РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПМ 1.doc

 Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

«Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

 

 

для специальности СПО

040401 «Социальная работа»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2г. 10 м.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

стр.

 

3

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

 

7

4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

19

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

22

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

«Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля  является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО

040401 Социальная работа

 

в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

 

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки в области социальной работы при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный модуль

 

1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

 -диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;

- осуществления социального патроната;

-создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации;

-координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента

 

уметь:

 -анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;

-пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;

-выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;

-оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

-активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;

-осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

 

знать:

- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;

-основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов;

-особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам;

-структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

 

Цель дисциплины

Ссылка

на компетенции

1

2

3

Иметь практический опыт

 

 

1.

диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;

ПК 1.1, ОК 1, ОК 3, ОК 6

2.

осуществления социального патроната;

ПК 1.3, ОК 2

3.

создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим условиям жизни и их реабилитации

ПК 1.4, ОК 2, ОК 6

4.

координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента

ПК 1.2, ОК 7, ОК 8

Уметь:

 

 

5.

анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;

ПК 1.2, ОК 2, ОК 7

 

6.

пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения

ПК 1.4, ОК 4, ОК 5

 

7.

выявлять лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах

 ПК 1.1, ОК 4, ОК 5

 

8.

оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг

ПК 1.4, ОК 9

 

9.

активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида

ПК 1.5, ОК 11

 

10.

осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;

ПК 1.3, ОК 10

 

Знать:

 

 

11.

нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами и нормы их правовой защиты;

ПК 1.4, ОК 8

12.

основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические основные проблемы пожилых и инвалидов

ПК 1.1, ОК 13

13.

особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам

ПК 1.4, ПК 1.5, ОК 12

14.

структуры, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

ПК 1.2, ОК 2

 

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы  профессионального модуля:

всего – 220 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 330 часа, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 110 часа;

учебной и производственной практики – 36 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи

ПК 1.2

 Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента

ПК 1.3

Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа

ПК 1.4

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам

ПК 1.5

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать   собственную   деятельность,    определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования  профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК. 1.1 – 1.5

МДК 01.01. Социально – правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами

48

32

2

 

 

 

16

 

 

-

9

-

ПК. 1.1 – 1.5

МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов

102

68

10

 

34

9

 

-

ПК. 1.1 – 1.5

МДК 01.03. Технология социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами

90

60

20

10

30

9

 

-

ПК. 1.1 – 1.5

МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

90

60

22

10

30

 

9

-

 

Всего:

330

220

54

20

110

-

36

-

 


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

 

Раздел 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами

57

 

 

МДК 01.01. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

 

32

 

Тема 1.1. Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов

Содержание

2

 

Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. Ее основные задачи и принципы. Механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.

1,2

 

Тема 1.2. Особенности системы социального обеспечения и социального обслуживания пожилых и инвалидов

Содержание

6

 

 

Понятие и функции социального обеспечения. Международные и российские источники права социального обеспечения пожилых и инвалидов. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению. Особенности региональной системы социального обеспечения пожилых и инвалидов.

2

 

 

Социальное обслуживание как элемент государственной системы социального обеспечения.

Право пожилых и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социального обслуживания пожилых и инвалидов, гарантированные законодательством России. Перечень социальных услуг для пожилых и инвалидов, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Условия оказания бесплатной и платной социальной помощи.

Право на ритуальные услуги.

 

Тема 1.3. Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов в РФ

Содержание

6

2

 

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.

Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидам.

 

Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам

Содержание

6

2

 

Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов.  Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др. Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие пожилым и инвалидам льготы.

 Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Возможности замены льгот денежными компенсациями.

Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам.

 

Практическое занятие

Определение права пожилых и инвалидов на льготы и пособия.

2

 

Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам

Содержание

4

2

 

Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством. Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов. Протезно-ортопедическая помощь.

Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования.

 

Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ

 

Содержание

6

2

Особенности трудового законодательства, определяющего права пожилых и инвалидов на труд. Признание инвалида безработным.

Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты и т.д.

Особенности жилищного законодательства в отношении пожилых и инвалидов: нормы обеспечения инвалидов жилой площадью, право инвалидов на дополнительную жилую площадь,  особенности оборудования жилого помещения для инвалидов и т.д.

 

Консультация к экзамену

2

2,3

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

 

16

 

 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Основные источники норм права, определяющие комплекс мер по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов.

2. Основные международные правовые акты, регулирующие отношения по социальному обеспечению.

3. Региональные и локальные нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение пожилых и инвалидов.

4. Обязательное пенсионное страхование.

5. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.

6. Государственные национальные стандарты социального обслуживания населения.

7. Назначение, перерасчет, индексация трудовых пенсий.

8. Компенсационные выплаты по системе социального обеспечения пожилым и инвалидам.

9. Порядок осуществления медико-социальной экспертизы.

 

Учебная практика

Виды работ:

1. Определение права пожилых и инвалидов на социальное обеспечение.

2. Определение права пожилых и инвалидов на пенсионное обеспечение.

3. Определение права пожилых и инвалидов на льготы.

4. Определение права пожилых и инвалидов на различные виды медико-социальной помощи.

 

9

3

 

Раздел 2. Применение основ психологии и педагогики в социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами

111

 

 

МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов

 

68

 

Тема 2.1. Старение и старость как социальная и психологическая проблема

Содержание

8

1,2

 

Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологической проболемы.

Теории старения и старости: старость как биологическая проблема; старость как социальная проблема; старость как когнитивная проблема; комплексные теории старения. Проблема возрастных границ старости.

 

Практические занятия

1 Старость как социальная проблема

2

 

 

Тема 2.2. Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста

Содержание

10

2

 

Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, обидчивость и т.д. Отношение к собственному старению. Типология личности в пожилом возрасте.

Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д.

Возрастные психологические и личностные кризисы в старости.  Психические нарушения в период поздней взрослости и старости.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости:

- социальная ситуация жизни пожилых как полноценная ситуация развития;

- выбор стратегии старения;

- сохранение себя как личности и индивида;

- самоопределение и деятельность на разных этапах старения.

Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости.

Практическое занятие

Особенности личности и деятельности пожилого человека.

2

 

Тема 2.3. Познавательная сфера в период старения

Содержание

10

1,2

 

Развитие ощущения и восприятия: изменение слуховой чувствительности, нарушение зрения, динамика психофизических функций.

Развитие высших психических процессов. Изменения памяти. Особенности развития мышления. Причины снижения интеллектуальных функций.

 

Тема 2.4. Смерть и умирание

Содержание

8

1,2

 

Отношение к смерти. Страх смерти.

Этапы умирания. Помощь умирающему, его поддержка. Смерть в вере.

Эвтаназия- моральные, правовые и социальные проблемы.

 

Практическое занятие

Конец жизни

2

 

Тема 2.5. Психология инвалидности

Содержание

12

2,3

 

Психология больных с дефектами органов и аномалиями развития.

Проблема отношения к своему расстройству или дефекту.

Невротические и личностные расстройства вследствии маргинализации в обществе.

Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере у инвалидов.

Формирование чувства самоэффективности и факторы, влияющие на него. Возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ.

Социальная поддержка как фактор, определяющий специфическое отношение к собственной инвалидности.

 

Практическое занятие

Психологические особенности личности инвалидов.

2

 

Тема 2.6. Особенности обучения пожилых и инвалидов

 

Содержание

10

2,3

 

Герогогика – наука об обучении и воспитании пожилых людей.

Особенности обучения пожилых людей. Мотивация желания учиться у пожилых людей. Обучение в специализированных учреждениях, предназначенных для людей старшего возраста. Российский и зарубежный опыт обучения пожилых людей.

