РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

Оценка 4.9
pdf
06.04.2020
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
ПМ.02 правильная.pdf

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

 

 

 

 

Специальность 36.02.01  Ветеринария (базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гагарин 2019 г

ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических

специальностей и профессий

Протокол № ___ от «__» _________ 20___ г.

Председатель  предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических

специальностей и профессий

 

___________/_____________/

 

 

 

 

 

Утверждена на основании решения педагогического совета

протокол №___  от ___________

зам. директора по учебной работе

________________ Т.М. Буцилова

 

 

 

 

Разработана в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, утвержденным Министерством образования  и науки РФ 12.05.2014 г. № 504.

 

 

 

 

Разработчик: Смирнова Т.А. - преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный  колледж» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

          стр.

 

1.  ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4

2.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6     

3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

31

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)                                      34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

ПМ.02  Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

 

Область применения программы.

 

Рабочая  программа профессионального модуля ПМ.02  Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных является частью основной профессиональной образовательной программы в СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

 

Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Модуль ПМ.02  Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных входит в цикл ПМ Профессиональные модули за счет часов обязательной части.

 

Цели и задачи модуля-требования к результатам освоения модуля.

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

Ø  проведения диагностического исследования диспансеризации профилактических мероприятий;

Ø  выполнения лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;

Ø  ведения ветеринарной документации; уметь:

Ø  фиксировать животных разных видов;

Ø  определять клиническое состояние животных;

Ø  устанавливать функциональные морфологические изменения в органах и системах органов сельскохозяйственных животных;

Ø  оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным;

Ø  вводить животным лекарственные средства основными способами;

Ø  стерилизовать ветеринарные инструменты для обследования и различных видов лечения животных

Ø  обрабатывать операционное поле, проводить местное обезболивание, накладывать швы и повязки;

Ø  кастрировать сельскохозяйственных животных;

Ø  оказывать сельскохозяйственным животным акушерскую помощь;

Ø  ухаживать за новорожденными животными; знать:

Ø  систему ветеринарных лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;

Ø  современные методы клинической и лабораторной диагностики болезней животных;

Ø  правила диспансеризации животных;

Ø  приемы клинической диагностики внутренних болезней животных;

Ø  правила и порядок хранения и складирования ветеринарных препаратов, положения и инструкции по их учету;

Ø  технологию приготовления лекарственных форм;

Ø  основные методы терапевтической техники для животных.

 

Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего 1526 часов, в том числе

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 1050 часов включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 700 часов; 

                                  из них теоритических - 338 часов,

                                  практических и лабораторных – 350 часов, 

                                                                       12 часов на курсовую работу

самостоятельной работы обучающегося – 358 часов; учебной и производственной практики - 468 часов:

                                                  учебной - 360 часов;                                                   производственной – 108 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

 

Код  

Наименование результата обучения  

ПК 2.1.

Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно- диагностическом процессе  

ПК 2.2.

Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции  

ПК 2.3.

Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария

ПК 2.4.

Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях

ПК 2.5.

Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным

ПК 2.6.

Участвовать в проведении ветеринарного приема

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения, профессиональных задач, профессионального личностного развития.

ОК 5.

использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать еѐ сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.  

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчинѐнных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

 


3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Тематический план профессионального модуля

 

Код профессио нальных

компетенц ий

Наименование раздела профессионального модуля

Всего часов

(макс учебная

нагрузка и

практик

и)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебн ая, часов

Производстве

нная         

(по профилю специальност

и), часов (если

предусмотрена рассредоточен ная практика)

Всего, часов

в т.ч.

лабораторные работы и

практические занятия, часов

в т.ч.

курсовая работа

(проект), часов

Всего, часов

в т.ч.

курсовая работа

(проект), часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1 – 2.3

Раздел            1             Методики диагностики             заболеваний сельскохозяйственных

животных        и         система

диагностических ветеринарных мероприятий.

671

393

200

12

170

6

108

 

ПК 2.1 - 2.6

Раздел 2 Методики лечения заболеваний сельскохозяйственных животных

855

307

150

 

188

 

360

 

 

Производственная (по профилю специальности),

часов

108

 

 

 

 

 

 

108

 

Всего

1526

700

350

12

358

6

468

108

 

 

 

 

 

 

Содержание обучения по профессиональному модулю

 

Наименование разделов профессионального модуля

(ПМ),  междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)( если

предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Проведение диагностики заболеваний

сельскохозяйственных

животных и система диагностических

ветеринарных мероприятий.

 

393

 

МДК.02.01. Методики диагностики и лечения заболеваний 

сельскохозяйственных животных.

 

 

 

Тема 1.1 Современные методы клинической и лабораторной диагностики болезней

сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала

10

2

1

Понятие о клинической диагностике. Симптом, синдром, диагноз, прогноз и исход болезни. Подход, методы фиксации, укрощения и обращения с животными. Личная общественная гигиена. Техника безопасности.

 

2

2

Методы и приемы клинической диагностики внутренних болезней Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация и дополнительные методы исследования

2

3

План клинического обследования Сбор анамнеза. Общее обследование: определение габитуса, исследование шерстного покрова, кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов, термометрия. Регистрация больных животных, постановка диагноза

2

Практические занятия

18

 

1

Общие клинические методы исследования животных. Методы фиксации и укрощения животных. Техника безопасности и личная гигиена

 

2

2

План клинического обследования. Регистрация больных животных. Определение габитуса. Освоение метода термометрии

2

Самостоятельная работа обучающихся

18

 

1

Выписать в тетрадь план клинического обследования животных

 

2

 

 

2

Составление таблицы:  «Показатели артериального пульса у разных видов животных».  

 

2

3

Подготовка сообщения на тему: « Техника безопасности и личная гигиена при работе с животными»  

2

Тема 1.2 Методика исследования органов и систем при внутренних болезных

сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала

50

 

1

Исследование сердечно-сосудистой системы: сердца и кровеносных сосудов Осмотр, пальпация сердечного толчка. Аускультация сердца. Определение частоты и ритма сердечных сокращений. Понятие об аритмиях. Определение силы и ясности сердечных тонов, наличие или отсутствие сердечных шумов. Исследование кровеносных сосудов. Инструментальные методы исследования, лабораторные методы исследования.

 

2

2

Исследование органов дыхания: верхнего отдела дыхательных путей и легких Схема исследования органов дыхания. Исследование дыхательных движений (тип, ритм дыхания, сила дыхательных движений), одышка, кашель. Исследование верхнего отдела дыхательных путей.

Исследование легких. Осмотр, пальпация и перкуссия грудной клетки ( легких). Границы перкуссии легких у разных видов животных. Патологические изменения перкуторного звука, аускультация легких. Основные физиологические дыхательные шумы. Патологические шумы дыхания. Понятия о рентгеноскопии, рентгенографии и флюорографии грудной клетки.

Исследование носовых истечений, бронхиальной слизи, крови.

2

3

Исследование органов пищеварения .

Приема корма, воды, ротовой полости, глотки, слюнных желез и пищевода, желудка и преджелудков у жвачных, кишечника у разных видов животных, акта дефекации и кала, исследование печени. Ректальное исследование.

Лабораторные и инструментальные методы исследования

2

4

Исследование системы  мочевыделения. Акта мочеиспускания, почек, мочевого пузыря, исследование мочи.

2

5

Исследование системы крови.

Методы исследования органов кроветворения. Физические свойства крови и морфологический     состав.            Клиническая интерпретация             морфологических показателей крови.

2

6

Исследование иммунной системы

Органы иммунной системы и методы их исследования. Значение Т и В – лимфоцитов в организации иммунитета. Фагоцитарная активность и

2

 

 

 

фагоцитарный индекс нейтрофилов.

 

 

7

Исследование состояния обмена веществ. 

