Рабочая программа по ВУД Родной край 1 класс

  • docx
  • 14.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВУД 1 класс Торообут дойдум.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

         

     «Рассмотрено»                                         «Согласовано»                          «Утверждаю»

   руководитель МО учителей                     зам. директора по УВР              директор  школы                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

   начальных классов  «Первый учитель»                   

   _______ /Новгородова Е.А./                      ________ /Павлова Г.П./          ________ /Дьяконова А.Г./       

   протокол от  «__»__ 2018 №___               «___»_______2018                   приложение к  приказу

                                                                                                                            от «__» __2018  № ____                                                                                                               

 

 

 

Рабочая программа  внеурочной деятельности

курса «Родной край» по направлению «Духовно- нравственное»

для 1-го класса начального общего образования

 на 2018-2019 учебный год

 

 

                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Учитель: Новгородова Евдокия Алексеевна,

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                              высшая  квалификационная  категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Аргас, 2018

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Родной край» составлена на основе плана внеурочной деятельности начального общего образования, реализующий ФГОС,  МБОУ «Куокуйская СОШ» на 2018-2019 учебный год (далее план внеурочной деятельности школы), Положения «О рабочей программе педагога МБОУ «Куокуйская СОШ» от 08.05.2017г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия Е.И. Винокуровой,.Л.Г. Дедюкина  «Обугэ угэьэ», НКИ   «Бичик».

Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника и высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Республики Саха, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своего наслега, улуса и республики, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Республики Саха. Это может быть курс «Родной край».

Цель: Формирование мировоззрения ученика путём изучения опыта предков и самоидентифицирование себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России.

Задачи:

·                    расширение общекультурного кругозора учащихся;

·                    формирование духовных качеств личности;

·                    расширять кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий;

·                    общее развитие детей, направленное на формирование умений: ставить цель; искать и находить решение проблем (проблемное обучение); выбирать средства и реализовать свой замысел; осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

             Программа «Родной край» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственного развития личности. Программа предусматривает включение заданий способствующих появлению желания проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа курса «Родной край» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает проведение занятий в школьном классе. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями.

На основании плана внеурочной деятельности школы программа «Родной край»  рассчитана  на 2ч. в неделю,  66 часов в год.

 

                       I. результаты освоения  курса внеурочной деятельности.

                                           Личностные универсальные учебные действия

·        развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;

·        традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;

·        уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;

·         права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;

·        культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;

·        культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;

·        поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;

·        соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);

·        самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;

·        описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;

·         ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.

                                          Регулятивные универсальные учебные действия

·         умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

·          развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;

·          развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;

·         оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;

·          способность к этнической мобилизации (участие в национальных  праздниках и т.д.);

·         умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

                                         Познавательные универсальные учебные действия

Универсальные общеучебные действия:

·         умение работать с разными источниками информации о   культуре народов республики и России; учебной, художественной,  научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;

·        выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;

·        овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;

Универсальные логические учебные действия:

·          развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:

 - абстрактное сравнение (на примере  национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.);

- анализ (на примере  видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительство);

- синтез (на примере многонациональной России, Москвы – столице РФ и т.д.);

- классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Якутии, России  и т.д.);

- обобщение (на примере восприятия народов Якутии как общности (мы – якутяне),  и шире (мы – россияне) и т.д.);

- доказательство (на примере экстремальных условий Севера  и т.д.)

- умение  реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре);

 Универсальные знаково-символические учебные действия:

-проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;

- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символы русского народа;  алаас, сэргэ – символ якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;

- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах, песнях, танцах и т.д.);

- понимание, представление  видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;

- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;

- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.

   Коммуникативные универсальные учебные действия:

·         умение работать в парах, группе, коллективе;

·          умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;

·         готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

-  умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.

 

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности

 

Содержание курса «Родной край» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности,  умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают в обыденной жизни.

1.Родной край – 6 ч.:

Наша Родина  – Россия.

Наш родной край –  Якутия.

Моя родной поселок – Куокуй..

2.Природа нашего края- 6 ч.:

Природа наслега.       

Животный мир нашего наслега.

Творческий урок «Природа нашего края».

3. Моя семья– 6 ч.:     

Я- будущее моего народа.

Мои родные. Мои родители.

Мои родственники. Древо жизни моей семьи.

4.Мой дом– 4 ч.:

Жилище народов Якутии.

Мой родной дом.

5. Занятие якутов – 4 ч.:

Занятие народа  саха.

Домашние животные.

6.Продукты питания якутов – 4 ч.:

Мясо. Рыба. Молочные продукты.

Запретная для детей еда (в старину)

7. Виды изделий и их разновидности – 4 ч.:

Изделия из металла.

Изделия из дерева.

Домашняя утварь.

Кузнец и кузнечные инструменты.

8. Одежда - 4 ч.

Одежда народа саха..

Теплые и зимние одежды.

9. Игрушки и игры народа саха- 4 ч.

Любимые игрушки и игры народа.

Моя любимая игрушка.

10. Культура народа саха- 4 ч.

Якутские народные танцы, песни.

Детские песни.

11. Устное народное творчество- 4 ч.:

Понятие «Фольклор».

