СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
Гагарин 2019 г
ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий Протокол № ___ от «__» _________ 20___ г. Председатель предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий
___________/_____________/
|
|
Утверждена на основании решения педагогического совета протокол №___ от ___________ зам. директора по учебной работе ________________ Т.М. Буцилова |
|
|
|
Разработана в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, утвержденным Министерством образования и науки РФ 12.05.2014 г. № 504.
Разработчик: Смирнова Т.А. - преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
6
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
31
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 34
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных является частью основной профессиональной образовательной программы в СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Модуль ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных входит в цикл ПМ Профессиональные модули за счет часов обязательной части.
Цели и задачи модуля-требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Ø проведения диагностического исследования диспансеризации профилактических мероприятий;
Ø выполнения лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;
Ø ведения ветеринарной документации; уметь:
Ø фиксировать животных разных видов;
Ø определять клиническое состояние животных;
Ø устанавливать функциональные морфологические изменения в органах и системах органов сельскохозяйственных животных;
Ø оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным;
Ø вводить животным лекарственные средства основными способами;
Ø стерилизовать ветеринарные инструменты для обследования и различных видов лечения животных
Ø обрабатывать операционное поле, проводить местное обезболивание, накладывать швы и повязки;
Ø кастрировать сельскохозяйственных животных;
Ø оказывать сельскохозяйственным животным акушерскую помощь;
Ø ухаживать за новорожденными животными; знать:
Ø систему ветеринарных лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;
Ø современные методы клинической и лабораторной диагностики болезней животных;
Ø правила диспансеризации животных;
Ø приемы клинической диагностики внутренних болезней животных;
Ø правила и порядок хранения и складирования ветеринарных препаратов, положения и инструкции по их учету;
Ø технологию приготовления лекарственных форм;
Ø основные методы терапевтической техники для животных.
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 1526 часов, в том числе
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 1050 часов включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 700 часов;
из них теоритических - 338 часов,
практических и лабораторных – 350 часов,
12 часов на курсовую работу
самостоятельной работы обучающегося – 358 часов; учебной и производственной практики - 468 часов:
учебной - 360 часов; производственной – 108 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1. |
Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно- диагностическом процессе |
ПК 2.2. |
Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции |
ПК 2.3. |
Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария |
ПК 2.4. |
Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях |
ПК 2.5. |
Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным |
ПК 2.6. |
Участвовать в проведении ветеринарного приема |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения, профессиональных задач, профессионального личностного развития. |
ОК 5. |
использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, обеспечивать еѐ сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчинѐнных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Тематический план профессионального модуля
Код профессио нальных компетенц ий |
Наименование раздела профессионального модуля |
Всего часов (макс учебная нагрузка и практик и) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебн ая, часов |
Производстве нная (по профилю специальност и), часов (если предусмотрена рассредоточен ная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК 2.1 – 2.3 |
Раздел 1 Методики диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных и система диагностических ветеринарных мероприятий. |
671 |
393 |
200 |
12 |
170 |
6 |
108 |
|
ПК 2.1 - 2.6 |
Раздел 2 Методики лечения заболеваний сельскохозяйственных животных |
855 |
307 |
150 |
|
188 |
|
360 |
|
|
Производственная (по профилю специальности), часов |
108 |
|
|
|
|
|
|
108 |
|
Всего |
1526 |
700 |
350 |
12 |
358 |
6 |
468 |
108 |
Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)( если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
Раздел 1. Проведение диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных и система диагностических ветеринарных мероприятий. |
|
393 |
|
|
МДК.02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных. |
|
|
|
|
Тема 1.1 Современные методы клинической и лабораторной диагностики болезней сельскохозяйственных животных |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
|
1 |
Понятие о клинической диагностике. Симптом, синдром, диагноз, прогноз и исход болезни. Подход, методы фиксации, укрощения и обращения с животными. Личная общественная гигиена. Техника безопасности. |
|
2 |
|
2 |
Методы и приемы клинической диагностики внутренних болезней Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и дополнительные методы исследования |
2 |
||
3 |
План клинического обследования Сбор анамнеза. Общее обследование: определение габитуса, исследование шерстного покрова, кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов, термометрия. Регистрация больных животных, постановка диагноза |
2 |
||
Практические занятия |
18 |
|
||
1 |
Общие клинические методы исследования животных. Методы фиксации и укрощения животных. Техника безопасности и личная гигиена |
|
2 |
|
2 |
План клинического обследования. Регистрация больных животных. Определение габитуса. Освоение метода термометрии |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
18 |
|
||
1 |
Выписать в тетрадь план клинического обследования животных |
|
2 |
|
2 |
Составление таблицы: «Показатели артериального пульса у разных видов животных». |
|
2 |
3 |
Подготовка сообщения на тему: « Техника безопасности и личная гигиена при работе с животными» |
2 |
||
Тема 1.2 Методика исследования органов и систем при внутренних болезных сельскохозяйственных животных |
Содержание учебного материала |
50 |
|
|
1 |
Исследование сердечно-сосудистой системы: сердца и кровеносных сосудов Осмотр, пальпация сердечного толчка. Аускультация сердца. Определение частоты и ритма сердечных сокращений. Понятие об аритмиях. Определение силы и ясности сердечных тонов, наличие или отсутствие сердечных шумов. Исследование кровеносных сосудов. Инструментальные методы исследования, лабораторные методы исследования. |
|
2 |
|
2 |
Исследование органов дыхания: верхнего отдела дыхательных путей и легких Схема исследования органов дыхания. Исследование дыхательных движений (тип, ритм дыхания, сила дыхательных движений), одышка, кашель. Исследование верхнего отдела дыхательных путей. Исследование легких. Осмотр, пальпация и перкуссия грудной клетки ( легких). Границы перкуссии легких у разных видов животных. Патологические изменения перкуторного звука, аускультация легких. Основные физиологические дыхательные шумы. Патологические шумы дыхания. Понятия о рентгеноскопии, рентгенографии и флюорографии грудной клетки. Исследование носовых истечений, бронхиальной слизи, крови. |
2 |
||
3 |