Классификация болезней обмена веществ, особенности их диагностики. Диагностика болезней, протекающих с преимущественным нарушением белкового, углеводно-липидного, минерального обмена. Патогенетическая сущность, диагностические критерии болезни. Диагностика гиповитаминозов.

Оценка состояния водно-электролитного обмена и кислотно-основного равновесия в организме.  

Исследование эндокринных органов. Особенности болезней эндокринных органов

2

8

Исследование нервной системы: поведения животного, черепа, позвоночного столба, органов чувств, двигательных сфер, рефлексов и чувствительности

2

9

История болезни.  

Правила записи сведений о стационарно больном животном, результатов первичного обследования и данных наблюдений за течение болезни.  Понятие об эпикризе.

2

Лабораторные работы

16

 

1

Исследование мочи (определение физических и химических свойств мочи)

 

2

2

Отбор крови и подготовка к исследованию. (морфологический анализ, подсчет эритроцитов, лейкоцитов, определение количества гемоглобина, скорости оседания эритроцитов, биохимия). Окрашивание мазков.

2

Практические занятия

22

 

1

Исследование сердца, артериального пульса у разных видов животных

 

2

2

Исследование верхних дыхательных путей и легких, определение частоты дыхания, характера носовых истечений, одышки, кашля, патологических шумов дыхания, определение поля перкуссии легких, возможных очагов притупления, состояния придаточных полостей, воздухоносного мешка у лошади.

2

3

Исследование ротовой полости, глотки, пищевода, рубца, сетки, книжки, желудка, кишечника, печени.

2

Самостоятельная работа обучающихся

24

 

1

Составить таблицу : «Относительная плотность мочи, г/мл»

 

2

2

Составить схему : «Виды аритмий, классификация сердечных тонов и шумов»

2

3

Составить таблицу:  « Показатели дыхательных движений и пульса у разных видов животных».

2

4

Изобразить графически виды одышек.

2

 

 

5

Изобразить контурно границы перкуссии легких у разных видов животных

 

2

6

Решить                       ситуационные                      задачи             по             клиническому           исследованию сердечнососудистой системы

2

7

Решить  ситуационные  задачи по клиническому исследованию органов дыхания

2

8

Решить  ситуационные  задачи по клиническому исследованию органов пищеварения

2

9

Решить  ситуационные  задачи по клиническому исследованию  органов мочевой системы

2

10

Определить световой показатель по формуле, сравнить нормы. Данные записать в тетрадь.

2

11

Составить таблицу:  «Физические показатели мочи у разных видов животных».

2

12

Составить таблицу:  «Химические свойства мочи у разных видов животных»

2

13

Написание конспекта на тему: « Инструментальные и лабораторные методы исследования органов дыхания»

2

14

Написание конспекта на тему: « Дополнительные исследования органов пищеварения»

2

15

Выписать нормативы содержания  количества гемоглобина, СОЭ, эритроцитов, лейкоцитов, у разных видов животных  в табличной форме.

2

Тема 1.3. Методики исследования патологий системы крови и их диагностическое значение

Содержание учебного материала

9

3

1

Этиология, патогенез, классификация патологии системы крови. 

Функциональные и структурные изменения, исходы при патологии системы крови.

 

3

2

Изменение общего количества крови. Общие анемии. Качественные изменения эритроцитов. 

Изменение количественного и качественного состава лейкоцитов. Лейкоцитоз, лейкопения

3

Практические занятия

6

 

1

Определение количественного и качественного состава крови

 

3

Самостоятельная работа обучающихся

10

 

1

Составление  плана текста «Гемобластозы», указать, чем обусловлен  экономический ущерб  этой группы болезней в тетради

 

3

2

Подготовка реферата на тему: «Особенности проявления гемофилии у  животных разных видов»  

3

Тема 1.4. Методики исследования

Содержание учебного материала

22

 

1

Этиология,     патогенез,     классификация     Функциональные     и    структурные

 

3

 

морфофункциональных

изменений органов дыхания, пищеварения, печени,

мочеполовой эндокринной, нервной систем и их диагностическое значение

 

изменения, исходы

 

 

2

Нарушение функций верхних дыхательных путей, кровотока в легких. Асфиксия. Гипоксия и ее типы. Компенсаторные механизмы при гипоксии. Одышка. Воспалительные болезни легких. Экссудативные пневмонии. Некротические и продуктивные пневмонии. Объемные изменения легких. Врожденный, приобретенный, обтурационный и  компрессионный ателектаз. Эмфизема легких. Отек легких. Плевриты

3

3

Основные причины  нарушения пищеварения. Нарушение жевания, слюноотделения, глотания. Нарушение пищеварения в желудке, преджелудках у жвачных и в кишечнике.  

3

4

Нарушение функций печени, желчеобразования и желчевыделения. Желтуха, ее виды и механизм развития.

3

5

Определение болезней органов мочеполовой системы. Расстройства нервной и гуморальной регуляции мочеобразования.  

3

6

Эндокринные нарушения, Гипер – и гипофункции передней и задней доли гипофиза, щитовидной железы, околощитовидной железы, коркового и мозгового вещества надпочечных желез. Стресс и общий адаптационный  синдром.  

Определение патологий нервной системы. Неврозы. Обмороки. Нарушение чувствительности. Нарушение двигательной функции нервной системы. Парезы и параличи.

3

Практические занятия

24

 

1

Определение различных видов заболеваний органов дыхания на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах

 

3

2

Определение различных видов заболеваний органов пищеварения и печени на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах

3

3

Определение болезней органов мочеполовой системе на трупном материале, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам

3

Самостоятельная работа обучающихся

20

 

1

Составление  таблицы: «Нарушения моторной функции кишечника», указав  особенности проявления гиперкинеза, гипокинеза, спастических и атонических  запоров в тетради.  

 

3

2

Дать характеристику нарушениям регуляции дыхания: полипноэ, гиперпноэ, брадипноэ, апноэ, диспноэ, указав заболевания, при которых они встречаются и записать полученные результаты в  рабочую тетрадь

3

 

 

3

Подготовка  презентации на тему:  «Нарушения функций эндокринных желез» с указанием   гипер- и гипофункций.

 

3

4

Составить таблицу «Классификация стрессов».

3

Тема 1.5. Методики исследования патологии обмена веществ и  их диагностическое значение

Содержание учебного материала

4

 

1

Этиология, патогенез, классификация.  Нарушение основного обмена.

 

3

2

Нарушение белкового, углеводного,  жирового, минерального и водного обмена. Функциональные и структурные изменения, исходы.

3

Самостоятельная работа обучающихся

10

 

1

Подготовка опорного  конспекта на тему: «Патологическая физиология  голодания, указав изменения в организме  при полном, неполном, частичном  (белковом, жировом, углеводном) голодании с использованием интернет-  ресурсов.  

 

3

Тема 1.6. Методика диспансеризации животных

Содержание учебного материала

4

 

1

Правила, цели, задачи и сроки проведения. Методика проведения диспансеризации высокоценных животных. Определение производственных показателей. Определение клинического статуса в стаде. Анализ лабораторных исследований крови, мочи, молока.  Анализ кормления и содержания животных. Анализ полученных данных, заключение и предложения по результатам диспансеризации.

 

3

Лабораторные работы

6

 

1

Исследование крови, молока, мочи

 

3

Практические занятия

12

 

1

Проведение диспансеризации высокопродуктивных животных: дойных коров и составление заключения и предложений по ее результатам

 

3

2

Проведение диспансеризации высокопродуктивных животных: сухостойных коров и составление заключения и предложений по ее результатам

3

Самостоятельная работа обучающихся

20

 

1

Представить в виде таблицы методику основной и текущей диспансеризации.

 

3

2

Составить сопроводительный документ на отправляемые пробы в  ветеринарную лабораторию крови, молока, мочи.

