Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»
для специальности СПО
040401 «Социальная работа»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2г. 10 м.
Уровень освоения – углубленный
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
стр.
3 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
|
7 |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
19 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
22 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
040401 Социальная работа
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный модуль
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
-диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;
- осуществления социального патроната;
-создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;
-координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента
уметь:
-анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;
-пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;
-выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;
-оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
-активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;
-осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
знать:
- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;
-основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов;
-особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;
-структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов
№ |
Цель дисциплины |
Ссылка на компетенции |
||
1 |
2 |
3 |
||
Иметь практический опыт |
|
|
||
1. |
диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС; |
ПК 1.1, ОК 1, ОК 3, ОК 6 |
||
2. |
осуществления социального патроната; |
ПК 1.3, ОК 2 |
||
3. |
создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации |
ПК 1.4, ОК 2, ОК 6 |
||
4. |
координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента |
ПК 1.2, ОК 7, ОК 8 |
||
Уметь: |
|
|
||
5. |
анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста; |
ПК 1.2, ОК 2, ОК 7 |
|
|
6. |
пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения |
ПК 1.4, ОК 4, ОК 5 |
|
|
7. |
выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах |
ПК 1.1, ОК 4, ОК 5 |
|
|
8. |
оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг |
ПК 1.4, ОК 9 |
|
|
9. |
активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида |
ПК 1.5, ОК 11 |
|
|
10. |
осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»; |
ПК 1.3, ОК 10 |
|
|
Знать: |
|
|
||
11. |
нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты; |
ПК 1.4, ОК 8 |
||
12. |
основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов |
ПК 1.1, ОК 13 |
||
13. |
особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам |
ПК 1.4, ПК 1.5, ОК 12 |
||
14. |
структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов |
ПК 1.2, ОК 2 |
||
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 220 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 330 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 110 часа;
учебной и производственной практики – 36 часов.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи |
ПК 1.2 |
Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента |
ПК 1.3 |
Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа |
ПК 1.4 |
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам |
ПК 1.5 |
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 |
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11 |
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК 12 |
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13 |
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
ОК 14 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля* |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ПК. 1.1 – 1.5 |
МДК 01.01. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами |
48 |
32 |
2 |
|
16 |
- |
9 |
- |
ПК. 1.1 – 1.5 |
МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов |
102 |
68 |
10 |
|
34 |
9 |
- |
|
ПК. 1.1 – 1.5 |
МДК 01.03. Технология социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами |
90 |
60 |
20 |
10 |
30 |
9 |
- |
|
ПК. 1.1 – 1.5 |
МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов |
90 |
60 |
22 |
10 |
30 |
|
9 |
- |
|
Всего: |
330 |
220 |
54 |
20 |
110 |
- |
36 |
- |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
Раздел 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами |
57 |
|
|
||
МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами |
|
32 |
|
||
Тема 1.1. Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов |
Содержание |
2 |
|
||
Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. Ее основные задачи и принципы. Механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. |
1,2 |
|
|||
Тема 1.2. Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов |
Содержание |
6 |
|
|
|
Понятие и функции социального обеспечения. Международные и российские источники права социального обеспечения пожилых и инвалидов. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. Особенности региональной системы социального обеспечения пожилых и инвалидов. |
2
|
|
|||
Социальное обслуживание как элемент государственной системы социального обеспечения. Право пожилых и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социального обслуживания пожилых и инвалидов, гарантированные законодательством России. Перечень социальных услуг для пожилых и инвалидов, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Условия оказания бесплатной и платной социальной помощи. Право на ритуальные услуги. |