Исследование органов пищеварения . Приема корма, воды, ротовой полости, глотки, слюнных желез и пищевода, желудка и преджелудков у жвачных, кишечника у разных видов животных, акта дефекации и кала, исследование печени. Ректальное исследование. Лабораторные и инструментальные методы исследования |
2 |
||
4 |
Исследование системы мочевыделения. Акта мочеиспускания, почек, мочевого пузыря, исследование мочи. |
2 |
||
5 |
Исследование системы крови. Методы исследования органов кроветворения. Физические свойства крови и морфологический состав. Клиническая интерпретация морфологических показателей крови. |
2 |
||
6 |
Исследование иммунной системы Органы иммунной системы и методы их исследования. Значение Т и В – лимфоцитов в организации иммунитета. Фагоцитарная активность и |
2 |
|
|
фагоцитарный индекс нейтрофилов. |
|
|
7 |
Исследование состояния обмена веществ. Классификация болезней обмена веществ, особенности их диагностики. Диагностика болезней, протекающих с преимущественным нарушением белкового, углеводно-липидного, минерального обмена. Патогенетическая сущность, диагностические критерии болезни. Диагностика гиповитаминозов. Оценка состояния водно-электролитного обмена и кислотно-основного равновесия в организме. Исследование эндокринных органов. Особенности болезней эндокринных органов |
2 |
||
8 |
Исследование нервной системы: поведения животного, черепа, позвоночного столба, органов чувств, двигательных сфер, рефлексов и чувствительности |
2 |
||
9 |
История болезни. Правила записи сведений о стационарно больном животном, результатов первичного обследования и данных наблюдений за течение болезни. Понятие об эпикризе. |
2 |
||
Лабораторные работы |
16 |
|
||
1 |
Исследование мочи (определение физических и химических свойств мочи) |
|
2 |
|
2 |
Отбор крови и подготовка к исследованию. (морфологический анализ, подсчет эритроцитов, лейкоцитов, определение количества гемоглобина, скорости оседания эритроцитов, биохимия). Окрашивание мазков. |
2 |
||
Практические занятия |
22 |
|
||
1 |
Исследование сердца, артериального пульса у разных видов животных |
|
2 |
|
2 |
Исследование верхних дыхательных путей и легких, определение частоты дыхания, характера носовых истечений, одышки, кашля, патологических шумов дыхания, определение поля перкуссии легких, возможных очагов притупления, состояния придаточных полостей, воздухоносного мешка у лошади. |
2 |
||
3 |
Исследование ротовой полости, глотки, пищевода, рубца, сетки, книжки, желудка, кишечника, печени. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
24 |
|
||
1 |
Составить таблицу : «Относительная плотность мочи, г/мл» |
|
2 |
|
2 |
Составить схему : «Виды аритмий, классификация сердечных тонов и шумов» |
2 |
||
3 |
Составить таблицу: « Показатели дыхательных движений и пульса у разных видов животных». |
2 |
||
4 |
Изобразить графически виды одышек. |
2 |
|
5 |
Изобразить контурно границы перкуссии легких у разных видов животных |
|
2 |
6 |
Решить ситуационные задачи по клиническому исследованию сердечнососудистой системы |
2 |
||
7 |
Решить ситуационные задачи по клиническому исследованию органов дыхания |
2 |
||
8 |
Решить ситуационные задачи по клиническому исследованию органов пищеварения |
2 |
||
9 |
Решить ситуационные задачи по клиническому исследованию органов мочевой системы |
2 |
||
10 |
Определить световой показатель по формуле, сравнить нормы. Данные записать в тетрадь. |
2 |
||
11 |
Составить таблицу: «Физические показатели мочи у разных видов животных». |
2 |
||
12 |
Составить таблицу: «Химические свойства мочи у разных видов животных» |
2 |
||
13 |
Написание конспекта на тему: « Инструментальные и лабораторные методы исследования органов дыхания» |
2 |
||
14 |
Написание конспекта на тему: « Дополнительные исследования органов пищеварения» |
2 |
||
15 |
Выписать нормативы содержания количества гемоглобина, СОЭ, эритроцитов, лейкоцитов, у разных видов животных в табличной форме. |
2 |
||
Тема 1.3. Методики исследования патологий системы крови и их диагностическое значение |
Содержание учебного материала |
9 |
3 |
|
1 |
Этиология, патогенез, классификация патологии системы крови. Функциональные и структурные изменения, исходы при патологии системы крови. |
|
3 |
|
2 |
Изменение общего количества крови. Общие анемии. Качественные изменения эритроцитов. Изменение количественного и качественного состава лейкоцитов. Лейкоцитоз, лейкопения |
3 |
||
Практические занятия |
6 |
|
||
1 |
Определение количественного и качественного состава крови |
|
3 |
|
Самостоятельная работа обучающихся |
10 |
|
||
1 |
Составление плана текста «Гемобластозы», указать, чем обусловлен экономический ущерб этой группы болезней в тетради |
|
3 |
|
2 |
Подготовка реферата на тему: «Особенности проявления гемофилии у животных разных видов» |
3 |
||
Тема 1.4. Методики исследования |
Содержание учебного материала |
22 |
|
|
1 |
Этиология, патогенез, классификация Функциональные и структурные |
|
3 |
морфофункциональных изменений органов дыхания, пищеварения, печени, мочеполовой эндокринной, нервной систем и их диагностическое значение |
|
изменения, исходы |
|
|
2 |
Нарушение функций верхних дыхательных путей, кровотока в легких. Асфиксия. Гипоксия и ее типы. Компенсаторные механизмы при гипоксии. Одышка. Воспалительные болезни легких. Экссудативные пневмонии. Некротические и продуктивные пневмонии. Объемные изменения легких. Врожденный, приобретенный, обтурационный и компрессионный ателектаз. Эмфизема легких. Отек легких. Плевриты |
3 |
||
3 |
Основные причины нарушения пищеварения. Нарушение жевания, слюноотделения, глотания. Нарушение пищеварения в желудке, преджелудках у жвачных и в кишечнике. |
3 |
||
4 |
Нарушение функций печени, желчеобразования и желчевыделения. Желтуха, ее виды и механизм развития. |
3 |
||
5 |
Определение болезней органов мочеполовой системы. Расстройства нервной и гуморальной регуляции мочеобразования. |
3 |
||
6 |
Эндокринные нарушения, Гипер – и гипофункции передней и задней доли гипофиза, щитовидной железы, околощитовидной железы, коркового и мозгового вещества надпочечных желез. Стресс и общий адаптационный синдром. Определение патологий нервной системы. Неврозы. Обмороки. Нарушение чувствительности. Нарушение двигательной функции нервной системы. Парезы и параличи. |
3 |
||
Практические занятия |
24 |
|
||
1 |
Определение различных видов заболеваний органов дыхания на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах |
|
3 |
|
2 |
Определение различных видов заболеваний органов пищеварения и печени на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах |
3 |
||
3 |
Определение болезней органов мочеполовой системе на трупном материале, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
20 |
|
||
1 |
Составление таблицы: «Нарушения моторной функции кишечника», указав особенности проявления гиперкинеза, гипокинеза, спастических и атонических запоров в тетради. |
|
3 |
|
2 |
Дать характеристику нарушениям регуляции дыхания: полипноэ, гиперпноэ, брадипноэ, апноэ, диспноэ, указав заболевания, при которых они встречаются и записать полученные результаты в рабочую тетрадь |
3 |
|
3 |
Подготовка презентации на тему: «Нарушения функций эндокринных желез» с указанием гипер- и гипофункций. |
|
3 |
4 |
Составить таблицу «Классификация стрессов». |
3 |
||
Тема 1.5. Методики исследования патологии обмена веществ и их диагностическое значение |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Этиология, патогенез, классификация. Нарушение основного обмена. |
|
3 |
|
2 |
Нарушение белкового, углеводного, жирового, минерального и водного обмена. Функциональные и структурные изменения, исходы. |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
10 |
|
||
1 |
Подготовка опорного конспекта на тему: «Патологическая физиология голодания, указав изменения в организме при полном, неполном, частичном (белковом, жировом, углеводном) голодании с использованием интернет- ресурсов. |
