Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рассмотрена метод.советом протокол от 31.08.2021 № 1
|
Принята педагогическим советом протокол от 31.08.2021 №1 |
Утверждена приказом от 31.08.2021 № 01-01-128 Директор __________М.А. Николаева |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Православная культура Смоленской земли»
для 8 класса
Составитель: Трудко Т.А.
Согласована
Зам.директора по УВР
___________Е.В. Платонова
30.08.2021
2021
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
«Православная культура Смоленской земли»
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
В соответствии с этими требованиями личностные результаты
освоения учебного курса ПКЗС включают:
• чувство патриотизма, уважения и любви к большой и малой Родине, к прошлому и настоящему России и Смоленщины, осознание своей этнической принадлежности;
• знание православной культуры Смоленского края в ее органичной связи с русской и мировой православной культурой;
• интериоризацию (усвоение) норм и ценностей традиционной православной культуры;
• готовность к дальнейшему изучению православной культуры Смоленщины через исследовательские проекты;
• чувство ответственности за сохранение православной культуры Смоленщины; участие в социально значимых православных проектах;
• понимание места православной культуры в духовном многообразии современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
• способность к гармонизирующему диалогу в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• эстетический вкус, позволяющий отличать подлинные явления культуры от «псевдокультуры».
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• владение компетенциями в области использования информационно- коммуникационных технологий; владение культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения учебного курса «Введение в православную культуру»
(в соответствии с содержанием глав и параграфов)
Обучающийся научится:
• определять содержание понятий «культура», «религия», «религиозная культура», «вера», «православие», «Бог»;
• анализировать употребление данных понятий в различных контекстах;
• правильно употреблять прописную букву в словах: Троица, Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, также в именах прилагательных, образованных от слов Бог, Господь.
Обучающийся получит возможность:
• соотносить основные нормы православной нравственной культуры со своим поведением;
определять духовно-эстетическое наполнение основных понятий православной культуры;
• отличать культуру от «псевдокультуры»;
• выделять в тексте основную мысль;
• приводить аргументы для обоснования своей точки зрения по духовно- нравственным проблемам.
Основные этапы развития православия на Смоленщине. Православная Церковь в X-XV вв.
Обучающийся научится:
• излагать информацию о Православной Церкви на Смоленской земле в X-XV вв.;
• давать характеристику выдающихся личностей (князья Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Ростислав Мстиславич, Роман Ростиславович, Давид Ростиславович, Мстислав Давыдович, Федор Смоленский и Ярославский, святые Владимир, Борис и Глеб, Меркурий Смоленский и др.);
• работать с документами и иными источниками;
• воспроизводить Евангельские заповеди;
• называть события истории Православной церкви на Смоленщине в X— XV вв.;
• оперировать понятиями «преподобный», «постриг», «аскет», «фреска»;
• излагать информацию о православных святынях (икона Божьей Матери Одигитрия, храм Успения Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела и др.).
Обучающийся получит возможность:
• составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения на темы: «Смоленщина IX века: от язычества к христианству»,
• «Смоленская епархия в годы правления династии смоленских князей Ростиславичей»;
• сравнивать выдающихся личностей (князья Владимир Красное Солнышко, Владимир Мономах, Ростислав Мстиславич, Роман Ростиславович, Давид Ростиславович, Мстислав Давыдович, Федор Смоленский и Ярославский, святые Владимир, Борис и Глеб, Меркурий Смоленский и др.), определять их вклад в становление, укрепление и развитие православия на Смоленщине;
• оценивать состояние дел в Смоленской епархии в XII – первой половине XIII вв.;
• осмысливать Евангельские заповеди применительно к конкретной ситуации;
• аргументированно выделять ключевые события истории Православной церкви на Смоленщине в X-XV вв.;
• применять информацию о православных святынях (икона Божьей Матери Одигитрия, храм Успения Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела и др.) при выполнении учебных задач из различных глав курса.
Смоленская епархия в XVI - начале XX вв.
Обучающийся научится:
• излагать информацию о Православной Церкви на Смоленской земле в XVI — начале XX вв.;
• давать характеристику выдающихся личностей (преподобный Питирим, писатель, историк и богослов Никифор Мурзакевич и др.);
• работать с документами и иными источниками;
• соотносить события и даты;
• излагать информацию о событиях истории Православной церкви на Смоленщине в XVI — начале XX вв.;
• излагать информацию о православных святынях (икона Одигитрия и др.).