Устное народное творчество - олонхо.

12. Традиции и обычаи народа саха -6 ч.:

Гостеприимство. Традиции якутов.

Обычаи народа саха.

13. Книги для детей- 8 ч.:

Детские писатели.

Народные писатели Якутии.

Ветераны Великой Отечественной войны.

Произведения якутских писателей для детей.

14. Итоговый урок -2 ч.

Якутская семья – дружная семья.

             Формы организации: беседы, сообщения, экскурсии и заочные  экскурсии, творческие конкурсы, выставки декоративно-прикладного искусства, интеллектуально-познавательные игры.

             Виды деятельности: самостоятельная  работа, коллективная  работа, работа в  группе, индивидуальная работа,  просмотр и обсуждение видеоматериала, выполнение узоров по эскизам.

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                                         III.Тематическое планирование

 

Темы занятий

Дата проведения

количество

часов

номер учебной недели

фактически

1 четверть – 16 часов

Родной край -6 часов

1-2

Наша Родина  – Россия.

1-1

 

3-4

Наш родной край –  Якутия.

2-2

 

5-6

Моя родной поселок – Куокуй..

3-3

 

Природа нашего края- 6 часов

7-8

Природа наслега.       

4-4

 

9-10

Животный мир нашего наслега.

5-5

 

11-12

Творческий урок «Природа нашего края».

6-6

 

Моя семья– 6 часов

13-14

Я- будущее моего народа.

7-7

 

15-16

Мои родные. Мои родители.

2ч.

8-8

 

2 четверть –16 часов

17-18

Мои  родственники. Древо жизни моей семьи.

9-9

 

Мой дом- 4 часа

19-20

Жилище народов Якутии.

10-10

 

21-22

Мой родной дом.

11-11

 

Занятие якутов – 4 часа

23-24

Занятие народа  саха.

12-12

 

25-26

Домашние животные.

13-13

 

Продукты питания якутов – 4 часа

27-28.

Мясо. Рыба. Молочные продукты.

14-14

 

29-30

Запретная для детей еда (в старину)

15-15

 

Виды изделий и их разновидности – 4 часа

31-32

Изделия из металла.  Изделия из дерева.

16-16

 

3 четверть – 18 часов

33-34

Домашняя утварь.  Кузнец и кузнечные инструменты.

17-17

 

Одежда - 4 часа

35-36

Одежда народа саха..

18-18

 

37-38

Теплые и зимние одежды.

19-19

 

Игрушки и игры народа саха- 4 часа

39-40

Любимые игрушки и игры народа.

20-20

 

41-42

Моя любимая игрушка.

21-21

 

Культура народа саха- 4 часа

43-44

Якутские народные танцы, песни.

22-22

 

45-46

Детские песни.

23-23

 

Устное народное творчество- 4 часа

47-48

Понятие «Фольклор».

24-24

 

49-50

Устное народное творчество - олонхо.

25-25

 

4 четверть – 16 часов

Традиции и обычаи народа саха - 6 часов

51-52

Гостеприимство. Традиции якутов.

26-26

 

53-56

Обычаи народа саха.

 

27-27

28-28

 

Книги для детей- 8 часов

57-58

Детские писатели.

29-29

 

59-60

 

Народные писатели Якутии.

30-30

 

61-62

Ветераны Великой Отечественной войны.

 

31-31

 

63-64

Произведения якутских писателей для детей.

 

32-32

 

Итоговый урок -2 часа

65 -66

Якутская семья – дружная семья.

2ч.

33-33

 

                     

                                                            

 

 

 

                                                                                                                                      

 Приложение

Учебно - методическое  и материально – техническое обеспечение

1.       Афанасьев Л.А. Сиэрдээх буолуу Дьокуускай, 1993.

2.       Булдакова А.П. Ааттара-ааттанар, олохторо-кэриэстэнэр Дьокуускай: Бичик, 2005.

3.       Винокурова Е.И., Дедюкина Л.Г. Өбүгэ үгэhэ Дьокуускай: Бичик,  2007.

4.       Кириллин А.М. Музей – киhи аймах сайдан кэлбит историятын кинигэтэ «Народное образование Якутии», 3 (67) 2008.

5.       Ноева А.Г. Норуот тылын баайын о5олорго иңэрии «Народное образование Якутии», 3/2003.

6.       Петров Е.А. Тиэргэнтэн тэнийэн. Дьокуускай: Бичик, 2001.

7.       Уткин К.Д. Культура народа Саха Якутск: Бичик, 1998.

8.       Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П., Карпова Н.П. Мин-о5обун. Мин-киhибин. Мин-гражданиммын Дьокуускай: Бичик, 2007.

9.       Филиппова Н.И., Чехордуна Е.П., Флегонтова У.М. Олоңхо өбүгэ үөрэ5э уонна билиңңи кэм Дьокуускай: Офсет, 2006.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная  доска  с   набором   приспособлений  для   крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Принтер.

Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы технологии

 

Аналог учебника используется при объяснении и за­креплении программного материала. Содержит зада­ния для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть исполь­зовано для организации фронтальной и индивидуаль­ной работы в классе, а также для самостоятельного изучения программного материала дома

 

Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.