РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации по специальности 38.02.01 Экон омика и бухгалтерский учет (по отрасл ям )

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации – «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации», «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»»
Иконка файла материала ПМ+02-2+ переделка.docx

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное  профессиональное образовательное учреждение

«Донецкий электрометаллургический техникум»

 

 

 

                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                             Директор ГПОУ ДЭМТ

                                                                                                                  _____________И.А.Караван

 

                                                                                         «29» августа 20__г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02

 

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

по специальности 38.02.01 Экон омика и бухгалтерский учет (по отрасл ям )

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 20__г.


 

 

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией

экономических дисциплин

 

Протокол № 1

от «27»  августа 20__г.

Разработана на основе

Государственного образовательного стандарта по специальности

среднего профессионального образования

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Председатель цикловой  комиссии

__________И.В. Древицкая

Вр.и.о. зам. директора по УВР

______________В.Г. Леонов

 

 

 

 

Составители:  Шумская Л.А., специалист высшей квалификационной категории, преподаватель экономических дисциплин

                  ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»;

 

Рецензент:  Онищенко Л.М - Главный бухгалтер ДППТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

10

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

1.     Паспорт рабочей программы профессионального модуля

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1.          Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации – «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации», «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»» и  соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области бухгалтерского учета при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;

уметь:

-рассчитывать заработную плату сотрудников;

-определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;

-определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;

-определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;

-проводить учет нераспределенной прибыли;

-проводить учет собственного капитала;

-проводить учет уставного капитала;

-проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;

-проводить учет кредитов и займов;

-определять цели и периодичность проведения инвентаризации;

-руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;

-пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;

-давать характеристику имущества организации;

-готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

-составлять инвентаризационные описи;

-проводить физический подсчет имущества;

-составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

-выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

-выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

-выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;

-формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

-формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

-составлять акт по результатам инвентаризации;

-проводить выверку финансовых обязательств;

-участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

-проводить инвентаризацию расчетов;

-определять реальное состояние расчетов;

-выявлять задолженность, нереальную для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

-проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);

знать:

-учет труда и заработной платы:

-учет труда и его оплаты;

-учет удержаний из заработной платы работников;

-учет  финансовых  результатов  и  использования  прибыли:

-учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;

-учет финансовых результатов по прочим видам деятельности

-учет нераспределенной прибыли;

-учет собственного капитала:

-учет уставного капитала;

-учет резервного капитала и целевого финансирования;

-учет кредитов и займов;

-нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;

-основные понятия инвентаризации имущества;

-характеристику имущества организации;

-цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;

-задачи и состав инвентаризационной комиссии;

-процесс подготовки к инвентаризации,

-порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;

-перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;

-приемы физического подсчета имущества;

-порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;

-порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

-порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

-порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

-порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;

-формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

-формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

-процедуру составления акта по результатам инвентаризации;

-порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

-порядок инвентаризации расчетов;

-технологию определения реального состояния расчетов;

-порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;

-порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)

 

1.3.Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 363 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 242 часа;

самостоятельной работы обучающегося 121 часа;

производственной практики 60 часов.

 

 

 

 

2.     Результаты освоения профессионального модуля

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

ПК 2.2.

Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.3.

Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.4.

Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.5.

Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального

и личностного развития.

ОК 5.

Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля 

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ

Коды профессио

нальных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

 

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности)

 

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

Всего,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 2.1-2.4.

ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по  инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации

363

242

 

 

128

 

 

121

 

 

ПК 2.1-2.4.

МДК.02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации 

198

132

 

62

66

 

 

ПК 2.1-2.4.

Раздел 1 МДК 02.01 Бухгалтерский  учёт  источников формирования имущества организации.

198

132

 

62

66

-

 

ПК 2.1-2.4.

МДК.02.02  Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

165

110

42

 

55

 

 

ПК 2.1-2.4.