Обучающийся получит возможность:
• составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения на темы: «Возрождение православной культуры после вхождения Смоленских земель в состав России», «Смоленская епархия во второй половине XVII-начале XVIII вв.»;
• устанавливать причинно-следственные связи между событиями в истории Смоленщины и истории Русской Православной Церкви XVI — начала XX вв.;
• определять вклад выдающихся личностей (преподобный Питирим, писатель, историк и богослов Никифор Мурзакевич и др.) в становление, укрепление и развитие православия на Смоленщине;
• приводить конкретные примеры создания в начале XVIII века системы духовного образования, участия священнослужителей и простых горожан в ключевых событиях данного периода: строительстве Смоленской крепостной стены, обороне Смоленска от завоевателей, польском владычестве, Отечественной войне 1812 года;
• оценивать состояние дел в Смоленской епархии в XVI — начале XX вв.;
• аргументировано определять роль Успенского собора в истории Православной церкви на Смоленщине;
• применять информацию о православных святынях (икона Одигитрия и др.) при выполнении учебных задач из различных глав курса.
Православная церковь на Смоленщине 1917 – начало 2000-х гг.
Обучающийся научится:
• излагать информацию об отношениях Советской власти и Русской Православной Церкви, немецких оккупационных властей к Русской Православной Церкви на Смоленщине;
• давать характеристику личности митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла;
• работать с документами и иными источниками;
• излагать информацию о событиях истории Православной церкви на Смоленщине в 1917 – начале 2000-х гг.;
• оперировать понятиями «атеизм», «репрессия».
Обучающийся получит возможность:
• составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения на темы: «Компания Советской власти по изъятию церковных ценностей в 1922 году», «Главные святыни митрополии начала XXI века», «Памятные даты в истории Смоленской епархии в новейший период»;
• определить вклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в развитие православия на Смоленщине;
• оценивать состояние дел в Смоленской епархии 1917 – начала 2000-х гг.;
• аргументированно выделять ключевые события истории Православная церкви на Смоленщине 1917 – начала 2000-х гг.
Святые и подвижники Смоленской земли.
Святость как основа православной культуры.
Обучающийся научится:
• определять следующие понятия: святость, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, лики святости, жития святых;
• излагать информацию о содержании Библии, Ветхого Завета, Нового Завета, Евангелия;
• соотносить цитаты из Библии с пословицами и поговорками;
• приводить примеры ко всем ликам святости;
• определять по ликам святости содержание духовного подвига смоленских святых: преподобного Авраамия Смоленского; мученика Меркурия Смоленского; преподобного Герасима Болдинского; равноапостольного Николая Японского; новомучеников и исповедников земли Смоленской;
• объяснять разницу между прославлением святого в Церкви и государственным и общественным признанием высоких заслуг человека в различных сферах деятельности;
• определять по ликам святости духовные подвиги святых воинов.
Обучающийся получит возможность:
• осмыслить святость как один из центральных концептов русской культуры;
• на основе картины М. В. Нестерова «Святая Русь» рассказать
об изображении святости в живописи;
• определить художественные средства изображения святой Руси
в стихотворении С. Бехтеева;
• распределять агионимы по тематическим группам;
• подготовить аналитический обзор «Оценка Библии выдающимися деятелями культуры»;
• аргументировать актуальность обращения к теме святости в наши дни.
Первые смоленские святые (XI—XIII вв.)
Обучающийся научится:
• излагать информацию о Соборе смоленских святых;
• составлять краткий пересказ житий святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святого мученика Меркурия Смоленского, святого преподобного Авраамия Смоленского;
• определять содержание духовного подвига страстотерпцев;
• анализировать почитание святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святого мученика Меркурия Смоленского, святого преподобного Авраамия Смоленского на Смоленской земле;
• определять значение понятий «грех» и «покаяние».
Обучающийся получит возможность:
• раскрыть содержание духовного подвига святых Бориса и Глеба, написав сочинение на тему «Духовный портрет князей Бориса и Глеба»;
• привести аргументы к тезису – подвиг святого воина Меркурия Смоленского актуален и в наше время;
• проанализировать тему греха ипокаяния в стихах А.С.Пушкина, А.А.Ахматовой и в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
Святой преподобный Герасим Болдинский
Обучающийся научится:
• излагать жизнеописание святого преподобного Герасима Болдинского;
• давать характеристику личности святого Герасима, его образа жизни;
• определять роль святого преподобного Герасима Болдинского в строительстве монастырей.
