МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГПОУ ДЭМТ
_____________И.А.Караван
«29» августа 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
по специальности 38.02.01 Экон омика и бухгалтерский учет (по отрасл ям )
Донецк, 20__г.
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией экономических дисциплин
Протокол № 1 от «27» августа 20__г. |
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» |
Председатель цикловой комиссии __________И.В. Древицкая |
Вр.и.о. зам. директора по УВР ______________В.Г. Леонов |
Составители: Шумская Л.А., специалист высшей квалификационной категории, преподаватель экономических дисциплин
ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»;
Рецензент: Онищенко Л.М - Главный бухгалтер ДППТ
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
9 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
10 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
17 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
24 |
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации – «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации», «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области бухгалтерского учета при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
уметь:
-рассчитывать заработную плату сотрудников;
-определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
-определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
-определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
-проводить учет нераспределенной прибыли;
-проводить учет собственного капитала;
-проводить учет уставного капитала;
-проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
-проводить учет кредитов и займов;
-определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
-руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
-пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
-давать характеристику имущества организации;
-готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-составлять инвентаризационные описи;
-проводить физический подсчет имущества;
-составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
-формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
-составлять акт по результатам инвентаризации;
-проводить выверку финансовых обязательств;
-участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
-проводить инвентаризацию расчетов;
-определять реальное состояние расчетов;
-выявлять задолженность, нереальную для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
-учет труда и заработной платы:
-учет труда и его оплаты;
-учет удержаний из заработной платы работников;
-учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
-учет финансовых результатов по прочим видам деятельности
-учет нераспределенной прибыли;
-учет собственного капитала:
-учет уставного капитала;
-учет резервного капитала и целевого финансирования;
-учет кредитов и займов;
-нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
-основные понятия инвентаризации имущества;
-характеристику имущества организации;
-цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
-задачи и состав инвентаризационной комиссии;
-процесс подготовки к инвентаризации,
-порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
-перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
-приемы физического подсчета имущества;
-порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
-порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
-порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
-формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
-формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
-процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
-порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
-порядок инвентаризации расчетов;
-технологию определения реального состояния расчетов;
-порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
-порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 363 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 242 часа;
самостоятельной работы обучающегося 121 часа;
производственной практики 60 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1. |
Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
ПК 2.2. |
Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. |
ПК 2.3. |
Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
ПК 2.4. |
Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
ПК 2.5. |
Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ
Коды профессио нальных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов
|
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности)
|
|||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
Всего, часов |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
ПК 2.1-2.4. |
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации |
363 |
242 |
128
|
121 |
|
|
|
ПК 2.1-2.4. |
МДК.02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации |
198 |
132 |
62 |
66 |
|
|
|
ПК 2.1-2.4. |
Раздел 1 МДК 02.01 Бухгалтерский учёт источников формирования имущества организации. |
198 |
132 |
62 |
66 |
- |
|
|
ПК 2.1-2.4. |
МДК.02.02 Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации |
165 |
110 |
42
|
55 |
|
|
|
ПК 2.1-2.4. |
Раздел 2 МДК 02.02Проведение и оформление инвентаризации. |
165 |
110 |
42
|
55
|
|
|
|
|
Производственная практика (по профилю специальности) |
60
|
|
60 |
||||
|
Всего: |
423 |
242 |
104
|
121
|
|
60 |
|
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учёта источников формирования имущества организации. |
198
|
|
||
Раздел 1. Учёт труда и его оплаты |
|
46 |
||
Тема 1.1. Учёт труда и заработной платы. |
Содержание |
26 |
3 |
|
Л1 |
Задачи учета труда и заработной платы. Нормативные источники по учету оплаты труда и их регуляторная политика. |
2 |
||
Л2 |
Заработная плата: понятие, виды. |
2 |
||
Л3 |
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум. |
2 |
||
Л4 |
Формы и системы оплаты труда. |
2 |
||
Л5 |
Тарифная система оплаты труда. |
2 |
||
Л6 |
Штатное расписание. Учет личного состава. Табельный учет. |
2 |
||
Л7 |
Учет использования рабочего времени и выработки. Начисление основной заработной платы работникам предприятия. |
2 |
||
Л8 |
Расчет средней заработной платы. Порядок начисления доплат к заработной плате. |
2 |
||
Л9 |
Порядок начисления пособия по временной потере трудоспособности. |
2 |
||
Л10 |
Учет начисления и выплаты сумм отпускных. |
2 |
||
Л11 |
Вычеты и удержания из заработной платы работников. Порядок проведения отчислений ЕВ. Отражение расчетов по страхованию на счетах бухгалтерского учета. |
2 |
||
Л12 |
Документирования хозяйственных операций по учету расходов по оплате труда. |
2 |
||
Л13 |
Индексация заработной платы. Учет заработной платы в системе счетов. |
2 |
||
Практические занятия |
20 |
|
||
П1 |
Составление табеля учета рабочего времени. |
4 |
||
П2 |
Расчет заработной платы и отражение ее на счетах бухгалтерского учета. |
2 |
||
П3 |
Документальное оформление и расчет заработной платы при сдельной форме оплаты труда. |
2 |
||
П4 |
Расчет оплаты отпусков и отражение данных выплат на счетах бухгалтерского учета. |
2 |
||
П5 |
Методика документального оформления и начисления доплат к заработной плате. |
4 |
||
П6 |
Вычеты и удержания из заработной платы. |
2 |
||
П7 |
Синтетический учет расчетов по оплате труда. |
2 |
||
П8 |
Расчеты по страхованию. |
2 |
||
Раздел 2. Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности |
|
46 |
|
|
Тема 2.1 Учет доходов и расходов деятельности |
Содержание |
20 |
||
Л14 |
Понятие доходов. Виды деятельности. Классификация доходов. Оценка доходов. |
2 |
3 |
|
Л15 |
Отражение данных о доходах в учетных регистрах и раскрытие информации в финансовой отчетности. |
2 |
||
Л16 |
Учет доходов от обычной деятельности: учет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и других видов деятельности. |
2 |
||
Л17 |
Учет и состав прочих операционных доходов. |
2 |
||
Л18 |
Учет доходов от участия в капитале, от финансовой и инвестиционной деятельности. |
2 |
||
Л18 |
Учет прочих доходов, чрезвычайных доходов и страховых платежей. |
2 |
||
Л20 |
Понятие и классификация расходов деятельности. Формирование и учет себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг). |
2 |
||
Л21 |
Учет общепроизводственных расходов. |
2 |
||
Л22 |
Учет операционных расходов. |
2 |
||
Л23 |
Учет расходов прочей обычной деятельности |
2 |
||
Практические занятия |
10 |
|
||
П 9 |
Порядок распределения и учета общепроизводственных расходов предприятия. |
2 |
||
П10 |
Учет операционных затрат предприятия. |
2 |
||
П11 |
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета доходов предприятия от реализации продукции (товаров, работ, услуг). |
2 |
||
П12 |
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета прочих операционных доходов предприятия. |
2 |
||
П13 |
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета прочих доходов предприятия. |
2 |
||
Тема 2.2 Учет финансовых результатов и использование прибыли |
Содержание |
8 |
||
Л24 |
Финансовые результаты, задачи учета. Классификация финансовых результатов. |
2 |
||
Л25 |
Учет финансовых результатов деятельности: учет результатов обычной деятельности. |
2 |
||
Л26 |
Учет финансовых результатов деятельности: учет результатов чрезвычайной деятельности. |
2 |
||
Л27 |
Учет подлежащей уплате по данным бухгалтерского учета суммы налога на прибыль. Учет использования прибыли предприятия. |
2 |
||
Практические занятия |
8 |
|||
П14 |
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета доходов предприятия от финансовой и инвестиционной деятельности. |
4 |
||
П15 |
Определение финансового результата деятельности предприятия по основным видам деятельности. |
2 |
||
П16 |
Определение финансового результата деятельности предприятия по прочим видам деятельности. |
2 |
||
Раздел 3. Учет капитала, резервов и средств целевого финансирования |
|
28 |
||
Тема 3.1. Учет собственного капитала |
Содержание |
10 |
||
Л28 |
Собственный капитал: понятие, экономическая сущность, функции. Структура собственного капитала. Формирование и учет Уставного капитала на государственном предприятии. |
2 |
3 |
|
Л29 |
Формирование и учет Уставного капитала на предприятии негосударственной формы собственности. |
2 |
||
Л30 |