3

3

Провести анализ кормления контрольной группы животных и записать данные  в рабочую тетрадь.

3

4

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  супоросных, подсосных и холостых свиноматок»  

3

5

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  хряков

3

 

 

 

производителей»

 

 

6

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  быков производителей  в племобъединениях»

3

7

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  жеребых и подсосных конематок на ипподромах»  

3

8

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  жеребцов производителей на конезаводах»

3

9

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  жеребят в возрасте 6,12,24,36 месяцев на конефермах»

3

10

Подготовка реферата на тему: « Методика проведения диспансеризации  суягных и подсосных овцематок»

3

Тема 1.7. Методика аллергической диагностики

Содержание учебного материала

2

 

1

Аллергическая диагностика и определение иммунологической и аллергической реактивности

 

3

Практические занятия

18

 

1

Аллергическая диагностика туберкулеза

 

3

2

Аллергическая диагностика бруцеллеза

3

3

Аллергическая диагностика сапа

3

Самостоятельная работа обучающихся

6

 

1

Подготовка реферата на тему: «Аллергия и анафилаксия»

 

2

Тема 1.8. Методики патологической диагностики

при острых, хронических, смешанных инфекциях,

инвазионных болезнях, при микозах и токсикозах, и их диагностическое значение

Содержание учебного материала

12

 

1

Этиология, патогенез, классификация 

Определение различных видов инфекционных болезней на боенском, трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах, по таблицам и рисункам. Особенности патологоанатомической диагностики болезней, вызываемых бактериями, вирусами, простейшими и грибами.

 

2

2

Диагностика смешанных инфекций и осложнений. Диагностика бактериальных болезней с острым и хроническим течениям. Диагностика вирусных болезней

2

3

Патологоанатомическая      диагностика пироплазмидозов,    гельминтозов. Определение различных видов микозов и микотоксикозов на боенском и трупном материале.  

Диагностика актиномикоза, аспергиллеза, мукормикоза, стахиоботриотоксикоза и фузариотоксикоза.

2

4

Функциональные и морфологические изменения, исходы

2

Практические занятия

18

 

 

 

1

Определение различных видов отравлений на сухих и влажных препаратах по рисункам

 

2

2

Определение различных видов инфекционных болезней на трупном материале, макро-и микро препаратах, по таблицам и рисункам

2

3

Определение различных видов микозов и микотоксикозов на трупном материале, гистологических препаратах

2

Самостоятельная работа обучающихся

24

 

1

Составление  таблицы «Дифференциальная морфологическая диагностика инфекционных болезней свиней» (чума, рожа, пастереллез, сальмонеллез).

 

2

2

Работа с дополнительной литературой. Изучить классификацию отравлений по происхождению, химическому составу и записать в рабочую тетрадь..

2

3

Составление  таблицы, указав вид соединения и его наименование, применение, патологоанатомические изменения.

2

4

Составление  таблицы: «Микозы и микотоксикозы», указав заболевание и патологоанатомические изменения.

2

Тема 1.9. Методы диагностики инфекционных, инвазионных, внутренних незаразных,

акушерско-гинекологических и хирургических болезней.

Содержание учебного материала

68

 

1

Эпизоотологический метод исследования. 

Изучение историко-статистических данных. Определение экономической эффективности противоэпизоотических мероприятий, проведение эпизоотологического обследования: определение источника возбудителя инфекции видового, возрастного  и количественного состава заболевших животных.

 

2

2

Патологоанатомический метод исследования при заразных и незаразных болезнях.

Изучение патологоанатомических изменений выявляемых в органах и тканях при вскрытии трупов или осмотре туш и органов от вынужденно убитых животных при заразных и незаразных болезнях. Полное и частичное гельминтологическое вскрытие

2

3

Бактериологический метод исследования. 

Техника отбора материала, упаковка и транспортировка для лабораторного исследования. Микроскопический метод исследования: приготовление мазков  отпечатков из патматериала, методы высушивания, фиксации и окрашивания на различные формы микроорганизмов. Световая, люминесцентная и электронная микроскопия.

2

4

Определение           подвижности           микроорганизмов.           Культивирование

2

 

 

 

микроорганизмов: лабораторное оборудование, питательные среды и их классификация. Осветление сред и определение активной кислотности среды.

 

 

5

Техника посева микробов, определение роста на плотных и жидких питательных средах.

Методы выделения чистой культуры, определение биохимических свойств микробов: Метод Дригальского, метод Пастера, метод Мечникова и Шукевича. Аэробное окисление или сбраживание углеводов, гидролиз крахмала, разжижение желатина; образование аммиака, индола, сероводорода, выделение Н2S, воздействие на молоко, отношение к кислороду, оксидазная активность, каталазная активность, отношение к температуре, выявление сахаролитической активности микроорганизмов, протеолитических и других ферментов микробов, определение гемолитических свойств, принципы идентификации микроорганизмов. Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам, бактериофаги: метод серийных разведений, диффузии в агаровом геле, идентификация бактерий с помощью фагов.

2

6

Определение биологических свойств микроорганизмов. Определение патогенности микробов, способы постановки биопробы: скарификация, внутрикожный, подкожный, внутримышечный, внутрибрюшинный, внутривенный, интрацеребральный, интраназальный, оральный. Определение вирулентности микробов: тесты, свидетельствующие о патогенных свойствах микроорганизмов.

2

7

Вирусологический метод исследования. 

Техника отбора материала, упаковка и транспортировка для лабораторного исследования. Световая, люминесцентная и электронная микроскопия. Приготовление мазков-отпечатков из патматериала, методы высушивания, фиксации и окрашивания вирусов. Культивирование вирусов: лабораторное оборудование, питательные среды и их классификация. 

2

8

Серологический метод исследования. 

Техника отбора материала, упаковка и транспортировка для исследования.

2

9

Серологические реакции 

2

10

Понятие об антигенах и антителах. Сущность постановки серологических реакций 

2

11

Гематологический метод исследования. 

Взятие образцов крови у животных разных видов для морфологического анализа, подсчитывать количества эритроцитов и лейкоцитов в крови;  

2

 

 

12

Подготовка и окрашивание мазков крови, дифференциация лейкоцитов и выведение лейкоцитарной формулы. 

Определение количество гемоглобина, скорости  оседания эритроцитов.

 

2

13

Гистологический      метод исследования.           Правила         взятия             материала      для гистологического исследования:

Изготовление гистологических препаратов при патологии клеток, тканей и органов

2

14

Определение видов инфекционных и инвазионных болезней по гистологическим препаратам.

2

15

Биохимический метод исследования. 

Методика взятия образцов крови у животных для биохимического исследования.

2

16

Определение в сыворотке крови содержание общего белка, общего кальция, неорганического фосфора.  

2

17

Определение в сыворотке крови содержание каротина, резервной щелочности, проводить клиническую интерпретацию полученных данных.

2

18

Копрологический метод исследования. 

2

19

Гельминтоларвоскопические методы

2

20

Диагностическая дегельминтизация. Взятие и исследование соскоба кожи. Иммунобиологическая диагностика. Аллергический метод диагностики эхинококкоза (Реакция Кацона) и ценуроза мелкого и крупного рогатого скота.

2

Лабораторные работы

30

 

1

Определение физических и химических свойств мочи от больных животных. Оформление соответствующей ветеринарной документации на отправляемую мочу для исследования в ветеринарную лабораторию (сопроводительная) 

 

2

2

Бактериологическая,            серологическая         и          аллергическая             диагностика инфекционных болезней

2

3

Дифференциальная диагностика инфекционных болезней свиней и молодняка.