|
||||
Тема 1.3. Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ |
Содержание |
6 |
2 |
|
|
Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов. Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам. |
|
||||
Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам |
Содержание |
6 |
2 |
|
|
Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов. Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др. Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие пожилым и инвалидам льготы. Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Возможности замены льгот денежными компенсациями. Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам. |
|
||||
Практическое занятие Определение права пожилых и инвалидов на льготы и пособия. |
2 |
|
|||
Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам |
Содержание |
4 |
2 |
|
|
Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством. Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов. Протезно-ортопедическая помощь. Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования. |
|
||||
Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ
|
Содержание |
6 |
2 |
||
Особенности трудового законодательства, определяющего права пожилых и инвалидов на труд. Признание инвалида безработным. Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты и т.д. Особенности жилищного законодательства в отношении пожилых и инвалидов: нормы обеспечения инвалидов жилой площадью, право инвалидов на дополнительную жилую площадь, особенности оборудования жилого помещения для инвалидов и т.д. |
|
||||
Консультация к экзамену |
2 |
2,3 |
|
||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 |
16 |
|
|
||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Основные источники норм права, определяющие комплекс мер по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов. 2. Основные международные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению. 3. Региональные и локальные нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых и инвалидов. 4. Обязательное пенсионное страхование. 5. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования. 6. Государственные национальные стандарты социального обслуживания населения. 7. Назначение, перерасчет, индексация трудовых пенсий. 8. Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения пожилым и инвалидам. 9. Порядок осуществления медико-социальной экспертизы. |
|
||||
Учебная практика Виды работ: 1. Определение права пожилых и инвалидов на социальное обеспечение. 2. Определение права пожилых и инвалидов на пенсионное обеспечение. 3. Определение права пожилых и инвалидов на льготы. 4. Определение права пожилых и инвалидов на различные виды медико-социальной помощи. |
9 |
3 |
|
||
Раздел 2. Применение основ психологии и педагогики в социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами |
111 |
|
|
||
МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов |
|
68 |
|
||
Тема 2.1. Старение и старость как социальная и психологическая проблема |
Содержание |
8 |
1,2 |
|
|
Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологической проболемы. Теории старения и старости: старость как биологическая проблема; старость как социальная проблема; старость как когнитивная проблема; комплексные теории старения. Проблема возрастных границ старости. |
|
||||
Практические занятия 1 Старость как социальная проблема |
2 |
|
|
||
Тема 2.2. Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста |
Содержание |
10 |
2 |
|
|
Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, обидчивость и т.д. Отношение к собственному старению. Типология личности в пожилом возрасте. Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д. Возрастные психологические и личностные кризисы в старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости: - социальная ситуация жизни пожилых как полноценная ситуация развития; - выбор стратегии старения; - сохранение себя как личности и индивида; - самоопределение и деятельность на разных этапах старения. Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. |
|||||
Практическое занятие Особенности личности и деятельности пожилого человека. |
2 |
|
|||
Тема 2.3. Познавательная сфера в период старения |
Содержание |
10 |
1,2 |
|
|
Развитие ощущения и восприятия: изменение слуховой чувствительности, нарушение зрения, динамика психофизических функций. Развитие высших психических процессов. Изменения памяти. Особенности развития мышления. Причины снижения интеллектуальных функций. |
|
||||
Тема 2.4. Смерть и умирание |
Содержание |
8 |
1,2 |
|
|
Отношение к смерти. Страх смерти. Этапы умирания. Помощь умирающему, его поддержка. Смерть в вере. Эвтаназия- моральные, правовые и социальные проблемы. |
|
||||
Практическое занятие Конец жизни |
2 |
|
|||
Тема 2.5. Психология инвалидности |
Содержание |
12 |
2,3 |
|
|
Психология больных с дефектами органов и аномалиями развития. Проблема отношения к своему расстройству или дефекту. Невротические и личностные расстройства вследствии маргинализации в обществе. Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере у инвалидов. Формирование чувства самоэффективности и факторы, влияющие на него. Возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ. Социальная поддержка как фактор, определяющий специфическое отношение к собственной инвалидности. |
