ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
ОД.15 История Великой Отечественной войны
29.01.24 Оператор электронного набора и верстки
08.01.07 Мастер общестроительных работ
16.01.08 Автомеханик
19.01.17 Повар, кондитер
43.01.02 Парикмахер
08.01.14. Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
15.01.25 Станочник (металлообработка)
29.01.07 Портной
2020 год
Рассмотрена и согласована методической комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № от « » 20 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики, примерной программы по общеобразовательной учебной дисциплине для образовательных организаций (учреждений) среднего профессионального образования Луганской Народной Республики История Великой Отечественной войны
Председатель методической комиссии
![]() |
![]() |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
![]() |
![]() |
(подпись Ф.И.О.)
Составитель:
Евков Анатолий Анатольевич, преподаватель Истории Великой Отечественной войны Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Первомайский колледж».
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20 / 20 учебный год Протокол № _ заседания МК от « » 20 г.
Председатель МК
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20 / 20 учебный год Протокол № заседания МК от « » 20 г.
Председатель МК
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20 / 20 учебный год Протокол № заседания МК от « » 20 г.
Председатель МК
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20 / 20 учебный год Протокол № заседания МК от « » 20 г.
Председатель МК ______________________
№ п/п |
Раздел программы |
стр. |
1. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ |
6 |
3. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
17 |
5. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
21 |
ОД.15 История Великой Отечественной войны
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны (далее – рабочая программа) является частью освоения программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии
29.01.24 Оператор электронного набора и верстки
08.01.07 Мастер общестроительных работ
16.01.08 Автомеханик
19.01.17 Повар, кондитер
43.01.02 Парикмахер
08.01.14. Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
15.01.25 Станочник (металлообработка)
29.01.07 Портной
Рабочая программа учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании
В результате освоения учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности обучающийся должен
- организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность;
- получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т.д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.);
- быть участником команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики и социальном окружении;
- применять языковые средства: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов земляков и соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны;
- устанавливать последовательность, синхронность событий Второй мировой и Великой Отечественной войн;
- изучать и систематизировать информацию о Великой Отечественной войне из различных источников, раскрывая познавательную ценность и достоверность информации (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.);
- применять знания в общении в колледже и внеколледжной жизни по вопросам, связанным с проблематикой Великой Отечественной войны; готовность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- дать целостное представление о событиях Великой Отечественной войны, ее роли в отечественной и мировой истории, истоках и всемирно- историческом значении Победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне;
- применять знания и умения в практической деятельности по сохранению и развитию исторического наследия и памяти о Великой Отечественной войне.
− причины начала ВОВ;
− причины поражений РККА на начальном этапе ВОВ;
− знать и уметь охарактеризовать этапы ВОВ;
− основные сражения ВОВ и влияние их результатов на ход военных действий;
− значение победы СССР в ВОВ;
− влияние победы СССР в ВОВ на результаты послевоенного мироустройства;
− расстановку сил в мировом политическом устройстве после окончания ВОВ.
1.3. Использование часов вариативной части в ППКРС
(данный пункт заполняется образовательной организацией (учреждением) при разработке рабочей программы)
№ п/п |
Дополнительные профессиональные компетенции |
Дополнительные знания, умения |
№, наименования темы |
Коли- чество часов |
Обоснование включения в программу |
1. |
ПК. …. |
………………… |
Тема |
|
|
|
|
………………… |
………………… |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 51 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 51 час, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 34 часа; самостоятельной работы обучающихся – 17 часов.