|
3 |
|
Тема 1.6. Методика диспансеризации животных |
Содержание учебного материала |
4 |
|
|
1 |
Правила, цели, задачи и сроки проведения. Методика проведения диспансеризации высокоценных животных. Определение производственных показателей. Определение клинического статуса в стаде. Анализ лабораторных исследований крови, мочи, молока. Анализ кормления и содержания животных. Анализ полученных данных, заключение и предложения по результатам диспансеризации. |
|
3 |
|
Лабораторные работы |
6 |
|
||
1 |
Исследование крови, молока, мочи |
|
3 |
|
Практические занятия |
12 |
|
||
1 |
Проведение диспансеризации высокопродуктивных животных: дойных коров и составление заключения и предложений по ее результатам |
|
3 |
|
2 |
Проведение диспансеризации высокопродуктивных животных: сухостойных коров и составление заключения и предложений по ее результатам |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
20 |
|
||
1 |
Представить в виде таблицы методику основной и текущей диспансеризации. |
|
3 |
|
2 |
Составить сопроводительный документ на отправляемые пробы в ветеринарную лабораторию крови, молока, мочи. |
3 |
||
3 |
Провести анализ кормления контрольной группы животных и записать данные в рабочую тетрадь. |
3 |
||
4 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации супоросных, подсосных и холостых свиноматок» |
3 |
||
5 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации хряков |
3 |
|
|
производителей» |
|
|
6 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации быков производителей в племобъединениях» |
3 |
||
7 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации жеребых и подсосных конематок на ипподромах» |
3 |
||
8 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации жеребцов производителей на конезаводах» |
3 |
||
9 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации жеребят в возрасте 6,12,24,36 месяцев на конефермах» |
3 |
||
10 |
Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации суягных и подсосных овцематок» |
3 |
||
Тема 1.7. Методика аллергической диагностики |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Аллергическая диагностика и определение иммунологической и аллергической реактивности |
|
3 |
|
Практические занятия |
18 |
|
||
1 |
Аллергическая диагностика туберкулеза |
|
3 |
|
2 |
Аллергическая диагностика бруцеллеза |
3 |
||
3 |
Аллергическая диагностика сапа |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
|
||
1 |
Подготовка реферата на тему: «Аллергия и анафилаксия» |
|
2 |
|
Тема 1.8. Методики патологической диагностики при острых, хронических, смешанных инфекциях, инвазионных болезнях, при микозах и токсикозах, и их диагностическое значение |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
1 |
Этиология, патогенез, классификация Определение различных видов инфекционных болезней на боенском, трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах, по таблицам и рисункам. Особенности патологоанатомической диагностики болезней, вызываемых бактериями, вирусами, простейшими и грибами. |
|
2 |
|
2 |
Диагностика смешанных инфекций и осложнений. Диагностика бактериальных болезней с острым и хроническим течениям. Диагностика вирусных болезней |
2 |
||
3 |
Патологоанатомическая диагностика пироплазмидозов, гельминтозов. Определение различных видов микозов и микотоксикозов на боенском и трупном материале. Диагностика актиномикоза, аспергиллеза, мукормикоза, стахиоботриотоксикоза и фузариотоксикоза. |
2 |
||
4 |
Функциональные и морфологические изменения, исходы |
2 |
||
Практические занятия |
18 |
|
|
1 |
Определение различных видов отравлений на сухих и влажных препаратах по рисункам |
|
2 |
2 |
Определение различных видов инфекционных болезней на трупном материале, макро-и микро препаратах, по таблицам и рисункам |
2 |
||
3 |
Определение различных видов микозов и микотоксикозов на трупном материале, гистологических препаратах |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
24 |
|
||
1 |
Составление таблицы «Дифференциальная морфологическая диагностика инфекционных болезней свиней» (чума, рожа, пастереллез, сальмонеллез). |
|
2 |
|
2 |
Работа с дополнительной литературой. Изучить классификацию отравлений по происхождению, химическому составу и записать в рабочую тетрадь.. |
2 |
||
3 |
Составление таблицы, указав вид соединения и его наименование, применение, патологоанатомические изменения. |
2 |
||
4 |
Составление таблицы: «Микозы и микотоксикозы», указав заболевание и патологоанатомические изменения. |
2 |
||
Тема 1.9. Методы диагностики инфекционных, инвазионных, внутренних незаразных, акушерско-гинекологических и хирургических болезней. |
Содержание учебного материала |
68 |
|
|
1 |
Эпизоотологический метод исследования. Изучение историко-статистических данных. Определение экономической эффективности противоэпизоотических мероприятий, проведение эпизоотологического обследования: определение источника возбудителя инфекции видового, возрастного и количественного состава заболевших животных. |
|
2 |
|
2 |
Патологоанатомический метод исследования при заразных и незаразных болезнях. Изучение патологоанатомических изменений выявляемых в органах и тканях при вскрытии трупов или осмотре туш и органов от вынужденно убитых животных при заразных и незаразных болезнях. Полное и частичное гельминтологическое вскрытие |
2 |
||
3 |
Бактериологический метод исследования. Техника отбора материала, упаковка и транспортировка для лабораторного исследования. Микроскопический метод исследования: приготовление мазков отпечатков из патматериала, методы высушивания, фиксации и окрашивания на различные формы микроорганизмов. Световая, люминесцентная и электронная микроскопия. |
2 |
||
4 |
Определение подвижности микроорганизмов. Культивирование |
2 |
|
|
микроорганизмов: лабораторное оборудование, питательные среды и их классификация. Осветление сред и определение активной кислотности среды. |
|
|
5 |
Техника посева микробов, определение роста на плотных и жидких питательных средах. Методы выделения чистой культуры, определение биохимических свойств микробов: Метод Дригальского, метод Пастера, метод Мечникова и Шукевича. Аэробное окисление или сбраживание углеводов, гидролиз крахмала, разжижение желатина; образование аммиака, индола, сероводорода, выделение Н2S, воздействие на молоко, отношение к кислороду, оксидазная активность, каталазная активность, отношение к температуре, выявление сахаролитической активности микроорганизмов, протеолитических и других ферментов микробов, определение гемолитических свойств, принципы идентификации микроорганизмов. Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам, бактериофаги: метод серийных разведений, диффузии в агаровом геле, идентификация бактерий с помощью фагов. |
2 |
||
6 |
Определение биологических свойств микроорганизмов. Определение патогенности микробов, способы постановки биопробы: скарификация, внутрикожный, подкожный, внутримышечный, внутрибрюшинный, внутривенный, интрацеребральный, интраназальный, оральный. Определение вирулентности микробов: тесты, свидетельствующие о патогенных свойствах микроорганизмов. |
2 |
||
7 |
Вирусологический метод исследования. Техника отбора материала, упаковка и транспортировка для лабораторного исследования. Световая, люминесцентная и электронная микроскопия. Приготовление мазков-отпечатков из патматериала, методы высушивания, фиксации и окрашивания вирусов. Культивирование вирусов: лабораторное оборудование, питательные среды и их классификация. |
2 |
||
8 |
Серологический метод исследования. Техника отбора материала, упаковка и транспортировка для исследования. |
2 |
||
9 |
Серологические реакции |
2 |
||
10 |
Понятие об антигенах и антителах. Сущность постановки серологических реакций |
