Комитет администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества » Заринского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ
на методическом совете МКУДО «ЦДТ» Заринского района
протокол № от №___ от«__»_______ 2021 г.
Директор Л.А. Колодезная
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Спортивно-оздоровительной направленности
«Волейбол»
Возраст обучающихся – 11-17 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель:
Ярославкин Владимир Игоревич, педагог дополнительного образования
С. Новокопылово
2021
СОДЕРЖАНИЕ
рабочей программы
Пояснительная записка |
2 |
|
Общая характеристика учебного предмета |
5 |
|
3. |
Описание места учебного предмета в учебном плане |
6 |
4. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета |
7 |
5. |
Содержание учебного предмета |
11 |
6. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности |
14 |
7. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета |
19 |
8. |
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности |
24 |
Список литературы |
26 |
1. Пояснительная записка
Программа по предмету "Физическая культура" на основе волейбола для обучающихся 5 - 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. №1089 Минобразования РФ от 5 марта 2004), отвечает положениям Закона "Об образовании" в части духовно-нравственного развития учащихся, основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (2001), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл.3 ст. 28. п.2.). Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:
• требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
• Поручение Президента Российской Федерации от 02.10.2007г. №ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
• Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009года №1101-ф.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889
• Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29 июля 2011г №1560;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Примерный учебный план ОУ Смоленской области пр. от 03.06.13 № 524;
• Основная образовательная программа начального (основного) общего образования МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» ;
• Положение о рабочей программе МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»;
•
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: «Просвещение», 2012.).
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и рассчитана на 1 год. Она ориентирована на учащихся 5-9 классов, в связи с чем при подборе упражнений и нагрузок необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
Цели и задачи
Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель:
Сформировать у учащихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Научить играть в волейбол на общем уровне.
Задачи:
образовательные
-обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
Основными задачами программы являются:
· укрепление здоровья;
· содействие правильному физическому развитию;
· приобретение необходимых теоретических знаний;
· овладение основными приемами техники и тактики игры;
· воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
· привитие ученикам организаторских навыков;
· повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
· подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
2. Общая характеристика учебного предмета.
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
· доступностью игры для любого возраста;
· возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
· простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
· чувства коллективизма;
· настойчивости, решительности, целеустремлённости;
· внимания и быстроты мышления;
· способности управлять своими эмоциями;
· совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
· овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
· формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
· приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
· содействие общему физическому развитию и направленное на совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по волейболу рассчитана на 70 часов в год ( 2 часа в неделю).
При разработке учитывалось участие школы в районной спартакиаде школьных лиг по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика). Также при составлении программы учитывалась материально-техническая база школы. Срок освоения программы рассчитан на 1 года обучения.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 5-9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время игровой деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры:владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результатыПриобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры:способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
5. Содержание учебного предмета.
Наименование раздела |
Содержание
|
Кол.часов |
Результаты освоения учебного предмета
|
||
|
|
|
личностные |
метапредметные |
предметные |
Теория
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Общефизическая подготовка
Соревнования |
История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений. Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе. Овладение техникой подачи:нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая. Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ). Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3. Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3. Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом. Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом. Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
|
4
42
20
На каждом занятии
2 |
Владение знаниямиоистории возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
Владение знаниями о технике передвижений и стоек, передач, подач, ударов. Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
Умение сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
|
Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека
Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни
Владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения
Стремление к освоению новых знаний и умений
Добросовестно выполнять учебные задания, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
|
Применять знания в организации здорового образа жизни.
Интересно и доступно излагать знания, грамотно пользоваться понятийным аппаратом
Применять знания о технике передвижений и стоек, передач, подач, ударов.
Способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств,
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности,
обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
|
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре в спортивном зале.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Необходимое количество |
Примечание |
Основная школа |
|||
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
Д |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 |
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) |
Д |
|
1.3 |
Авторские рабочие программы по физической культуре
|
Д |
|
1.4 |
Учебник по физической культуре |
Г |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению |
Д |
В составе библиотечного фонда |
1.6 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Д |
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||
2.1 |
Щит баскетбольный тренировочный |
Г |
|
2.2 |
Стенка гимнастическая |
Г |
|
2.3 |
Скамейки гимнастические |
Г |
|
2.5 |
Стойки волейбольные |
Г |
|
2.6 |
Сетки волейбольные |
Г |
|
2.7 |
Ворота для мини-футбола |
Г |
|
2.8 |
Бадминтон |
Г |
|
2.9 |
Бревно гимнастическое напольное |
Д |
|
2.10 |
Перекладина гимнастическая |
Г |
|
2.11 |
Обручи гимнастические |
Г |
|
2.12 |
Скакалка гимнастическая |
Г |
|
2.13 |
Палка гимнастическая |
Г |
|
2.14 |
Комплект матов гимнастических |
Г |
|
2.15 |
Аптечка медицинская |
Д |
|
2.16 |
Мячи футбольные |
Г |
|
2.17 |
Мячи баскетбольные |
Г |
|
2.18 |
Мячи волейбольные |
Г |
|
2.19 |
Мячи гандбольные |
Г |
|
2.20 |
Мячи резиновые большие D = 20см |
Г |
|
2.21 |
Кегли |
Г |
|
2.22 |
Шахматы |
Г |
|
2.23 |
Мячи набивные (1 кг) |
Г |
|
2.24 |
Мячи малые (теннисные) |
Г |
|
2.25 |
Мешочки с грузом |
Г |
|
2.26 |
Коврики гимнастические |
Г |
|
2.27 |
Корпус козла гимнастического школьного |
Г |
|
2.28 |
Корпус коня гимнастического |
Г |
|
2.29 |
Канаты для лазания l-6 м |
Г |
|
2.30 |
Эстафетные палочки |
Г |
|
2.31 |
Планка для прыжков в высоту |
Г |
|
2.32 |
Стойки для прыжков в высоту |
Г |
|
2.33 |
Мячи для метания |
Г |
|
2.34 |
Гранаты 500гр., 700гр |
Г |
|
2.35 |
Стартовые колодки |
Г |
|
2.36 |
Теннисные мячи |
Г |
|
2.37 |
Цели устанавливаемые |
Г |
|
2.38 |
Сетки для защиты окон |
Г |
|
2.39 |
Сетки для переноса мячей |
Г |
|
2.40 |
Стеллажи для хранения мячей |
Г |
|
2.41 |
Секундомер |
Д |
|
2.42 |
Насос для накачивания мячей |
Г |
|
2.43 |
Рулетка измерительная |
Г |
|
2.44 |
Жилетки игровые с номерами |
Г |
|
2.45 |
Фитбол |
Г |
|
3 |
Спортивные залы (кабинеты) |
||
3.1 |
Спортивный зал игровой (гимнастический) |
||
3.2 |
Кабинет учителя |
|
С раздевалками для мальчиков и девочек |
3.3 |
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
|
Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
4 |
Пришкольный стадион (площадка) |
|
Включает в себя стеллажи. |
4.1 |
Легкоатлетическая дорожка |
||
4.2 |
Сектор для прыжков в длину |
Д |
|
4.3 |
Игровое поле для футбола (мини-футбола) |
Д |
|
4.4 |
Гимнастический городок |
Д |
|
4.5 |
Полоса препятствий |
Д |
|
5 |
Экранно-звуковые пособия |
|
|
5.1 |
Видеофильмы |
||
5.2 |
Аудиозаписи |
||
5.3 |
Электронные проекты и презентации учителей и учащихся |
||
6. |
Информационные и технические средства обучения |
||
6.1 |
Аудиоцентр, |
||
6.2 |
Сканер |
||
6.3 |
Ноутбук |
||
6.4 |
Цифровая видеокамера |
||
6.5 |
Цифровая фотокамера |
||
6.6 |
Проектор |
||
6.7 |
Мультимедийный компьютер с выходом в Интернет |
||
6.8 |
Интерактивная доска |
||
6.9 |
Электронный лазерный стрелковый тренажер «Лазер-СТК» – интерактивный школьный тир |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре в тренажерном зале.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Необходимое количество |
Примечание |
Основная школа |
|||
1 |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
1.1 |
Стандарт основного общего образования по физической культуре |
Д |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (тренажерного зала) |
1.2 |
Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) |
Д |
|
1.3 |
Авторские рабочие программы по физической культуре
|
Д |
|
1.4 |
Учебник по физической культуре |
Г |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению |
Д |
В составе библиотечного фонда |
1.6 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Д |
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7 |
Аудивизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) |
Д |
|
2 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||
2.1 |
Беговая дорожка механическая |
Г |
|
2.2 |
Стенка гимнастическая |
Г |
|
2.3 |
Скамейки гимнастические |
Г |
|
2.5 |
Велотренажер магнитный |
Г |
|
2.6 |
Силовой центр |
Г |
|
2.7 |
Тренажер эллиптический |
Г |
|
2.8 |
Силовая станция |
Г |
|
2.9 |
Мини степпер |
Г |
|
2.10 |
Скамья для пресса |
Г |
|
2.11 |
Тренажер-манекен |
Г |
|
2.12 |
Тренажер силовой типа скамья с грифом и дисками |
Г |
|
2.13 |
Тренажер силовой гиперэкстензия |
Г |
|
2.14 |
Тренажер силовой парта для бицепса |
Г |
|
2.15 |
Тренажер 5-ти позиционный многофункциональный |
Г |
|
2.16 |
Аптечка медицинская |
Г |
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Способы двигательной деятельности.