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны является овладение обучающимся видами деятельности в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии
29.01.24 Оператор электронного набора и верстки
08.01.07 Мастер общестроительных работ
16.01.08 Автомеханик
19.01.17 Повар, кондитер
43.01.02 Парикмахер
08.01.14. Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
15.01.25 Станочник (металлообработка)
29.01.07 Портной
Наименование результата обучения |
|
Знать |
Уметь |
-причины начала ВОВ; -причины поражений РККА на начальном этапе ВОВ; -знать и уметь охарактеризовать этапы ВОВ; -основные сражения ВОВ и влияние их результатов на ход военных действий; значение победы СССР в ВОВ; -влияние победы СССР в ВОВ на результаты послевоенного мироустройства; -расстановку сил в мировом политическом устройстве после окончания ВОВ. |
-организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность; -получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т.д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы; -решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.); -быть участником команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики и социальном окружении; -применять языковые средства: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов земляков и соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны; -устанавливать последовательность, синхронность событий Второй мировой и Великой Отечественной войн; -изучать и систематизировать информацию о Великой Отечественной войне из различных источников, раскрывая познавательную ценность и достоверность информации (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.); -применять знания в общении в колледже и внеколледжной жизни по вопросам, связанным с проблематикой Великой Отечественной войны; готовность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны; -дать целостное представление о событиях Великой Отечественной войны, ее роли в отечественной и мировой истории, истоках и всемирно- историческом значении Победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне; -применять знания и умения в практической деятельности по сохранению и развитию исторического наследия и памяти о Великой Отечественной войне. |
3.1. Тематический план учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны
Коды компетенций |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоятельная работа обучающихся |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
2. |
Тема 1.СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны |
4 |
2 |
- |
- |
2 |
- |
3. |
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941–ноябрь 1942 г.) |
8 |
5 |
- |
- |
3 |
- |
4. |
Тема 3. Нацистский «новый порядок» |
6 |
4 |
- |
- |
2 |
- |
5. |
Тема 4. Второй период Великой Отечественной войны: коренной перелом (ноябрь 1942–1943 гг.) |
6 |
4 |
- |
- |
2 |
- |
6. |
Тема 5. Человек и война: единство фронта и тыла |
6 |
4 |
- |
- |
2 |
- |
7. |
Тема 6. Всенародная война в тылу врага |
3 |
2 |
- |
- |
1 |
- |
8. |
Тема 7. Третий период Великой Отечественной войны: завершающий этап (начало 1944г - 9 мая 1945г.) |
10 |
6 |
- |
- |
4 |
- |
9. |
Тема 8. Окончание и итоги Второй мировой войны |
3 |
2 |
- |
- |
1 |
- |
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет (Защита проектов и исследовательских работ)
|
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
Всего часов: |
51 |
34 |
|
|
17 |
|
Наименование разделов, тем учебной дисциплины |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. |
Введение |
1 |
Тема 1.1. Актуальные и основные понятия предмета. |
Роль Великой Отечественной войны в истории Отечества. История Великой Отечественной войны как составляющая часть Второй мировой войны. Исторические источники по истории Великой Отечественной войны. Периодизация Второй мировой войны. Периодизация Великой Отечественной войны. |
1 |
Раздел 2. |
СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны |
2 |
Тема 2.1. Внешняя политика СССР в конце 30-х начале 40-х годов XX в. |
Идеология фашизма. Реакционный характер фашизма. Германский нацизм. Нарастание агрессии в мире. Первые акты японской, итальянской и германской агрессии в 30-е гг. ХХ века. Мюнхенское соглашение 1938 г. и его последствия. Внешнеполитический курс СССР в конце 30 – начале 40-х гг. ХХ века. Возрастание угрозы войны. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке. Попытки СССР организовать систему коллективной безопасности в Европе. Англо-франко-советские переговоры в Москве. Пакт о ненападении между СССР и Германией (Риббентропа-Молотова). Современные оценки внешней политики СССР накануне Второй мировой войны. |
1 |
Тема 2.2. Начало Второй мировой войны. |
Начало Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу. «Странная война» в Западной Европе. Внешняя политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Вхождение западноукраинских и западно-белорусских земель в состав СССР. Советско-германский договор о дружбе и границах. Присоединение к СССР прибалтийских республик, Бессарабии, Северной Буковины. «Зимняя война» СССР с Финляндией. Подготовка нацистской Германии и других стран Европы к нападению на СССР. Разработка плана «Барбаросса». Подготовка вооруженных сил Германии и стран Европы к войне против СССР. СССР накануне Великой Отечественной войны. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчёты. Военно-экономические возможности СССР. Советские вооруженные силы перед нападением на СССР. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Тематика самостоятельной работы: Расширение территории СССР наконуне войны. |