|
||||
Практическое занятие Психологические особенности личности инвалидов. |
2 |
|
|||
Тема 2.6. Особенности обучения пожилых и инвалидов
|
Содержание |
10 |
2,3 |
|
|
Герогогика – наука об обучении и воспитании пожилых людей. Особенности обучения пожилых людей. Мотивация желания учиться у пожилых людей. Обучение в специализированных учреждениях, предназначенных для людей старшего возраста. Российский и зарубежный опыт обучения пожилых людей. Проблемы занятости инвалидов. Образование инвалидов. Принципы и методы профессионального ориентирования и профессионального обучения инвалидов. |
|
||||
Практическое занятие Обучение пожилых и инвалидов. |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 |
|
|
|||
Выход на пенсию как кризисный период. 2. Отношение к старости в разных культурах (русской, западноевропейской, восточной). 3. Признаки психического старения. 4. Психодиагностика возрастных изменений личности. 5. Долголетие и жизнеспособность в пожилом и старческом возрасте. 6.Проблема одиночества. |
34 |
|
|||
Учебная практика Виды работ: 1.Выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида. 2.Охарактеризовать психологические изменения в личности пожилого человека и инвалида. 3.Определить особенности и методы обучения пожилых и инвалидов. |
9 |
3 |
|
||
Раздел 3. Применение технологий социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами |
99 |
|
|
||
МДК 01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами |
|
|
60 |
|
|
Тема 3.1. Технологический процесс в социальной работе |
Содержание |
4 |
1,2 |
|
|
Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы». Сущность и основные характеристики технологического процесса. Социальная технология как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Содержание и структура технологического процесса. Основные этапы технологического процесса. |
|
||||
Тема 3.2. Особенности социальной диагностики трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов |
Содержание |
4 |
2,3 |
|
|
Понятие «социальная диагностика», ее сущность и значение. Общая логическая схема диагностического исследования ситуации клиента. Принципы социальной диагностики. Социальный диагноз и его сущность в социальной работе. Система методов социальной диагностики. Диагностическое исследование трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов. Особенности первого контакта социального работника с людьми пожилого возраста и инвалидами. Выстраивание отношений между социальным работником и клиентами. Информация и ее источники, необходимые для изучения ситуации клиента. Многообразие ситуаций пожилых и инвалидов. |
|||||
Практическое занятие Социальная диагностика психосоциального статуса пожилых и инвалидов. |
4 |
|
|||
Тема 3.3. Особенности выявления проблем пожилых и инвалидов |
Содержание |
4 |
2,3 |
|
|
Разработка социальным работником идеального видения ситуации клиента. Выявление проблем и затруднений пожилых и инвалидов путем сопоставления идеального представления и реальной ситуации. Характер отношений человека к проблемам и его учет в деятельности социального работника. Типизация проблем по степени сложности и разрешимости. Ранжирование проблем и затруднений. Разработка проблемного поля клиента. Особенности проблем и затруднений пожилых и инвалидов и их семей: материальные, социальные, бытовые, жилищные, медицинские, психологические, педагогические, духовные и др. |
|||||
Практическое занятие Выявление проблем у пожилых и инвалидов. |
2 |
|
|||
Тема 3.4. Основные формы и виды социальной работы с пожилыми и инвалидами |
Содержание |
|
2,3 |
|
|
Выбор приоритетов, методов и средств решения проблем пожилых и инвалидов и их семей. Современные виды социальной работы с пожилыми и инвалидами. Общие и частные технологии социальной работы. Понятие интегрированных социальных технологий. Индивидуальная и групповая социальная работа с пожилыми и инвалидами. Использование информационных технологий в практике социальной работы с пожилыми и инвалидами. Создание классификатора и картотеки типовых проблемных ситуаций пожилых и инвалидов. |
4 |
|
|||
Практическое занятие Определение путей решения проблем и затруднений пожилых и инвалидов. |
4 |
|
|||
Тема 3.5. Технология социального обслуживания пожилых и инвалидов |
Содержание |
4 |
2,3 |
|
|
Формы и принципы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов Сущность и содержание социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов в сельской местности. Организация социального обслуживания пожилых и инвалидов. |
|
||||
Тема 3.6. Технологии социальной работы с пожилыми людьми |
Содержание |
4 |
2,3 |
|
|
Социальная адаптация и реабилитация пожилых. Особенности восстановления социального статуса личности. Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем пожилых людей. Социальное консультирование пожилых. Основные принципы социальной профилактики ТЖС у пожилых. |
|
||||
Практическое занятие Применение технологий при социальной работе с пожилыми людьми. |
4 |
|
|||
Тема 3.7. Основные технологии социальной работы с инвалидами |
Содержание |
2 |
2 |
|
|
Социальная адаптация и реабилитация инвалидов. Особенности восстановления социального статуса личности инвалидов. Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем инвалидов. Основные принципы социальной профилактики ТЖС у инвалидов. Центры независимой жизни инвалидов. |
|
||||