Раздел 2 МДК 02.02Проведение и оформление инвентаризации.

165

110

42

 

 55

 

 

 

 

Производственная практика (по профилю специальности)

60

 

 

60

 

Всего:

423

242

104

 

121

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Содержание обучения  по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учёта

источников формирования  имущества организации.

198

 

 

 

Раздел 1.

Учёт труда и его оплаты 

 

46

Тема 1.1.

Учёт труда и заработной платы.

Содержание 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Л1

Задачи  учета труда и заработной платы. Нормативные источники по учету оплаты труда и их регуляторная политика.

2

Л2

Заработная плата: понятие, виды.

2

Л3

Минимальная заработная плата и прожиточный минимум.

2

Л4

Формы и системы оплаты труда.

2

Л5

Тарифная система оплаты труда.

2

Л6

Штатное расписание. Учет личного состава. Табельный учет.

2

Л7

Учет использования рабочего времени и выработки. Начисление основной заработной платы работникам предприятия.

2

Л8

Расчет средней заработной платы. Порядок начисления доплат к заработной плате.

2

Л9

Порядок начисления пособия по временной потере трудоспособности.

2

Л10

Учет начисления и выплаты сумм отпускных.

2

Л11

Вычеты и удержания из заработной платы работников. Порядок проведения отчислений ЕВ. Отражение расчетов по страхованию на счетах бухгалтерского учета.

2

Л12

Документирования хозяйственных операций по учету расходов по оплате труда.

2

Л13

Индексация заработной платы. Учет заработной платы в системе счетов.

2

Практические занятия

20

 

П1

Составление табеля учета рабочего времени.

4

П2

Расчет заработной платы и отражение ее на счетах бухгалтерского учета.

2

П3

Документальное оформление и расчет заработной платы при сдельной форме оплаты труда.

2

П4

Расчет оплаты отпусков и отражение данных выплат на счетах бухгалтерского учета.

2

П5

Методика документального оформления и начисления доплат к заработной плате.

4

П6

Вычеты и удержания из заработной платы.

2

П7

Синтетический учет расчетов по оплате труда.

2

П8

Расчеты по страхованию.

2

Раздел 2. Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности

 

 

46

 

Тема 2.1 Учет доходов и расходов деятельности

Содержание

20

Л14

Понятие доходов. Виды деятельности. Классификация доходов. Оценка доходов.

2

 

 

 

 

 

3

Л15

Отражение данных о доходах в учетных регистрах и раскрытие информации в финансовой отчетности.

2

Л16

Учет доходов от обычной деятельности: учет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и других видов деятельности.

2

Л17

Учет и состав прочих операционных доходов.

2

Л18

Учет доходов от участия в капитале, от финансовой и инвестиционной деятельности.

2

Л18

Учет прочих доходов, чрезвычайных доходов и страховых платежей.

2

Л20

Понятие и классификация расходов деятельности. Формирование и учет себестоимости реализованной продукции (товаров, работ, услуг).

2

Л21

Учет общепроизводственных расходов.

2

Л22

Учет операционных расходов.

2

Л23

Учет расходов прочей обычной деятельности

2

Практические занятия

10

 

П 9

Порядок распределения и учета общепроизводственных расходов предприятия.

2

П10

Учет операционных затрат предприятия.

2

П11

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета доходов предприятия от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

2

П12

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета прочих операционных доходов предприятия.

2

П13

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета прочих доходов предприятия.

2

Тема 2.2 Учет финансовых результатов и использование прибыли

Содержание

8

Л24

Финансовые результаты, задачи учета. Классификация финансовых результатов.

2

Л25

Учет финансовых результатов деятельности: учет результатов обычной деятельности.

2

Л26

Учет финансовых результатов деятельности: учет результатов чрезвычайной деятельности.

2

Л27

Учет подлежащей уплате по данным бухгалтерского учета суммы налога на прибыль. Учет использования прибыли предприятия.

