Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету: здоровье и основы безопасности жизнедеятельности составлена на основе следующих документов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2022-2023 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель:
Целью обучения является освоение учащимися жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи:
- формирование элементарных навыков самообслуживания;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- формирование умения элементарно описывать свое самочувствие, способности привлечь внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания (с использованием вербальных и невербальных средств);
- формирование элементарных предпосылок экологического сознания;
- организация предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровье сбережения и безопасности;
- формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей, представления о физических возможностях других людей;
- обучение учащихся правилам поведения в ситуациях дорожного движения;
- обучение основам поведения в экстремальных ситуациях (на доступном уровне);
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности выражать свои потребности, значимые для здоровья и сохранения его, используя невербальные и вербальные средства общения;
- формирование устойчивого интереса к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения, к развитию своей самостоятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В ходе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности у учащихся формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности; представления о некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в стандартных и чрезвычайных опасных ситуациях; навыки осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализации.
Данная программа рассчитана на один год обучения.
Общая характеристика предмета.
В настоящей учебной программе «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности » реализованы требования федеральных законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности» и др.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение в программе уделяется формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Обучение способности
видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности
способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции
их мышления.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, беседа, круглый стол, практические занятия. Контроля и самоконтроля (устный, письменный). Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности. Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Темы уроков «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Письмо и графика», «Математика и математические представления и конструирование», и в реализации задач коррекционно-адаптационной области.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» относится к образовательной отрасли «Окружающий мир». В соответствии с учебным планом в 12 классе на изучение предмета выделяется 34 часа (1 ч в неделю, 34 недели). В связи с праздничными и актированными днями учитель имеет право объединять темы.
Содержание учебного предмета.
|
Разделы |
Кол-во часов |
1. |
«Город» Назначение ОБЖ. Город как среда обитания. Жилище человека. Особенности природных условий в городе. Взаимоотношения людей проживающих в городе, безопасность. Общение с незнакомыми людьми. |
10 |
2. |
«Здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни. Профилактика переутомления. Компьютер и его влияние на здоровье человека. Влияние наркотиков на здоровье человека. Профилактика их употребления. Витамины это жизнь. |
8 |
3. |
«Первая помощь» Детский травматизм Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при наружном кровотечении Ушибы и переломы. Транспортировка пострадавшего. |
3 |
4. |
«Безопасность на дороге» Безопасность на дороге Опасности, которые могут Вам встретиться по дороге в школу. Дорожное движение. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. |
7 |
5. |
«Человек и природа» Инструктаж перед походом. Опасные погодные условия. Правила поведения на природе. Встреча с дикими животными. Обеспечение безопасности. Укусы насекомых и защита от них. |
7 |
|
Всего |
35 |
Характеристика класса по усвоению учебного материала.
1 уровень |
Отмечается незначительная самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Затруднен перенос знаний в новые условия. Ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. |
|
2 уровень
|
Нуждаются в постоянном контроле и в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). во время выполнения работ. .Характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
· принципы и пути снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· правила дорожного движения;
- правила поведения на природе.
Учащиеся должны уметь:
Оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Система оценивания проводится по результатам выполненных работ, умению отвечать на поставленные вопросы, составление описательно-повествовательного рассказа по иллюстрации или по серии сюжетных картин по темам, а также активности на уроке.
Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры.
Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения изложения материала, при изложении материала требуется незначительная помощь педагога.
Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в изложении материала, при изложении материала требуется постоянная помощь педагога.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Тематические блоки. Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть 9 ч |
|||||
1 |
01.09 |
День знаний. Правила ТБ и правила поведения |
1 |
Ведение конструктивного диалога.
Индивидуально-дифференцированная работа.
