - индуизм, ислам, буддизм, джайнизм и сикхизм. Значение религии для

индийских сообществ. Народы и малые народы, племена Индии. Обычаи и традиции народов Индии

1

 

 

31-32

 

Роль Индии в мировой экономике. Торгово-экономическое сотрудничество России и Индии.

Межгосударственные отношения Индии и России

2

 

 

33-34

Международные организации

Основные признаки и современная классификация международных организаций. Организация Объединенных Наций, ее цели и принципы. Структура и система ООН. Большая семёрка

2

 

 

В обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются следующие организационные формы учебной деятельности:

-              онлайн-урок новых знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-лекция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок контроля знаний в режиме видеоконференцсвязи;

-              онлайн-урок обобщения и систематизации знаний в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум

-              онлайн-семинар в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок читательская конференция в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок развития речи в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-консультация в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              комбинированный онлайн-урок в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-урок систематизации и обобщения знания в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Сферум;

-              онлайн-тестирование и самооценка знаний;

-              синхронная / асинхронная телеконференция;

-              онлайн-олимпиада;

-              веб-занятие;

-              веб-квест;

-              лабораторная работа;

-              практическая работа;

-              научно-исследовательская работа;

-              самостоятельная внеаудиторная работа;

-              офлайн-урок с использованием платформ дистанционного обучения.

В обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть включены следующие основные виды учебной деятельности обучающихся:

-              работа с электронным учебником;

-              работа с электронными рабочими тетрадями;

-              работа с интерактивными картами;

-              выполнение интерактивных заданий;

-              просмотр видеолекций;

-              прослушивание аудиолекций;

-              компьтерное тестирование;

-              онлайн-тестирование с автоматизированной проверкой результатов;

-              изучение печатных и других учебных и методических материалов;

-              самостоятельное изучение учебного материала;

-              выполнение виртуальных лабораторных работ;

-              выполнение практических работ;

-              создание телекоммуникационного проекта

Используемая литература

1.                  Бабурин В. Л., Даньшин А. И., Елховская Л. И. «География Российского порубежья: мы и наши соседи» 10-11 классы, М.: Просвещение, 2019. – 255 с.

2.                  Замятин Д.Н. Динамика геополитических образов современной России // Человек. - 2002.

3.                  Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 каналов углубления к курсу «экономическая и социальная география мира» (10 класс).

4.                  Атласы по географии для 6-11 классов

Информационно-образовательные ресурсы

1.                  https://www.yaklass.ru – образовательная платформа «Якласс»

2.                  https://resh.edu.ru – образовательная платформа «Российская электронная школа»

3.                  https://sdamgia.ru – образовательная платформа «Сдам ГИА»

Платформы дистанционного обучения

1.                  Образовательный интернет портал «РЭШ»

2.                  Учебная платформа «Quizizz»

3.                  Обучающие фильмы с видеохостинга YouTube


 

Скачано с www.znanio.ru