Рабочая программа проектно-исследовательской деятельности в 3 классе
Кружок на «Стыке эпох»
Разработана Антиповой Аллой Викторовной ГБОУ Школа № 1056
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной проектно-исследовательской деятельности
составлена на основе требований ФГОС.
На проведение проектно-исследовательской деятельности в 3 классе в учебном плане ГБОУ «Школа № 1056» г. Москва отводится 116 часа в год из расчета 3 часа в неделю.
По содержательной направленности программа является метапредметной, по функциональному предназначению – познавательно-исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой.
Срок реализации программы 2019/2020 уч. год
Планируемые результаты обучения:
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы (3 класс)
Что такое исследование (4 ч)
Как выбрать тему исследования (4 ч)
Цель и задачи исследования (2ч)
Гипотеза исследования (3 ч)
Организация исследования (3 ч)
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, взрослые, друзья) (4ч)
Знакомство со школьной библиотекой. (7 ч.)
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)
Эксперимент (3 ч)
Составления анкет, опросников, интервью (1ч)
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.
Интервьюирование (2ч)
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч)
Индивидуальное исследование (2ч)
Работа в паре (4ч)
Работа в группе (4 ч)
Практическая работа над исследовательским проектом (62 ч.)
Презентация ( 3ч)
Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
Защита работ (2ч)
Тематическое планирование внеурочной исследовательской деятельности
№п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||
|
||||
1. |
.Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). |
1 |
|
|
2. |
Знакомство с понятиями |
1 |
|
|
3 |
Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. |
1 |
|
|
4 |
Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: |
1 |
|
|
|
Как выбрать тему исследования (4 ч) |
|
|
|
1 |
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? |
1 |
|
|
2 |
Выбор интересной идеи. |
1 |
|
|
3 |
Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. |
1 |
|
|
4 |
Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. |
1 |
|
|
|
Цель и
задачи исследования (2ч) |
|
|
|
1 |
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. |
1 |
|
|
|
Формулирование
целей и задач исследования. |
1 |
|
|
|
Гипотеза исследования (3 ч) |
|
|
|
1 |
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. |
1 |
|
|
2 |
Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… |
1 |
|
|
3 |
Проблема, выдвижение гипотез. |
1 |
|
|
|
Организация исследования (3 ч) |
|
|
|
1 |
Формы и методы организации исследовательской деятельности |
1 |
|
|
2 |
Вклад каждого участника группы в работу. |
1 |
|
|
3 |
Составление рабочего плана исследования. |
1 |
|
|
|
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч) |
|
|
|
1 |
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. |
1 |
|
|
2 |
Работа с литературой, Интернет. |
1 |
|
|
3 |
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними |
|
|
|
4 |
Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. |
1 |
|
|
|
Знакомство со школьной библиотекой. (7 ч.) |
|
|
|
1 |
Поиск информации. Источники информации. |
1 |
|
|
2 |
Библиотека. Каталог. Работа с каталогами. |
1 |
|
|
3 |
Интернет. |
1 |
|
|
4 |
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. |
1 |
|
|
5 |
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. |
1 |
|
|
6 |
Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. |
1 |
|
|
7 |
Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
|
1 |
|
|
|
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч) |
|
|
|
1 |
Наблюдение, |
1 |
|
|
2 |
Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения. |
1 |
|
|
|
Эксперимент (3 ч) |
|
|
|
1 |
Эксперимент, проба, опыт. |
1 |
|
|
2 |
Главный метод познания. Действия с предметом исследования. |
1 |
|
|
3 |
План эксперимента. Результат эксперимента. |
1 |
|
|
|
Составления анкет, опросников, интервью (1ч) |
1 |
|
|
1 |
Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью. |
1 |
|
|
|
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование (2ч) |
|
|
|
1 |
Интервью, интервьюирование. |
1 |
|
|
2 |
Правила проведения опроса, интервьюирования. |
1 |
|
|
|
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч) |
|
|
|
1 |
Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи. |
1 |
|
|
|
Индивидуальное исследование (2ч) |
|
|
|
1 |
Работа индивидуальная и коллективная. |
1 |
|
|
2 |
Индивидуальные консультации учителя. |
1 |
|
|
|
Работа в паре (4ч) |
|
|
|
1, 2 |
Выбор темы. Распределение работы в паре. |
4 |
|
|
|
Работа в группе (4 ч) |
|
|
|
1 |
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу |
2 |
|
|
2 |
Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. |
2 |
|
|
|
Практическая работа над исследовательским проектом (62 ч.) |
62 |
|
|
|
Презентация ( 3ч) |
|
|
|
1 |
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. |
1 |
|
|
2 |
Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий.
|
1 |
|
|
3 |
Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. |
1 |
|
|
|
Подготовка к защите исследовательской работы (4 ч) |
|
|
|
1 |
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. |
1 |
|
|
2 |
Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения.
|
1 |
|
|
3, 4 |
Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок-конференция. |
1 |
|
|
|
Представление проектов на различных конкурсах
|
1 |
|
|
Содержание программы. 1 класс. (116
часов)
Введение (2 ч.)