||
Раздел 3. |
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941–ноябрь 1942 г.) |
5 |
Тема 3.1. Начало Великой Отечественной войны. |
Причины нападения Германии на СССР. Сущность понятия «Отечественная война». Вероломное нападение Германии и ее сателлитов на СССР. Создание Государственного Комитата Обороны (ГКО) и других чрезвычайных органов. Создание Совинформбюро. Программа советского правительства по мобилизации страны на отпор врагу. Эвакуационные мероприятия и трудовая мобилизация. Перестройка советской экономики на военные рельсы. Перемещение производительных сил в восточные районы страны. Мобилизация сельского хозяйства. Транспорт и связь в 1941-1942 гг. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Состояние промышленности и РККА СССР на начало ВОВ. |
||
Тема 3.2. Оборонительные сражения Красной Армии летом-осенью 1941г. |
Оборонительные сражения Красной Армии летом-осенью 1941г. Вынужденное отступление Красной Армии в 1941 г. Сражение за Брестскую крепость. Танковое сражение в районе Дубно–Луцк–Броды. Смоленское сражение. Киевская оборонительная операция. Героическая оборона Одессы. Героическая оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда. «Дорога жизни». Героическая оборона Севастополя. Причины поражений Красной Армии. |
1 |
Тема 3.3. Крах немецкой стратегии «молниеносной войны» |
Общая обстановка на советско-германском фронте к осени 1941г. Оборонительные сражения на дальних подступах к Москве. Вяземская и Можайская линии обороны. Героическая оборона Тулы. Битва за Москву: организация обороны столицы. Военный парад на Красной Площади 7 ноября 1941г. Разгром тихвинской группировки противника. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941–1942гг. Планирование и подготовка контрнаступления. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Крах немецкой стратегии «молниеносной войны». Общее наступление советских войск в январе-апреле 1942г. Попытка прорыва блокады Ленинграда. Военно-политическая обстановка к началу лета 1942 г. и планы сторон. Немецкое наступление летом-осенью 1942г. Оккупация нацистскими войсками Крыма, Севастополя, Керченского полуострова. Харьковское сражение. Причины неудач Красной Армии под Харьковом и в Крыму. Оборонительные бои советских войск на воронежском направлении и в Донбассе. Окончательная оккупация УССР. Начало Сталинградской битвы. Героическая оборона Сталинграда. Оборона Северного Кавказа. |
1 |
Тема 3.4. Возникновение антифашистской коалиции |
Возникновение антифашистской коалиции. Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. Советско- американские переговоры в Москве в июле 1941 г. Атлантическая хартия. Первая Московская конференция стран антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании осенью 1941г. Ленд-лиз. Борьба СССР за создание второго фронта. Московская конференция стран антигитлеровской коалиции – СССР, США и Великобритании в августе 1942г. |
1 |
Тема 3.5. Ворошиловградщина на первом этапе Великой Отечественной войны. |
Ворошиловградщина на первом этапе Великой Отечественной войны. Военная и трудовая мобилизация жителей Ворошиловградской области в начале войны. Формирование 395-й шахтерской стрелковой дивизии. Народное ополчение на территории области. Создание бронепоезда «За Родину!». Истребительные отряды и их деятельность. Два этапа эвакуации материальных ресурсов и населения Ворошиловградщины. Создание оборонительных укреплений и содействие местного населения Красной Армии. Труд детей в годы войны. Донбасская оборонительная операция и оккупация Ворошиловградщины нацистскими войсками. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Тематика самостоятельной работы: Донбасс в период окупации. |
||
Раздел 4. |
Нацистский «новый порядок» |
4 |
Тема 4.1. Оккупационный режим – режим террора и насилия. |
Оккупационный режим – режим террора и насилия. «Зеленая папка» Геринга. Генеральный план «Ост» и его реализация. «Новый порядок» в СССР. Территориальное деление оккупированных территорий СССР. Политика геноцида. Холокост. Гетто. Концлагеря и массовое уничтожение людей. Биржи труда и их функции. «Остербайтерство». Экономическая политика оккупантов. Эксплуатация материальных ценностей. Расхищение культурных ценностей. Повседневная жизнь населения в условиях оккупации. Коллаборационизм. «Власовцы», «бандеровцы» и другие пособники нацистов. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Нацистский «Новый порядок» в СССР и Европе. |
||
Тема 4.2. Нацистский оккупационный режим натерритории Ворошиловградской области. |