Использовать занятия спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепление собственного здоровья, повышение уровня физических кондиций.
Физическое совершенствование
Выполнять комплексы упр-й по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности.
Выполнять организующие команды и приемы из числа хорошо освоенных.
Выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках.
Выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности.
Выполнять тестовые упр-я на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
· Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
Контрольные испытания.
общефизическая подготовка.
· Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
· Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Техническая подготовка.
· Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
· Испытание на точность передачи через сетку.
· Испытания на точность подач.
· Испытания на точность нападающего удара.
· Испытания в защитных действиях.
Тактическая подготовка.
· Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара.
· выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Технический прием |
Контрольные упражнения |
Возраст лет |
Оценка |
|||||||||||||||||
мальчики |
девочки |
|||||||||||||||||||
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
|||||||||||||
I. Передача мяча |
1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). |
11 12 13 14 |
4 7 9 12 |
3 5 6 9 |
2 3 4 5 |
1 1 2 3 |
4 6 7 9 |
3 4 5 7 |
2 3 3 4 |
1 1 2 3 |
||||||||||
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) |
11 12 |
3 5 |
2 4 |
1 2 |
0 1 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
0 1 |
|||||||||||
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) |
11 12 |
4 6 |
3 5 |
2 3 |
1 2 |
4 5 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
|||||||||||
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
4 6 6 6 7 |
3 5 5 5 5 |
2 3 3 3 3 |
1 2 2 2 2 |
3 5 5 5 6 |
2 4 4 4 5 |
1 2 3 3 3 |
0 1 2 2 2 |
|||||||||||
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) |
13 14 |
5 6 |
4 5 |
3 3 |
2 2 |
4 5 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
|||||||||||
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) |
15 16 17 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 2 |
1 1 1 |
3 4 4 |
2 3 3 |
1 2 2 |
0 1 1 |
|||||||||||
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) |
15 16 17 |
5 5 7 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 2 |
4 4 5 |
3 3 4 |
2 2 3 |
1 1 2 |
|||||||||||
II. Подача мяча |
1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) |
11 12 |
7 8 |
4 6 |
3 4 |
1 2 |
6 7 |
4 5 |
3 3 |
1 2 |
||||||||||
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
11 12 |
4 6 |
3 4 |
2 3 |
1 2 |
4 5 |
3 4 |
1 2 |
0 1 |
|||||||||||
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) |
13 14 |
8 9 |
5 7 |
3 5 |
2 3 |
6 7 |
4 5 |
3 4 |
2 2 |
|||||||||||
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
13 14 |
5 6 |
4 5 |
2 3 |
1 2 |
4 5 |
3 4 |
2 2 |
1 1 |
|||||||||||
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) |
15 16 17 |
6 7 8 |
5 5 6 |
3 4 4 |
2 3 3 |
5 5 6 |
4 4 4 |
2 3 3 |
1 2 2 |
|||||||||||
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) |
15 16 17 |
5 7 8 |
4 6 7 |
2 4 5 |
1 2 3 |
4 5 6 |
3 3 5 |
2 2 3 |
1 1 2 |
|||||||||||
Технический прием |
Контрольные упражнения |
Возраст лет |
Оценка |
|
||||||||||||||||
мальчики |
девочки |
|
||||||||||||||||||
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
высокий |
Выше среднего |
средний |
низкий |
|
||||||||||||
III. Нападающий удар |
1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) |
11 12 13 14 |
3 4 6 8 |
2 3 5 6 |
1 2 3 4 |
0 1 2 3 |
2 3 6 6 |
1 2 5 5 |