2

Практические занятия

8

П14

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета доходов предприятия от финансовой и инвестиционной деятельности.

4

П15

Определение финансового результата деятельности предприятия по основным видам деятельности.

2

П16

Определение финансового результата деятельности предприятия по прочим видам деятельности.

2

Раздел 3. Учет капитала, резервов и средств целевого финансирования

 

28

Тема 3.1.

Учет собственного капитала

  Содержание

10

Л28

Собственный капитал: понятие, экономическая сущность, функции. Структура собственного капитала. Формирование и учет Уставного капитала на государственном предприятии.

2

 

 

 

 

 

3

Л29

Формирование и учет Уставного капитала на предприятии негосударственной формы собственности.

2

Л30

Учет паевого капитала. Формирование и учет дополнительного и резервного капиталов.

2

Л31

Формирование и учет нераспределенной прибыли (непокрытых убытков), изъятого и неоплаченного капиталов. Учет расчетов с участниками.

2

Л32

Учет обеспечений будущих расходов и платежей. Учет целевого финансирования и целевых поступлений. Учет страховых резервов.

2

Практические занятия

18

 

П17

Учет уставного капитала.

4

П18

Отражение на счетах формирования и учета дополнительного и резервного капитала.

2

П19

Учет собственного капитала предприятия.

4

П20

Отражение в отчетности изменений собственного капитала.

2

П21

Порядок создания и использования обеспечений будущих расходов и платежей.

2

П22

Отражение на счетах бухгалтерского учета средств целевого финансирования.

4

Раздел 4. Учет заемных средств организации

 

12

Тема 4.1 

Учет кредитов и займов  

Содержание 

6

Л33

Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности. Виды кредитов.

2

 

 

3

Л34

Учет краткосрочных обязательств с банками. Учет долгосрочных кредитов банков.

2

Л35

Учет текущей задолженности по долгосрочным обязательствам.

2

Практические занятия

6

 

П23

Бухгалтерский учет долгосрочных кредитов.

2

П24

Бухгалтерский учет краткосрочных кредитов.

2

П25

Учет кредитов и займов

2

Самостоятельная работа при изучении раздела1  МДК.02.01.

66

Оформление отчётов по практическим работам.  Изучение лекций и нормативно-правовой документации, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Решение практических ситуаций. Подготовка  к экзамену.

Примерная тематика домашних заданий

Подготовка ответов на вопросы и тесты, решение задач по темам.

 

Экзамен:

 

МДК 02.02. Бухгалтерская технология

проведения и оформления инвентаризации

165

 

Раздел 1

Организация проведения инвентаризации

 

26

Тема 1.1.

Организация и методика проведения  инвентаризации, отражение ее результатов в учете

Содержание 

16

Л1

Теоретические аспекты инвентаризации. Виды инвентаризации.

2

 

 

 

3

Л2

Методика проведения инвентаризации.

2

Л3

Порядок составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

4

Л4

Регулирование инвентаризационных разниц и оформление результатов инвентаризации.

4

Л5

Определение, регулирование и отражение результатов инвентаризации.

4

Практические занятия

10

 

П1

 Разработка приказа «О назначении центральной инвентаризационной комиссии»

2

П2

Разработка приказа «О проведении инвентаризации»

2

П3

Составление инвентаризационных описей.

2

П4

Составление сличительных ведомостей по инвентаризации.

2

П5

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

2

Раздел 2. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств

 

 

82

Тема 2.1.

Подготовка и проведение инвентаризации имущества организации

Содержание 

26

Л6

Порядок инвентаризации необоротных активов.

2

 

 

 

 

 

3

Л7

Формирование бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации необоротных активов.

4

Л8

Порядок инвентаризации основных средств.

4

Л9

Формирование бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации основных средств.

4

Л10

Порядок проведения инвентаризации оборотных активов: запасов.

4

Л11

Порядок проведения инвентаризации оборотных активов: денежных средств.

