РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС ("ШКОЛА РОССИИ").
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС ("ШКОЛА РОССИИ").

Оценка 5
docx
01.03.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" 4 КЛАСС ("ШКОЛА РОССИИ").
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс.docx

Приложение к     образовательной программе,                                                                                                                                                                                                 введенной в действие  приказом №___                                                                                                                                                                                                                        от «  _  »  _____ 2019 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры НОО 

Протокол № ___от   «    »              2019 г.                                                                                                                                                                             Руководитель  кафедры Л.В. Шабалина    /___________/

Согласовано                                                                                                                                                                                                                  Заместитель  директора И.С. Тельнова    /___________/                                                                                                                                                                                      «     »     ___ 2019 г.                                                                                                                                                                                                   

Рабочая программа   учебного предмета                                                                                                                                                               «Окружающий мир»                                                                                                                                                                                                                   Базовый уровень, начальное  общее образование, 4 класс, 68 часов                                                                                                                                                                                                                                            составлена на основе  авторской программы  «Окружающий мир»  А. А. Плешакова.                                                                                             Рабочие программы. Предметная линия  учебников системы «Школа России» 1 – 4 классы. М., Просвещение 2014г.                                                                                                             Учебник «Окружающий мир» 4 класс,  в двух частях; А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. М., Просвещение 2015г.

 

Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 

Пионерский

2019 год

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС второго поколения.

Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир»

осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности), чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни,

осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества, при всём разнообразии культур, национальностей, религий России.

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к истории и культуре всех народов, Земли на основе понимания и  принятия базовых общечеловеческих ценностей;            

расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социума.

установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.      

Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности этики и этикета; 

 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа(класс, школа, семья, учреждения культур *способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.     

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир».

 усвоение первоначальных сведений о сущности особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

 сформированность целостного, социально- ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии  природы, народов, культур, религий;

владение базовым, понятийным аппаратом, доступным для осознания младшим школьником) необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

 умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов от окружающих людей в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события  культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;

 овладения основами экологической грамотности элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России; в её современной жизни, понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края , в истории и культуре России;

понимание особой роли России в мировой истории и культуре; знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир» на базовом уровне.

В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся.

определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственные животных края;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между при­родой и человеком;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа; проводить самостоятельные наблюдения в природе;

оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабаты­вать и изготовлять отдельные модели;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины на­блюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы воз­можных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры ох­раны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лич­но участвовать в практической работе по охране природы;

называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); называть океаны и материки;

называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяй­ства, об экологических проблемах в этих зонах;

рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

объяснять, что такое Конституция;

характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир» на повышенном уровне.

Четвероклассники получат возможность научиться:

наблюдать объекты окружающего мира;

самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

работать с учебными и научно-познавательными текстами;

составлять план учебной статьи;

работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

работать с различными картами;

готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников; рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

работать в паре, группе, индивидуально;

оценивать себя, товарища;

формировать коммуникативные умения;

развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; гра­ницы России, некоторые города России;

описывать отдельные (изученные) события истории Отечества; пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удов­летворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Содержание учебного курса. 4 класс (68 часов)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобу­са и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на жи­вую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в исто­рии. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международ­ное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Междуна­родная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знаком­ство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географиче­ской карте, знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана приро­ды, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость береж­ного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения от­дыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; по­иск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зо­не пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водо­ёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Расте­ниеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природ­ных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

 По программе в разделе «Родной край - часть большой страны» должно быть проведено три экскурсии. Экс­курсии в природные сообщества рекомендуем провести в соответствии с особенностями региона, погодными и климатическими условиями. В календарно-тематическом планировании нами предложен вариант, когда две экс­курсии проводятся в начале осени, а одна зимой. Учитель вправе перенести экскурсии на период, наиболее бла­гоприятный для организации наблюдений учащихся за природными объектами.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полез­ных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземп­ляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; зна­комство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестья­нина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Креще­ние Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы стра­ны в ХШ-Х\/ вв.

Наше Отечество в ХУ1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия По­жарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепро­ходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Пе­тербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кре­стьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний 'ператор России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь стра­ны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спут­ника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (го­да, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в ременной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

 

Наименование разделов

Всего часов

Региональный компонент

1

Земля и человечество

9

1

2

Природа России

10

2

3

Родной край - часть большой страны

15

4

4

Страницы Всемирной истории

5

 

5

Страницы истории России

20

 

6

Современная Россия

9

2

 

Итого:

68     

9

 

Тематическое планирование

Окружающий мир 4 класс  68ч (из расчета 2ч в неделю)

п/п

 урока

Название раздела и тем

Дата проведения

 

Примечание

по плану

по факту

Земля и человечество   (9ч)

 

1

1

Мир глазами астронома

05.09

 

 

2

2

Планеты Солнечной системы

06.09

 

 

3

3

Звездное небо – Великая книга Природы

12.09

 

 

4

4

Мир глазами географа

13.09

 

 

5

5

Мир глазами историка

19.09

 

 

6

6

Когда и где?