Нацистский оккупационный режим на территории Ворошиловградской области. Нацистский «новый порядок» и его проявления на Ворошиловградщине. Репрессии против коммунистов, комсомольцев, евреев и других категорий населения. Массовый расстрел мирных граждан Ворошиловграда 1 ноября 1942 г. Экономическая эксплуатация материальных ресурсов региона. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Движение сопротивления на Донбассе в период окупации. |
||
Тема 4.3. Духовная жизнь населения Ворошиловградщины в период оккупации |
Духовная жизнь населения Ворошиловградщины в период нацистской оккупации. Церковная политика немцев на оккупированной территории Ворошиловградщины. Рост религиозности местного населения в период войны. Политика немцев в сфере образования. Причины создания и типы учебных заведений для населения оккупированных земель. Учреждения культуры, библиотеки. |
1 |
Раздел 5. |
Второй период Великой Отечественной войны: коренной перелом (ноябрь 1942–1943 гг.) |
4 |
Тема 5.1. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны |
Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне. Военная обстановка к началу контрнаступления советских войск на южном крыле советско-германского фронта. Нацистский план «Цитадель. Разработка плана контрнаступления. Операция «Уран». Окружение немецко-фашистских и других западноевропейских войск. Операция «Кольцо». Развитие контрнаступления советских войск. Срыв попыток врага освободить окруженную группировку. Значение Сталинградской битвы. Общее наступление Красной Армии зимой 1942–1943 гг. Освобождение Северного Кавказа. Разгром войск противника на Верхнем Дону. Прорыв блокады Ленинграда. Борьба Северного флота на морских сообщениях. Краснознаменный Балтийский флот на защите Ленинграда. Наступление Красной Армии на центральном и северо-западном участках фронта. Поражение авиации противника в зимнюю кампанию (танковые рейды, смена тактики истребительной и штурмовой авиации, перевооружение ВВС СССР). Военно-политическое и международное значение побед Красной Армии зимой 1942г. – весной 1943г. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Шахтерские дивизии. |
||
Тема 5.2. Освобождение Ворошиловградщины и Донбасса от нацистских оккупантов. |
Освобождение Ворошиловградщины от нацистских оккупантов. Операция «Скачок». Ворошиловградская наступательная операция и освобождение Ворошиловграда. Освобождение Донбасса. Бои за окончательное освобождение Ворошиловградской области. «Миус-фронт» и Донбасская наступательная операция. Разгром немецких войск на Курской дуге – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Военно-политическая обстановка к лету 1943 г. Немецко-фашистский план реванша: операция «Цитадель». Советский план разгрома немецко-фашистских войск под Курском. Операции «Кутузов», «Полководец Румянцев». Танковое сражение в районе Прохоровки. Контрнаступление советских войск на орловском направлении. Освобождение Орла. Контрнаступление на белгородско-харьковском направлении. Освобождение Белгорода и Харькова. Действия советской авиации в летне-осеннюю кампанию. Завоевание стратегического господства в воздухе. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Донбасская наступательная операция. |
||
Тема 5.3. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. |
Общее наступление Красной Армии летом и осенью 1943г. Битва за Днепр. Освобождение Киева. Наступление на Таманском полуострове. Овладение плацдармом в Крыму. Боевые действия Черноморского и Северного флота. Освобождение западных областей РСФСР. Выход Красной Армии к границам Белоруссии. Освобождение восточных районов Белоруссии. Итоги второго периода войны. Укрепление антифашистской коалиции. Рост международного авторитета СССР. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в августе 1942 г. Тегеранская конференция «большой тройки» в 1943 г. и ее решения. |
1 |
Раздел 6. |
Человек и война: единство фронта и тыла |
4 |
Тема 6.1. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны в годы Великой Отечественной войны. |
Героизм тружеников советского тыла в годы войны. Общественные инициативы военных лет. «Всё для фронта, всё для победы!». Участие женщин и подростков в помощи фронту. Наращивание объемов военного производства. Перевооружение Красной Армии и совершенствование ее организационных форм. Тяготы военного быта. Повседневность в советском тылу. Трудовое законодательство военного времени. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в городе и на селе. Укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР. Партия и комсомол в годы Великой Отечественной войны. Роль антифашистской пропаганды. Национальная и конфессиональная политика в СССР. Изменение политики государства по отношению к церкви. |
1 |
Тема 6.2. Массовый героизм народа. |
Массовый героизм советского народа. Герои фронта и тыла. Герои- комсомольцы. Пионеры-герои. Герои Советского Союза – уроженцы Ворошиловградщины. Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда. Письма с фронта и на фронт. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Тематика самостоятельной работы: Подвиг детей воевавших на фронтах и в тылу врага. Труд детей в годы войны. |
||
Тема 6.3. Культурное развитие в годы Великой Отечественной войны. |
Культурное развитие в годы Великой Отечественной войны. Народное образование и здравоохранение в условиях воины. Наука и техника на службе фронта и тыла. |