2 |
||
11 |
Гематологический метод исследования. Взятие образцов крови у животных разных видов для морфологического анализа, подсчитывать количества эритроцитов и лейкоцитов в крови; |
2 |
|
12 |
Подготовка и окрашивание мазков крови, дифференциация лейкоцитов и выведение лейкоцитарной формулы. Определение количество гемоглобина, скорости оседания эритроцитов. |
|
2 |
13 |
Гистологический метод исследования. Правила взятия материала для гистологического исследования: Изготовление гистологических препаратов при патологии клеток, тканей и органов |
2 |
||
14 |
Определение видов инфекционных и инвазионных болезней по гистологическим препаратам. |
2 |
||
15 |
Биохимический метод исследования. Методика взятия образцов крови у животных для биохимического исследования. |
2 |
||
16 |
Определение в сыворотке крови содержание общего белка, общего кальция, неорганического фосфора. |
2 |
||
17 |
Определение в сыворотке крови содержание каротина, резервной щелочности, проводить клиническую интерпретацию полученных данных. |
2 |
||
18 |
Копрологический метод исследования. |
2 |
||
19 |
Гельминтоларвоскопические методы |
2 |
||
20 |
Диагностическая дегельминтизация. Взятие и исследование соскоба кожи. Иммунобиологическая диагностика. Аллергический метод диагностики эхинококкоза (Реакция Кацона) и ценуроза мелкого и крупного рогатого скота. |
2 |
||
Лабораторные работы |
30 |
|
||
1 |
Определение физических и химических свойств мочи от больных животных. Оформление соответствующей ветеринарной документации на отправляемую мочу для исследования в ветеринарную лабораторию (сопроводительная) |
|
2 |
|
2 |
Бактериологическая, серологическая и аллергическая диагностика инфекционных болезней |
2 |
||
3 |
Дифференциальная диагностика инфекционных болезней свиней и молодняка. |
2 |
||
4 |
Определение анатомо-морфологических признаков трематод, цестодоз, акантоцефал, нематод, их промежуточных хозяев на препаратах и по таблицам |
2 |
||
5 |
Биохимическое исследование крови от крупного рогатого скота на содержание общего кальция, общего белка и резервной щелочности. Оформление соответствующей ветеринарной документации на отправляемую кровь для исследования в ветеринарную лабораторию (сопроводительная). |
2 |
||
Практические занятия |
36 |
|
||
1 |
Отбор и пересылка патматериала для лабораторного исследования |
|
2 |
|
2 |
Отбор, обработка и исследование материала на дерматомикозы |
|
2 |
3 |
Определение признаков расстройства крово- и лимфообращения на трупном материале и музейных препаратах |
2 |
||
4 |
Определение различных видов заболеваний органов дыханий на трупном материале, макро-и микро препаратах |
2 |
||
5 |
Определение болезней органов мочеполовой системы, на трупном материале, сухих и влажных препаратах по рисункам и таблицам |
2 |
||
6 |
Определение различных видов отравлений на сухих и влажных препаратах по рисункам |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
38 |
|
||
1 |
Подготовка реферата на тему: «Исследование иммунной системы» |
|
2 |
|
2 |
Подготовка реферата на тему: «Исследование состояния обмена веществ» |
2 |
||
3 |
Подготовка реферата на тему: «Исследование состояния эндокринных органов» |
2 |
||
4 |
Изучить ПЦР-диагностику при инфекционных заболеваниях с использованием интернет-ресурсов |
2 |
||
5 |
Изучить ПЦР-диагностику при инвазионных заболеваниях с использованием интернет-ресурсов. |
2 |
||
6 |
Изучить ПЦР-диагностику при внутренних незаразных заболеваниях с использованием интернет-ресурсов. |
2 |
||
7 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по эпизоотологическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
8 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по патологоанатомическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
9 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по бактериологическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
10 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по серологическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
11 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по вирусологическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
12 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по гистологическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
13 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по копрологическому методу диагностики заболеваний |
2 |
||
14 |
Решить ситуационную (производственную) задачу по биохимическому методу диагностики заболеваний |
2 |
Учебная практика |
108 |
|
Виды работ |
|
|
Тема: Исследование строения и функций органов и систем организма домашних животных. |
78 |
|
Определение строения скелета и соединения его костей, соединения костей скелета разных видов животных: Ø скелета и отдельных костей туловища, Ø скелета головы; поясов и свободных конечностей; Ø типа соединения костей; препарирование суставов и связок конечностей |
|
2 |
Препарирование мышц и их вспомогательных органов. Определение топографии, точек прикрепления мышц по их функциональным группам и определения строения и работы мышц на живых объектах |
2 |
|
Определение строения и топографии органы пищеварения разных видов домашних животных; препарирование и определение строения слоев стенки пищеварительной трубки, органов ротовой полости, глотки, пищевода, однокамерного и многокамерного желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы |
2 |
|
Определение строения и топографии органов дыхания разных видов домашних животных с препарированием органов: носовой полости, гортани, трахеи, легких |
2 |
|
Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения разных видов домашних животных с препарированием органов: почек, мочевыводящих путей, семенников, семенного канатика, мочеполового канала, придаточных половых желез, полового члена, мошонки, яичников, яйцеводов, матки, влагалища |
2 |
|
Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения с препарированием: сердца, крупных артерий, вен, лимфатических узлов, кроветворных органов |
2 |
|
Определение строения и топографии органов нервной системы, органов чувств: с препарированием спинного и головного мозга, их оболочек, спинномозговых нервов, ганглиев, блуждающего нерва, пограничного симпатического ствола, органов зрения и слуха |
2 |
|
Определение строения и топографии железы внутренней секреции. Определение областей тела, топографии суставов, костных бугров и выступов, доступных лимфоузлов, внутренних органов (проекция) на живых объектах |
2 |
|
Определение функций органов дыхания, крово- и лимфообращения: Ø определение типа, ритма, частоты дыхания. аускультация и перкуссия легких Ø прослушивание тонов сердца, исследование пульса, наблюдение за сердечным толчком |
2 |
|
Исследование функций органов пищеварения: наблюдение за приемом корма и воды, отрыжкой и жвачкой, исследование моторики рубца |
2 |
|
Измерение температуры тела у животных. Наблюдение за различными формами поведения животных |
2 |
|
Тема: Изготовление и применение различных лекарственных форм в ветеринарии. |
30 |
|
Правила работы ветеринарной аптеки и методики оформления аптечной документации. |
|
1 |
Подготовка посуды, дистилляция воды, стерилизации аптечной посуды. |
1 |
|
Изготовление жидких, твердых (плотных) и мягких лекарственных веществ. |
1 |
|
Введение лекарственных веществ животным различными методами. |
1 |
Применение лекарственных растений в ветеринарии. Методика сбора лекарственных растений. |
|
1 |
||
Раздел 2. Проведение лечения заболеваний сельскохозяйственных животных |
|
|
307 |
|
МДК.02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных |
|
|
|
|
Тема 2.1 Основные методы терапевтической техники |
Содержание учебного материала |
12 |
|
|
1 |