Проблемы занятости инвалидов. Образование инвалидов. Принципы и методы профессионального ориентирования и профессионального обучения инвалидов.

 

Практическое занятие

Обучение пожилых и инвалидов.

2

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

 

 

Выход на пенсию как кризисный период.

2. Отношение к старости в разных культурах (русской, западноевропейской, восточной).

3. Признаки психического старения.

4. Психодиагностика возрастных изменений личности.

5. Долголетие и жизнеспособность в пожилом и старческом возрасте.

6.Проблема одиночества.

34

 

Учебная практика

Виды работ:

1.Выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида.

2.Охарактеризовать психологические изменения в личности пожилого человека и инвалида.

3.Определить особенности и методы обучения пожилых и инвалидов.

 

9

3

 

Раздел 3. Применение технологий социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами

99

 

 

МДК 01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами

 

 

60

 

Тема 3.1. Технологический процесс в социальной работе

Содержание

4

1,2

 

Содержание понятий «технология», «социальная технология», «технология социальной работы».

Сущность и основные характеристики технологического процесса.

Социальная технология как процесс. Внешние и внутренние факторы, влияющие на социальные процессы. Определение технологического процесса и его специфика в социальной сфере. Содержание и структура технологического процесса.

Основные этапы технологического процесса.

 

Тема 3.2. Особенности социальной диагностики трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов

Содержание

4

2,3

 

Понятие «социальная диагностика», ее сущность и значение. Общая логическая схема диагностического исследования ситуации клиента.

Принципы социальной диагностики. Социальный диагноз и его сущность в социальной работе. Система методов социальной диагностики.

Диагностическое исследование трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов.

Особенности первого контакта социального работника с людьми пожилого возраста и инвалидами. Выстраивание отношений между социальным работником и клиентами.

Информация и ее источники, необходимые для изучения ситуации клиента. Многообразие ситуаций пожилых и инвалидов.

Практическое занятие

Социальная диагностика психосоциального статуса пожилых и инвалидов.

4

 

Тема 3.3. Особенности выявления проблем пожилых и инвалидов

Содержание

4

2,3

 

Разработка социальным работником идеального видения ситуации клиента. Выявление проблем и затруднений пожилых и инвалидов путем сопоставления идеального представления и реальной ситуации.

Характер отношений человека к проблемам и его учет в деятельности социального работника.

Типизация проблем по степени сложности и разрешимости. Ранжирование проблем и затруднений. Разработка проблемного поля клиента.

Особенности проблем и затруднений пожилых и инвалидов и их семей: материальные, социальные, бытовые, жилищные, медицинские, психологические, педагогические, духовные и др.

Практическое занятие

Выявление проблем у пожилых и инвалидов.

2

 

Тема 3.4. Основные формы и виды социальной работы с пожилыми и инвалидами

Содержание

 

2,3

 

Выбор приоритетов, методов и средств решения проблем пожилых и инвалидов и их семей.

Современные виды социальной работы с пожилыми и инвалидами.

Общие и частные технологии социальной работы. Понятие интегрированных социальных технологий. Индивидуальная и групповая социальная работа с пожилыми и инвалидами.

Использование информационных технологий в практике социальной работы  с пожилыми и инвалидами. Создание классификатора и картотеки типовых проблемных ситуаций пожилых и инвалидов.

4

 

Практическое занятие

Определение путей решения проблем и затруднений пожилых и инвалидов.

4

 

Тема 3.5. Технология социального обслуживания пожилых и инвалидов

Содержание

4

2,3

 

Формы и принципы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов Сущность и содержание социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов в сельской местности.

Организация социального обслуживания пожилых и инвалидов.

 

Тема 3.6. Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Содержание

4

2,3

 

Социальная адаптация и реабилитация пожилых. Особенности восстановления социального статуса личности.

Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем пожилых людей. Социальное консультирование пожилых.

Основные принципы социальной профилактики ТЖС у пожилых.

 

Практическое занятие

Применение технологий при социальной работе с пожилыми людьми.

4

 

Тема 3.7. Основные технологии социальной работы с инвалидами

Содержание

2

2

 

Социальная адаптация и реабилитация инвалидов. Особенности восстановления социального статуса личности инвалидов.

Социальная коррекция и социальная терапия в решении проблем инвалидов. Основные принципы социальной профилактики ТЖС у инвалидов. Центры независимой жизни инвалидов.

 

Практическое занятие

Применение технологий при социальной работе с инвалидами.

4

 

Тема 3.8. Контроль качества деятельности социального работника

Содержание

2

2,3

 

Роль социального работника в защите и реализации прав пожилых и инвалидов.  Осуществление своей деятельности с позиции «рядом с клиентом».

Понятие «эффект» и «эффективность» в деятельности социального работника. Качественные и количественные показатели результата.

Рефлексия в деятельности социального работника.

 

Практическое занятие

Оценка деятельности социального работника.

2

 

 

Консультация к экзамену

2

2,3

Курсовая работа

10

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Сбор информации в социальной работе.

2. Методы сбора информации: опрос, наблюдение, работа с документацией и т.д.

3. Разработка стратегии сбора информации.

4. Классификация социальных технологий.

5. Работа с конфиденциальной информацией клиента.

6. Выработка цели социальной работы с пожилыми и инвалидами и их семьями.

7. Основные методологические подходы социальной работы с пожилыми и инвалидами.

8. Национальные стандарты РФ по социальному обслуживанию населения.

9. Технологии социокультурного обслуживания.

 

 

30

 

Учебная практика

Виды работ:

  1. Выявление психологических особенностей личности пожилого человека и инвалида.
  2. Охарактеризовать психологические изменения в личности пожилого человека и инвалида.
  3. Определить особенности и методы обучения пожилых и инвалидов.
  4. Составить алгоритм деятельности социального работника с пожилыми и инвалидами.
  5. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации пожилых и инвалидов.
  6. Выявление и типологизация проблем пожилых и инвалидов.
  7. Определение путей решения проблем пожилых и инвалидов, выявление социальных рисков.
  8. Применение социальных технологий при работе с пожилыми людьми и инвалидами

 

 

 

9

3

 

Раздел 4. Осуществление патроната к пожилым и инвалидам

99

 

 

МДК 01.04. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

 

60

 

Тема 4.1. Пожилые люди в современном обществе

Содержание

4

1,2

 

Постарение населения как социально-демографический процесс общества.

Роль и место пожилых людей в современном обществе. Социальное положение пожилых людей в обществе. Изменение социального статуса в зависимости от возрастной категории.

Пожилой человек в семье. Типология пожилой семьи. Особенности семейного статуса пожилого человека. Взаимоотношение пожилого человека с представителями других возрастных групп. Социальное одиночество.

 

Практическое занятие

Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.

4

 

Тема 4.2. Медико-социальные аспекты старения

Содержание

6

1,2

 

Старость и старение. Виды старости: физиологическая, хронологическая, психологическая, социальная. Факторы, влияющие на ускорение процесса старения. 

Общие механизмы старения. Возрастные изменения различных органов и систем организма. Определение степени подвижности и объема самообслуживания пожилого человека.

 

Снижение работоспособности и переносимости физических нагрузок. Трудовая деятельность в пожилом возрасте. Медико-социальные проблемы людей пожилого и старческого возраста. Особенности ухода за пожилыми людьми.

Счастливая старость и успешное старение.

Деятельность социального работника по выявлению медико-социальных проблем пожилого человека.

 

Практическое занятие

Диагностика медико-социальных проблем пожилого человека. Составление социальной истории.