1 |
Раздел 7. |
Всенародная война в тылу врага |
2 |
Тема 7.1. Партизанская борьба и советское подполье в годы Великой Отечественной войны. |
Всенародная война против фашистских оккупантов. Подпольное и партизанское движение. Движение Сопротивления. Создание Центрального штаба и других штабов партизанского движения. Боевые действия партизан, их роль в борьбе против захватчиков. Мероприятия по усилению партизанского движения. Партизанские рейды. Операция «Рельсовая война», «Концерт» Взаимодействие партизан и населения. Быт партизан. Становление и развитие подпольной борьбы. Помощь советского тыла и местного населения партизанам и подпольщикам. |
1 |
Тема 7.2. Всенародная борьба с врагом на Ворошиловградщине |
Всенародная борьба с врагом на Ворошиловградщине. Партизанское движение. Подполье Ворошиловградщины. Деятельность подпольных групп. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Молодая гвардия. |
||
Раздел 8. |
Третий период Великой Отечественной войны: завершающий этап (начало 1944г - 9 мая 1945г.) |
6 |
Тема 8.1. Военные действия Красной Армии зимой-весной 1944 г. |
Военные действия Красной Армии зимой–весной 1944 г. Соотношение сил СССР и Германии к январю 1944 г. Планы сторон на зимнюю кампанию 1944 года. «Десять сталинских ударов». Разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и Новгородом. Снятие блокады Ленинграда. Развитие наступления и освобождение Ленинградской области. Итоги Житомирско- Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровенско-Луцкой. Никопольско-Криворожской наступательных операций Красной Армии. Наступление советских войск в марте-апреле 1944 г. Итоги Березнегувато-Снигуровской. Проскурово-Черновицкой, Уманско-Батошанской операций советских войск. Освобождение Одессы, Севастополя и Крыма. Вступление советских войск в северо-восточные районы Румынии. Военные действия Красной Армии летом–осенью 1944 г. Стратегическая обстановка и планы сторон на лето–осень 1944 г. Наступление советских войск на Карельском перешейке и в южной Карелии. Выход из войны главного союзника нацистской Германии – Финляндии. Разгром немецкой-нацистской группы армий «Центр». |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Тематика самостоятельной работы: Ключевые операции красной армии в третьем периоде ВОВ. |
||
Тема 8.2.Завершение освобождения территории СССР. |
Освобождение Белоруссии. Освобождение части Литовской ССР. Выход советских войск к границам Восточной Пруссии и к Висле. Итоги Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишинёвской, Восточно-Карпатской наступательных операций советских войск. Словацкое народное восстание и наступление советских войск в восточных Карпатах. Освобождение от нацистов советских прибалтийских республик. Разгром врага в Заполярье. |
1 |
Тема 8.3. Освободительная миссия СССР в странах Восточной и Центральной Европы. |
Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Борьба СССР за укрепление антифашистской коалиции и сокращение сроков окончания войны. Открытие второго фронта и военные действия в Западной Европе в 1944 г. Высадка войск США и Великобритании в Северной Франции. Изгнание фашистских оккупантов центральной Италии, Франции и Бельгии в 1944 г. Нарастание кризиса в фашистском лагере. Переход на сторону антигитлеровской коалиции Румынии и Болгарии. Подъем национально- освободительного движения в оккупированных странах. Движение Сопротивление в Западной Европе. Деятельность Европейской консультативной комиссии в 1944 г. Переговоры между правительствами Англии, США и СССР осенью 1944 года. Конференция в Думбартон-Оксе. Освободительная миссия Советской Армии. Освобождение от фашистов Румынии и Болгарии. Изгнание нацистов из восточных районов Венгрии в октябре 1944 г. Окружение и ликвидация будапештской группировки венгерских и немецких войск. Подготовка последнего наступления венгерских и немецких войск в декабре 1944г. Освобождение народов Югославии. Отступление немецко-нацистских войск из Албании и Греции. |
1 |
Тема 8.4. Разгром фашистской Германии. |
Завершение Великой Отечественной войны. Разгром фашистских войск в Восточной и Юго-Восточной Европе зимой-весной 1945г. Положение на фронте и планы сторон. Висло-Одерская операция. Освобождение Западной Польши. Победа в Восточной Пруссии. Разгром немецко-фашистских войск в Восточной Померании и Силезии. Крымская (Ялтинская) конференция «большой тройки» в 1945г. и ее решения. Освобождение Словакии и Моравии. Разгром и безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Наступление армий антигитлеровской коалиции. Освобождение Австрии. Разгром берлинской группировки немецко-фашистских войск. Срыв планов сепаратной капитуляции. Встреча советских и американских солдат на реке Эльба. Падение Берлина. Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Завершение освобождения Чехословакии. День Великой Победы. |
1 |
Тема 8.5. Итоги и значение Победы СССР в Великой Отечественной войне. |