Основы общей терапии Принципы современной терапии. Виды методы терапии. Диетотерапия. Этиотропная патологическая, заместительная, стимулирующая терапия. Фитотерапия. |
|
2 |
|
2 |
Основы физиотерапии Механотерапия. Светолечение. Искусственные источники инфракрасных и ультрафиолетовых лучей, их биологическое действие, применение в животноводстве и ветеринарии. |
2 |
||
3 |
Понятие об электролечении. Аэрозольная терапия. Ультразвуковая терапия. Рефлексотерапия. Лазерная терапия. |
2 |
||
4 |
Методы введения лекарственных веществ. Добровольные и насильственные методы введения лекарственных веществ: через рот, подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутритрахеально, внутрибрюшинно |
2 |
||
5 |
Зондирование желудка: у лошади, собаки; рубца у крупного рогатого скота, промывание и прокалывание рубца, введение в сетку коров магнитных зондов и колец, постановка клизм и компрессов. Катетеризация уретры и мочевого пузыря. Ингаляция. |
2 |
||
Практические занятия |
14 |
|
||
1 |
Введение лекарственных веществ различными путями: (орально) разным видам животных |
|
2 |
|
2 |
Введение лекарственных веществ различными путями: (парентерально) разным видам животных |
2 |
||
3 |
Использование аппаратуры с источниками ультрафиолетового и инфракрасного лучей для групповых и индивидуальных процедур. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
20 |
|
||
1 |
Составить перечень необходимых инструментов при насильственных методах |
|
2 |
|
|
введения лекарственных веществ животным. |
|
|
2 |
Схематически изобразить точки введения: прокола рубца у жвачных и слепой кишки у лошадей. |
2 |
||
3 |
Зарисовать зонды используемые для извлечения инородных тел из пищевода, сетки. |
2 |
||
4 |
Представить классификацию клизм с комментарием механизма действия в виде краткого конспекта. |
2 |
||
5 |
Зарисовать методику катетеризацию уретры и мочевого пузыря у коров. |
2 |
||
6 |
Работа с дополнительной литературой. Перечислить виды аппаратуры для ингаляции и объяснить эффективность данного метода лечения и профилактики заболеваний органов дыхания |
2 |
||
7 |
Подготовка презентации на тему: « Терапевтическая техника» |
2 |
||
Тема 2.2 Методы лечения заразных болезней сельскохозяйственных животных |
Содержание учебного материала |
16 |
|
|
1 |
Специфическое лечение: Лечение гипериммунными, антитоксическими сыворотками Сывороткой и нитрированный кровью реконвалесцентов Лечение иммунолактоном, гаммо-глобулином. Фаго- и вакцинотерапия |
|
3 |
|
2 |
Неспецифическое лечение. Лакто- и гемотерапия. Тканевая терапия по В. Л. Филатову. Применение антиретикулярной цитотоксической сыворотки (АЦС) и интерферона |
3 |
||
3 |
Симптоматическое лечение |
3 |
||
4 |
Антибиотикотерапия. Применение антибиотиков различных групп и действия |
3 |
||
5 |
Химиотерапия. Применение сульфаниламидных и нитрофурановых препаратов |
3 |
||
6 |
Общеукрепляющие препараты. Применение витаминов, аминокислот, микробовантагонистов, микро- макроэлементов, |
3 |
||
7 |
Правила и порядок хранения и складирования ветеринарных препаратов, положения и инструкции по их учету. |
3 |
||
Практические занятия |
52 |
|
||
1 |
Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации сибирской язвы. Определение эффективности оздоровительных мероприятий |
|
3 |
|
2 |
Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации туберкулеза Определение эффективности оздоровительных мероприятий |
3 |
||
3 |
Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации бешенства Определение эффективности оздоровительных мероприятий |
3 |
||
4 |
Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации чумы |
3 |
|
|
свиней. Определение эффективности оздоровительных мероприятий |
|
|
5 |
Проведение лечебной дегельминтизации животных против фасциолеза |
3 |
||
6 |
Проведение лечебной дегельминтизации животных против диктиокаулеза |
3 |
||
7 |
Проведение лечебной дегельминтизации животных против парамфистоматоза |
3 |
||
8 |
Проведение лечебной дегельминтизации животных против параскаридоза |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
24 |
|
||
1 |
Составить таблицу лекарственных растений, применяемых для лечения инфекционных болезней с поражением различных органов и систем |
|
3 |
|
2 |
Заполнить книгу учета ветеринарных препаратов, накладную, счет-фактуру и карточку количественно-суммарного учета лекарственных препаратов. |
3 |
||
3 |
Составить заявку на приобретение лекарственных препаратов |
3 |
||
4 |
Написать акт на списание израсходованных лекарственных препаратов |
3 |
||
Тема 2.3 Методика лечебных мероприятий при воспалительных, асептических и гнойных процессах |
Содержание учебного материала |
40 |
|
|
1 |
Болезни кожи и подкожной клетчатки. Экземы. Дерматиты. Абсцессы. Флегмоны. |
|
3 |
|
2 |
Болезни кровеносных и лимфатических сосудов. Флебиты и тромбофлебиты, Воспаление лимфатических сосудов, и лимфатических узлов. Болезни периферических нервов. Общие сведения о парезах и параличах нервов. Параличи отдельных нервов. |
3 |
||
3 |
Болезни в области головы и шеи. Болезни зубов. Воспаление лобнораковинной и верхнечелюстной пазух, Повреждение рогового отростка у жвачных животных. Болезни уха. Ампутация рога у крупного рогатого скота операционным и бескровным методами. Предупреждение роста рогов у телят. Болезни шеи. Болезни в области живота и прямой кишки. Пупочные грыжи Травматические грыжи брюшной стенки и выпадения. Выпадение прямой кишки. |
3 |
||
4 |
Болезни конечностей Частота заболеваний конечностей и экономический ущерб, причиняемый ими. Виды и степень хромоты. Исследование животного с нарушением функции конечностей. |
3 |
||
5 |
Болезни мышц, сухожилий и сухожильных влагалищ, слизистых сумок. Воспаление мускулов. Миопатозы. Атрофия и разрыв мышц Растяжение, разрыв сухожилий. Тендиниты и тендовагиниты. Общие данные и особенности болезней сухожилий и сухожильных влагалищ слизистых сумок (бурс) |
3 |
||
6 |
Болезни суставов. Ушиб суставов. Растяжение суставов. Вывихи. Раны суставов Асептическое и гнойное воспаление суставов. Хронический деформирующий |
3 |
|
|
артрит. Артрозы Общие данные и особенности клинического течения и лечения болезней отдельных суставов Болезни костей. Переостит. Остит. Остеомиелит. Переломы костей. Первая помощь при переломе костей и транспортирование заболевшего животного. Осложнения при заживлении переломов. Особенности клинического течения и лечения заболеваний отдельных костей. |
|
|
7 |
Болезни копыт и копытец. Общие данные о болезнях копыт. Основные причины болезни копытец у животных, содержащихся па промышленных комплексах. Экономический ущерб, причиняемый животноводству при заболеваниях копыт у животных. Исследование животных с болезни копыт. Раны и флегмона венчика. Раны в области мякиша и подошвы копыта. Пододерматиты. Болезни копытец у крупного рогатого cкота, овец и свиней. Гнойное воспаление копытного сустава у крупного рогатого скота. Гнилостный распад капсулы копытец у овец. Гнойное воспаление межкопытных желез. |
3 |
||
8 |
Болезни глаз. Воспаление век. Конъюнктивиты. Раны роговицы. Кератиты. Кератоконъюнктивиты, Воспаление радужной оболочки, цилиарного тела, сосудистой оболочки и сетчатки. Периодическое воспаление глаз. Гнойный панофтальмит. Закапывание капель Промывание конъюнктивального мешка и слезно-носового канала. Закладывание мази. Обезболивание конъюнктивы. Прижигание конъюнктивы. Субконъюнктивальные инъекции. Ретробульбарные инъекции. Инфильтрационная анестезия глазницы. Проводниковое обследование глазница у крупного рогатого скота. |
3 |
||
Практические занятия |
18 |
|
||
1 |
Предупреждение роста рогов у телят хирургическими, термическими и химическими способами с профилактической целью. Проведение обрезки рогов у взрослых животных с профилактической целью травматизма |
|
3 |