4

 

Тема 4.3. Социальное положение инвалидов в обществе

Содержание

6

2

 

Понятия «инвалид», «ограничение жизнедеятельности», «человек с ограниченными возможностями». Медицинские, юридические, социальные, этические аспекты понятия инвалидности.

Инвалиды – одна из социально незащищенных категорий населения. Отношение к инвалидам в обществе в России и за рубежом.

Социальный статус людей с ограниченными возможностями. Виды депривации.  Инвалид в семье. Отношения с друзьями и родственниками. Медико-социальные и бытовые проблемы инвалидов.

Практическое занятие

Диагностика медико-социальных проблем человека с ограниченными возможностями.

4

 

Тема 4.4. Особенности патроната к пожилым и инвалидам

Содержание

6

2,3

 

Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней пожилых и инвалидов. Патронат – форма реализации социального обслуживания. Патронат и патронаж – сходства и различия.

Значение и функции патроната к пожилым и инвалидам. Основные виды патронажа: медико-социальны, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический и др.

Выявление людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах. Виды государственной и негосударственной социальной помощи пожилым и инвалидам.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому. Основные принципы социального обслуживания. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов в сельской местности.

Социальное попечительство над пожилыми и инвалидами.

Понятие «реабилитация». Основное содержание и виды реабилитации пожилых и инвалидов. Задачи реабилитации. Медико-социальная реабилитация пожилых и инвалидов. Трудовая реабилитация пожилых и инвалидов. Бытовая реабилитация. Социально-экономическая реабилитация. Роль социального работника в реабилитации пожилых и инвалидов.

 

Практическое занятие

Осуществление медико-социального патронажа к лицам пожилого возраста и инвалидам.

4

 

Тема 4.5. Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов

Содержание

4

2,3

 

Надомное социальное обслуживание пожилых и инвалидов. Отделение социальной помощи на дому. Особенности организации  и направления деятельности.

Стационарная помощь. Отделения дневного пребывания, реабилитационные центры, дома-интернаты для пожилых и инвалидов. Их задачи и направления деятельности.

Организация гериатрической помощи и ее структура. Хоспис.

Поезда милосердия как новая форма обслуживания пожилых и инвалидов, проживающих в отдаленных районах.

 

Практическое занятие

Система учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.

6

 

Консультация к экзамену

2

2,3

Курсовой проект

10

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 4

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Возрастная структура общества.

2. Увеличение доли пожилых и старых людей как социально-демографическая проблема современной России.

3. Рациональное питание и двигательная активность пожилых людей.

4. Культурная и досуговая деятельность пожилых.

5. Проблема занятости инвалидов в России.

6. Практика социального обслуживания пожилых и инвалидов в регионах.

7. Роль общественных организаций в оказании социальной помощи пожилым и инвалидам.

 

 

30

 

Учебная практика

Виды работ

1. Осуществление диагностики медико-социальных проблем пожилых и инвалидов.

2. Осуществление медико-социального патронажа к лицам пожилого возраста и инвалидам.

3. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.

 

9

3

 

Всего

330

 

 

 

 

 

 

 

 


4. условия реализации  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Теория и методика социальной работы», «Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов», «Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов».

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- стол и стул для преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- понятийные словари;

- нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность специалиста по социальной работе с пожилыми и инвалидами;

- таблицы и схемы;

- стенды;

- учебно-методические пособия;

- типовые бланки учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов;

- экран.

 

Технические средства обучения: компьютер, видеокамера, мультимедийный проектор, интерактивная доска, диктофон.

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.      ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения [Текст]: официальное издание, М.: Стандартинформ, 2009.

2.      ГОСТ Р 528884-2007. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам [Текст]: официальное издание.

3.      Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У «Основные виды социальных услуг» [Текст]: официальное издание.

4.      Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52342-2003 «Качество социальных услуг» [Текст]: официальное издание.

5.      Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» с изменениями, внесенными  Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Текст]: официальное издание.

