Рабочая программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»
Оценка 4.7

Рабочая программа «Работа с одаренными детьми в начальной школе»

Оценка 4.7
docx
16.09.2024
Рабочая программа  «Работа с одаренными детьми  в начальной школе»
5.2.1 Рабочая программа. одаренные — копия.docx

                                                                             Утверждаю:
                                                             Директор МБОУ «Гимназия №56»
                                                             ______    Р. М.Азизова
                                                        Приказ № 1  от «01» 09 2023г.

 

 

Рабочая программа
«Работа с одаренными детьми
в начальной школе»

4 класс
на 2023 - 2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №56»
Махмудова У.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




г. Махачкала
2023

 

 

 

Пояснительная записка

 

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Цели работы с одаренными детьми

·                    выявление одаренных детей;

·                    создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

·                    развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;

·                     проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

·         организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

·         выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.

·         интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

·         организация проектной деятельности;

·         забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

·         Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

·                    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·                    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·                    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·                    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·                    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

o    создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

o    методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

o    мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

 

 

Главные принципы реализации программы.

·         Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

·         Гуманизм в межличностных отношениях.

·         Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

·         Применение принципов развивающего обучения.

·         Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

·         Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

·         Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

·         Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

·         сформировать систему работы с одарёнными детьми;

·         создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

·         совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

·         сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися

·         педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);

·         изучение структуры интеллекта;

·         отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения

 

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

·         воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

·         определять учебную задачу;

·         владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

·         использовать основные приемы мыслительной деятельности;

·         самостоятельно мыслить и творчески работать;

·         владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

 

I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

 

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, всероссийских  олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций

 

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. .Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с одаренными детьми на 2023–2024 учебный год

 

Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Участие в образовательном марафоне «Навстречу к знаниям» на образовательной платформе Учи.ру

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам.

Октябрь

Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

 

Участие в образовательном марафоне «Космическое путешествие» на образовательной платформе Учи.ру

 

Участие в образовательном марафоне «Волшебная осень» на образовательной платформе Учи.ру

Ноябрь

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде   Учи.ру для учеников 1–9 классов по математике

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасные дороги» для учеников 1–9 классов

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери

Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края»

Декабрь

Участие в школьном конкурсе творческих работ «Новогодние елки»

 

Участие в образовательном марафоне «Эра роботов» на образовательной платформе Учи.ру

 

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасный интернет» для учеников 1-9 классов

 

Участие в образовательном марафоне «День Рождения Учи.ру» на образовательной платформе Учи.ру

Январь

Участие в образовательном марафоне «Остров сокровищ» на образовательной платформе Учи.ру

Февраль

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по окружающему миру и экологии для учеников 1–9 классов

 

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по русскому языку для учеников 1–9 классов

 

Участие в образовательном марафоне «Мистические Бермуды» на образовательной платформе Учи.ру

Март

Участие в образовательном марафоне «Цветущие Гавайи» на образовательной платформе Учи.ру

 

Участие в образовательном марафоне «Весеннее пробуждение» на образовательной платформе Учи.ру

Апрель

 

Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов

 

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного

Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто»

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного

Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто»

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  - онлайн

В течение года

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах

Участие во Всероссийском конкурсе «Современная школа России» в 2023 году. Учи.ру

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д.

 


 

Утверждаю:

Утверждаю:

Пояснительная записка Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности

Пояснительная записка Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности

Главные принципы реализации программы

Главные принципы реализации программы

Этапы реализации I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости: 1

Этапы реализации I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости: 1

Сентябрь Изучение интересов и склонностей обучающихся

Сентябрь Изучение интересов и склонностей обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2024