Обучающийся получит возможность:
• написать сочинение-повествование о трудах и подвигах Герасима Болдинского по строительству монастырей;
• подготовить сообщение с презентацией на тему «Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского» с использованием дополнительных источников;
• дать краткое описание памятнику Герасиму Болдинскому в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, предложить свой вариант памятника.
Пустынножители Рославльских лесов.
Обучающийся научится:
• определять значение следующих слов: : пустынь, пустынножительство, скит, келия, схима, схимонах, старец;
• называть основные характеристики рославльского пустынножительства;
• составлять развернутый план сообщения «Образ жизни Рославльских пустынножителей»;
• излагать жизнеописание святого преподобного Никиты Рославльского;
• излагать жизнеописание святого преподобного Феофана Рославльского;
Обучающийся получит возможность:
• подготовить презентацию о святых преподобных Никите и Феофане Рославльских (по выбору);
• на материале стихотворения А.Н.Майкова объяснить, в чем заключается духовный подвиг пустынножительства.
Святой равноапостольный Николай Японский.
Обучающийся научится:
• называть основные факты из детства и юности Николая Японского;
• составлять краткий рассказ о распорядке дня Николая Японского;
• определять результаты миссионерской деятельности
Николая Японского;
Обучающийся получит возможность:
• объяснять различие между миссионером и катехизатором.
• устанавливать причинно-следственные связи между качествами личности Николая Японского и стилем его миссионерской деятельности;
• классифицировать и представлять в форме таблицы добродетели и пороки по материалам «Дневников Николая Японского»;
• составлять развернутый план на тему «Духовный подвиг святого равноапостольного Николая Японского»;
• находить аргументы в «Дневниках Николая Японского» для доказательства его тезиса – «Миссионерское служение - самое возвышенное и благородное»;
• распознавать иерархию смыслов в рамках текста на материале смыслового чтения «Дневников» святого Николая Японского;
• ясно и последовательно излагать свою точку зрения (на материале мини-сочинения «Духовный облик святого Николая Японского».
Новомученики и исповедники Смоленской земли.
Обучающийся научится:
• выделять в отрывке из книги Патриарха Кирилла ключевые слова и словосочетания, определяющие, в чем состоит подвиг новомучеников;
• сравнивать и определять различия между такими ликами святости, как мученики и исповедники;
• комментировать высказывание А.И. Солженицина о поведении христиан в сталинских лагерях;
• составлять рассказ о смоленских новомучениках;
• создавать презентацию о Смоленском храме святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Обучающийся получит возможность:
• привести аргументы в доказательство тезиса «Кровь мучеников – семя христианства»;
• установить причинно-следственные связи в том, что из 80 смоленских святых, прославленных за тысячу лет православия на смоленской земле, четверть приходится на 1918—1972 гг.;
• подготовить презентацию о священномученике Серафиме (Остроумове);
• найти художественные средства выразительности в изображении новомученичества в стихотворении Л. Кудряшовой;
• выразить свое мнение по актуальности подвига новомучеников с опорой на цитату из стихотворения Л. Кудряшовой: «Россию держат на своих плечах / Своею жизнью и своею смертью»;
• пользоваться различными справочными материалами и современными поисковыми системами в подготовке сообщений по смоленским новомученикам.
Подвижники Смоленской земли.
Обучающийся научится:
• определять содержание понятия «подвижники благочестия»;
• составлять рассказ о жизни и подвижническом служении Н.А. Мурзакевича по следующему плану: детские и юношеские годы, работа над «Историей Смоленска», жертвенное служение во время войны 1812 года, судебные процессы, последние годы жизни (1814-1834);
• находить факты из жизни смоленского подвижника, которые легли в основу стихотворения «На могиле Мурзакевича»;
• составлять план на тему «Духовное служение игумена Никона (Воробьева) по материалам предисловия А.И. Осипова «Я искренне всегда стремился к Богу» к книге игумена Никона (Воробьева) «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни».
Обучающийся получит возможность:
• оценить глубину и высокое содержание духовного подвига Н.А. Мурзакевича;
• определить духовно-нравственные человеческие качества, о которых размышляет отец Никон в своих духовных письмах;
• соотнести духовные советы отца Никона со своими жизненными ценностными установками;
• составить сравнительную характеристику жизненного подвига Н.А. Мурзакевича и игумена Никона (Воробьева).