6.      Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4872) с изменениями, внесенными федеральными законами от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791), от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032), от 10 января 2003 года № 15-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167), от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ [Текст]: официальное издание: Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607.

7.      Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» [Текст]: официальное издание.

8.      Федеральный закон от 17 июля 1998 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Текст]: официальное издание.

9.      Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными  Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Текст]: официальное издание.

10.  Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями, внесенными  Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ [Текст]: официальное издание.

11.  Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста [Текст]: учеб. пособие/ Н.Ф. Басов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 346 [1]с.

12.  Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов [Текст]: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – 168с.

13.  Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст]: Учебное пособие/ Р.И. Ерусланова. – 4-е изд. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 164с.

14.  Журавлева Т.П. Основы гериатрии [Текст]: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 271с. – (Серия «Профессиональное образование»).

15.  Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения: практическое пособие [Текст]/ Н.С. Кошелев. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 145 с.

16.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полненный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 464с.

17.  Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст [Текст]: официальное издание.

18.  Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения» Пост. Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст [Текст]: официальное издание.

19.  Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами [Текст]: учебник для студ. сред. проф. образования/ Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.

20.  Погодина А.Б., Газимов А.Х. Основы геронтологии и гериатрии [Текст]: учеб. пособие/ А.Б. Погодина, А.Х. Газимов. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 253с.

21.  Психология развития личности. Средний возраст, старение, смерть [Текст]/ под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2—7. – 384с.

22.  Социальная работа: теория и практика [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 427с.

23.  Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения [Текст]: Учебник для вузов. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 464с.

24.  Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов [Текст]: Учебное пособие/ В.С. Ткаченко. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.  

25.  Уход и патронаж [Текст]/ перевод с датского издания О.Шушковой. – М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2010.- 264с.

26.  Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 240 с.

27.  Храпылина Л.П. Реабилитация инвалидов [Текст]/ Л.П. Храпылина. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 415с.

28.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. – М.: Гардарики, 2011. – 349с.

 

Дополнительные источники:

1.      Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ. – Н.Новгород: Нижегородская государственная медицинская академия, 2009. – 508с.

2.      Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестренское дело в гериатрии [Текст]. – М.: АНМИ, 2012. – 438с.

3.      Силуянова И.В. Современная медицина и православие. – М.: московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. – 206с.

4.      Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 416с.

5.      Современная энциклопедия социальной работы [Текст] / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перера. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – 412с.

6.      Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д6 Феникс, 2011. – 480 с.

7.      Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 336с.

 

Интернет-ресурсы:

1.      Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru.

2.      Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru

 

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

 

Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теория и методика социальной работы», «Организация социальной работы в РФ», «Основы социальной медицины» и профессионального модуля по выполнению работ рабочей профессии «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому».

При проведение аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи пожилым и инвалидам.

При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.

Производственная практика может проводиться в Центрах социального обслуживания населения, Геронтологических центрах, Отделениях дневного пребывания для пожилых, социальных (геронтологических) палата лечебно-профилактических учреждений, хосписах и иных учреждениях региона, оказывающих социальную помощь пожилым людям и инвалидам.

 

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года

 

Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:

Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.

Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.


5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

(вида профессиональной деятельности).

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

- осуществлять анализ ситуации пожилого или инвалида и его семьи;

- выявлять наличие проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов;

- определение возможных вариантов оказания социальной помощи пожилым и инвалидам и членам их семей;

- определение права пожилых и инвалидов на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы;

- составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе с пожилыми и инвалидами;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь пожилым и инвалидам;

 

Формы контроля обучения:

·     домашние задания проблемного характера;

·     практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;

·     подготовка    и    защита    индивидуальных    и
  групповых  заданий   проектного  характера.

 

Формы оценки результативности обучения:

·    накопительная    система    баллов,    на    основе
которой выставляется итоговая отметка.