|
2 |
Проведение расчистки и обрезки нормальных и деформированных копыт и копытец у животных с профилактической целью. |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
36 |
|
||
1 |
Составить схему: «Строение кожи» в рабочей тетради |
|
2 |
|
2 |
Подготовка реферата на тему: «Болезни мочеполовых органов». |
2 |
|
3 |
Составить схему: «Строение глаза» в рабочей тетради |
|
2 |
4 |
Подготовка реферата на тему: «Устройство и оборудование кузницы для подковывания лошадей» |
2 |
||
5 |
Подготовить реферат на тему: «Подковывание лошадей» |
2 |
||
6 |
Составить схему: «Строение зуба» в рабочей тетради |
2 |
||
7 |
Схематически изобразить лобнораковинную и верхнечелюстную пазухи в рабочей тетради |
2 |
||
Тема 2.4 Методы кастрации сельскохозяйственных животных и лечение послекастрационных осложнений |
Содержание учебного материала |
14 |
|
|
1 |
Понятие и способы кастрации. Кровавые и бескровные способы кастрации животных. Кастрация жеребцов. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение. |
|
3 |
|
2 |
Кастрация быков. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение. |
3 |
||
3 |
Кастрация хряков. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение. |
3 |
||
4 |
Кастрация верблюдов, оленей. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение. |
3 |
||
5 |
Кастрация самок, ее эффективность. Послекастрационные осложнения и их лечение |
3 |
||
Практические занятия |
18 |
|
||
1 |
Подготовка жеребцов к кастрации, фиксация, обезболивание, кастрация открытым и закрытым способами. Проведение различных видов анестезии Наложение и снятие различных видов швов . |
|
3 |
|
2 |
Подготовка хряков к кастрации, фиксация, обезболивание, кастрация открытым и закрытым способами. Проведение различных видов анестезии Наложение и снятие различных видов швов. |
3 |
||
3 |
Подготовка самок к кастрации, фиксация, обезболивание. Проведение различных видов анестезии Наложение и снятие различных видов швов. |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
36 |
|
||
1 |
Подготовка реферата на тему: «Кастрация кроликов» |
|
2 |
|
2 |
Изобразить схему: «Строение мошонки у самцов разных видов животных» |
2 |
||
3 |
Изобразить схему: «Строение половых органов быка» |
2 |
||
4 |
Изобразить схему: «Строение половых органов хряка» |
2 |
||
5 |
Изобразить схему: «Строение половых органов жеребца» |
2 |
|
6 |
Составить перечень инструментов применяемых при кастрации самцов кровавым способом. |
|
2 |
7 |
Рассчитать эффективность кастрации самцов сельскохозяйственных животных |
2 |
||
Тема 2.5 Методика диагностики беременности животных. |
Содержание учебного материала |
38 |
|
|
1 |
Оплодотворение. Моторика матки. Продвижение и срок жизни спермиев и яйцеклетки. Биологические реакции самки на сперму. |
|
3 |
|
2 |
Беременность: одноплодная, многоплодная, первичная, повторная, добавочная. Развитие плода и околоплодных оболочек. Плацента плодная и материнская. Типы плацент, плацентарный барьер. Питание зародыша плода в отдельные фазы развития. Критические периоды развития эмбриона плода. Взаимосвязь между матерью и плодом. |
3 |
||
3 |
Продолжительность беременности у животных. Изменения в организме беременных самок. Кормление, уход, содержание и использование беременных животных. Физиологическое и экономическое значение сухостойного период |
3 |
||
4 |
Методы диагностики беременности коров, кобыл, овец, коз, свиней и других животных. Лабораторные способы диагностики беременности. |
3 |
||
5 |
Патология беременности. Роль внешних факторов и состояния организма животных в возникновении болезней во время беременности. Внематочная беременность. Отеки беременных. Кровотечения из половых органов. Водянка плода и плодных оболочек. Патология плаценты. Преждевременные схватки и потуги. Скручивание матки. Выворот и выпадение влагалища. Залеживание перед родами. |
3 |
||
6 |
Аборты. Исходы аборта: гибель и резорбция зиготы и зародыша (скрытые аборты), смерть плода. Полные и неполные аборты, Мумификация, мацерация, гнилостное разложение плода. Лечебная помощь при абортах. Профилактика абортов. |
3 |
||
Практические занятия |
18 |
|
||
1 |
Определение стадий полового цикла у животных разных видов. |
|
3 |
|
2 |
Определение строения плодных оболочек и типов плацент самок животных |
3 |
|
|
разных видов, возраста плода на боенском материале |
|
|
3 |
Диагностика беременности животных разных видов различными способами |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
36 |
|
||
1 |
Составить опорный конспект по теме: «Особенности размножения сельскохозяйственной птицы». |
|
2 |
|
2 |
Подготовка реферата на тему: « Формирование яйца. Яйцекладка» |
2 |
||
3 |
Схематически изобразить строение яйца в рабочей тетради |
2 |
||
4 |
Составить таблицу: «Нейрогуморальная регуляция яйцекладки». |
2 |
||
5 |
Составить схему классификации абортов |
2 |
||
Тема 2.6. Методика оказания акушерской помощи при нормальных и патологических родах. Правила приема и ухода за новорожденными. Болезни новорожденных. |
Содержание учебного материала |
37 |
|
|
1 |
Роды. Факторы, обуславливающие роды. Продолжительность и особенности родов. Родовые пути. Расположение плода до родов и при родах Предвестники родов. Родовые схватки и потуги. Помощь животным при нормальных родах. |
|
3 |
|
2 |
Послеродовой период, его течение у самок животных разных видов. Инволюция половых органов. Лохии. Признаки нормального течения и окончания послеродового периода. Акушерская диспансеризация. |
3 |
||
3 |
Правила приема новорожденных, их кормление. Кормление, уход и содержание рожениц. Родильные помещения. Отел коров в боксах. Синхронизация родов. |
3 |
||
4 |
Причины патологических родов. Слабые и бурные схватки и потуги. Сухие роды. Сужение и спазмы шейки матки. Узость просвета таза и родовых путей. Травмы тканей тазового пояса. Задержка последа. |
3 |
||
5 |
Сущность и специфика оперативного акушерства, его основные задачи. Подготовка и оказание акушерской помощи. Акушерские инструменты. Родоразрешающие операции при неправильных положениях, позициях и положениях плода, крупноплодности и двойнях. |
3 |
||
6 |
Фетотомия, ее показания и противопоказания, Кесарево сечение у животных разных видов. |
3 |
||
7 |
Патология послеродового периода. Выворот матки. Послеродовые вульвиты, вестибулиты, вагиниты, цервициты, эндометриты. Атония и субинволюция матки. Послеродовая инфекция. Послеродовой парез. Послеродовая эклампсия. Послеродовое помешательство. Поедание последа и приплода. Залеживание после родов. |
3 |
|
|
Мероприятия по предупреждению заболеваний животных в послеродовой период. |
|
|
8 |
Физиологические особенности и болезни новорожденных. Внешние и внутренние факторы, способствующие рождению слабого, с пониженной резистентностью молодняка. Гипоксия и асфиксия новорожденного. Врожденное отсутствие анального отверстия. Кровотечение из сосудов культи пуповины. Задержание первородного кала. Воспаление пуповины. Врожденные аномалии и уродства новорожденных. Гипотрофия. Профилактика болезней новорожденных . |
3 |
||
Практические занятия |
30 |
|
||
1 |
Оказание помощи животным при нормальных родах. |
|
3 |
|
2 |
Выполнение задней эпидуральной анестезии, наложение швов, петель и бандажей для фиксации влагалища. |
3 |
||
3 |
Оказание помощи животным при неправильных расположениях головы, конечностей, позициях и положениях плода, проведение фетотомии по ампутации головы, конечностей, уменьшению объема плода, оказание лечебной помощи животным при задержании последа. |
3 |
||
4 |
Оказание лечебной помощи животным при заболеваниях матки, влагалища и послеродовом парезе. |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
36 |
|
||
1 |
Схематически изобразить : «Строение пуповины» |
|
2 |
|
2 |
