Рабочая программа по ВУД Почемучка в 1 классе

  • docx
  • 14.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВУД 1 класс Почемучка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 

         

       

 

  «Рассмотрено»                                              «Согласовано»                                  «Утверждаю»

   руководитель МО учителей                       зам. директора по УВР                    директор  школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

   начальных классов  «Первый учитель»                   

   _____/Новгородова Е.А./                            ______ /Павлова Г.П./                     _____/Дьяконова А.Г./       

   протокол от  «__» ___ 2018 № _                «___»______2018                             приложение к  приказу 

                                                                                                                                    от «__»___2018 №__                                                                                                                

 

 

 

Рабочая программа  внеурочной деятельности

курса «Почемучка» по направлению «Общеинтеллектуальное»

для 1-го класса начального общего образования

 на 2018-2019 учебный год

 

 

 

 

Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,

 высшая квалификационная категория.

 

 

 

                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

                                                                        

 

                                                                      с. Аргас, 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа «Почемучка» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующий ФГОС,  МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2018-2019 учебный год (далее план внеурочной деятельности школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017г.

            Курс развивающих занятий представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

             Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему  развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

1.                  Развитие познавательных способностей младших школьников.

2.                  Развитие творческих способностей младших школьников.

3.                  Расширение кругозора учащихся.

4.                  Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

5.                  Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс  представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно- мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему надо уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

            Курс включает в себя следующие направления:

·         Формирование общеинтеллектуальных умений    (операции анализа,сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

·         Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.)

·         Развитие памяти (расширение объема, формирования навыков  запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

·         Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

·         Формирование учебной мотивации;

·         Развитие личностной сферы.

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально- личностно – деятельностное развитие младших школьников.

Каждому ребенку необходимо иметь простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчеркивать, рисовать, писать. В конце года рекомендуется провести конкурс – смотр на лучшую книгу, сделать выставку.

На основании плана внеурочной деятельности школы программа «Почемучка»  рассчитана  на 1ч. в неделю,  33 часа в год.

                   I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера.

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к  сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

·      Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

·      Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

·      Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

·      Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

·      Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

·      Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

·      Называть положительные и отрицательные качества характера.

·      Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

·      Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

·      Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.

·      Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

·      Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

·      Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

·      Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

·      воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;

·      воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

·      развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

                                      II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Занятие 1- 2. В гостях у почемучки.

Как появилась устная речь. Отрывок из стихотворения Р. Рожедественского

«Упражнение по фонетике», «Чей это голос». Б. Крейцер. Сказка «Кто важнее?». Игра «Кто больше назовет слов с заданным звуком». Опыт с бумажной полоской (Как произносятся гласные и согласные звуки). Страничка: «Почему так говорят?». (А Васька слушает, да ест). О том, кто не обращает внимания на уговоры,  увещевания и продолжает делать своё дело.

Занятие 3. «Хитрый» звук.

«Хитрый» звук (Сказка). Где прячется ЙОТ. Стихи - игры «Доскажи словечко». Рифмовки со звуком Й. Игры «Слова в корзинку», «Цепочка слов». Страничка: «Почему так говорят?». (Как белка в колесе (крутиться)

Занятие 4. В городе Букваринске.

Стихи  И. Токмакова «Букваринск», Б. Заходер «Песенка – азбука». «Игра «Начало и конец слова», «Какая буква пропала», «Каждой букве - свое место», «Шифровка». Страничка «Народная мудрость» (пословицы об азбуке и учении). «Эстафета» На доске записаны слова в два столбика. В них отсутствует согласная в начале или в конце слова. Страничка: «Почему так говорят?». (Из кожи вон лезть)

Занятие 5. Путешествие к славянской азбуке.

Слово о книжных жителях.Почему исчезли из русского алфавита буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР. Старинные русские пословицы. Игра «Так да не так» (На доске записаны в столбик слова. Дети должны подобрать к ним другие, которые бы отличались только гласной буквой). Страничка: «Почему так говорят?». (Засучить рукава)

Занятие 6. Буква обычная выросла вдруг.

Стихотворение «Большая буква» Е. Измайлов. О происхождении русских имен. Ребусы имена. В текст В. Котова «Капризные коты» подставь клички котов: Рыжик, Мурчик, Дымчик, Кузя. Игра «Перевертыши». Игра «Проделки Бабы-Яги» (Баба Яга взяла и перепутала все буквы в именах сказочных героев нужно их восстановить). Игра «Получи имя» (Измени букву в слове, чтобы получилось имя). Шуточная викторина. Страничка: «Почему так говорят?» (Ахиллесова пята)

Занятие 7. В гостях у деда Слоговеда.

Рассказ Слоговеда о слогообразующей роли гласных звуков. Игры с дедом Слоговедом «Слог за слогом», «Кто быстрее», «Слоговой аукцион».

Страничка: «Почему так говорят?» (бабушка надвое сказала)

Занятие 8. «Пульс» в слове. (Ударение).