Святыни Смоленской земли. Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Обучающийся научится:
• определять значение слов Богородица, Богородичные праздники;
• называть Богородичные праздники, объяснять их содержание;
• раскрывать содержание праздника Успения Пресвятой Богородицы;
• называть основные даты в истории Свято-Успенского собора;
• давать характеристику святыням Успенского собора – иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрии», плащанице, иконостасу.
Обучающийся получит возможность:
• соотносить историю Собора с историей Смоленска и России;
• представить обобщающую характеристику «Свято-Успенский кафедральный собор: история и современность».
Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия».
Обучающийся научится:
• понимать значение таких слов, как икона, иконопись, иконописец, иконография;
• определять главное различие между иконой и картиной;
• излагать информацию об истории древней Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии»;
• излагать информацию об истории надвратной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии»;
Обучающийся получит возможность:
• устанавливать связи между древней Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрии» и надвратной иконой Смоленской Божией Матери
• «Одигитрии» с историей Смоленщины и России;
• приводить аргументы к тезису «Иконописание – не самовыражение, а служение»;
• распределять слова и словосочетания по двум рубрикам: 1) икона, 2) картина;
• составлять план ответа на вопрос «Значение иконы в православной традиции»;
• подготовить сообщение с презентацией «Древняя икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» – свидетель и участник исторических событий».
Монастыри Смоленщины.
Обучающийся научится:
• излагать информацию о монастырях Смоленщины (Свято-Троицкий мужской монастырь, Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск), Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Предтеченский Вяземский женский монастырь, Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь, Троицкий монастырь (Смоленск);
• давать характеристику выдающихся личностей (преподобный Герасим Болдинский и др.);
• характеризовать монастыри Смоленщины;
• работать с дополнительными источниками информации;
• описывать святыни монастырей Смоленщины.
Обучающийся получит возможность:
составлять план (краткий, развёрнутый) и по нему готовить сообщения о монастырях Смоленщины (Свято-Троицкий мужской монастырь,
Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск), Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Предтеченский Вяземский женский монастырь, Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь, Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь, Троицкий монастырь (Смоленск);
• определить вклад выдающихся личностей (преподобный Герасим Болдинский, император Александр I и его мать императрица Мария Федоровна и др.) в монастырское устройство на Смоленщине;
• определить роль монастырей в становлении, укреплении и развитии православной культуры на Смоленщине;
• изучить новейшую историю монастырей Смоленщины;
• устанавливать причинно-следственные связи между ключевыми событиями истории России и истории монастырей Смоленщины;
• сравнивать монастыри Смоленщины;
• делать обзор святынь монастырей Смоленщины.
Храм святых апостолов Петра и Павла.
Обучающийся научится:
• излагать информацию об основных этапах сооружения и истории храма святых апостолов Петра и Павла;
• выделять основные части и составлять план статьи П.Д. Барановского о древнейших архитектурных памятниках Смоленска;
• давать характеристику основным этапам духовного подвига апостолов Петра и Павла;
Обучающийся получит возможность:
• обосновать необходимость сохранения древних архитектурных памятников;
• провести исследование на тему «Храмы Петра и Павла в Смоленской области»;
• сочинить рассказ на основе фразеологического словосочетания «Из Савла стать Павлом»;
• построить рассуждение о христианском понимании любви;
• подготовить презентацию «Храм апостолов Петра и Павла – выдающийся памятник древнерусской смоленской архитектуры».
Храм святого апостола Иоанна Богослова.
Обучающийся научится:
• готовить рассказ на тему «Храм апостола Иоанна Богослова — памятник домонгольской смоленской архитектуры» по следующему плану: время строительства храма; особенности архитектуры храма; история существования храма; храм апостола Иоанна Богослова в наши дни;
• составлять план сообщения на тему «Основные этапы духовного пути святого Иоанна Богослова»;
• объяснять, почему евангелист Иоанн именуется в Церкви Иоанном Богословом и апостолом любви.
Обучающийся получит возможность:
• используя дополнительные источники информации, подготовить подробный рассказ об одном из этапов духовного пути апостола Иоанна Богослова;
• высказать аргументированное мнение по главному духовному завещанию Иоанна Богослова – «Любите друг друга»;
• извлекать нравственные уроки из духовного подвига святого апостола Иоанна Богослова.