2

4

Определение анатомо-морфологических признаков трематод, цестодоз, акантоцефал, нематод, их промежуточных хозяев на препаратах и по таблицам

2

5

Биохимическое исследование крови от крупного рогатого скота на содержание общего кальция, общего белка и резервной щелочности. Оформление соответствующей ветеринарной документации на отправляемую кровь для исследования в ветеринарную лабораторию (сопроводительная).

2

Практические занятия

36

 

1

Отбор и пересылка патматериала для лабораторного исследования

 

2

 

 

2

Отбор, обработка и исследование материала на дерматомикозы

 

2

3

Определение признаков расстройства крово- и лимфообращения на трупном материале и музейных препаратах

2

4

Определение различных видов заболеваний органов дыханий на трупном материале, макро-и микро препаратах

2

5

Определение болезней органов мочеполовой системы, на трупном материале, сухих и влажных препаратах по рисункам и таблицам

2

6

Определение различных видов отравлений на сухих и влажных препаратах по рисункам

2

Самостоятельная работа обучающихся

38

 

1

Подготовка реферата на тему: «Исследование иммунной системы»

 

2

2

Подготовка реферата на тему: «Исследование состояния обмена веществ»

2

3

Подготовка реферата на тему: «Исследование состояния эндокринных органов»

2

4

Изучить ПЦР-диагностику при инфекционных заболеваниях с использованием интернет-ресурсов

2

5

Изучить ПЦР-диагностику при инвазионных заболеваниях с использованием интернет-ресурсов.

2

6

Изучить ПЦР-диагностику при внутренних незаразных заболеваниях с использованием интернет-ресурсов.

2

7

Решить ситуационную (производственную) задачу по эпизоотологическому методу диагностики заболеваний 

2

8

Решить ситуационную (производственную) задачу по патологоанатомическому методу диагностики заболеваний 

2

9

Решить ситуационную (производственную) задачу по бактериологическому методу диагностики заболеваний 

2

10

Решить ситуационную (производственную) задачу по серологическому методу диагностики заболеваний 

2

11

Решить ситуационную (производственную) задачу по вирусологическому методу диагностики заболеваний 

2

12

Решить ситуационную (производственную) задачу по гистологическому методу диагностики заболеваний 

2

13

Решить ситуационную (производственную) задачу по копрологическому методу диагностики заболеваний 

2

14

Решить ситуационную (производственную) задачу по биохимическому методу диагностики заболеваний 

2

 

Учебная практика

108

 

Виды работ

 

 

Тема: Исследование строения и функций органов и систем организма домашних животных.

78

 

Определение строения  скелета и соединения его костей, соединения костей скелета разных видов животных:

Ø  скелета и отдельных костей туловища,  

Ø  скелета головы;  поясов и свободных конечностей; 

Ø  типа соединения костей;  препарирование суставов и связок конечностей 

 

2

Препарирование  мышц и их вспомогательных органов. Определение топографии, точек прикрепления мышц по их функциональным группам и определения строения и работы мышц на живых объектах

2

Определение строения и топографии органы пищеварения разных видов домашних животных; препарирование и определение строения слоев стенки пищеварительной трубки, органов ротовой полости, глотки, пищевода, однокамерного и многокамерного желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы  

2

Определение строения и топографии органов дыхания разных видов домашних животных с препарированием органов: носовой полости, гортани, трахеи, легких  

2

Определение строения и топографии органов мочевыделения и размножения разных видов домашних животных с препарированием органов: почек, мочевыводящих путей, семенников, семенного канатика, мочеполового канала, придаточных половых желез, полового члена, мошонки, яичников, яйцеводов, матки, влагалища

2

Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения с препарированием: сердца, крупных артерий, вен, лимфатических узлов, кроветворных органов

2

Определение строения и топографии органов нервной системы, органов чувств: с препарированием спинного и головного мозга, их оболочек, спинномозговых нервов, ганглиев, блуждающего нерва, пограничного симпатического ствола, органов зрения и слуха

2

Определение строения и топографии железы внутренней секреции. Определение областей тела, топографии суставов, костных бугров и выступов, доступных лимфоузлов, внутренних органов (проекция) на живых объектах

2

Определение функций органов дыхания, крово- и  лимфообращения: 

Ø  определение типа, ритма, частоты дыхания. аускультация и перкуссия легких 

Ø  прослушивание тонов сердца, исследование пульса, наблюдение за сердечным толчком

2

Исследование функций органов пищеварения: наблюдение за приемом корма и воды, отрыжкой и жвачкой, исследование моторики рубца

2

Измерение температуры тела у животных. Наблюдение за различными формами поведения животных

2

Тема:  Изготовление и применение различных лекарственных форм в ветеринарии.

30

 

Правила работы ветеринарной аптеки и методики оформления аптечной документации.

 

1

Подготовка посуды, дистилляция воды, стерилизации аптечной посуды.

1

Изготовление жидких, твердых (плотных) и мягких лекарственных веществ.

1

Введение лекарственных веществ животным различными методами.

1

 

Применение лекарственных растений в ветеринарии. Методика сбора лекарственных растений.

 

1

Раздел 2. Проведение  лечения заболеваний

сельскохозяйственных животных

 

 

307

 

МДК.02.01. Методики  диагностики и лечения заболеваний

сельскохозяйственных животных

 

 

 

 

Тема 2.1 Основные методы терапевтической техники

Содержание учебного материала

12

 

1

Основы общей терапии Принципы современной терапии. Виды методы терапии. Диетотерапия. Этиотропная патологическая, заместительная, стимулирующая терапия.  Фитотерапия.

 

2

2

Основы физиотерапии Механотерапия. Светолечение. Искусственные источники инфракрасных и ультрафиолетовых лучей, их биологическое действие, применение в животноводстве и ветеринарии.  

2

3

Понятие об электролечении. Аэрозольная терапия. Ультразвуковая терапия. Рефлексотерапия. Лазерная терапия.

2

4

Методы введения лекарственных веществ. Добровольные и насильственные методы введения лекарственных веществ: через рот, подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутритрахеально, внутрибрюшинно

2

5

Зондирование желудка: у лошади, собаки; рубца у крупного рогатого скота, промывание и прокалывание рубца, введение в сетку   коров  магнитных зондов и колец, постановка клизм и компрессов.  

Катетеризация уретры и мочевого пузыря. Ингаляция.

2

Практические занятия

14

 

1

Введение лекарственных веществ различными путями: (орально)  разным видам животных

 

2

2

Введение лекарственных веществ различными путями: (парентерально) разным видам животных

2

3

Использование аппаратуры с источниками ультрафиолетового и инфракрасного лучей для групповых и индивидуальных процедур.

2

Самостоятельная работа обучающихся

20

 

1

Составить перечень необходимых инструментов при насильственных методах

 

2

 

 

 

введения лекарственных веществ животным.

 

 

2

Схематически изобразить точки введения: прокола рубца у жвачных и слепой кишки у лошадей.

2

3

Зарисовать зонды используемые для извлечения инородных тел из пищевода, сетки.

2

4

Представить классификацию клизм с комментарием механизма действия в виде краткого конспекта.

2

5

Зарисовать методику катетеризацию уретры и мочевого пузыря у коров.

2

6

Работа с дополнительной литературой. Перечислить виды аппаратуры для ингаляции и объяснить эффективность данного метода лечения и профилактики заболеваний органов дыхания

2

7

Подготовка презентации на тему: « Терапевтическая техника»

2

Тема 2.2 Методы  лечения заразных болезней

сельскохозяйственных животных

Содержание учебного материала

16

 

1

Специфическое        лечение:         Лечение         гипериммунными,             антитоксическими сыворотками 

Сывороткой и нитрированный кровью реконвалесцентов 

Лечение иммунолактоном, гаммо-глобулином. Фаго- и вакцинотерапия

 

3

2

Неспецифическое лечение. Лакто- и гемотерапия. Тканевая терапия по В. Л. Филатову. Применение антиретикулярной цитотоксической сыворотки (АЦС) и интерферона

3

3

Симптоматическое лечение

3

4

Антибиотикотерапия. Применение антибиотиков различных групп и действия

3

5

Химиотерапия. Применение сульфаниламидных и нитрофурановых препаратов

3

6

Общеукрепляющие препараты. Применение витаминов, аминокислот, микробовантагонистов, микро- макроэлементов,

3

7

Правила и порядок хранения и складирования ветеринарных препаратов, положения и инструкции по их учету.