4

Л12

Формирование бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации оборотных активов.

2

Практические занятия

12

 

П6

Документальное оформление и отражение инвентаризации необоротных активов на счетах бухгалтерского учета.

2

П7

Документальное оформление и отражение инвентаризации основных средств на счетах бухгалтерского учета.

2

П8

Документальное оформление и отражение инвентаризации запасов на счетах бухгалтерского учета.

4

П9

Документальное оформление и отражение инвентаризации в кассе предприятия на счетах бухгалтерского учета

2

П10

Составление документов по инвентаризации денежных средств, бланков документов строгой отчетности.

2

Тема 2.2.

Инвентаризация финансовых обязательств организации

Содержание 

18

Л13

Порядок инвентаризации обязательств организации.

2

 

 

3

Л14

Порядок инвентаризации дебиторской задолженности.

2

Л15

Порядок инвентаризации кредиторской задолженности.

2

Л16

Порядок инвентаризации финансовых обязательств.

4

Л17

Порядок инвентаризации обеспечений обязательств.

4

Л18

Отражение  результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

4

Практические занятия

8

 

П11

 Проведение инвентаризации кредиторской задолженности.

2

П12

Проведение инвентаризации дебиторской задолженности

2

П13

Составление документов по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

2

П14

Отражение результатов инвентаризация  дебиторской и кредиторской задолженности.

2

Контрольная работа 

2

Тема 2.3.

Инвентаризация недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов и отражение ее результатов в бухгалтерском учете

Содержание

8

 

3

Л19

Инвентаризация  недостач и потерь от порчи ценностей. 

4

Л20

Инвентаризация целевого финансирования.

2

Л21

Инвентаризация доходов будущих периодов.

2

Практические занятия

10

 

П15

Составление документов и отражение результатов по инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей.

2

П16

Составление документов и отражение результатов по инвентаризации целевого финансирования

2

П17

Составление документов и отражение результатов по инвентаризации доходов будущих периодов.

2

П18

Составление Акта инвентаризации.

4

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК.02.02.

55

Оформление отчётов по практическим работам.  Изучение лекций и нормативно-правовой документации, проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к контрольной работе, к экзамену.

Примерная тематика домашних заданий

Подготовка ответов на вопросы и тесты, решение задач по темам.

Экзамен:

 

 

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

Дать общую характеристику предприятия

Учет расчетных и кредитных операций

Учет оплаты труда и прочих расчетов с персоналом предприятия

Учёт собственного капитала

Учёт финансовых результатов и использования прибыли

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств  предприятия.

Оформление отчёта.

60

 

Всего:

423

 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Бухгалтерский учет» и лаборатории «Учебная бухгалтерия».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Бухгалтерский учет»:

-       компьютеры;

-       калькуляторы;

-       бланки первичных бухгалтерских документов;

-       бланки учетных регистров;

-       раздаточный материал;

-       комплект учебно-методической документации.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Нормативные документы:

1. Закон Донецкой народной республики «Об образовании» (№55-ІНС от 19.06.2015г.)

2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)

3. Приказ МОН ДНР №281 от 25.06.2015г. «Об утверждении перечня специальностей среднего специального образования».

 

 

 

 

Основные источники:

1.     КОНСТИТУЦИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС от 29.06.2015 года № 63-ІНС от 11.09.2015 года № 92-ІНС).

2.     АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЗАКОНОПРОЕКТ).

3.     Закон ДНР Об оплате труда. Донецкая народная республика. Закон. Об оплате труда. № 19-IHC от 06.03.2015.

4.     Закон ДНР О налоговой системе.  Принят Постановлением Народного Совета № 99-IHC от 25.12.2015.

5.     ЗАКОН ДНР «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 16 марта 2015 года № 14-I H.

6.     Закон. ДНР О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности. Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 21 августа 2015 года (Постановление №I-307П-НС).