Подготовка реферата на тему: «Организация работы в родильном отделении фермы, цехе отелов молочного комплекса» |
2 |
||
3 |
Подготовка реферата на тему: «Организация работы в родильном отделении свиноводческих хозяйств» |
2 |
||
4 |
Схематически изобразить: «Родовспоможение при патологиях» |
2 |
||
Учебная практика |
360 |
|
||
Виды работ |
|
|
||
Тема: Проведение диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных. |
174 |
|
||
1. Патологоанатомическая диагностика внутренних незаразных болезней 2. Патологоанатомическая диагностика инфекционных заболеваний 3. Клиническая диагностика различных систем и органов: дыхательной, пищеварительной, мочеполовой и кровеносной. 4. Диагностика кормовых отравлений . |
|
3 |
5. Диагностика внутренних незаразных болезней птицы 6. Диагностика болезней молодняка: диагностика болезней пищеварительной и дыхательной системы молодняка 7. Аллергической диагностики туберкулеза животных 8. Взятия проб крови от различных видов животных(от крупного рогатого скота и свиней) 9. Диагностика гельминтозов: трематодозов,нематодозов 10. Диагностика арахнозов 11. Диагностика энтомозов 12. Диагностика протозоозов 13. Диагностика заболеваний конечностей, копыт и копытец 14. Диагностика закрытых и открытых механических повреждений тканей 15. Определение охоты и диагностики беременности у самок различных видов животных(крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, кобыл) 16. Диагностика маститов 17. Диагностика гинекологических заболеваний: вульвита ,вестибулита, вагинита, заболеваний шейки матки и матки, яйцепроводов ,яичников. Диагностика нарушений полового цикла. |
|
|
Тема: Проведение лечебной работы при различных заболеваниях сельскохозяйственных животных |
186 |
|
1. Проведение лечебной работы при внутренних незаразных болезней (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем и болезней обмена веществ) и выполнения лечебных процедур 2. Проведение лечения кормовых отравлений 3. Лечение инфекционно-больных животных. Лечение некробактериоза у крупного рогатого скота 4. Проведение противоэпизоотических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний 5. Проведение лечебной работы при паразитарных и инвазионных болезнях: диктиокаулезе, фасциолезе, сифункулятозе, вольфартиозе 6. Лечение раненых животных с асептическими и гнойными воспалительными процессами, с закрытыми и открытыми механическими повреждениями тканей 7. Лечение омертвений, язв, экзем, дерматитов 8. Лечение переломов, мышц, болезней суставов, сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок, связок 9. Лечение заболеваний в области головы, глаз, груди, живота и прямой кишки 10. Лечение животных с заболеванием конечностей, копыт и копытец 11. Лечение животных с послеродовыми заболеваниями: эндометрите, вульвите, вагините, послеродовом парезе 12. Лечение болезней молочной железы 13. Проведение лечения гинекологических болезней (болезней наружных половых органов и болезней шейки матки и матки) и болезней новорожденных (телят, поросят и ягнят) |
|
3 |
Тематика курсовых работ: |
|
|
1. Лечение и профилактика гиподерматоза крупного рогатого скота. |
|
|
2. Кастрация бычков. 3. Профилактика и лечение фасциолеза крупного рогатого скота. 4. Организация противоэпизоотических мероприятий при туберкулезе. 5. Организация мероприятий по ликвидации инфекционных болезней у крупного рогатого скота. 6. Составление плана мероприятий при возникновении некробактериоза крупного рогатого скота. 7. Лечение и профилактика бронхопневмонии у молодняка крупного рогатого скота 8. Организация мероприятий по лечению и профилактике мастита у коров. 9. Лечение острого послеродового эндометрита у коров. 10. Организация мероприятий по ликвидации незаразных болезней 11. Расчет и анализ экономической эффективности ветеринарных мероприятий. 12. Организация мероприятий по ликвидации инвазионных болезней у крупного рогатого скота. 13. Профилактика и лечение задержания последа у самок крупного рогатого скота. 14. Расчистка и обрезка копыт у крупного рогатого скота. 15. Организация ветеринарного дела в районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных 16. Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации лептоспироза 17. Планирование противоэпизоотических мероприятий в районе 18. Планирование ветеринарных мероприятий по профилактике незаразных болезней 19. Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации бешенства и их экономическая эффективность 20. Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации туберкулеза КРС 21. Эффективность ветеринарных мероприятий по профилактике и лечению яловости и бесплодия телок и коров 22. Эффективность ветеринарных мероприятий по профилактике и лечению диспепсии новорожденных телят 23. Эффективность ветеринарных мероприятий по профилактике и лечению бронхопневмонии молодняка 24. Правовое регулирование ветеринарной предпринимательской деятельности 25. Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации бруцеллеза 26. Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации лейкоза |
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе |
12 |
|
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю |
108 |
|
Виды работ: 1. Проведение мероприятий по организации безопасной среды для животных и участников лечебнодиагностических процессов 2. Выполнение диагностических манипуляций: патологоанатомических, клинических, аллергических, серологических, копрологических, биохимических, гематологических, бактериологических, лабораторных. 3. Выполнение лечебных манипуляций с использованием аппаратуры и инструментария при незаразных и заразных болезнях, акушерско-гинекологических, хирургических, андрологических болезнях, болезнях молодняка, с соблюдением правил применения, использования и хранения фармакологических средств и |
|
3 |
биопрепаратов. |
|
|
Всего |
1526 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. Условия реализации программы профессионального модуля
Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных лабораторий:
— «Ветеринарная фармакология и латинского языка»
— «Патологической физиологии и патологической анатомии»
—«Внутренние незаразные болезни» —«Эпизоотология микробиологией»
—«Паразитологии и инвазионных болезней»
—«Ветеринарной хирургии»
—«Акушерства, гинекологии и биотехники размножения»
Полигоны:
- «Ветеринарная клиника»
- учебно-производственное хозяйство с учебной фермой Залы:
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть «Интернет»,
- актовый зал
оборудование учебных кабинетов и рабочих мест при лабораториях, ветеринарной клинике;
- комплект инструментов, приборов, приспособлений;
- комплекты плакатов, слайдов,
- комплекты учебно-методической документации;
- фиксационные: станки, веревки для животных,
- влажные, сухие патологические препараты,
- видео, диафильмы,
- муляжи животных,
- компьютер,
- принтер,
- DVD,
- видео- аудиотехника,
- компьютерные диски.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники: Учебники:
1. Бессарабов Б. Ф., Воронин Е. С., Вашутин А. А. Инфекционные болезни животных. – М.: КолосС, 2007
2. Жаров А. В. . Патологическая физиология сельскохозяйственных животных. - М.: КолосС, 2007
3. Кузьмин В. А. Инфекционные болезни животных. – СПб. Издательство «Лань», 2008
4. Сидорчук А. А. Инфекционные болезни животных. – М.: КолосС, 2007
5. Карпутяк И. М. Внутренние незаразные болезни животных. – Минск. Издательство: Беларусь, 2006
6. Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В., Внутренние болезни. Система органов пищеварения "МЕДпресс-информ", 2007
7. Карпутяк И. М. Внутренние незаразные болезни животных: Учебник, Беларусь Минск, 2006
Справочники:
1. Акбаева М.Ш.. Практикум по диагностике инвазионных болезней сельскохозяйственных животных. – под ред.–М.: Колос, 1994.
