«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ пос. МИС
__________________ Жало М.С.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа
«Практикум по биологии»
10 класс
Составитель:
учитель биологии
Мачука Л. М.
2021-2022 учебный год
Рабочая программа элективного курса « Практикум по общей биологии» 10 класс составлена на основе примерной программы по биологии основного общего образования, утвержденной Министерством образования РФ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312), авторской программы по биологии для 10 классов В.В. Пасечник.
Проблема подготовки обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10 классов и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).
Важнейшим показателем качества образования
является объективная оценка учебных достижений обучающихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля
знаний. Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт
показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,-
упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7
класс), неспособность обучающихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике
из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных
терминов.
То же самое относится и к зоологии. На вступительных экзаменах по биологии
зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется
время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы,
исключения из правил. Данный элективный курс поможет обучающимся повторить
основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро
извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более
эффективно подготовиться к ЕГЭ.
На изучение программы элективного курса для 10 класса отводиться 34 часов , 1 час в неделю.
Планируемые результаты усвоения курса:
Предметные результаты:
· использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
· исследование несложных реальных связей и зависимостей;
· определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
· исследование реальных связей и зависимостей;
· организация и проведение учебно-исследовательской работы.
Метапредметные результаты:
· поиск нужной информации в источниках разного типа;
· отделение основной информации от второстепенной;
· перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст);
· объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
· самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов;
· уметь давать определения, приводить доказательства;
Личностные результаты:
· самооценка, объективное оценивание своих учебных достижений;
· понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
· объективное оценивание своих учебных достижений;
· умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
· само- и взаимопроверка.
К концу курса обучающиеся получат возможность научиться:
· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем; биосферы;
· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
· роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); сущность биологических процессов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
сравнивать
определять
проводить
Содержание курса «Практикум по биологии»
I. Неклеточные формы жизни. Вирусы. – 1 час.
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Бактериофаг.
II. Прокариоты. Бактерии.- 2 часа.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль в
природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии
и борьба с ними.
III. Ядерные организмы.- 30 часов
1. Царство грибы. 2 часа.
Общая характеристика грибов.
Строение. Питание, размножение, экология. Грибы паразиты. Плесневые грибы.
Особенности строения грибной клетки.
2. Царство Растения. 12 часов.
2.1Систематика низших растений.- 2 часа.
Строение водорослей. Экология
водорослей. Питание и размножение водорослей. Роль водорослей в природе и жизни
человека.
2.2 Лишайники.-1 час.
Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
2.3.
Систематика высших растений. - 5 часа.
Высшие споровые. Мхи и папоротникообразные. Семенные растения. Голосеменные.
2.4 Покрытосеменные растения. Растение - целостный организм. - 4 часа.
Покрытосеменные. Взаимосвязь органов. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Опыление. Двойное оплодотворение. Строение растений класса двудольные и однодольные растения. Признаки семейства: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные и злаковые .
3. Царство Животные. – 16часов.
3.1 Систематика беспозвоночных животных - 4 часа
Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополосатые. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности организмов.
3.2.Систематика хордовых.-6 часов.
Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовых. Особенности строения и жизнедеятельности хордовых животных. Класс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.
3.3.
Человек - вершина эволюции животного мира.- 6часов.
Общий обзор организма человека.
Тело человека как система - системы органов - органы - ткани - клетки. Строение
и функции системы органов человека. Нервно - гуморальная система. Органы
чувств. Пищеварительная система. Кровеносная и лимфатическая система.
Дыхательная система. Выделительная система. Покровы тела.
Заключительные занятия (2ч.)
Тематическое планирование курса
№ |
Тема |
Часы |
Форма проведения |
Виды контроля |
|||
|
Т |
П |
В |
|
|
||
1 |
Неклеточные формы жизни (вирусы) |
1 |
- |
1 |
Лекция |
Опорная схема – конспект. |
|
2 |
Прокариоты. Бактерии. |
1 |
1 |
2 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
3 |
Царство грибы. |
1 |
1 |
2 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
4 |
Царство растения. Систематика низших растений. |
1 |
1 |
2 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
5 |
Лишайники |
1 |
- |
1 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
6 |
Систематика высших растений. |
3 |
2 |
5 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
7 |
Покрытосеменные растения. Растение – целостный организм. |
3 |
1 |
4 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
8 |
Систематика беспозвоночных животных. |
3 |
1 |
4 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
9 |
Систематика хордовых. |
4 |
2 |
6 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
10 |
Человек - вершина эволюции живого мира. |
4 |
2 |
6 |
Эвристическая лекция, практическая работа. |
Опорная схема – конспект. Создание презентаций. |
|
11 |
Заключительное занятие. |
1 |
|
1 |
Анализ успешности |
Итоговая рейтинговая оценка |
|
|
Итого: |
23 |
11 |
34 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
|
|
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
||
1. |
Неклеточные формы жизни. |
|
|
2. |
Бактерии. |
|
|
3. |
Решение задач по теме: « Бактерии» |
|
|
4. |
Царство Грибы |
|
|
5. |
Лабораторная работа: « Изучение строения плесневых грибов под микроскопом» |
|
|
6. |
Водоросли. |
|
|
7. |
Особенности строения низших растений. |
|
|
8. |
Лишайники. |
|
|
9. |
Отдел Мхи. |
|
|
10. |
Отдел Папоротникообразные. |
|
|
11. |
Отдел Голосеменные. |
|
|
12. |
Лабораторная работа: « Изучение строения высших растений» |
|
|
13. |
Систематика высших растений |
|
|
14. |
Отдел Покрытосеменные растения. |
|
|
15. |
Размножение покрытосеменных растений. |
|
|
16. |
Растение – целостный организм. |
|
|
17. |
Практическая работа по теме: « Изучение строения растений семейства крестоцветные и розоцветные растения» |
|
|
18. |
Систематика Беспозвоночных животных. |
|
|
19. |
Особенности строения беспозвоночных животных. |
|
|
20. |
Тип членистоногие. |
|
|
21. |
Практическая работа по теме: «Особенности строения беспозвоночных животных» |
|
|
22. |
Систематика Хордовых животных. |
|
|
23. |
Класс Рыбы. Класс Земноводные |
|
|
24. |
Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. |
|
|
25. |
Класс Млекопитающие. |
|
|
26. |
Практическая работа по теме: «Хордовые животные» |
|
|
27. |
Практическая работа по теме: «Хордовые животные» |
|
|
28. |
Общий обзор организма человека. |
|
|
29. |
Системы органов и их особенности строения. |
|
|
30. |
Системы органов и их особенности строения. |
|
|
31. |
Системы органов и их особенности строения. |
|
|
32. |
Практическая работа по теме: « Человек» |
|
|
33. |
Практическая работа по теме: «Человек» |
|
|
34. |
Решение КИМ. |
|
|
Согласовано.
Протокол заседания педагогического совета
от 30.08.2021 года № 6 .
Согласовано.
Заместитель директора по УВР__________ В. А. Кудрявцева
«30» августа 2021 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.