Учет паевого капитала. Формирование и учет дополнительного и резервного капиталов. |
2 |
||
Л31 |
Формирование и учет нераспределенной прибыли (непокрытых убытков), изъятого и неоплаченного капиталов. Учет расчетов с участниками. |
2 |
||
Л32 |
Учет обеспечений будущих расходов и платежей. Учет целевого финансирования и целевых поступлений. Учет страховых резервов. |
2 |
||
Практические занятия |
18 |
|
||
П17 |
Учет уставного капитала. |
4 |
||
П18 |
Отражение на счетах формирования и учета дополнительного и резервного капитала. |
2 |
||
П19 |
Учет собственного капитала предприятия. |
4 |
||
П20 |
Отражение в отчетности изменений собственного капитала. |
2 |
||
П21 |
Порядок создания и использования обеспечений будущих расходов и платежей. |
2 |
||
П22 |
Отражение на счетах бухгалтерского учета средств целевого финансирования. |
4 |
||
Раздел 4. Учет заемных средств организации |
|
12 |
||
Тема 4.1 Учет кредитов и займов |
Содержание |
6 |
||
Л33 |
Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности. Виды кредитов. |
2 |
3 |
|
Л34 |
Учет краткосрочных обязательств с банками. Учет долгосрочных кредитов банков. |
2 |
||
Л35 |
Учет текущей задолженности по долгосрочным обязательствам. |
2 |
||
Практические занятия |
6 |
|
||
П23 |
Бухгалтерский учет долгосрочных кредитов. |
2 |
||
П24 |
Бухгалтерский учет краткосрочных кредитов. |
2 |
||
П25 |
Учет кредитов и займов |
2 |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела1 МДК.02.01. |
66 |
|||
Оформление отчётов по практическим работам. Изучение лекций и нормативно-правовой документации, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Решение практических ситуаций. Подготовка к экзамену. |
||||
Примерная тематика домашних заданий |
||||
Подготовка ответов на вопросы и тесты, решение задач по темам. |
||||
Экзамен: |
|
|||
МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации |
165
|
|||
Раздел 1 Организация проведения инвентаризации |
|
26 |
||
Тема 1.1. Организация и методика проведения инвентаризации, отражение ее результатов в учете |
Содержание |
16 |
||
Л1 |
Теоретические аспекты инвентаризации. Виды инвентаризации. |
2 |
3 |
|
Л2 |
Методика проведения инвентаризации. |
2 |
||
Л3 |
Порядок составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. |
4 |
||
Л4 |
Регулирование инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации. |
4 |
||
Л5 |
Определение, регулирование и отражение результатов инвентаризации. |
4 |
||
Практические занятия |
10 |
|
||
П1 |
Разработка приказа «О назначении центральной инвентаризационной комиссии» |
2 |
||
П2 |
Разработка приказа «О проведении инвентаризации» |
2 |
||
П3 |
Составление инвентаризационных описей. |
2 |
||
П4 |
Составление сличительных ведомостей по инвентаризации. |
2 |
||
П5 |
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. |
2 |
||
Раздел 2. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств |
|
|
82 |
|
Тема 2.1. Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации |
Содержание |
26 |
||
Л6 |
Порядок инвентаризации необоротных активов. |
2 |
3 |
|
Л7 |
Формирование бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации необоротных активов. |
4 |
||
Л8 |
Порядок инвентаризации основных средств. |
4 |
||
Л9 |
Формирование бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации основных средств. |
4 |
||
Л10 |
Порядок проведения инвентаризации оборотных активов: запасов. |
4 |
||
Л11 |
Порядок проведения инвентаризации оборотных активов: денежных средств. |
4 |
||
Л12 |
Формирование бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации оборотных активов. |
2 |
||
Практические занятия |
12 |
|
||
П6 |
Документальное оформление и отражение инвентаризации необоротных активов на счетах бухгалтерского учета. |
2 |
||
П7 |
Документальное оформление и отражение инвентаризации основных средств на счетах бухгалтерского учета. |
2 |
||
П8 |
Документальное оформление и отражение инвентаризации запасов на счетах бухгалтерского учета. |
4 |
||
П9 |
Документальное оформление и отражение инвентаризации в кассе предприятия на счетах бухгалтерского учета |
2 |
||
П10 |
Составление документов по инвентаризации денежных средств, бланков документов строгой отчетности. |
2 |
||
Тема 2.2. Инвентаризация финансовых обязательств организации |
Содержание |
18 |
||
Л13 |
Порядок инвентаризации обязательств организации. |
2 |
3 |
|
Л14 |
Порядок инвентаризации дебиторской задолженности. |
2 |
||
Л15 |
Порядок инвентаризации кредиторской задолженности. |
2 |
||
Л16 |
Порядок инвентаризации финансовых обязательств. |
4 |
||
Л17 |
Порядок инвентаризации обеспечений обязательств. |
4 |
||
Л18 |
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете |
4 |
||
Практические занятия |
8 |
|
||
П11 |
Проведение инвентаризации кредиторской задолженности. |
2 |
||
П12 |
Проведение инвентаризации дебиторской задолженности |
2 |
||
П13 |
Составление документов по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. |
2 |
||
П14 |
Отражение результатов инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. |
2 |
||
Контрольная работа |
2 |
|||
Тема 2.3. Инвентаризация недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете |
Содержание |
8 |
3 |
|
Л19 |
Инвентаризация недостач и потерь от порчи ценностей. |
4 |
||
Л20 |
Инвентаризация целевого финансирования. |
2 |
||
Л21 |
Инвентаризация доходов будущих периодов. |
2 |
||
Практические занятия |
10 |
|
||
П15 |
Составление документов и отражение результатов по инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей. |
2 |
||
П16 |
Составление документов и отражение результатов по инвентаризации целевого финансирования |
2 |
||
П17 |
Составление документов и отражение результатов по инвентаризации доходов будущих периодов. |
2 |
||
П18 |
Составление Акта инвентаризации. |
4 |
||
Самостоятельная работа при изучении раздела МДК.02.02. |
55 |
|||
Оформление отчётов по практическим работам. Изучение лекций и нормативно-правовой документации, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к контрольной работе, к экзамену. |
||||
Примерная тематика домашних заданий |
||||
Подготовка ответов на вопросы и тесты, решение задач по темам. |
||||
Экзамен: |
|
|
||
Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ Дать общую характеристику предприятия Учет расчетных и кредитных операций Учет оплаты труда и прочих расчетов с персоналом предприятия Учёт собственного капитала Учёт финансовых результатов и использования прибыли Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств предприятия. Оформление отчёта. |
60 |
|
||
Всего: |
423 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Бухгалтерский учет» и лаборатории «Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Бухгалтерский учет»:
- компьютеры;
- калькуляторы;
- бланки первичных бухгалтерских документов;
- бланки учетных регистров;
- раздаточный материал;
- комплект учебно-методической документации.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативные документы:
1. Закон Донецкой народной республики «Об образовании» (№55-ІНС от 19.06.2015г.)
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)
3. Приказ МОН ДНР №281 от 25.06.2015г. «Об утверждении перечня специальностей среднего специального образования».
Основные источники:
1. КОНСТИТУЦИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС от 29.06.2015 года № 63-ІНС от 11.09.2015 года № 92-ІНС).
2. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЗАКОНОПРОЕКТ).
3. Закон ДНР Об оплате труда. Донецкая народная республика. Закон. Об оплате труда. № 19-IHC от 06.03.2015.
4. Закон ДНР О налоговой системе. Принят Постановлением Народного Совета № 99-IHC от 25.12.2015.
5. ЗАКОН ДНР «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 16 марта 2015 года № 14-I H.
6. Закон. ДНР О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности. Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 21 августа 2015 года (Постановление №I-307П-НС).
7. Максимова В.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник для студентов высших учебных учреждений – Одесса: ОНЕУ, 2012 – 670с
8. Брухарский Р.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. - Тернополь: ТНЕУ, 2016.
9. Лишиленко О.В. Бухгалтерский учт: Учебник. – 3-е узд., перер. И доп. – К.: Изд. «ЦУЛ», 2014 – 670с
10. Рудницкий В.С. Организация первичного учета и экономического анализа на примере предприятий торговли: Учебное пособие для вузов. - Киев: Профессионал, 2010. - 480 с.
11. Практикум по бухгалтерскому учету на сельскохозяйственных предприятиях по национальным стандартам: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.Ф. Огийчука. - Киев: Высшее образование, 2010. - 464 с.
12. Волкова И.А. Финансовый учет-2: Учеб.пособие – К.: «ЦУЛ», 2009-224с. – ISBN 978-966-364-815-6. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И.
13. Петрушина В.Ю. Экспресс-курс изучения бухучета. – 3-е изд.допол. и перер. – Х.: Из.дом «Фактор», 2012 – 368с - ISBN 978-966-180-317-5.
14. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В., Гудиева З.Т. Учебное пособие по курсу Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации.- Стерлитамак: АМИ, 2016. — 96 с. — ISBN 978-5-906806-45
15. Шукова М.Г. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации .Курс лекций. – Самара, КС ПГУТИ, 2013. – 123 с
Дополнительные источники:
1. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб.практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
2. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / Глинистый В. Д. и др.; отв. ред. А. С. Бакаев. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт.,2006. – 419 с.
5. Удалов В.А. Инвестиционная деятельность предпринимателя. – М.: Издательство МСХА, 1996.
6. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»
7. Ежемесячный журнал «Нормативные акты»
8. Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»
9. Справочно-правовые системы «Консультант», «Гарант».
Интернет-ресурсы:
- http://www.audit-it.ru/
- http://www.buh.ru/
- http://www.buhonline.ru/
- http://www.buhgalteria.ru/
- http://www.glavbukh.ru/
- http://www.debet.ru/
- http://www.klerk.ru/
- http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site
- http://sprbuh.systecs.ru/
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» реализуется в течение 5-го семестра 3 курса обучения.