Храм Михаила Архангела
Обучающийся научится:
• определять с помощью толкового словаря значение непонятных слов, связанных с храмовой архитектурой;
• объяснять значение слов: Архангел Михаил, Ангелы, Ангельские чины;
• давать характеристику Архангелу Михаилу – одному из высших Ангелов;
• сопоставлять историю Смядыни с именами святых князей- страстотерпцев Бориса и Глеба.
Обучающийся получит возможность:
• раскрыть символику изображения ангелов на иконах;
представить характеристику небесной иерархии по священномученику Дионисию Ареопагиту – афинскому мыслителю, первому епископу Афин, ученику апостола Павла;
• произвести анализ стихотворения А. Н. Майкова о храме по следующему плану: тема и основная идея стихотворения; как изменяются чувства лирического героя в храме, какими языковыми выразительными средствами передается это изменение.
Храм св. Иоанна Предтечи.
Обучающийся научится:
• определять значение слов «пророк», «предтеча»;
• излагать историю храма пророка Иоанна Предтечи;
• составлять рассказ об истории жизни Иоанна Предтечи;
• объяснять, почему Иоанна Крестителя называют Предтечей.
Обучающийся получит возможность:
• объяснять смысл духовного подвига Иоанна Крестителя;
• размышлять над духовно-нравственными ценностями, которые исповедовал пророк Иоанн Предтеча;
• извлекать нравственные уроки из духовного подвига святого.
Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке.
Обучающийся научится:
• излагать информацию о купеческой династии Щедриных и построенных на их средства храмах;
• определять вклад отца и сыновей Пискаревых в храмовое строительство в Смоленске;
• рассказывать о храмах, построенных на средства купцов А.А. Кремлицина, А.Ф. Сысоева, Ф.М. Нашиванкина, В.Г. Хлебникова, С. Никитина;
• составлять развернутый план ответа на вопрос: «Каковы объективные и субъективные причины купеческого храмостроительства?».
Обучающийся получит возможность:
• соотносить главные мотивы купцов-храмостроителей с главными качествами русского народа;
• составить обобщающую таблицу «Смоленские купцы-храмостроители», в первой графе которой – имена купцов, во второй – построенные ими храмы;
• размышлять над смыслом выражения «строить свою душу...»;
• провести исследование на тему «Традиции благотворительности на Смоленщине в XXI веке».
Храмы в православной смоленской топонимике.
Обучающийся научится:
• определять значение терминов: топонимы, топонимика, агиотопонимы, агиотопонимика; объяснять их этимологию;
• приводить аргументы к тезису – топонимы тесно связаны с историей;
• объяснять, в чем заключается связь агиотопонимов с православной культурой;
• сравнивать дореволюционное название улиц г. Смоленска с современными наименованиями;
• определять, что лежит в основе дореволюционного наименования улиц;
• находить на карте области, своего района, в своем городе, поселке, селе агиотопонимы, объяснять их происхождение.
Обучающийся получит возможность:
• формулировать собственное мнение по возвращению дореволюционных наименований улиц;
• исследовать, какие храмы и монастыри, название которых лежит в основе дореволюционного наименования улиц г. Смоленска, сохранились до нашего времени;
• провести исследование и подготовить сообщение на тему
• «Православная топонимика моего города (поселка, села, района)».
Православная культура современной Смоленщины.
Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла.
Обучающийся научится:
• Объяснять значение слов: Патриарх, Предстоятель, Святейший Патриарх;
• излагать краткую биографию Патриарха Кирилла;
• определять, какую роль сыграла Смоленщина в жизни Патриарха Кирилла;
• излагать информацию об оценке Святейшего Патриарха Смоленщины и смолян;
• определять вклад Патриарха Кирилла в развитие православной культуры Смоленского края;
• писать рецензию на научно-популярный фильм «Патриарх Кирилл – годы служения на Смоленщине», созданный к 70-летию Патриарха Кирилла, по следующему плану:
• Время создания фильма, его авторы.
• Основные этапы деятельности митрополита Кирилла на смоленской земле, представленные в фильме.
• Наиболее понравившиеся вам эпизоды.
• Что более всего вам запомнилось из выступлений Владыки Кирилла?
• Какова главная идея фильма?
Обучающийся получит возможность:
• Оценивать роль Патриарха Кирилла в духовно-нравственном возрождении Смоленщины;
• Приводить аргументы к тезису «Смоленщина – вторая родина Патриарха Кирилла»;
• размышлять о духовно-нравственном содержании мыслей Патриарха о культуре, о человеке, о патриотизме;
• находить основные тезисы в его высказываниях и приводимые для доказательства этих тезисов аргументы;
• высказывать свое аргументированное отношение к современным духовно-нравственным проблемам.