Практическое занятие Применение технологий при социальной работе с инвалидами. |
4 |
|
|||
Тема 3.8. Контроль качества деятельности социального работника |
Содержание |
2 |
2,3 |
|
|
Роль социального работника в защите и реализации прав пожилых и инвалидов. Осуществление своей деятельности с позиции «рядом с клиентом». Понятие «эффект» и «эффективность» в деятельности социального работника. Качественные и количественные показатели результата. Рефлексия в деятельности социального работника. |
|
||||
Практическое занятие Оценка деятельности социального работника. |
2 |
|
|||
|
Консультация к экзамену |
2 |
2,3 |
||
Курсовая работа |
10 |
|
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Сбор информации в социальной работе. 2. Методы сбора информации: опрос, наблюдение, работа с документацией и т.д. 3. Разработка стратегии сбора информации. 4. Классификация социальных технологий. 5. Работа с конфиденциальной информацией клиента. 6. Выработка цели социальной работы с пожилыми и инвалидами и их семьями. 7. Основные методологические подходы социальной работы с пожилыми и инвалидами. 8. Национальные стандарты РФ по социальному обслуживанию населения. 9. Технологии социокультурного обслуживания. |
30 |
|
|||
Учебная практика Виды работ:
|
9 |
3 |
|
||
Раздел 4. Осуществление патроната к пожилым и инвалидам |
99 |
|
|
||
МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов |
|
60 |
|
||
Тема 4.1. Пожилые люди в современном обществе |
Содержание |
4 |
1,2 |
|
|
Постарение населения как социально-демографический процесс общества. Роль и место пожилых людей в современном обществе. Социальное положение пожилых людей в обществе. Изменение социального статуса в зависимости от возрастной категории. Пожилой человек в семье. Типология пожилой семьи. Особенности семейного статуса пожилого человека. Взаимоотношение пожилого человека с представителями других возрастных групп. Социальное одиночество. |
|
||||
Практическое занятие Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. |
4 |
|
|||
Тема 4.2. Медико-социальные аспекты старения |
Содержание |
6 |
1,2 |
|
|
Старость и старение. Виды старости: физиологическая, хронологическая, психологическая, социальная. Факторы, влияющие на ускорение процесса старения. Общие механизмы старения. Возрастные изменения различных органов и систем организма. Определение степени подвижности и объема самообслуживания пожилого человека. |
|
||||
Снижение работоспособности и переносимости физических нагрузок. Трудовая деятельность в пожилом возрасте. Медико-социальные проблемы людей пожилого и старческого возраста. Особенности ухода за пожилыми людьми. Счастливая старость и успешное старение. Деятельность социального работника по выявлению медико-социальных проблем пожилого человека. |
|
||||
Практическое занятие Диагностика медико-социальных проблем пожилого человека. Составление социальной истории. |
4 |
|
|||
Тема 4.3. Социальное положение инвалидов в обществе |
Содержание |
6 |
2 |
|
|
Понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», «человек с ограниченными возможностями». Медицинские, юридические, социальные, этические аспекты понятия инвалидности. Инвалиды – одна из социально незащищенных категорий населения. Отношение к инвалидам в обществе в России и за рубежом. Социальный статус людей с ограниченными возможностями. Виды депривации. Инвалид в семье. Отношения с друзьями и родственниками. Медико-социальные и бытовые проблемы инвалидов. |
|||||
Практическое занятие Диагностика медико-социальных проблем человека с ограниченными возможностями. |
4 |
|
|||
Тема 4.4. Особенности патроната к пожилым и инвалидам |
Содержание |
6 |
2,3 |
|
|
Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней пожилых и инвалидов. Патронат – форма реализации социального обслуживания. Патронат и патронаж – сходства и различия. Значение и функции патроната к пожилым и инвалидам. Основные виды патронажа: медико-социальны, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический и др. Выявление людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах. Виды государственной и негосударственной социальной помощи пожилым и инвалидам. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому. Основные принципы социального обслуживания. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов в сельской местности. Социальное попечительство над пожилыми и инвалидами. Понятие «реабилитация». Основное содержание и виды реабилитации пожилых и инвалидов. Задачи реабилитации. Медико-социальная реабилитация пожилых и инвалидов. Трудовая реабилитация пожилых и инвалидов. Бытовая реабилитация. Социально-экономическая реабилитация. Роль социального работника в реабилитации пожилых и инвалидов. |
|||||
|
|||||
Практическое занятие Осуществление медико-социального патронажа к лицам пожилого возраста и инвалидам. |
4 |
|
|||
Тема 4.5. Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов |
Содержание |
4 |
2,3 |
|
|
Надомное социальное обслуживание пожилых и инвалидов. Отделение социальной помощи на дому. Особенности организации и направления деятельности. Стационарная помощь. Отделения дневного пребывания, реабилитационные центры, дома-интернаты для пожилых и инвалидов. Их задачи и направления деятельности. Организация гериатрической помощи и ее структура. Хоспис. Поезда милосердия как новая форма обслуживания пожилых и инвалидов, проживающих в отдаленных районах. |
|
||||