2. Бакулов И.А. Практикум по эпизоотологии с микробиологией. – М.: Агропромиздат, 1986.
3. Данилевский. В.М Практикум по внутренним незаразным болезням животных. – Под., - М.: Агропромиздат, 1992.
4. Сидоров И.В., Василевич Ф. И., Лукьяновский В. А Справочник по лечению собак и кошек с описанием лекарственных средств. – М.: Нива России – Оникс 21 век, 2001
Дополнительные источники:
1. Абуладзе К.И «Паразитология и инвазионные болезни». – М.: Колос, 1990.
2. Акбаев М.Ш.; Василевич Ф.И.; Балагула Т.В. и другие «Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных». – М.: Колос, 2001.
3. Бакулов И.А «Эпизоотология с микробиологией».. – М.: Колос, 2000.
4. Высоцкий Д. И. Ветеринарная хирургия, офтальмология и ортопедия. –– М.: Колос С, 2002
5. Данилевский В.М. «Внутренние незаразные болезни» – М.: Агропромиздат, 1991.
6. Карпов В. А. Акушерство, гинекология сельскохозяйственных животных. –– М.: Росагропромиздат 1990
7. Кондрахин И.П., Таланов Г.А., Пак В.В. «Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных Конопаткин. А.А. «Эпизоотология и инфекционные болезни» – М.: Колос, 1993.
8. Михайлов М. Н. Акушерство, гинекология и искусственное осеменение сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1990
9. Никитин В. Я., Миролюбов М. Г. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника животных» – М.: КолосС, 2002.
10. Семенов. Б.С, Лебедев. А.В. Частная ветеринарная хирургия.. – М. Колос,1998
11. размножения. – М.: Колос, 2000
12. Интернет, отечественные журналы - «Ветеринария», «Ветеринарная газета»,
13. Кудряшов А. А., Святковский А. В. Инфекционные болезни животных. – СПб.: «Лань», 2007
14. Мишанин Ю. Ф. Справочник по инфекционным болезням животных. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002
15. Нахмансон В. М., Бурба Л. Г. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных. – М.: Росагропромиздат,1990
16. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: Учебник для вузов. Автор: Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарев Р.П. М: КолосС 2004
Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля: «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных», является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля « Выполнение работ по профессии рабочего».
При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.
Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (ветеринарно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных» и специальности «Ветеринария». Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Ветеринарно – педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также профессиональных дисциплин: «Внутренние незаразные болезни», «Паразитология и инвазионные болезни», «Эпизоотология с микробиологией», «Ветеринарная хирургия», «Акушерство, гинекология и эмбриология».
Лаборанты: наличие 5-ого квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже
1 –ого раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата. |
Формы и методы контроля и оценки |
Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе. |
- Демонстрация фиксации животных разных видов; |
Тестирование Экспертная оценка выполнения практического задания |
- Определение клинического состояния животных; |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
- Определение функциональных и морфологических изменений в органах и системах органов сельскохозяйственных животных; |
Тестирование Экспертная оценка защиты лабораторной работы |
|
- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных. |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции. |
- Введение животным лекарственных средств основными способами; |
Тестирование Экспертная оценка защиты лабораторной работы. |
- Демонстрация обработки операционного поля,. |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
- Выполнение местного обезболивания, накладывание швов и повязок
|
Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
|
Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария. |
- Демонстрация кастрирования сельскохозяйственных животных;. |
Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
- Выполнение местного обезболивания, накладывание швов и повязок |
Тестирование Экспертная оценка на практическом занятии |
|
- Введение животным лекарственных средств основными способами |
Тестирование Экспертная оценка защиты лабораторной работы. |
|
- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных. |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
Оказывать доврачебную помощь |
- Демонстрация фиксации животных разных видов; |
Тестирование Экспертная оценка |
сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях. |
|
выполнения практического задания. |
- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных. |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
- Оказание первой помощи сельскохозяйственным животным;. |
Решение ситуационных задач Экспертная оценка на практическом занятии |
|
- Введение животным лекарственных средств основными способами |
Тестирование Экспертная оценка защиты лабораторной работы. |
|
Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным. |
- Демонстрация фиксации животных разных видов;. |
Тестирование Экспертная оценка выполнения практического задания
|
- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных. |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
- Оказание акушерской помощи сельскохозяйственным животным |
Решение ситуационных задач Экспертная оценка на практическом занятии |
|
Участвовать в проведении ветеринарного приема |
- Обследование животных и оформление соответствующей документации |
Экспертная оценка на практическом занятии |
|
|
Комплексный экзамен по модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата. |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- Формулирование интересов к будущей профессии. |
Интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Обоснование выбора и применеия методов диагностики; - Выполнение профилактики и лечения сельскохозяйственных животных; - Определение эффективности и оценка качества проводимых |
|
|
лечебно-профилактических мероприятий.
|
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области диагностикопрофилактических и лечебных мероприятий. |
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
- Нахождение необходимой информации; - Использование различных источников, включая электронные; - Использование различных приборов и инструментов. |
|
Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
- Демонстрация умения работать с животными, приборами, инструментами. |
|
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и лаборантами в ходе обучения. |
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
- Доказательство, самоанализ и коррекция результатов собственной работы. |
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- Планирование и организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля. |
|
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- Обоснование инноваций в разработке профилактико-лечебных мероприятий. |
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- Демонстрация простейших примеров терапевтической техники при оказании первой помощи пострадавшим людям. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.