Смоленская православная духовная семинария.
Обучающийся научится:
• определять, с какими именами связано духовное просвещение и образование на Смоленщине в XII - начале XIII веков;
• называть основные вехи дореволюционной истории семинарии;
• составлять тезисный план по теме «Новейшая история Смоленской православной духовной семинарии»;
• излагать информацию о знаменитых выпускниках семинарии.
Обучающийся получит возможность:
• подготовить сообщение о том, какую роль в истории православной культуры земли Смоленской сыграла Смоленская православная духовная семинария;
• создать презентацию об одном из знаменитых выпускников семинарии (по выбору). Примерный план презентации:
• краткая биография;
• если это святой, то назвать духовные подвиги, за которые он причислен к лику святых;
• какие духовные уроки можно извлечь из его жизни?
Центр подготовки церковных специалистов: история и современность.
Обучающийся научится:
• составлять план информационной речи о дореволюционной истории ЦПЦС;
• готовить сообщение о современном периоде в истории ЦПЦС;
• давать обобщенную характеристику регентскому, иконописному отделениям и отделению лицевого шитья ЦПЦС;
• давать характеристику хору ЦПЦС;
• пользоваться различными поисковыми системами для подготовки сообщения об иконописном отделении ЦПЦС;
• определять, что такое лицевое шитье, какие предметы создаются с помощью лицевого шитья;
• находить определения лексического значения следующих слов: плащаница, покров, хоругви, завеса (царских врат), подвесная пелена.
Обучающийся получит возможность:
• составить развёрнутый план по теме: «Центр подготовки церковных специалистов: история и современность»;
• оценить вклад Центра подготовки церковных специалистов в православную культуру современной Смоленщины.
2.
Содержание курса «Православная культура
Смоленской земли»
Введение. Введение в православную культуру
Содержание понятий «культура», «религия», «религиозная культура»,
«православие», «Церковь», «Бог», «Бог-Троица».
Основные этапы развития православия на Смоленщине.
Православная Церковь в X—XV вв.
Первые христиане на Смоленской земле. Крещение смолян. Первое столетие христианства на Смоленщине.
Язычество и появление Христианства на Смоленщине. Роль в становлении православия на Смоленщине первых святых и подвижников христианской веры (святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Исаакий, Прохор-лебедник и Аркадий Вяземский).
Смоленская епархия в XII – первой половине XIII вв.
Роль Ростислава Мстиславича («Набожного»), Романа Ростиславича и Давид в укреплении и развитии православия на Смоленщине.
Храмовое строительство второй половины XII — начала XIII веков. Школа монументальной живописи (фрески древнего Смоленска XII—XIII веков).
Православная церковь на Смоленщине в монгольский и литовский периоды.
Положение Смоленской епархии в монгольский и литовский периоды. Жизненный путь святых подвижников Русской Церкви – благоверного князяФеодора Смоленского и Ярославского, преподобного Симона, благоверного князя Андрея переяславского чудотворца.
Смоленская епархия в XVI — начале XX вв.
Смоленская епархия в XVI — начале XVII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг.
Рост могущества Смоленской епархии после вхождения Смоленска в состав Московского государства. Роль преподобного Герасима Болдинского в укреплении православия на Смоленщине. Строительство Смоленской крепостной стены. Влияние событий Смутного времени и польского вторжения на развитие православной культуры Смоленщины. Место города Вязьмы в славной истории православной Смоленщины XVII века.
Смоленская епархия во второй половине XVII-начале XVIII вв.
Возрождение православия на Смоленщине. Формирование основ системы духовного образования. Храмовое строительство. Внимание к Смоленской епархии русских самодержцев (Пётр I, Наталья Нарышкина, Екатерина II).
Смоленская епархия в XIX — начале XX вв.
Смоленской земли во время и после нашествия Наполеона Бонапарта.
Храмовое строительство на Смоленщине в XIX — начале XX вв.
Православная Церковь на Смоленщине в ХХ – начале XXI века.
Православная Церковь на Смоленщине в 1917—1925 гг.
Антицерковные репрессии в период становления советской власти.
«Процесс Смоленских церковников» (1922 г.). Попытки советской власти расколоть Русскую Православную Церковь (к. 20-х гг.) («обновленческая» церковь, патриаршая церковь и «Союз возрождения»).