Практическое занятие Система учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
6 |
|
|||
Консультация к экзамену |
2 |
2,3 |
|||
Курсовой проект |
10 |
|
|
||
Самостоятельная работа при изучении раздела 4 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Возрастная структура общества. 2. Увеличение доли пожилых и старых людей как социально-демографическая проблема современной России. 3. Рациональное питание и двигательная активность пожилых людей. 4. Культурная и досуговая деятельность пожилых. 5. Проблема занятости инвалидов в России. 6. Практика социального обслуживания пожилых и инвалидов в регионах. 7. Роль общественных организаций в оказании социальной помощи пожилым и инвалидам. |
30 |
|
|||
Учебная практика Виды работ 1. Осуществление диагностики медико-социальных проблем пожилых и инвалидов. 2. Осуществление медико-социального патронажа к лицам пожилого возраста и инвалидам. 3. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
9 |
3 |
|
||
Всего |
330
|
|
|
||
|
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Теория и методика социальной работы», «Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов», «Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- понятийные словари;
- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность специалиста по социальной работе с пожилыми и инвалидами;
- таблицы и схемы;
- стенды;
- учебно-методические пособия;
- типовые бланки учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов;
- экран.
Технические средства обучения: компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, интерактивная доска, диктофон.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Текст]: официальное издание, М.: Стандартинформ, 2009.
2. ГОСТ Р 528884-2007. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам [Текст]: официальное издание.
3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У «Основные виды социальных услуг» [Текст]: официальное издание.
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52342-2003 «Качество социальных услуг» [Текст]: официальное издание.
5. Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Текст]: официальное издание.
6. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872) с изменениями, внесенными федеральными законами от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791), от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032), от 10 января 2003 года № 15-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167), от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ [Текст]: официальное издание: Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607.
7. Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» [Текст]: официальное издание.
8. Федеральный закон от 17 июля 1998 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Текст]: официальное издание.
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Текст]: официальное издание.
10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Текст]: официальное издание.
11. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста [Текст]: учеб. пособие/ Н.Ф. Басов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 [1]с.
12. Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов [Текст]: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 168с.
13. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: Учебное пособие/ Р.И. Ерусланова. – 4-е изд. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 164с.
14. Журавлева Т.П. Основы гериатрии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 271с. – (Серия «Профессиональное образование»).
15. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие [Текст]/ Н.С. Кошелев. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 145 с.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полненный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464с.
17. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст [Текст]: официальное издание.
18. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст [Текст]: официальное издание.
19. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами [Текст]: учебник для студ. сред. проф. образования/ Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
20. Погодина А.Б., Газимов А.Х. Основы геронтологии и гериатрии [Текст]: учеб. пособие/ А.Б. Погодина, А.Х. Газимов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 253с.
21. Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть [Текст]/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2—7. – 384с.
22. Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 427с.
23. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения [Текст]: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 464с.
24. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов [Текст]: Учебное пособие/ В.С. Ткаченко. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.
25. Уход и патронаж [Текст]/ перевод с датского издания О.Шушковой. – М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2010.- 264с.
26. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 240 с.
27. Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов [Текст]/ Л.П. Храпылина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 415с.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. – М.: Гардарики, 2011. – 349с.
Дополнительные источники:
1. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. – Н.Новгород: Нижегородская государственная медицинская академия, 2009. – 508с.
2. Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестренское дело в гериатрии [Текст]. – М.: АНМИ, 2012. – 438с.
3. Силуянова И.В. Современная медицина и православие. – М.: московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. – 206с.
4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 416с.
5. Современная энциклопедия социальной работы [Текст] / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – 412с.
6. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2011. – 480 с.
7. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 336с.
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru.
2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru
Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теория и методика социальной работы», «Организация социальной работы в РФ», «Основы социальной медицины» и профессионального модуля по выполнению работ рабочей профессии «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому».
При проведение аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи пожилым и инвалидам.
При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.
Производственная практика может проводиться в Центрах социального обслуживания населения, Геронтологических центрах, Отделениях дневного пребывания для пожилых, социальных (геронтологических) палата лечебно-профилактических учреждений, хосписах и иных учреждениях региона, оказывающих социальную помощь пожилым людям и инвалидам.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года
Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:
Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.
Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи. |
- осуществлять анализ ситуации пожилого или инвалида и его семьи; - выявлять наличие проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - определение возможных вариантов оказания социальной помощи пожилым и инвалидам и членам их семей; - определение права пожилых и инвалидов на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы; - составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе с пожилыми и инвалидами; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь пожилым и инвалидам;
|
Формы контроля обучения: · домашние задания проблемного характера; · практические задания по работе с информацией, · подготовка
и защита индивидуальных и
Формы оценки результативности обучения: · накопительная система баллов, на
основе · традиционная
система отметок в баллах за
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: · отбирать
и оценивать исторические факты, · выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; · делать
осознанный выбор способов действий из · осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; · работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; · проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения: · мониторинг роста творческой · самостоятельности и навыков получения нового · знания каждым обучающимся; · формирование результата итоговой · аттестации по дисциплине на основе суммы · результатов текущего контроля. |
ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании; - осуществлять сбор документов, необходимых для социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов; - определять права пожилых и инвалидов на социально-бытовое обслуживание; - определение перечня социально-бытовых услуг, предоставляемых клиенту; - осуществление учета пожилых и инвалидов в данном микрорайоне (населенном пункте), нуждающихся в социально-бытовом обслуживании.
|
|
ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социальном патронате и медико-социальном патронаже; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - выявлять наличие медико-социальных проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - определение форм и методов социального патроната к пожилым и инвалидам; - оформление необходимой документации для осуществления социального патроната к пожилым и инвалидам; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к пожилым и инвалидам;
|
|
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам. |
- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - выявлять наличие проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов; - определение форм и методов адаптации и реабилитации пожилых и инвалидов; - определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации пожилых и инвалидов;
|
|
ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов. |
- определять права пожилых и инвалидов на льготы, пособия, социальное обслуживание; - выявлять у пожилых и инвалидов и членов их семей возникновение возможных социальных рисков; - информировать пожилых и инвалидов о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты; - выявлять наличие проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов и их типологизация; - осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье; - определение форм и методов социальной помощи пожилым и инвалидам; - определение особенностей личности пожилого и инвалида;
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- наличие положительных отзывов с мест производственной практики; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;
|
Формы контроля обучения: · домашние задания проблемного характера; · практические задания по работе с информацией, · подготовка
и защита индивидуальных и
Формы оценки результативности обучения: · накопительная система баллов, на
основе · традиционная
система отметок в баллах за
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: · отбирать
и оценивать исторические факты, · выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; · делать
осознанный выбор способов действий из · осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; · работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; · проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий.
Методы оценки результатов обучения: · мониторинг роста творческой · самостоятельности и навыков получения нового · знания каждым обучающимся; · формирование результата итоговой · аттестации по дисциплине на основе суммы · результатов текущего контроля. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
- Правильный выбор способов решения профессиональных задач; - Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;
|
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
- проводить диагностику ситуации; - определять адекватные варианты решения возникающих проблем; - выявлять возможные риски; - обосновывать принятие решения;
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
|
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения. |
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. |
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня. |
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
|
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;
|
|
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку. |
|
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
- рациональная организация рабочего места; - соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм. |
|
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
- демонстрация навыков здорового образа жизни. |
|
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. |
Скачано с www.znanio.ru
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.