7.     Максимова В.Ф.  Бухгалтерский учет: Учебник для студентов высших учебных учреждений – Одесса: ОНЕУ, 2012 – 670с

8.     Брухарский Р.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. -  Тернополь: ТНЕУ, 2016.

9.     Лишиленко О.В. Бухгалтерский учт: Учебник. – 3-е узд., перер. И доп. – К.: Изд. «ЦУЛ», 2014 – 670с

10. Рудницкий В.С. Организация первичного учета и экономического анализа на примере предприятий торговли: Учебное пособие для вузов. - Киев: Профессионал, 2010. - 480 с.

11. Практикум по бухгалтерскому учету на сельскохозяйственных предприятиях по национальным стандартам: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.Ф. Огийчука. - Киев: Высшее образование, 2010. - 464 с.

12. Волкова И.А. Финансовый учет-2: Учеб.пособие – К.: «ЦУЛ», 2009-224с. – ISBN 978-966-364-815-6. Богатая И. Н. Бухгалтерский учет/И.

13.  Петрушина В.Ю. Экспресс-курс изучения бухучета. – 3-е изд.допол. и перер. – Х.: Из.дом «Фактор», 2012 – 368с - ISBN 978-966-180-317-5.

14. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В., Гудиева З.Т. Учебное пособие по курсу Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации.-  Стерлитамак: АМИ, 2016. — 96 с. — ISBN 978-5-906806-45

15. Шукова М.Г. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации .Курс лекций. – Самара, КС ПГУТИ, 2013. – 123 с

 

Дополнительные источники:

 

1. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб.практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

2. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / Глинистый В. Д. и др.; отв. ред. А. С. Бакаев. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт.,2006. – 419 с.

5. Удалов В.А. Инвестиционная деятельность предпринимателя. – М.: Издательство МСХА, 1996.

6. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»

7. Ежемесячный журнал «Нормативные акты»

8. Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»

     9. Справочно-правовые системы «Консультант», «Гарант».

 

Интернет-ресурсы:

-       http://www.audit-it.ru/ 

-       http://www.buh.ru/

-       http://www.buhonline.ru/

-       http://www.buhgalteria.ru/

-       http://www.glavbukh.ru/

-       http://www.debet.ru/

-       http://www.klerk.ru/

-       http://repetitor-nachbuh.ru/index.php/map-site

-        http://sprbuh.systecs.ru/

 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Программа профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» реализуется в течение 5-го семестра  3 курса обучения.

Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля должны основываться на инновационных психолого-педагогических  технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки студентов.

Освоению данного модуля должны изучаться параллельно дисциплины из общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов, таких как: «Русский язык и культура речи»,  «Математика», «Информатика», «История», и др.

Для систематизации знаний по междисциплинарным курсам 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации» и 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»  преподавание дисциплин  профессионального цикла «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Статистика», «Основы бухгалтерского учета»,  «Основы бизнеса на малых предприятиях», «Экономическая теория», «Менеджмент», «Маркетинг» и профессиональных модулей ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации», ПМ.03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» должны проводиться параллельно с освоением профессионального модуля ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации». В целях реализации компетентностного подхода  в образовательном процессе должны использоваться активные формы проведения занятий (деловые игры, решение ситуационных задач, дискуссии и др.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов.

В процессе обучения студентов основными формами являются: аудиторные занятия и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. Тематика аудиторных и практических занятий соответствует содержанию программы профессионального модуля.

Для успешного освоения профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» каждый студент обеспечивается учебно-методическими материалами (учебно-методической литературой, заданиями для практических занятий, тестовыми заданиями, ситуационными задачами, заданиями и рекомендациями по самостоятельной работе, программным обеспечением и т.д.).

Теоретические занятия формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий  и инноваций, а также  способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

   Самостоятельная работа включает  работу с литературой, периодическими  изданиями, электронными ресурсами (СПС «Консультант Плюс», «Гарант», Интернет), подготовку рефератов, докладов, презентаций, проведение исследований по выбранной теме,  отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самообразованию, самореализации, формированию общих и профессиональных компетенций.