Православная церковь на Смоленщине в 1925–1941 гг.
Борьба советской власти с православием в середине 20-х — н. 40-х гг. (Союз безожников, закрытие храмов и репрессии против священников – 1929–1931 гг., дело «контрреволюционной церковно-монархической организации», дело о «контрреволюционной группе при подпольном монастыре»). Православная церковь на Смоленщине накануне Великой Отечественной войны.
Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны.
Политика оккупационных властей по отношению к местному населению и Русской Православной Церкви. Освобождение Смоленщины от немецких захватчиков – новый этап в истории местной епархии.
История Смоленской митрополии в новейший период.
Расцвет церковной жизни на Смоленщине при митрополите Смоленском и Калининградском Кирилле. Образование Смоленской митрополии (Смоленская, Вяземская и Рославльская епархии). Главные святыни и памятные даты митрополии.
Святые и подвижники Смоленской земли.
Святость как основа православной культуры.
Православное понимание святости. Актуальность обращения к теме святости. Герои и святые. Язык православной культуры: Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие, лики святости, жития святых.
Первые смоленские святые (XI—XIII вв.).
Собор смоленских святых. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Святой мученик Меркурий Смоленский. Святой преподобный Авраамий Смоленский. Язык православной культуры: грех, покаяние.
Святой преподобный Герасим Болдинский.
Духовный путь Герасима Болдинского. Строитель монастырей.
Обретение мощей святого Герасима Болдинского.
Пустынножители Рославльских лесов.
Рославльское пустынножительство. Образ жизни рославльских пустынников. Святой преподобный Никита Рославльский. Святой преподобный Феофан Рославльский. Духовный подвиг пустынножителей. Язык православной культуры: пустынь, пустынножительство, скит, келия, схима, схимонах, старец.
Святой равноапостольный Николай Японский.
Жизнеописание святого Николая Японского. Духовный подвиг святого Николая Японского. «Дневники» равноапостольного Николая Японского. Язык православной культуры: церковная иерархия, миссионер, катехизатор.
Новомученики и исповедники Смоленской земли.
Подвиг новомучеников. Смоленские новомученики. Священномученик Серафим (Остроумов). Актуальность подвига новомучеников для нашего времени.
Подвижники Смоленской земли.
Подвижники благочестия. Священник Никифор (Мурзакевич. Игумен Никон (Воробьев).
Святыни Смоленской земли.
Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Краткая историческая справка. Плащаница. Иконостас. Язык православной культуры: Богородица, Богородичные праздники.
Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия».
Древняя Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Надвратная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Язык православной культуры: икона, иконописец, иконопись, иконография.
Монастыри Смоленщины.
Свято-Троицкий мужской монастырь.
Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск) Дмитриевский. Дорогобужский женский монастырь Предтеченский Вяземский женский монастырь.
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь.
Троицкий мужской монастырь (Смоленск).
Вклад выдающихся личностей (преподобный Герасим Болдинский, архиепископ Сергий, архимандрит Антоний (Мезенцов), Наталья Нарышкина, император Александра I и его мать императрица Мария Федоровна, дорогобужские посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов, русские зодчие О. Старцев, Д. Калинин и К. Мымрин, советский архитектор- реставратор П. Д. Барановский и др.) в монастырское устройство на Смоленщине
Храм Святых апостолов Петра и Павла.
История храма Петра и Павла. П.Д. Барановский о смоленской домонгольской архитектуре. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел.
«Гимн любви» апостола Павла.
Храм Святого апостола Иоанна Богослова.
История храма. Основные этапы апостольского подвига святого апостола Иоанна. Иконы Иоанна Богослова, их символика. Храмы Иоанна Богослова. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Храм Михаила Архангела.
Краткая историческая справка. Смядынь. Язык православной культуры: Архангел Михаил, ангельские чины.
Храм Святого Иоанна Предтечи.
Краткая история храма пророка Иоанна Предтечи. Духовный подвиг святого Иоанна Крестителя. Язык православной культуры: пророк, предтеча.
Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке.
Смоленские купцы-храмостроители. Главные мотивы купцов в пожертвованиях на строительство храмов.
Храмы в православной смоленской топонимике.
Топонимы. Топонимика. Связь топонимики с историей. Агиотопонимы. Агиотопонимика. Связь агиотопонимов с православной культурой. Дореволюционные названия улиц Смоленска. Возвращение дореволюционных названий улицам Смоленска.