Беседа о роли ударения в слове. Особенности русского ударения. Игровой диктант. (Учитель диктует слова. Дети записывают только одну гласную букву ударного слога). Эстафета «Чей ряд лучше». Страничка: «Почему так говорят?» (бабушкины сказки)

Занятие 9. Мастер перевоплощений.

Игры со словами «Кто больше?», «Назови новое слово», «Говорите правильно!»

Страничка: «Почему так говорят?» (бальзам на душу)

Занятие 10. Переноси слова правильно!

Закрепление правил переноса. Игры по теме занятия «Помоги Незнайке», «Как перенести?», «НЕ ошибись!», «Найди ошибку», эстафета «Кто быстрей?».

Страничка: «Почему так говорят?» (Битый час)

Занятие 11. Конкурс знатоков по теме «Ударение»

Головоломки «Добавьте букву», «Шутка наборщика», «Говорящие цифры»

Страничка: «Почему так говорят?» (без задних ног)

Занятие 12. Собирал человек слова.

Рассказ учителя о В.И. Дале. Знакомство с толковым словарем. Алгоритм «Как работать со словарем». Из истории некоторых слов (око, чело, перст, длань, десница).  Игры со словами «Угадай слово», «Кто быстрей найдет слово». Загадки, народные песенки и потешки. Страничка: «Почему так говорят?» (без сучка, без задоринки)

Занятие 13. Слова - малютки и слова - гиганты.

Беседа – рассказ «Самые короткие и самые длинные слова». Игры: «Круглая» пословица, монограммы с пословицами. Отгадывание загадок. Проба пера «Придумай загадку».

Страничка: «Почему так говорят?» (Белая ворона)

Занятие 14. Живые свидетели прошлого.

Путешествие в историю устойчивых слов и выражений. Игры «Фразеологический зверинец», «Сказочные фразеологизмы». Соревнование «Кто больше?» (За определённое время вспомнить как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык) Страничка: «Почему так говорят?» (Белены объесться)

Занятие 15. Известный фокусник Ь.

Занимательные стихи. Отгадывание загадок. Игры: «Превращение слов», загадки, шарады. Занимательные квадраты. Страничка: «Почему так говорят?» (Беречь как зеницу ока)

Занятие 16. Метаграммы.

«Что такое метаграммы?» (рассказ учителя). Загадки с зашифрованными словами «Серединки», «Волшебные прививки».

Занятие 17. Сочиняем загадки.

Алфавит в загадках. Отгадывание загадок о волшебных предметах. Загадки к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе». Сочинение загадок о том, что есть у нас дома.

Страничка: «Почему так говорят?» (Биться как рыба об лед)

Занятие 18. В гости к словам - родственникам.

Занимательные стихи. Загадки. Игра «Найди лишнее слово», «Поднимись по лесенке».

Занятие 19. На острове звонких и глухих согласных.

Беседа «Как определить согласный?». Игры: «Кто найдет?», «Какие буквы убежали?», «Цветик - семи цветик». Мета граммы

Страничка: «Почему так говорят?» (Биться об заклад)

Занятие 20. Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?)

«Почему всё-таки ЖИ – ШИ пишется с И?» (рассказ учителя). Почему ЖИ и ШИ пишутся с буквой И? (сказка). Игры: «Хвостоглав», «Допиши словечко», «Замени близким по смыслу». Страничка: «Почему так говорят?» (Блюдечко с голубой каёмочкой)

Занятие 21. Викторина «Написание сочетаний с шипящими»

Задания викторины: «Слово в слове», «Малышки из цветочного города», «Загадки», «Продолжи пословицы». Страничка: «Почему так говорят?» (Валять дурака)

Занятие 22. В океане слов. Слова – названия предметов.

Игры: Загадки. «Доскажи словечко», «Слово в слове», «Чехарда», «Кто пятый?», «Как называют место, где…». Пословицы, поговорки, народные приметы.

Страничка: «Почему так говорят?» (Вертеться на языке)

Занятие 23. В океане слов. Слова – названия признаков предметов.

Чтение учителем текста «Что за куст?» (о какой ягоде идёт речь). Чтение текста «Цветные моря». Игры и задания: «Восстанови справедливость» (верни определения своим владельцам), «Назови одним словом».

Страничка: «Почему так говорят?» (Вешать нос)

Занятие 24. В океане слов. Слова – названия действий предметов.

Занимательные задания: игра «Путаница», «Ох, уж этот нос!» (заменить глаголом устойчивые сочетания слов), «Кто что делает? (работа в группах), «Кто как голос подаёт?»

Страничка: «Почему так говорят?» (Висеть на волоске)

Занятие 25. Путешествие в Словоград. Улица антонимов.

Антонимы в пословицах и загадках. Кроссворд «Антонимы». Игра «Замени синонимом»,

Страничка: «Почему так говорят?» (Витать в облаках)

Занятие 26. Путешествие в Словоград. На улице синонимов.

Кроссворд «Синонимы». Игра «Замени синонимом», «Скажи по-другому».  Чтение стихов и работа по содержанию. Страничка: «Почему так говорят?» (Вить верёвки из кого-либо)

Занятие 27. Путешествие в Словоград. Перекрёсток сложных слов.

Стихи и загадки А.В. Кочергиной. Скороговорки со сложными словами. Игры: «Помоги Незнайке», «Расскажи мне обо мне», «Замени одним словом».

Страничка: «Почему так говорят?» (Водить за нос)

Занятие 28. Путешествие в Словоград. Площадь «вежливых» слов.

Загадки «Доскажи словечко». Инсценировка ситуаций. Игра «Вставь пропущенное слово»

Разгадывание ребусов. Головоломки со словами.

Страничка: «Почему так говорят?» (Встать не с той ноги)

Занятие 29. Занятие-игра «Счастливый случай».

Первый гейм – «Разминка» (упражнения в распознавании слов названий предметов, признаков, действий). Второй гейм – «Заморочки из бочки» (использование слов - синонимов).  Третий гейм «Темная лошадка» (слова-антонимы). Четвертый гейм – «Гонка за лидером» (многозначные слова), пятый гейм – «Весёлый конкурс» (задания – шутки).

Занятие 30. Проект «Многозначные слова».

Учитель знакомит учащихся с темой и целью проекта. Формирование интереса к теме. Деление детей на творческие подгруппы и сбор информации по теме проекта. Работа ведется совместно с родителями.

Занятие 31. Защита проектов «Многозначные слова».

Выступления детей с презентацией своих страничек для альбома.

Продукт проекта коллективный альбом «Многозначные слова».

Занятие 32. Игра путешествие «Грамотеи следопыты».

Занимательный рассказ «Первое слово поможет второму». Игра «Угадай!» Головоломка «Слова - невидимки», цепочки слов «От леса до крота».

Страничка: «Почему так говорят?» (Два сапога пара)

Занятие 33. Итоговое занятие.

КВН «Волшебная страна слов». Подведение итогов.

           Формы организации: занятие – игры, конкурсы- кроссворды, проектные работы.

Виды деятельности: знакомство с научно- популярной литературой, проекты, самостоятельная работа, работа в группах, работа в паре, творческие работы.

 

 

III.Тематическое планирование

 

Темы занятий

Количество часов

дата проведения

номер учебной  недели

фактически

1

В гостях у Почемучки

1

1

 

2

В гостях у Почемучки

1

2

 

3

«Хитрый» звук.

 

1

3

 

4

В городе Букваринске.

1

4

 

5

Путешествие к славянской азбуке.

 

1

5

 

6

Буква обычная выросла вдруг.

1

6

 

7

В гостях у деда Слоговеда.

 

1

7

 

8

«Пульс» в слове. (Ударение).

 

1

8

 

9

Мастер перевоплощений.

 

1

9

 

10

Переноси слова правильно!

 

1

10

 

11

Конкурс знатоков по теме «Ударение»

 

1

11

 

12

Собирал человек слова.

 

1

12

 

13

Слова - малютки и слова - гиганты.

 

1

13

 

14

Живые свидетели прошлого.

 

1

14

 

15

Известный фокусник Ь.

1

15

 

16

Метаграммы.

1

16

 

17

Сочиняем загадки.

1

17

 

18

В гости к словам - родственникам

1

18

 

19

На острове звонких и глухих согласных.

 

1

19

 

20

Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?)

1

20

 

21

Викторина «Написание сочетаний с шипящими»

 

1

21

 

22

В океане слов. Слова – названия предметов.

 

1

22

 

23

В океане слов. Слова – названия признаков предметов.

 

1

23

 

24

В океане слов. Слова – названия действий предметов.

 

1

24

 

25

Путешествие в Словоград. Улица антонимов.

1

25

 

26

Путешествие в Словоград. На улице синонимов.

 

1

26

 

27

Путешествие в Словоград. Перекрёсток сложных слов.

1

27

 

28

Путешествие в Словоград. Площадь «вежливых» слов.

1

28

 

29

Занятие-игра «Счастливый случай».

 

1

29

 

30

Проект «Многозначные слова».

1

30

 

31

Защита проектов «Многозначные слова».

 

1

31

 

32

Игра путешествие «Грамотеи следопыты».

1

32

 

33

Итоговое занятие.

1

33

 

 

 

                                                                                                                                                           Приложение

 

Учебно- методическое  и материально – техническое обеспечение

Книгопечатная продукция

1.                  36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

2.                  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

3.                  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

4.                  Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

5.                  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства:

1.                  Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

2.                  Компьютер

3.                  Мультимедийный проектор.

4.                  Интерактивная доска.

5.                  Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

6.                  Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.