Итоги Великой Отечественной войны. Истоки победы СССР в Великой Отечественной войне. Цена Победы. Увековечивание памяти героев и участников Великой Отечественной войны. Парад Победы. Международное значение Великой Отечественной войны. Последствия войны для народного хозяйства СССР. Материальные и людские потери в войне. Начало восстановления на освобожденных территориях. Начало восстановления народного хозяйства на территории Ворошиловградской области. Реэвакуация материальных и человеческих ресурсов. Участие гражданского населения в восстановлении объектов народного хозяйства области. Последствия войны и оккупации для территории региона. Развитие культуры и образования в период восстановления советской власти на территории Ворошиловградской области. Возрождение учреждений культуры и системы образования. Трагическая судьба археолога и краеведа С.А.Локтюшева. Религиозная и церковная политика советской власти на освобожденных территориях. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
Тематика самостоятельной работы: Значение победы СССР в ВОВ на дальнейшее мироустройство. |
||
Раздел 9. |
Окончание и итоги Второй мировой войны |
2 |
Тема 9.1. Послевоенное мирное урегулирование. |
Конференция в Сан-Франциско. Создание Организации Объединенных Наций (ООН). Дальнейшее упрочение отношений СССР со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Потсдамская конференция «большой тройки» в 1945 г. и ее решения. Послевоенное мирное урегулирование. Международные трибуналы над военными преступниками (Нюрнбергский процесс). |
1 |
Тема 9.2. Разгром империалистической Японии. Окончание Второй мировой войны. |
Враждебная политика Японии по отношению к СССР. Военные действия на Тихом океане в первой половине 1945 г. Борьба китайского народа против японских захватчиков и подъем национально-освободительного движения в Азии. Вступление Советского Союза в войну на Дальнем Востоке Разгром советскими вооруженными силами японских войск в северо-восточном Китае и Корее. Капитуляция Японии. Военно-политическое значение победы СССР на Дальнем Востоке в 1945 г. Итоги Второй мировой войны. Решающая роль СССР в разгроме фашистской Германии и ее союзников. Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. |
1 |
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
Тематика самостоятельной работы: Причины войны СССР с Японией и значение разгрома милитаристской Японии. |
||
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет (Защита проектов и исследовательских работ) |
4 |
|
Всего часов: |
51 |
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны предполагает наличие
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
- Рабочее место преподавателя (стол, стул) – 1шт.
- Стол ученический – 15шт.
- Стул ученический – 30шт.
- Доска школьная – 1шт.
- Наглядные пособия к предмету обучения – 15шт.
- Видеофильмы и презентации по ключевым вопросам программы – 8шт.
- Персональный компьютер – 1шт.
- Проектор – 1шт.
-экран – 1шт.
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны может проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях соответствующих профилю учебной дисциплины.
Изучение общеобразовательных дисциплин проходит параллельно освоению профессиональных модулей по профессии.
Теоретические и практические занятия проводятся в учебном кабинете Истории согласно Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление докладов и рефератов;
промежуточный контроль: дифференцированный зачет (защита проектов и исследовательских работ).
Требованием к кадровому обеспечению образовательной деятельности ОУ, осуществляющих реализацию ППКРС по профессии, является обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 5 лет.
Основные источники:
1. Аптекарь Р.М. Огонь памяти: сб. док. Очерков о героях «Молодой гвардии»/ Р.М. Аптекарь, М.Д. Аптекарь, А.Г. Никитенко. – Луганск, 2016. – 282 с.
2. Анпилогова Т.Ю. Гражданское население Ворошиловградской области УССР в период немецко-нацистской оккупации / Т.Ю. Анпилогова // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско-немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 4–11.
3. Бернацкий Н.П. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков (1942–1943 гг.) / Н.П. Бернацкий // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно- практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско- немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 25–29.
4. Великая Отечественная война.1941–1945. – М., 2009–2014.– Т.1–9.
5. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Дискуссионные вопросы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М.М. Горинов, М.Ю. Моруков. – М.: Просвещение, 2016. – 64 с. – (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» – учителю»).
6. Великая Отечественная война глазами детей: исторические источники мемуарного характера: сб. исторических материалов / Сост.: Анпилогова Т. Ю., Заверуха И.А., Королева Г.И., Носков В.Ю.; под общ. ред. Т.Ю. Анпилоговой. – Луганск, 2017. – 256 с.
7. Второе рождение Донбасса: сб. воспоминаний, материалов, публикаций, научных и литературных работ разных лет / сост. Ю.П. Иванов, В.К. Селезнев, А.А. Чумаков. – Луганск: ООО «Пресс-экспресс», 2013. – 400 с.
8. В борьбе против нацизма мы были вместе / ФГБУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». – М., 2015. – 192 с., ил.