Православная культура современной Смоленщины.
Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла.
Краткая биография Патриарха Кирилла. Вклад Патриарха Кирилла в духовно-нравственное возрождение Смоленщины. Смоленщина в жизни Патриарха Кирилла. Слово Патриарха. Язык православной культуры: Патриарх, Предстоятель, Святейший Патриарх.
Смоленская православная духовная семинария.
Краткая история семинарии. Знаменитые выпускники семинарии.
Центр подготовки церковных специалистов: история и современность.
Краткая история Центра подготовки церковных специалистов. Вклад Центра подготовки церковных специалистов в православную культуру современной Смоленщины.
3. Тематическое планирование курса
«Православная культура Смоленской земли»
Главы |
Темы |
Кол-во часов |
1 |
Введение в православную культуру
|
2 |
2 |
Основные этапы развития православия на Смоленщине |
6 |
3 |
Святые и подвижники Смоленской земли
|
11 |
4 |
Святыни Смоленской земли
|
10 |
5 |
Православная культура современной Смоленщины |
5 |
|
Всего |
34 часа |
Приложение к рабочей программе ООО
«Православная культура Смоленской земли»
Календарно-тематическое планирование курса
«Православная культура Смоленской земли» для 8 класса
№ урока |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата факт |
Д/з |
1-2 |
Глава 1. Введение в православную культуру |
2 |
6.09 13.09 |
|
§1-2 |
|
Глава 2. Основные этапы развития православия на Смоленщине |
|
|
|
|
3-4 |
Православная Церковь в X—XV вв. |
2 |
20.09 27.09 |
|
§3-4 |
5-6 |
Смоленская епархия в XVI — начале XX вв. |
2 |
4.10 11.10 |
|
§5-6 |
7-8 |
Православная Церковь на Смоленщине в XХ — начале XXI вв. |
2 |
18.10 25.10 |
|
§7-8 |
|
Глава 3. Святые и подвижники Смоленской земли |
|
|
|
|
9-10 |
Святость как основа православной культуры |
2 |
8.11 15.11 |
|
§9-10 |
11-12 |
Первые смоленские святые (XI-XIII вв.) |
2 |
22.11 29.11 |
|
§11-12 (сообщения) |
13 |
Святой преподобный Герасим Болдинский |
1 |
6.12 |
|
§13 (доклад) |
14 |
Пустынножители Рославльских лесов |
1 |
13.12 |
|
§14 |
15-16 |
Святой равноапостольный Николай Японский |
2 |
20.12 27.12 |
|
§15-16 |
17-18 |
Новомученики и исповедники Смоленской земли
|
2 |
10.01 17.01 |
|
§17-18 (презен-тации) |
19 |
Подвижники Смоленской земли |
1 |
24.01 |
|
§19 (презен- тации) |
|
Глава 4. Святыни Смоленской земли |
|
|
|
|
20 |
Собор Успения Пресвятой Богородицы |
1 |
31.01 |
|
§20 (презен-тация) |
21 |
Икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» |
1 |
7.02 |
|
§21 (презен-тация) |
22-23 |
Монастыри Смоленщины |
2 |
14.02 28.02 |
|
§22-23 |
24 |
Храм Святых апостолов Петра и Павла |
1 |
7.03 |
|
§24 (презен-тация) |
25 |
Храм Святого апостола Иоанна Богослова |
1 |
14.03 |
|
§25 |
26 |
Храм Михаила Архангела |
1 |
21.03 |
|
§26 (презен-тация) |
27 |
Храм Святого Иоанна Предтечи |
1 |
28.03 |
|
§27 (презентация) |
28 |
Храмовое строительство в Смоленске в XVIII веке |
1 |
4.04 |
|
§28 |
29 |
Храмы в православной смоленской топонимике |
1 |
18.04 |
|
§29 |
|
Глава 5. Православная культура современной Смоленщины |
|
|
|
|
30-31 |
Смоленщина – вторая родина Святейшего Патриарха Кирилла. (Фильм к 70-летию Патриарха Кирилла). |
1 |
25.04 |
|
§30-31
|
32-33 |
Смоленская православная духовная семинария. Центр подготовки церковных специалистов: история и современность. |
1 |
16.05 |
|
§32 §33 (презен- тация) |
34 |
Итоговый урок. Промежуточная аттестация. Тестирование |
1 |
30.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.