3

Практические занятия

52

 

1

Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации сибирской язвы. Определение  эффективности оздоровительных мероприятий

 

3

2

Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации туберкулеза Определение  эффективности оздоровительных мероприятий

3

3

Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации бешенства Определение  эффективности оздоровительных мероприятий

3

4

Составление планов противоэпизоотических мероприятий по ликвидации чумы

3

 

 

 

свиней. Определение  эффективности оздоровительных мероприятий

 

 

5

Проведение лечебной дегельминтизации животных против фасциолеза

3

6

Проведение лечебной дегельминтизации животных против диктиокаулеза 

3

7

Проведение лечебной дегельминтизации животных против парамфистоматоза

3

8

Проведение лечебной дегельминтизации животных против параскаридоза

3

Самостоятельная работа обучающихся

24

 

1

Составить таблицу лекарственных растений, применяемых для лечения инфекционных болезней с поражением различных органов и  систем

 

3

2

Заполнить книгу учета ветеринарных препаратов, накладную, счет-фактуру и карточку количественно-суммарного учета лекарственных препаратов.

3

3

Составить заявку на приобретение лекарственных препаратов

3

4

Написать акт на списание израсходованных лекарственных препаратов

3

Тема 2.3 Методика лечебных мероприятий при

воспалительных, асептических и гнойных процессах

Содержание учебного материала

40

 

1

Болезни кожи и подкожной клетчатки. Экземы. Дерматиты. Абсцессы. Флегмоны.

 

3

2

Болезни кровеносных и лимфатических сосудов. Флебиты и тромбофлебиты, Воспаление лимфатических сосудов, и лимфатических узлов. 

Болезни периферических нервов. Общие сведения о парезах и параличах нервов. Параличи отдельных нервов.

3

3

Болезни в области головы и шеи.  Болезни зубов. Воспаление лобнораковинной и верхнечелюстной  пазух, Повреждение рогового отростка у жвачных животных.  Болезни уха.  Ампутация рога у крупного рогатого скота операционным и бескровным методами. Предупреждение роста рогов у телят. Болезни шеи.  Болезни в области  живота и прямой кишки. Пупочные грыжи Травматические грыжи брюшной стенки и выпадения. Выпадение прямой кишки.

3

4

Болезни конечностей Частота заболеваний конечностей и экономический ущерб, причиняемый ими. Виды и степень хромоты. Исследование животного с нарушением функции конечностей.

3

5

Болезни мышц, сухожилий и сухожильных влагалищ,  слизистых сумок. Воспаление  мускулов. Миопатозы. Атрофия и разрыв мышц 

Растяжение, разрыв сухожилий.  Тендиниты и тендовагиниты. Общие данные и особенности болезней сухожилий и сухожильных влагалищ слизистых сумок (бурс)

3

6

Болезни суставов. Ушиб суставов. Растяжение суставов. Вывихи. Раны суставов Асептическое и гнойное воспаление суставов. Хронический деформирующий

3

 

 

 

артрит. Артрозы Общие данные и особенности клинического течения и  лечения болезней  отдельных суставов 

Болезни костей. Переостит. Остит. Остеомиелит. Переломы костей. Первая помощь при переломе костей и транспортирование заболевшего животного.

Осложнения при заживлении переломов. 

Особенности клинического течения и лечения заболеваний отдельных костей.

 

 

7

Болезни копыт и копытец. Общие данные о болезнях копыт. Основные причины болезни копытец у животных, содержащихся па промышленных комплексах. Экономический ущерб, причиняемый животноводству при заболеваниях копыт у животных. 

Исследование животных с болезни копыт. Раны и флегмона венчика. Раны в области мякиша и подошвы копыта. Пододерматиты. Болезни копытец у крупного рогатого cкота, овец и свиней. 

Гнойное воспаление копытного сустава у крупного рогатого скота. Гнилостный распад капсулы копытец у овец. Гнойное воспаление межкопытных желез.

3

8

Болезни глаз. Воспаление век. Конъюнктивиты. Раны роговицы. Кератиты.

Кератоконъюнктивиты, Воспаление радужной оболочки, цилиарного тела, сосудистой оболочки и сетчатки. 

Периодическое воспаление глаз. Гнойный панофтальмит. 

Закапывание капель Промывание конъюнктивального  мешка и слезно-носового канала. Закладывание мази. Обезболивание конъюнктивы.

Прижигание конъюнктивы. Субконъюнктивальные  инъекции. Ретробульбарные  инъекции. 

Инфильтрационная анестезия глазницы. Проводниковое обследование глазница у крупного рогатого скота.

3

Практические занятия

18

 

1

Предупреждение роста рогов у телят хирургическими, термическими и химическими способами с профилактической целью. 

Проведение обрезки рогов у взрослых животных с профилактической целью травматизма

 

3

2

Проведение расчистки и обрезки нормальных и деформированных копыт и копытец у животных с профилактической целью.

3

Самостоятельная работа обучающихся

36

 

1

Составить схему: «Строение кожи» в рабочей тетради

 

2

2

Подготовка реферата на тему: «Болезни мочеполовых органов».

2

 

 

3

Составить схему: «Строение глаза» в рабочей тетради

 

2

4

Подготовка реферата на тему: «Устройство и оборудование кузницы для подковывания лошадей»

2

5

Подготовить реферат на тему: «Подковывание лошадей»

2

6

Составить схему: «Строение зуба» в рабочей тетради

2

7

Схематически изобразить лобнораковинную и верхнечелюстную пазухи в рабочей тетради

2

Тема 2.4 Методы кастрации сельскохозяйственных животных и лечение

послекастрационных осложнений

Содержание учебного материала

14

 

1

Понятие и способы кастрации.  

Кровавые и бескровные способы кастрации животных. 

Кастрация жеребцов. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение.

 

3

2

Кастрация быков. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение.

3

3

Кастрация хряков.  Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение.

3

4

Кастрация верблюдов, оленей. Экономическая эффективность кастрации. Осложнения, возникающие после кастрации и их лечение.

3

5

Кастрация самок, ее эффективность. Послекастрационные осложнения и их лечение

3

Практические занятия

18

 

1

Подготовка жеребцов к кастрации, фиксация, обезболивание, кастрация открытым и закрытым способами. Проведение различных видов анестезии Наложение и снятие различных видов швов .

 

3

2

Подготовка хряков  к кастрации, фиксация, обезболивание, кастрация открытым и закрытым способами. Проведение различных видов анестезии Наложение и снятие различных видов швов.

3

3

Подготовка самок к кастрации, фиксация, обезболивание. Проведение различных видов анестезии Наложение и снятие различных видов швов.

3

Самостоятельная работа обучающихся

36

 

1

Подготовка реферата на тему: «Кастрация  кроликов»

 

2

2

Изобразить  схему: «Строение мошонки у самцов разных видов животных»

2

3

Изобразить  схему: «Строение половых органов быка»

2

4

Изобразить  схему: «Строение половых органов хряка»

2

5

Изобразить  схему: «Строение половых органов жеребца»

2

 

 

6

Составить перечень  инструментов применяемых при кастрации самцов кровавым способом.

 

2

7

Рассчитать эффективность кастрации самцов сельскохозяйственных животных

2

Тема 2.5 Методика диагностики беременности животных.