9. Газетной строкой о войне…: к 75-летию освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков / Министерство культуры ДНР; ГУК «Донецкая Республиканская универсальная библиотека им. Н.К. Крупской. – Донецк: ДРУНБ, 2018. – 20 с.
10. Гареев М.А. Полководцы Победы и их военное наследие. М., 2010.
11. Демина Л. Мужеством освобожденный // Малая родина: сб. статей Луганского областного краеведческого музея. – Луганск: ООО «Виртуальная реальность», 2007. – 792 с.
12. Донбасс. Год 1943: Воспоминания участников Донбасской наступательной операции в годы Великой Отечествен ной войны / Сост. Г. В. Тепляков. – Донецк: Донбасс, 1980. – 191 с., табл.
13. 3амулин 3. Курский излом. Решающая битва Великой Отечественной. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 960 с. – (1943. К 65-летию Курской битвы).
14. И вспомним трудную Победу!..: Методические материалы / Ответственный редактор М.А. Углицкая. – Вологда: изд-во «Русь», 2000. – 64 с.
15. Иванцов К. Гордость и боль моя – «Молодая гвардия» /К. Иванцов. – Донецк: Альфа-пресс, 2004. – 416 с.
16. Иринчеев Б.К. Медаль «За оборону Москвы». – Выборг: Историко- культурный центр Карельского перешейка, 2019. – 36 с.
17. Книга Памяти Украины: Луганская область: в 14 томах / Гл. ред. кол.: И.А. Герасмиов (рук.) и др.; областн. ред. кол.: Л.И. Дайнеко (рук.) и др. – Луганск, 1994–2004.
18. Краснякова Ю.И. Особенности процесса эвакуации населения Ворошиловградской области в годы Великой Отечественной войны / Ю.И. Краснякова // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско-немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 43–46.
19. Кривуля О.А. Путь от милосердия к подвигу: деятельность женщин-медиков на аренах боевых действий (середина ХІХ – середина ХХ вв.) / О.А. Кривуля // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско-немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 46–50.
20. Кудинов В.А. Детская общественная организация пионеров как ресурс победы / В.А. Кудинов // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско-немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 50–54.
21. Кудинов В.А. Фашистские молодежные и детские объединения на оккупированных территориях СССР: создание и крах/ В.А. Кудинов // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско-немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 54–57.
22. Ладыга А.И. Критика концепции «врожденной агрессивности Советского Союза»: основные положения / А.И. Ладыга // Великая Отечественная война в мировой и отечественной истории: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы над нацистско-немецкими захватчиками. – Луганск, 2015. – С. 57–62.
23. Луганщина в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: сборник материалов и документов. – Донецк: Донбасс, 1969. – 376 с.
24. Макарова А. Освобождение Луганщины // Малая родина: сб. статей Луганского областного краеведческого музея. – Луганск: ООО «Виртуальная реальность», 2007. – 792 с.
25. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939–1945. – Второе изд. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2016. – 704 с.
26. Мединский В.Р. Военная история России: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.Р. Мединский, М.Ю. Мягков, Ю.А. Никифоров; под общ. ред. В.Р. Мединского. – Изд. 4-е, испр., доп. – М.: РВИО, 2019. – 456 с. – (Российское военно-историческое общество – школьнику).
27. Минаев В.П. «Молодая гвардия»: опять предательство. В поисках истины за «круглым столом», 2012. – 576 с.
28. Молодая гвардия: сборник документов и воспоминаний о героической борьбе подпольщиков Краснодона в дни временной фашистской оккупации (июль 1942– февраль 1943). – К.: Изд. ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1961. – 280 с.
29. Молодогвардейцы: биографические очерки о героях краснодонского партино-комсомольского подполья / сост. Р.М. Аптекарь, А.Г. Никитенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Донецк: Донсасс, 1985. – 120 с., 8 ил.
30. Павлов В. Освобождение. – Луганск: Элтон-2, 2009. – 56 с.
31. Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны: методическое пособие к организации регионального конкурса / Костромская областная Дума; Комитет по вопросам материнства и детства, молодежной политике и спорту; [очерк, методическое сопровождение В.А. Кудинов; составитель В.М. Головников]. – Кострома, 2020. – 34 с.
32. Россия. ХХ век. Документы и материалы: В 2 кн. Сост.А. Н. Бачинин; Ред.А. Б. Безбородов. – М.: Высшая школа, 2004. – 519 с.
33. Соколов Б.В. Вторая мировая: факты и версии. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007. – 432 с. – (Историческое расследование).