- 1 3 3 |
- - 2 2 |
|
|||||||||
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 |
15 16 17 |
6 7 8 |
5 6 7 |
4 4 5 |
3 3 4 |
5 6 7 |
4 5 6 |
3 3 4 |
2 2 3 |
|
||||||||||
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) |
15 16 17 |
5 7 8 |
4 6 6 |
3 5 5 |
2 4 4 |
4 6 6 |
3 5 5 |
2 4 4 |
1 3 3 |
|
||||||||||
IV. Блокирование |
1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
2 2 5 6 8 |
1 1 4 5 6 |
1 1 2 4 4 |
- - 1 2 3 |
1 2 4 5 7 |
1 1 3 4 5 |
- - 2 3 3 |
- - 1 1 1 |
|
|||||||||
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) |
13 14 15 16 17 |
2 2 5 6 8 |
1 1 4 5 6 |
1 1 2 4 4 |
- - 1 2 3 |
1 2 5 5 7 |
1 1 3 4 5 |
- - 2 3 3 |
- - 1 1 1 |
|
||||||||||
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) |
15 16 17 |
4 5 6 |
3 4 5 |
2 3 4 |
1 2 2 |
3 4 5 |
2 3 4
|
2 3 3 |
1 1 1 |
|
||||||||||
8. Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Учебно-тематический план (34часа).
№п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Теория |
4 |
2 |
Специальная подготовка техническая |
42 |
3 |
Специальная подготовка тактическая |
20 |
4 |
ОФП |
На каждом занятии |
5 |
Соревнования |
2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Размеры площадки. Основные ошибки. Техника безопасности. |
2 |
|
2. |
Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» |
2 |
|
3. |
Стойка игрока. Перемещение в сойке |
2 |
|
4. |
Верхняя передача мяча в парах с шагом. |
2 |
|
5. |
Приём мяча двумя руками снизу |
2 |
|
6. |
Верхняя передача мяча в парах, тройках |
2 |
|
7. |
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. |
2 |
|
8. |
Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
2 |
|
9. |
Позиционное нападение. Учебная игра |
2 |
|
10. |
Комбинации из передвижений и остановок игрока. |
2 |
|
11. |
Учебная игра. Развитие координационных способностей |
2 |
|
12. |
Учебная игра. Развитие координационных способностей |
2 |
|
13. |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. |
2 |
|
14. |
Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. |
2 |
|
15. |
Игра «Мяч через сетку» по основным правилам |
2 |
|
16. |
Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству |
2 |
|
17. |
Двусторонняя игра |
2 |
|
18. |
Техника приема и передача мяча. Игра «пионербол» |
2 |
|
19. |
Стойка игрока. Перемещение в сойке |
2 |
|
20. |
Верхняя передача мяча в парах с шагом. |
2 |
|
21. |
Приём мяча двумя руками снизу |
2 |
|
22. |
Верхняя передача мяча в парах, тройках. |
2 |
|
23. |
Нижняя прямая подача и нижний прием мяча. |
2 |
|
24. |
Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
2 |
|
25. |
Позиционное нападение. Учебная игра |
2 |
|
26. |
Позиционное нападение. Учебная игра |
2 |
|
27. |
Комбинации из передвижений и остановок игрока. |
2 |
|
28. |
Комбинации из передвижений и остановок игрока. |
2 |
|
29. |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола |
2 |
|
30. |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола |
2 |
|
31. |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола |
2 |
|
32. |
Двухсторонняя игра с элементами волейбола |
2 |
|
33. |
Соревнование в группах |
2 |
|
34. |
Соревнование. |
2 |
|
35. |
Итоговое занятие |
2 |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2015.
2. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2018.
3. Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г.. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 2017.
4. Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2018.
5. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 2011.
6. Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 2018.
7. Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2015.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.