Содержание учебного материала 

38

 

1

Оплодотворение. Моторика матки. 

Продвижение и срок жизни спермиев и яйцеклетки. Биологические реакции самки на сперму.

 

3

2

Беременность: одноплодная, многоплодная, первичная, повторная, добавочная.

 Развитие плода и околоплодных оболочек. Плацента плодная и материнская. Типы плацент, плацентарный барьер.

Питание зародыша плода в отдельные фазы развития. Критические периоды развития эмбриона плода. Взаимосвязь между матерью и плодом.

3

3

Продолжительность беременности у животных.  

Изменения в организме беременных  самок. Кормление, уход, содержание и использование беременных животных. 

Физиологическое и экономическое значение сухостойного период

3

4

Методы диагностики беременности коров, кобыл, овец, коз, свиней и других животных. 

Лабораторные способы диагностики беременности.

3

5

Патология беременности. 

Роль внешних факторов и состояния организма животных в возникновении болезней во время беременности.  

Внематочная  беременность. Отеки беременных.

 Кровотечения из половых органов. Водянка плода и плодных оболочек. Патология плаценты. 

Преждевременные схватки и потуги. Скручивание матки. Выворот и выпадение влагалища. Залеживание перед родами.

3

6

Аборты. Исходы аборта: гибель и резорбция зиготы и зародыша (скрытые аборты), смерть плода.  

Полные и неполные аборты, 

Мумификация, мацерация, гнилостное разложение плода. 

Лечебная помощь при абортах. Профилактика абортов.

3

Практические занятия

18

 

1

Определение стадий полового цикла у животных разных видов.

 

3

2

Определение строения плодных оболочек и типов плацент самок животных

3

 

 

 

разных видов, возраста  плода на боенском материале

 

 

3

Диагностика беременности животных разных видов различными способами

3

Самостоятельная работа обучающихся

36

 

1

Составить      опорный        конспект        по        теме:   «Особенности             размножения сельскохозяйственной птицы».

 

2

2

Подготовка реферата на тему: « Формирование яйца. Яйцекладка»

2

3

Схематически изобразить строение яйца в рабочей тетради

2

4

Составить таблицу: «Нейрогуморальная регуляция яйцекладки».

2

5

Составить схему классификации абортов

2

Тема 2.6. Методика оказания акушерской помощи при

нормальных и патологических

родах. Правила приема и ухода за новорожденными. Болезни новорожденных.

Содержание учебного материала

37

 

1

Роды. Факторы, обуславливающие роды. 

Продолжительность и особенности родов. Родовые пути. Расположение плода до родов и при родах Предвестники родов. Родовые схватки и потуги. 

Помощь животным при нормальных родах.

 

3

2

Послеродовой период, его течение у самок животных разных видов. 

Инволюция половых органов. Лохии. 

Признаки нормального течения и окончания послеродового периода.

Акушерская диспансеризация.

3

3

Правила приема новорожденных, их кормление. Кормление, уход и содержание рожениц. Родильные помещения. Отел коров в боксах. Синхронизация родов.

3

4

Причины патологических родов.  Слабые и бурные схватки и потуги. Сухие роды. Сужение и спазмы шейки матки. Узость просвета таза и родовых путей.

Травмы тканей тазового пояса. Задержка последа.

3

5

Сущность и специфика оперативного акушерства, его основные задачи. Подготовка и оказание акушерской помощи. 

Акушерские инструменты. Родоразрешающие операции при неправильных положениях, позициях и положениях плода, крупноплодности и двойнях.

3

6

Фетотомия, ее показания и противопоказания, Кесарево сечение у животных разных видов.

3

7

Патология послеродового периода.  Выворот матки. 

Послеродовые вульвиты, вестибулиты, вагиниты, цервициты, эндометриты. Атония и субинволюция матки. Послеродовая инфекция. Послеродовой парез. Послеродовая эклампсия. 

Послеродовое помешательство. Поедание последа и приплода. Залеживание после родов. 

3

 

 

 

Мероприятия по предупреждению заболеваний животных в послеродовой период.

 

 

8

Физиологические особенности и болезни новорожденных. Внешние и внутренние факторы, способствующие рождению слабого, с пониженной резистентностью молодняка. 

Гипоксия и асфиксия новорожденного. Врожденное отсутствие анального отверстия. Кровотечение из сосудов культи пуповины. Задержание первородного кала. Воспаление пуповины. 

Врожденные аномалии и уродства новорожденных. Гипотрофия. Профилактика болезней новорожденных .

3

Практические занятия

30

 

1

Оказание помощи животным при нормальных родах.

 

3

2

Выполнение задней эпидуральной анестезии, наложение швов, петель и бандажей для фиксации влагалища.

3

3

Оказание помощи животным при неправильных расположениях головы, конечностей, позициях и положениях плода, проведение фетотомии по ампутации головы, конечностей, уменьшению объема плода, оказание лечебной помощи животным при задержании последа.

3

4

Оказание лечебной помощи животным при заболеваниях матки, влагалища и послеродовом парезе. 

3

Самостоятельная работа обучающихся

36

 

1

Схематически изобразить : «Строение пуповины»

 

2

2

Подготовка реферата  на тему: «Организация работы в родильном отделении фермы, цехе отелов молочного комплекса»

2

3

Подготовка реферата  на тему: «Организация работы в родильном отделении свиноводческих хозяйств»

2

4

Схематически изобразить: «Родовспоможение при патологиях»

2

Учебная практика

360

 

Виды работ

 

 

Тема: Проведение  диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных.

174

 

1.      Патологоанатомическая диагностика внутренних незаразных  болезней   

2.      Патологоанатомическая диагностика  инфекционных заболеваний 

3.      Клиническая диагностика различных систем и органов: дыхательной, пищеварительной, мочеполовой и кровеносной. 

4.      Диагностика кормовых отравлений .

 

3

 

5.      Диагностика внутренних незаразных болезней птицы 

6.      Диагностика болезней молодняка: диагностика болезней пищеварительной и дыхательной системы молодняка 

7.      Аллергической диагностики туберкулеза животных 

8.      Взятия проб крови от различных видов животных(от крупного рогатого скота и свиней) 

9.      Диагностика гельминтозов: трематодозов,нематодозов 

10.  Диагностика арахнозов 

11.  Диагностика энтомозов 

12.  Диагностика протозоозов

13.  Диагностика заболеваний конечностей, копыт и копытец

14.  Диагностика закрытых и открытых механических повреждений тканей 

15.  Определение охоты и диагностики беременности у самок различных видов животных(крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, кобыл) 

16.  Диагностика маститов

17.  Диагностика гинекологических заболеваний: вульвита ,вестибулита, вагинита, заболеваний шейки матки и матки, яйцепроводов ,яичников. Диагностика нарушений полового цикла.

 

 

Тема: Проведение лечебной работы при различных заболеваниях сельскохозяйственных животных

186

 

1.      Проведение лечебной работы при внутренних незаразных болезней (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем и болезней обмена веществ) и выполнения лечебных процедур 

2.      Проведение лечения кормовых отравлений 

3.      Лечение инфекционно-больных животных. Лечение некробактериоза у крупного рогатого скота 

4.      Проведение противоэпизоотических мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний

5.      Проведение лечебной работы при паразитарных и инвазионных болезнях: диктиокаулезе, фасциолезе, сифункулятозе, вольфартиозе  

6.      Лечение раненых животных с асептическими и гнойными воспалительными процессами, с закрытыми и открытыми механическими повреждениями тканей 

7.      Лечение омертвений, язв, экзем, дерматитов  

8.      Лечение переломов, мышц, болезней суставов, сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок, связок 

9.      Лечение заболеваний в области головы, глаз, груди, живота и прямой кишки 

10.  Лечение животных с заболеванием конечностей, копыт и копытец 

11.  Лечение животных с послеродовыми заболеваниями: эндометрите, вульвите, вагините, послеродовом парезе  12. Лечение болезней молочной железы

13. Проведение лечения гинекологических болезней (болезней наружных половых органов и болезней шейки матки и матки) и болезней новорожденных (телят, поросят и ягнят)

 

3

Тематика курсовых работ:

 

 

1. Лечение и профилактика гиподерматоза крупного рогатого скота. 