34. Солдаты слова: сборник библиографических материалов о жизни и творчестве писателей-фронтовиков Луганщины. – Луганск: Шико, 2010. – 270 с.
35. Чернова М.Н. Великая Отечественная война. Предыстория и начальный этап / М.Н. Чернова. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «История»).
36. Хрестоматия по отечественной истории.1914–1945гг. Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М.Шагина. – М.: Владос, 1996.
37. 1943 год. От Курска до Днепра / Сост. Е.П. Желинская, Ю.А. Никифоров, Д.В. Шполянский; отв. ред. Ю.А. Никифоров. – М. СПб: Нестор-История, 2018. – 360 с.
38. Мединский В.Р., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. Военная история России. 4-е издание. – М. РВИО, 2019. – 455 с.
Интернет-ресурсы
1. http://lkm-lnr.ru/ –Луганский краеведческий музей Луганской Народной Республики.
2. http://www.museum.ru/ –музеи России.
3. http://www.hist.ru/– История – Исторический альманах «Лабиринт Времен».
4. http://www.historia.ru/– Мир Истории – Российский электронный журнал.
5. http://www.shm.ru/– Сайт Государственного Исторического Музея.
6. https://historyrussia.org/– Российское историческое общество.
7. https://rosuchebnik.ru/–корпорация «Российский учебник».
8. https://resh.edu.ru/–Российская электронная школа.
9. https://pamyat-naroda.ru/–информационный проект «Память народа».
10. http://pomnite-nas.ru/–Помните нас!
11. http://waralbum.ru/–Военный альбом.
12. https://csdfmuseum.ru/ –музей. Центральная ордена Ленина и ордена Красного Знамени студия документальных фильмов (ЦСДФ).
5.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОД.15 История Великой Отечественной войны осуществляется преподавателем при проведении практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения |
Основные показатели оценки результатов |
Формы и методы контроля и оценки |
Знать: -причины начала ВОВ; -причины поражений РККА на начальном этапе ВОВ; -характеристику этапов ВОВ; -основные сражения ВОВ и влияние их результатов на ход военных действий; -значение победы СССР в ВОВ; -влияние победы СССР в ВОВ на результаты послевоенного мироустройства; -расстановку сил в мировом политическом устройстве после окончания ВОВ и второй мировой войны. |
Аргументированное изложение причин начала ВОВ и поражений РККА на начальном этапе войны. Понимание разграничения этапов ВОВ. Умение ориентироваться в ключевых сражениях ВОВ и их значении на ход военных действий. Значение победы СССР в ВОВ и второй мировой войне для советского народа и мира вцелом. Характеризовать послевоенное мироустройство. |
опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление сообщений, эссе, презентаций, рефератов; |
Уметь: -организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность; -получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т.д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы; -решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.); -быть участником команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики и социальном окружении; -применять языковые средства: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; -приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов земляков и соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны; -устанавливать последовательность, синхронность событий Второй мировой и Великой Отечественной войн; -изучать и систематизировать информацию о Великой Отечественной войне из различных источников, раскрывая познавательную ценность и достоверность информации (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.); -применять знания в общении в колледже и внеколледжной жизни по вопросам, связанным с проблематикой Великой Отечественной войны; готовность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны; -дать целостное представление о событиях Великой Отечественной войны, ее роли в отечественной и мировой истории, истоках и всемирно- историческом значении Победы в Великой Отечественной войне и Второй мировой войне; -применять знания и умения в практической деятельности по сохранению и развитию исторического наследия и памяти о Великой Отечественной войне. |
Характеризовать причины кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приводить оценки Мюнхенского соглашения и советско-германских договоров 1939 г. Называть, используя карту, участников и основные этапы Второй мировой войны и ВОВ. Характеризовать роль отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснять и применять в историческом контексте понятия план «Барбаросса», план «Ост», «новый порядок», коллаборационизм, геноцид, холокост, антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, коренной перелом, движение Сопротивления, партизаны. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрывать значение создания антигитлеровской коалиции и роль дипломатии в годы войны. Характеризовать значение битвы под Москвой. Систематизировать материал о крупнейших военных операциях Второй мировой войны и Великой Отечественной войны - их масштабах, итогах и роли в общем ходе войны (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показывать особенности развития экономики в главных воюющих государствах, объяснять причины успехов советской экономики. Рассказывать о положении людей на фронте и в тылу, характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников (в том числе музейные материалы, воспоминания и т. д.). Высказывать собственное суждение о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны. Xарактеризовать итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн, их историческое значение.
|
опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление сообщений, эссе, презентаций, рефератов; |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.