Кто такие исследователи. Кто такие проектировщики. Известные русские и
зарубежные проектировщики и исследователи. Зачем надо заниматься исследования и
проектированием. Чем школьное проектирование и исследование отличается от
научного и что у них общего.
^ Общее
понятие об ученическом проекте и исследовательской работе (2 ч.)
Что значит слово проект. Проект научный и проект школьника. Объект и предмет
проектирования и исследования школьника. ^Типы проектов школьника по разным основаниям. По времени: долгосрочные,
среднесрочные, краткосрочные. По включению в работу проекта различного количества учащихся: индивидуальные,
групповые, коллективные. По
характеру и содержанию: творческие, научно - познавательные, прикладные,
фантастические, практико-ориентированные.
^ Практическая
работа над исследовательским проектом (94 ч.)
Простейшие методы исследования: экскурсия, наблюдение, опыт, поиск,
беседа, интервью, анкетирование, чтение книг и выбор нужного материала из них,
извлечение нужной информации из Интернета, обобщение, классификация, сравнение,
анализ.
^ Три
этапа работа над проектом: исследовательско – подготовительный
(замысел, идея), технолого - практический (воплощение замысла), заключительно-
аналитический (представление - защита проекта и его анализ).
«Ёжик обдумывания проекта» (мотивация, адресат, тема и приемы ее
формулировки, цель, время работы над проектом, исполнители, характер и
содержание, конечный продукт).
«Звездочка обдумывания конечного продукта» (назначение, оформление, готовые
элементы, элементы, которые надо изготовить своими руками). Инструментарий. Выбор оптимальной технологии изготовления.
^ Представление
проекта, его защита, анализ и корректировка (7 ч.)
Защитная речь и требования к ее составлению. Презентация устная и письменная.
Требования к презентации. Компьютерная поддержка презентации и требования к ее
исполнению. Рефлексия эмоциональная и содержательная. Анализ работы по заданным
учителем вопросам. Выход на дальнейшие планы, исходя из итогов проделанной
работы.
Заключение (1 ч.)
Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения
уровня обученности первоклассников проектной деятельности. Анализ результатов
этой диагностики. Планы на следующий учебный год.
^ Общее
количество выполненных проектов за год – два
Тематическое планирование внеурочной исследовательской деятельности в 3 классе
(3 часа в неделю, всего – 116 ч.)
Что такое исследование (4 ч)
1.Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).
2. Знакомство с понятиями.
3. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”.
4. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует
человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как выбрать тему исследования (4 ч)
1. Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься
больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др.
2. Выбор интересной идеи.
3. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические.
4. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование
выбранной темы.
Цель и задачи исследования (2ч)
1. Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее
направление движения, задачи описывают основные шаги.
2. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза исследования (3 ч)
1. Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения.
2. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если…
3. Проблема, выдвижение гипотез.
Организация исследования (3 ч)
1. Формы и методы организации исследовательской деятельности.
2. Вклад каждого участника группы в работу.
3. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме
исследования, взрослые, друзья) (4ч)
1. Отбор и анализ литературы по выбранной теме.
2. Работа с литературой, Интернет.
3. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
4. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Знакомство со школьной библиотекой. (7 ч.)
1. Поиск информации. Источники информации.
2. Библиотека. Каталог. Работа с каталогами.
3. Интернет.
4. Отбор и анализ литературы по выбранной теме.
5. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними.
6. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
7. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)
1. Наблюдение,
2. Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные
трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и
аппараты для наблюдения.
Эксперимент (3 ч)
1. Эксперимент, проба, опыт.
2. Главный метод познания. Действия с предметом исследования.
3. План эксперимента. Результат эксперимента.
Составления анкет, опросников, интервью (1ч)
1. Анкеты, анкетирование. Опросные листы. Интервью.
Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса.
Интервьюирование (2ч)
1. Интервью, интервьюирование.
2. Правила проведения опроса, интервьюирования.
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы (1ч)
1. Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы,
чертежи.
Индивидуальное исследование (2ч)
1. Работа индивидуальная и коллективная.
1. Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу.
2.Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Практическая работа над исследовательским проектом (62
ч.)
Презентация ( 3ч)
1. Продукт проектной деятельности. Наглядный материал.
2. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий.
3. Приёмы презентации результатов исследовательской
деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
1. Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы.
2. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения.
3. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ (2ч)
Урок-конференция.
Представление проектов на различных конкурсах
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.