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля должны основываться на инновационных психолого-педагогических технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки студентов.
Освоению данного модуля должны изучаться параллельно дисциплины из общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов, таких как: «Русский язык и культура речи», «Математика», «Информатика», «История», и др.
Для систематизации знаний по междисциплинарным курсам 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» и 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» преподавание дисциплин профессионального цикла «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Статистика», «Основы бухгалтерского учета», «Основы бизнеса на малых предприятиях», «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг» и профессиональных модулей ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ.03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» должны проводиться параллельно с освоением профессионального модуля ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации». В целях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе должны использоваться активные формы проведения занятий (деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов.
В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Тематика аудиторных и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.
Для успешного освоения профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (учебно-методической литературой, заданиями для практических занятий, тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе, программным обеспечением и т.д.).
Теоретические занятия формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий и инноваций, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Самостоятельная работа включает работу с литературой, периодическими изданиями, электронными ресурсами (СПС «Консультант Плюс», «Гарант», Интернет), подготовку рефератов, докладов, презентаций, проведение исследований по выбранной теме, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самообразованию, самореализации, формированию общих и профессиональных компетенций.
Оценка теоретических и практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля проводится экзамен.
Учебную практику рекомендуется проводить концентрированно. Учебная практика проводится в специализированных кабинетах. Учебная практика проходит под руководством преподавателей, осуществляющих преподавание междисциплинарного курса профессионального модуля.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
- преподаватель должен иметь высшее экономическое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за усвоение обучающимся профессионального цикла, преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 5 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
-расчет заработной платы сотрудников; -определение суммы удержаний из заработной платы сотрудников; -определение финансовых результатов деятельности организации -учет нераспределенной прибыли; - учет собственного капитала; -проведение учета уставного капитала; - проведение учета резервного капитала и целевого финансирования; - проведение учета кредитов и займов; - проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов |
- защита практических занятий; - оценка самостоятельных работ; - оценка домашних работ; - выполнение тестирования по темам; - экзамен; - защита практики.
|
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
|
-выполнение работы по инвентаризации основных средств и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета; -выполнение работы по инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета; -выполнение работы по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета |
- защита практических занятий; - оценка самостоятельных работ; - оценка домашних работ; - выполнение тестирования по темам; - экзамен; - защита практики. |
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. |
-определение целей и периодичности проведения инвентаризации; - применение нормативных документов, регулирующих порядок проведения инвентаризации имущества; -использование специальной терминологии при проведении инвентаризации имущества; - подготовка регистров аналитического учета по местам хранения имущества и передача их лицам, ответственным за подготовительный этап проведения инвентаризации |
- защита практических занятий; - оценка самостоятельных работ; - оценка домашних работ; - выполнение тестирования по темам; - экзамен; - защита практики. |
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации. |
-составление инвентаризационных описей; - физический подсчет имущества; -составление сличительных ведомости и устанавление соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета; -формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на соответствующем счете от порчи ценностей»; -формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; -составление акта по результатам инвентаризации |
- защита практических занятий; - оценка самостоятельных работ; - оценка домашних работ; - выполнение тестирования по темам; - экзамен; - защита практики. |
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации. |
- выверка финансовых обязательств; -участие в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; -проведение инвентаризации расчетов; -определение реального состояния расчетов; -выявление задолженности, нереальной для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета |
- защита практических занятий; - оценка самостоятельных работ; - оценка домашних работ; - выполнение тестирования по темам; - экзамен; - защита практики. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
− демонстрация интереса к будущей профессии
|
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
− выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации; − оценка эффективности и качества выполнения; |
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
− решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области ведения бухгалтерского учета источников образования имущества организации |
-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; -экспертная оценка работ и документов обучающегося; -экспертное наблюдение и оценка в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
− эффективный поиск необходимой информации; − рациональное и полное использование различных источников, включая электронные |
-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; -экспертная оценка работ и документов обучающегося; -экспертное наблюдение и оценка в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
– корректное и результативное использование информационных источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных, необходимых для решения профессиональных задач; – владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом, применение СПС в профессиональной деятельности; − использование программ автоматизации бухгалтерского учета |
-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики; -экспертная оценка работ и документов обучающегося; -экспертное наблюдение и оценка в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
- эффективное и результативное взаимодействие и общение с коллегами, руководством, преподавателями. |
-интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля; -участие в ролевых (деловых) играх, тренингах, мастер-классах; -выполнение заданий учебной практики |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
− самоанализ и коррекция результатов собственной работы
|
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
− организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля |
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
− анализ инноваций в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации; |
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.