 

 

 

2.      Кастрация бычков. 

3.      Профилактика и лечение фасциолеза крупного рогатого скота.

4.      Организация противоэпизоотических мероприятий при туберкулезе.

5.      Организация мероприятий по ликвидации инфекционных болезней  у крупного рогатого скота. 

6.      Составление плана мероприятий при возникновении некробактериоза крупного рогатого скота.  7. Лечение и профилактика бронхопневмонии у молодняка крупного рогатого скота  8. Организация мероприятий по лечению и профилактике мастита у коров. 

9.      Лечение острого послеродового эндометрита у коров. 

10.  Организация мероприятий по ликвидации незаразных болезней

11.  Расчет и анализ экономической эффективности ветеринарных мероприятий. 

12.  Организация мероприятий по ликвидации инвазионных болезней у крупного рогатого скота. 

13.  Профилактика и лечение задержания последа у самок  крупного рогатого скота. 

14.  Расчистка и обрезка копыт у крупного рогатого скота.

15.  Организация ветеринарного дела в районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных

16.  Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации лептоспироза

17.  Планирование противоэпизоотических мероприятий в районе

18.  Планирование ветеринарных мероприятий по профилактике незаразных болезней

19.  Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации бешенства и их экономическая эффективность

20.  Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации туберкулеза КРС

21.  Эффективность ветеринарных мероприятий по профилактике и лечению яловости и бесплодия телок и коров

22.  Эффективность ветеринарных мероприятий по профилактике и лечению диспепсии новорожденных телят

23.  Эффективность ветеринарных мероприятий по профилактике и лечению бронхопневмонии молодняка

24.  Правовое регулирование ветеринарной предпринимательской деятельности

25.  Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации бруцеллеза

26.  Планирование противо-эпизоотологических мероприятий по профилактике и ликвидации лейкоза

 

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе

12

 

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

108

 

Виды работ:

1.      Проведение  мероприятий по организации безопасной среды для животных и участников лечебнодиагностических процессов  

2.      Выполнение диагностических манипуляций: патологоанатомических, клинических, аллергических, серологических, копрологических, биохимических, гематологических, бактериологических, лабораторных. 

3.      Выполнение лечебных манипуляций с использованием аппаратуры и инструментария при незаразных и заразных болезнях, акушерско-гинекологических, хирургических, андрологических болезнях, болезнях молодняка, с соблюдением правил применения, использования и хранения фармакологических средств и

 

3

биопрепаратов.

 

 

Всего

        1526

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.  – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 

2.  – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4.  Условия реализации программы профессионального модуля 

 

Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных лабораторий:

— «Ветеринарная фармакология и латинского языка»

— «Патологической физиологии и патологической анатомии»

—«Внутренние незаразные болезни» —«Эпизоотология микробиологией»

—«Паразитологии и инвазионных болезней»

—«Ветеринарной хирургии»

—«Акушерства, гинекологии и биотехники размножения»

Полигоны:

-   «Ветеринарная клиника» 

-   учебно-производственное хозяйство с учебной фермой Залы:

-   библиотека, читальный зал с выходом в сеть «Интернет»,

-   актовый зал

оборудование учебных кабинетов и рабочих мест при лабораториях, ветеринарной клинике;

-   комплект инструментов, приборов, приспособлений;

-   комплекты плакатов, слайдов,

-   комплекты учебно-методической документации;

-   фиксационные: станки, веревки для животных,

-   влажные, сухие патологические препараты, 

-   видео, диафильмы,

-   муляжи животных, 

-   компьютер,

-   принтер,

-   DVD,

-   видео- аудиотехника,

-   компьютерные диски.

 

Информационное  обеспечение  обучения.

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники: Учебники:

1.      Бессарабов Б. Ф., Воронин Е. С., Вашутин А. А. Инфекционные болезни животных. – М.: КолосС, 2007

2.      Жаров А. В. . Патологическая физиология сельскохозяйственных животных. - М.: КолосС, 2007

3.      Кузьмин В. А. Инфекционные болезни животных. – СПб. Издательство «Лань», 2008

4.      Сидорчук А. А. Инфекционные болезни животных. – М.: КолосС, 2007

5.      Карпутяк И. М. Внутренние незаразные болезни животных. – Минск. Издательство: Беларусь, 2006

6.      Ройтберг Г.Е., Струтынский А.В., Внутренние болезни. Система органов пищеварения "МЕДпресс-информ", 2007

7.      Карпутяк И. М. Внутренние незаразные болезни животных: Учебник, Беларусь Минск, 2006

 

Справочники:

1.      Акбаева М.Ш.. Практикум по диагностике инвазионных болезней сельскохозяйственных животных. – под ред.–М.: Колос, 1994.

2.      Бакулов И.А. Практикум по эпизоотологии с микробиологией. – М.: Агропромиздат, 1986.

3.      Данилевский. В.М Практикум по внутренним незаразным болезням животных. – Под., - М.: Агропромиздат, 1992.

4.      Сидоров И.В., Василевич Ф. И., Лукьяновский В. А Справочник по лечению собак и кошек с описанием лекарственных средств. – М.: Нива России – Оникс 21 век, 2001

 

Дополнительные источники:

1.      Абуладзе К.И «Паразитология и инвазионные болезни». – М.: Колос, 1990.

2.      Акбаев М.Ш.; Василевич Ф.И.; Балагула Т.В. и другие «Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных». – М.: Колос, 2001.

3.      Бакулов И.А «Эпизоотология с микробиологией».. – М.: Колос, 2000.

4.      Высоцкий Д. И. Ветеринарная хирургия, офтальмология и ортопедия. –– М.: Колос С, 2002

5.      Данилевский В.М. «Внутренние незаразные болезни» –  М.: Агропромиздат, 1991.

6.      Карпов В. А. Акушерство, гинекология сельскохозяйственных животных. –– М.: Росагропромиздат 1990

7.      Кондрахин И.П., Таланов Г.А., Пак В.В. «Внутренние незаразные болезни сельскохозяйственных Конопаткин. А.А. «Эпизоотология и инфекционные болезни» – М.: Колос, 1993.

8.      Михайлов М. Н. Акушерство, гинекология и искусственное осеменение сельскохозяйственных животных. – М.: Агропромиздат, 1990

9.      Никитин В. Я., Миролюбов М. Г. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника животных» – М.: КолосС, 2002.

10.  Семенов. Б.С, Лебедев. А.В. Частная ветеринарная хирургия.. – М. Колос,1998

11.  размножения. – М.: Колос, 2000

12.  Интернет, отечественные журналы - «Ветеринария», «Ветеринарная газета»,

13.  Кудряшов А. А., Святковский А. В. Инфекционные болезни животных. – СПб.: «Лань», 2007

14.  Мишанин Ю. Ф. Справочник по инфекционным болезням животных. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002

15.  Нахмансон В. М., Бурба Л. Г. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней сельскохозяйственных животных. – М.: Росагропромиздат,1990

16.  Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: Учебник для вузов. Автор: Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарев Р.П. М: КолосС 2004

 

Общие  требования  к организации  образовательного процесса

 

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля: «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных», является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля « Выполнение работ по профессии рабочего».

При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.

 

Кадровое обеспечение образовательного процесса.