Привлечение к совместной деятельности |
http://kuhta.clan.su
http://www.goodlife.narod.ru
|
|
|
«Город» |
|
||
2 |
08.09 |
Назначение ОБЖ. Город как среда обитания. |
1 |
||
3 |
15.09 |
Жилище человека. |
1 |
||
4 |
22.09 |
Входной контроль уровня знаний. |
1 |
||
5 |
29.09 |
Особенности природных условий в городе. |
1 |
||
6 |
06.10 |
Взаимоотношения людей проживающих в городе, безопасность. |
1 |
||
7 |
13.10 |
Общение с незнакомыми людьми. |
1 |
||
8-9 |
20,27.10 |
Закрепление пройденного. |
2 |
||
II четверть 8ч |
|||||
1 |
10.11 |
Повторение пройденного. |
1 |
Доброжелательные и товарищеские отношения.
Коллективная работа |
http://www.spas-extreme.ru
|
|
|
«Здоровый образ жизни» |
|
||
2-3 |
17,24.11 |
Здоровый образ жизни. Профилактика переутомления. |
2 |
||
4 |
01.12 |
Компьютер и его влияние на здоровье человека. |
1 |
||
5 |
08.12 |
Влияние наркотиков на здоровье человека. Профилактика их употребления. |
1 |
||
6-7 |
15,22.12 |
Витамины это жизнь. |
2 |
||
8 |
29.12 |
Закрепление пройденного |
1 |
||
III четверть 10ч |
|||||
1 |
12.01 |
ТБ и правила поведения на уроках. Повторение изученного. |
1 |
Познавательная деятельность.
Работа в парах с целью умения вести конструктивный диалога.
|
http://www.hsea.ru
http://www.goodlife.narod.ru
|
|
|
«Первая помощь» |
|
||
2 |
19.01 |
Детский травматизм |
1 |
||
3 |
26.01 |
Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая помощь при наружном кровотечении |
1 |
||
4 |
02.02 |
Ушибы и переломы. Транспортировка пострадавшего. |
1 |
||
|
|
«Безопасность на дороге» |
|
Привлечение к совместной деятельности.
Ведение конструктивного диалога.
|
|
5 |
09.02 |
Безопасность на дороге |
1 |
||
6 |
16.02 |
Опасности, которые могут Вам встретиться по дороге в школу. |
1 |
||
7 |
02.03 |
Дорожное движение. |
1 |
||
8 |
09.03 |
Пешеход. Безопасность пешехода. |
1 |
||
9 |
16.03 |
Пассажир. Безопасность пассажира. |
1 |
||
10 |
23.03 |
Закрепление пройденного. |
1 |
||
IV четверть 8ч |
|||||
1 |
07.04 |
Повторение пройденного. |
1 |
Ведение конструктивного диалога.
Индивидуальная и самостоятельная деятельность. |
http://www.spas-extreme.ru
|
|
|
«Человек и природа» |
|
||
2 |
14.04 |
Инструктаж перед походом. |
1 |
||
3 |
21.04 |
Опасные погодные условия. |
1 |
||
4 |
28.04 |
Правила поведения на природе. |
1 |
||
5 |
04.05 |
Встреча с дикими животными. Обеспечение безопасности. |
1 |
||
6 |
11.05 |
Укусы насекомых и защита от них. |
1 |
||
7 |
18.05 |
Итоговый контроль уровня предметных результатов. |
1 |
||
8 |
25.05 |
Обобщение изученного. |
1 |
График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ |
Тема |
Дата |
1 |
Входной контроль уровня знаний. |
22.09.22 |
5 |
Итоговый контроль знаний |
18.05.23 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ДРОФА, 2007.
2. Баряева Л.Б.,Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2007.
3. Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях/Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2008.
4. Детство без пожаров. Правила пожарной безопасности в играх и упражнениях/ Под ред. В.В. Груздева, С.В. Николаева, С.В.Жолована. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009.- №1. – С.49-53.
6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
7. Ковалец И.В.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
8. Серия книг «Азбука безопасности» Л.И. Радзиевская.
Интернет ресурсы:
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.uroki.net uroki.net – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.