20.09

 

 

7

7

Мир глазами эколога

26.09

 

 

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества

27.09

 

 

9

9

Природа в опасности. Р/к.  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество».

03.10

 

 

Природа России  (10ч)

 

10

1

Равнины и горы России. Р/к.  Подземная кладовая  Югры.

04.10

 

 

11

2

Моря, озера и реки России.

10.10

 

 

12

3

Природные зоны России.

11.10

 

 

13

4

Зона арктических пустынь.

17.10

 

 

14

5

Тундра.

18.10

 

 

15

6

Леса России.

24.10

 

 

16

7

Лес и человек. Р/к. Природа Югорского края.

25.10

 

 

17

8

Зона степей.

07.11

 

 

18

9

Пустыни.

08.11

 

 

19

10

У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России» 

14.11

 

 

Родной край – часть большой страны   (15ч)

 

20

1

Наш край  Р/к.

15.11

 

 

21

2

Поверхность нашего края

21.11

 

 

22

3

Поверхность нашего края (экскурсия)

22.11

 

 

23

4

Водные богатства нашего края.   Р/к.

28.11

 

 

24

5

Наши подземные богатства.

29.11

 

 

25

6

Земля-кормилица.

05.12

 

 

26

7

Экскурсия в лес и на луг. Р/к.

06.12

 

 

27

8

Жизнь леса.

12.12

 

 

28

9

Жизнь луга.

13.12

 

 

29

10

Жизнь в пресных водах.

19.12

 

 

30

11

Экскурсия к водоему.

20.12

 

 

31

12

Растениеводство в нашем крае.

26.12

 

 

32

13

Животноводство в нашем крае.

27.12

 

 

33

14

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов.

09.01

 

 

34

15

Обобщающий урок-игра «По родному краю» Р/к.

10.01

 

 

Страницы всемирной истории   (5ч)

 

35

1

Начало истории человечества.

16.01

 

 

36

2

Мир древности: далекий и близкий.

17.01

 

 

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

23.01

 

 

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

24.01

 

 

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории».

30.01

 

 

Страницы истории России   (20ч)

 

40

1

Жизнь древних славян.

31.01

 

 

41

2

Во времена Древней Руси.

06.02

 

 

42

3

Страна городов.

07.02

 

 

43

4

 Из книжной сокровищницы Древней Руси.

13.02

 

 

44

5

Трудные времена на Русской земле.

14.02

 

 

45

6

 Русь расправляет крылья.

20.02

 

 

46

7

Куликовская битва.

21.02

 

 

47

8

Иван Третий.

27.02

 

 

48

9

Мастера печатных дел.

28.02

 

 

49

10

Патриоты России.

06.03

 

 

50

11

Петр Великий.

07.03

 

 

51

12

Михаил Васильевич Ломоносов.

13.03

 

 

52

13

Екатерина Великая.

14.03

 

 

53

14

Отечественная война 1812 года.

20.03

 

 

54

15

Страницы истории XIX века.

21.03

 

 

55

16

Россия вступает в XX век.

03.04

 

 

56

17

Страницы истории 1920–1930 х годов.

04.04

 

 

57

18

Великая Отечественная война и Великая Победа.

10.04

 

 

58

19

Великая Отечественная война и Великая Победа.

11.04

 

 

59

20

Страна, открывшая путь в космос. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России».

17.04

 

 

Современная Россия   (9ч)

 

60

1

Основной закон России и права человека.

18.04

 

 

61

2

Мы – граждане России.

24.04

 

 

62

3

Славные символы России.

25.04

 

 

63

4

Такие разные праздники.

15.05

 

 

64

5

Путешествие по России. Регионы и города, их история.

16.05

 

 

65

6

Путешествие по России. Народы России. Р/к.

22.05

 

 

66

7

Путешествие по России. Знаменитые соотечественники.  Р/к.

23.05

 

 

67

8

Контроль знаний

29.05

 

 

68

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия». Обобщение.

30.05

 

 

 


 

Приложение к образовательной программе, введенной в действие приказом №___ от « _ » _____ 2019 г

Приложение к образовательной программе, введенной в действие приказом №___ от « _ » _____ 2019 г

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»

Предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»

Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); называть океаны и материки; называть природные зоны

Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); называть океаны и материки; называть природные зоны

России, некоторые города России; описывать отдельные (изученные) события истории

России, некоторые города России; описывать отдельные (изученные) события истории

Практические работы: движение

Практические работы: движение

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями

Века Древней Руси. Территория и население

Века Древней Руси. Территория и население

Государственное устройство России:

Государственное устройство России:

Мир глазами эколога 26

Мир глазами эколога 26

Страницы всемирной истории (5ч) 35 1

Страницы всемирной истории (5ч) 35 1

Такие разные праздники. 15

Такие разные праздники. 15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020