 

Требования к квалификации педагогических (ветеринарно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных» и специальности «Ветеринария». Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.

   

Ветеринарно – педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также профессиональных дисциплин: «Внутренние незаразные болезни», «Паразитология и инвазионные болезни», «Эпизоотология с микробиологией», «Ветеринарная хирургия», «Акушерство, гинекология и эмбриология».                                 

 

Лаборанты: наличие 5-ого квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 

1 –ого раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   МОДУЛЯ  (ВИДА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных.

 

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата.

Формы и методы контроля и оценки

Обеспечивать безопасную среду для

сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.

-       Демонстрация        фиксации

животных разных видов;

Тестирование

Экспертная    оценка выполнения практического задания

- Определение клинического состояния животных;

Экспертная оценка на практическом занятии

- Определение функциональных и морфологических изменений в органах и системах органов сельскохозяйственных животных;

Тестирование

Экспертная    оценка защиты             лабораторной работы

- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных.

Экспертная оценка на практическом занятии

Выполнять     ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.

- Введение животным лекарственных средств

основными способами;

Тестирование

Экспертная    оценка защиты             лабораторной работы.

- Демонстрация обработки операционного поля,.

Экспертная оценка на практическом занятии

- Выполнение местного обезболивания, накладывание швов и повязок

 

 

 

 

Тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

Вести                ветеринарный

лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

- Демонстрация кастрирования сельскохозяйственных животных;.

Тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

- Выполнение местного обезболивания, накладывание швов и повязок

Тестирование

Экспертная оценка на практическом занятии

- Введение животным лекарственных средств

основными способами

Тестирование

Экспертная    оценка защиты             лабораторной работы.

- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных.

Экспертная оценка на практическом занятии

Оказывать      доврачебную помощь

-       Демонстрация        фиксации

животных разных видов;

Тестирование

Экспертная           оценка

сельскохозяйственным животным      в             неотложных ситуациях.

 

выполнения практического задания.

- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных.

Экспертная оценка на практическом занятии

-           Оказание        первой             помощи сельскохозяйственным животным;.

Решение ситуационных задач

Экспертная оценка на практическом занятии

- Введение животным лекарственных средств

основными способами

Тестирование

Экспертная    оценка защиты             лабораторной работы.

Оказывать            акушерскую

помощь

сельскохозяйственным животным.

- Демонстрация фиксации животных разных видов;.

Тестирование

Экспертная    оценка выполнения

практического задания

 

- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных.

Экспертная оценка на практическом занятии

- Оказание акушерской помощи сельскохозяйственным животным

Решение ситуационных задач

Экспертная оценка на практическом занятии

Участвовать в проведении ветеринарного приема

- Обследование животных и оформление соответствующей документации

Экспертная оценка на практическом занятии

 

 

Комплексный             экзамен по модулю

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата.

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Формулирование интересов к будущей профессии.

Интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

 

Организовывать собственную деятельность,            выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных             задач, оценивать их эффективность и качество.

-                     Обоснование выбора и применеия методов диагностики;

-                     Выполнение профилактики и лечения сельскохозяйственных животных;

-                     Определение эффективности и оценка качества проводимых

 

лечебно-профилактических мероприятий.

 

 

 

 

 

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области диагностикопрофилактических и лечебных мероприятий.  

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-                 Нахождение     необходимой

информации;

-                 Использование   различных

источников, включая электронные; -             Использование             различных приборов и инструментов.

Использовать информационнокоммуникационные

технологии    в профессиональной деятельности.

- Демонстрация умения работать с животными,            приборами, инструментами.

Работать в коллективе и в команде,             эффективно общаться          с             коллегами, руководством, потребителями.

- Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и лаборантами в ходе обучения.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- Доказательство, самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься самообразованием, осознанно планировать             повышение квалификации.

- Планирование и организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- Обоснование инноваций в разработке профилактико-лечебных мероприятий.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- Демонстрация простейших примеров терапевтической техники при оказании первой помощи пострадавшим людям.

 

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий

ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать еѐ сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать еѐ сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание обучения по профессиональному модулю

Содержание обучения по профессиональному модулю

Практические занятия 18 1

Практические занятия 18 1

Исследование органов пищеварения

Исследование органов пищеварения

Исследование мочи (определение физических и химических свойств мочи) 2 2

Исследование мочи (определение физических и химических свойств мочи) 2 2

Написание конспекта на тему: «

Написание конспекта на тему: «

Тема 1.5. Методики исследования патологии обмена веществ и их диагностическое значение

Тема 1.5. Методики исследования патологии обмена веществ и их диагностическое значение

Подготовка реферата на тему: «

Подготовка реферата на тему: «

Подготовка реферата на тему: «

Подготовка реферата на тему: «

Патологоанатомическая диагностика пироплазмидозов, гельминтозов

Патологоанатомическая диагностика пироплазмидозов, гельминтозов

Патологоанатомический метод исследования при заразных и незаразных болезнях

Патологоанатомический метод исследования при заразных и незаразных болезнях

Определение биологических свойств микроорганизмов

Определение биологических свойств микроорганизмов

Определение в сыворотке крови содержание общего белка, общего кальция, неорганического фосфора

Определение в сыворотке крови содержание общего белка, общего кальция, неорганического фосфора

Определение строения скелета и соединения его костей, соединения костей скелета разных видов животных: Ø скелета и отдельных костей туловища, Ø скелета головы; поясов и свободных…

Определение строения скелета и соединения его костей, соединения костей скелета разных видов животных: Ø скелета и отдельных костей туловища, Ø скелета головы; поясов и свободных…

Применение лекарственных растений в ветеринарии

Применение лекарственных растений в ветеринарии

Применение лекарственных растений в ветеринарии

Применение лекарственных растений в ветеринарии

Использование аппаратуры с источниками ультрафиолетового и инфракрасного лучей для групповых и индивидуальных процедур

Использование аппаратуры с источниками ультрафиолетового и инфракрасного лучей для групповых и индивидуальных процедур

Правила и порядок хранения и складирования ветеринарных препаратов, положения и инструкции по их учету

Правила и порядок хранения и складирования ветеринарных препаратов, положения и инструкции по их учету

Болезни в области головы и шеи

Болезни в области головы и шеи

Тема 2.4 Методы кастрации сельскохозяйственных животных и лечение послекастрационных осложнений

Тема 2.4 Методы кастрации сельскохозяйственных животных и лечение послекастрационных осложнений

Тема 2.5 Методика диагностики беременности животных

Тема 2.5 Методика диагностики беременности животных

Диагностика беременности животных разных видов различными способами 3

Диагностика беременности животных разных видов различными способами 3

Диагностика беременности животных разных видов различными способами 3

Диагностика беременности животных разных видов различными способами 3

Патология послеродового периода

Патология послеродового периода

Проведение лечебной работы при внутренних незаразных болезней (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем и болезней обмена веществ) и выполнения лечебных процедур 2

Проведение лечебной работы при внутренних незаразных болезней (сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем и болезней обмена веществ) и выполнения лечебных процедур 2

Кастрация бычков. 3.

Кастрация бычков. 3.

Виды работ: 1. Проведение мероприятий по организации безопасной среды для животных и участников лечебнодиагностических процессов 2

Виды работ: 1. Проведение мероприятий по организации безопасной среды для животных и участников лечебнодиагностических процессов 2

Условия реализации программы профессионального модуля

Условия реализации программы профессионального модуля

Карпутяк И. М. Внутренние незаразные болезни животных:

Карпутяк И. М. Внутренние незаразные болезни животных:

Выполнение работ по профессии рабочего»

Выполнение работ по профессии рабочего»

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Выполнение местного обезболивания, накладывание швов и повязок

Выполнение местного обезболивания, накладывание швов и повязок

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020
Посмотрите также: