Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа с. Талон»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________________________
________________________
Рабочая программа
«Профилактика неуспеваемости и ликвидация пробелов ЗУН учащихся по математике»
Составитель: учитель математики
Золоташкина Наталья Валерьевна
2018 г.
Содержание
1. Общие положения.
Настоящая программа разработана на основании Закона об образовании.
Программа проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете школы.
2. Цель: ликвидация и предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях, а также повышение уровня обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом по математике.
3. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
4. Основные направления и виды деятельности:
- Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся через: внеурочную деятельность, работы с родителями, работы учителя предметника на уроке, воспитательной работы в школе.
5. Ожидаемые результаты:
Формирование
ответственного отношения учащихся к учебному труду
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей
учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим
усвоить программу.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих
школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести:
1) Социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
2) Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и другие.
Внутренние причины неуспеваемости:
1) Дефекты здоровья школьников. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
2) Отсутствие мотивации учения.
3) Проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Причины и характер проявления неуспеваемости |
|
Причины неуспеваемости |
Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
|
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение |
При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения |
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
|
Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей |
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Формирование положительного отношения
к учению у неуспевающих школьников
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении
Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости) |
Мероприятия по работе с учащимися |
Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине. |
· Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя; · донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося; · для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам; · предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки; · предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные. |
Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам. |
· Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся; · донести информацию о невыполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося; · предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки. |
Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики |
· Рекомендовать учащемуся занятия с репетитором; · при необходимости, способствовать организации помощи психолога; · проводить индивидуальные консультации; · организовать с учащимся работу над его ошибками; · усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков; · предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке |
|
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала |
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
|
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
|
Организация самостоятельной работы вне класса |
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока |
Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся |
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала |
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке |
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
|
и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса |
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Требования к учителю, работающему с проблемными детьми
Методические рекомендации для учителей по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.
I половина дня |
|
При опросе |
Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе? Разрешается ли уч-ся перед ответом у доски пользоваться пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли внимание на главных вопросах темы? Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся? Подбадривается ли уч-ся при ответе создаётся ли ситуация успеха? |
При объяснении нового материала |
Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес к теме, ТСО, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся в беседу? |
В ходе упражнений |
Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы? Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы? |
При выдаче д/з |
Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли домашнее задание с другими учителями (уроками)? Включает ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли учитель инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для слабоуспевающих учеников? |
II половина дня |
|
|
Диагностика
уровня знаний является необходимым этапом в работе для преодоления
неуспеваемости. Учителю необходимо подготовить материалы, учебные пособия,
которые позволят выявить уровень знаний учащихся. Этому может способствовать
проведение обобщающего теста или проверочная работа по всему материалу.
Список слабоуспевающих по математике.
Ф.И.О. ученика |
Класс |
Причины, которые привели к плохой успеваемости |
Дубовой Николай |
5 |
Слаборазвитая мыслительная деятельность |
Стрельников Денис |
6 |
Слаборазвитая мыслительная деятельность |
Рожков Виктор |
8 |
Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. |
Памятка по оказанию дифференцированной помощи учащимся со слаборазвитой мыслительной деятельностью. Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности. Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Памятка по оказанию дифференцированной
помощи учащимся, не желающим учиться
Задача педагога:
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.
Тематическое планирование.
Математика 5 класс
5 часов в неделю, всего 35 часов
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Натуральные числа |
4 |
Сложение и вычитание натуральных чисел |
6 |
Умножение и деление натуральных чисел |
7 |
Обыкновенные дроби |
5 |
Десятичные дроби |
10 |
Повторение и систематизация учебного материала |
3 |
Итого |
35 |
Математика 6 класс
5 часов в неделю, всего 35 часов
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Делимость натуральных чисел |
5 |
Обыкновенные дроби |
8 |
Отношения и пропорции |
7 |
Рациональные числа и действия над ними |
11 |
Повторение и систематизация учебного материала |
4 |
Итого |
35 |
Алгебра 7 класс
3 часа в неделю, всего 35 часов.
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Линейное уравнение с одной переменной |
5 |
Целые выражения |
7 |
Функции |
9 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
10 |
Повторение и систематизация учебного материала |
4 |
Итого |
35 |
Алгебра. 8 класс
3 часа в неделю, всего 35 часов
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Рациональные выражения |
9 |
Квадратные корни. Действительные числа |
7 |
Квадратные уравнения |
11 |
Повторение и систематизация учебного материала |
8 |
Итого |
35 |
Алгебра. 9 класс
3 часа в неделю, всего 35 часов
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Неравенства |
6 |
Квадратичная функция |
7 |
Элементы прикладной математики |
11 |
Числовые последовательности |
6 |
Повторение и систематизация учебного материала |
5 |
Итого |
35 |
03 сентября 2018 г Золоташкина Н. В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.