·    традиционная  система  отметок  в  баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка

 

Методы контроля направлены на проверку умения

учащихся:

·       отбирать  и оценивать  исторические  факты,
   процессы,  явления;   

·     выполнять условия  задания на творческом уровне  с представлением собственной позиции;

·     делать осознанный выбор способов действий   из
ранее   известных;

·        осуществлять      коррекцию      (исправление)     сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых    заданий;

·       работать  в  группе и представлять как свою, так   и  позицию  группы;

·       проектировать     собственную     гражданскую позицию    через    проектирование    исторических событий.

 

  Методы оценки результатов обучения:

·      мониторинг           роста           творческой

·      самостоятельности  и  навыков получения нового 

·      знания   каждым   обучающимся;

·      формирование        результата        итоговой  

·      аттестации   по   дисциплине   на   основе   суммы 

·      результатов текущего контроля.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социально-бытовом обслуживании;

- осуществлять сбор документов, необходимых для социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов;

- определять права пожилых и инвалидов на социально-бытовое обслуживание;

- определение перечня социально-бытовых услуг, предоставляемых клиенту;

- осуществление учета пожилых и инвалидов в данном микрорайоне (населенном пункте), нуждающихся в социально-бытовом обслуживании.

 

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социальном патронате и медико-социальном патронаже;

- осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье;

- выявлять наличие медико-социальных проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов;

- определение форм и методов социального патроната к пожилым и инвалидам;

- оформление необходимой документации для осуществления социального патроната к пожилым и инвалидам;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к пожилым и инвалидам;

 

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

- выявлять пожилых и инвалидов, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации;

- осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье;

- выявлять наличие проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов;

- определение форм и методов адаптации и реабилитации пожилых и инвалидов;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации пожилых и инвалидов;

 

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

- определять права пожилых и инвалидов на льготы, пособия, социальное обслуживание;

- выявлять у пожилых и инвалидов и членов их семей возникновение возможных социальных рисков;

- информировать пожилых и инвалидов о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты;

- выявлять наличие проблем и затруднений у лиц пожилого возраста и инвалидов и их типологизация;

- осуществлять сбор информации о ситуации пожилого или инвалида и его семье;

- определение форм и методов социальной помощи пожилым и инвалидам;

- определение особенностей личности пожилого и инвалида;

 

 

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-    наличие положительных отзывов с мест производственной практики;

-    активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

 

Формы контроля обучения:

·     домашние задания проблемного характера;

·     практические задания по работе с информацией,
документами, литературой;

·     подготовка    и    защита    индивидуальных    и
  групповых  заданий   проектного  характера.

 

Формы оценки результативности обучения:

·    накопительная    система    баллов,    на    основе
которой выставляется итоговая отметка.

·    традиционная  система  отметок  в  баллах за
каждую выполненную работу, на основе которых
выставляется итоговая отметка

 

Методы контроля направлены на проверку умения

учащихся:

·       отбирать  и оценивать  исторические  факты,
   процессы,  явления;   

·     выполнять условия  задания на творческом уровне  с представлением собственной позиции;

·     делать осознанный выбор способов действий   из
ранее   известных;

·        осуществлять      коррекцию      (исправление)     сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых    заданий;

·       работать  в  группе и представлять как свою, так   и  позицию  группы;

·       проектировать     собственную     гражданскую позицию    через    проектирование    исторических событий.

 

  Методы оценки результатов обучения:

·      мониторинг           роста           творческой

·      самостоятельности  и  навыков получения нового 

·      знания   каждым   обучающимся;

·      формирование        результата        итоговой  

·      аттестации   по   дисциплине   на   основе   суммы 

·      результатов текущего контроля.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Правильный выбор способов решения профессиональных задач;

- Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической  работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;

 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- проводить диагностику ситуации;

- определять адекватные варианты решения возникающих проблем;

- выявлять возможные риски;

- обосновывать принятие решения;

 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения  профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

 

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

- рациональная организация рабочего места;

- соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru



* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.