Оценка теоретических и практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки практических умений. В конце изучения профессионального модуля  проводится экзамен.

Учебную практику рекомендуется проводить концентрированно. Учебная практика проводится в специализированных кабинетах. Учебная практика проходит под руководством преподавателей, осуществляющих преподавание междисциплинарного курса профессионального модуля.

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» является освоение учебной практики в рамках профессионального модуля.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

- преподаватель должен иметь высшее экономическое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).  Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за усвоение обучающимся профессионального цикла, преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 5 года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

 -расчет заработной платы сотрудников;

-определение суммы удержаний из заработной платы сотрудников;

-определение финансовых результатов деятельности организации

-учет нераспределенной прибыли;

- учет собственного капитала;

-проведение учета уставного капитала;

- проведение учета резервного капитала и целевого финансирования;

- проведение учета кредитов и займов;

- проведение инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей, целевого финансирования, доходов будущих периодов

- защита  практических занятий;

- оценка самостоятельных работ;

- оценка домашних работ;

- выполнение тестирования по темам;

- экзамен;

- защита практики.

 

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

 

-выполнение работы по инвентаризации основных средств и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета;

-выполнение работы по инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета;

-выполнение работы по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета

- защита  практических занятий;

- оценка самостоятельных работ;

- оценка домашних работ;

- выполнение тестирования по темам;

- экзамен;

- защита практики.

ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

-определение целей и периодичности проведения инвентаризации;

- применение нормативных документов, регулирующих порядок проведения инвентаризации имущества;

-использование специальной терминологии при проведении инвентаризации имущества;

- подготовка регистров аналитического учета по местам хранения имущества и передача их лицам, ответственным за подготовительный этап проведения инвентаризации

- защита  практических занятий;

- оценка самостоятельных работ;

- оценка домашних работ;

- выполнение тестирования по темам;

- экзамен;

- защита практики.

ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

-составление инвентаризационных описей;

- физический подсчет имущества;

-составление сличительных ведомости и устанавление соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;

-формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на соответствующем счете от порчи ценностей»;

-формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;

-составление акта по результатам инвентаризации

- защита  практических занятий;

- оценка самостоятельных работ;

- оценка домашних работ;

- выполнение тестирования по темам;

- экзамен;

- защита практики.

ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

- выверка финансовых обязательств;

-участие в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;

-проведение инвентаризации расчетов;

-определение реального состояния расчетов;

-выявление задолженности, нереальной для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета

- защита  практических занятий;

- оценка самостоятельных работ;

- оценка домашних работ;

- выполнение тестирования по темам;

- экзамен;

- защита практики.

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

− демонстрация интереса к будущей профессии

 

интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

− выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;

− оценка эффективности и качества выполнения;

интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

− решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области ведения бухгалтерского учета источников образования имущества организации

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики;

-экспертная оценка работ и документов обучающегося;

-экспертное наблюдение и оценка в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

− эффективный поиск необходимой информации;

рациональное и полное использование различных источников, включая электронные

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики;

-экспертная оценка работ и документов обучающегося;

-экспертное наблюдение и оценка в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

     корректное и результативное использование информационных  источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных,  необходимых для решения профессиональных задач;

     владение приёмами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом, применение СПС в профессиональной деятельности;

− использование программ автоматизации бухгалтерского учета

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной практики;

-экспертная оценка работ и документов обучающегося;

-экспертное наблюдение и оценка в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

-  эффективное и результативное взаимодействие и общение с коллегами, руководством, преподавателями.

-интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля;

-участие в ролевых  (деловых) играх, тренингах, мастер-классах;

-выполнение заданий учебной  практики

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

− самоанализ и коррекция результатов собственной работы

 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение   квалификации

− организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

− анализ инноваций в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации;

интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru