Утверждаю:
Директор МБОУ
«Гимназия №56»
______ Р. М.Азизова
Приказ № 1 от «01»
09 2023г.
Рабочая программа
«Работа с одаренными детьми
в начальной школе»
4 класс
на
2023 - 2024 учебный год
Автор: учитель
начальных классов
МБОУ «Гимназия №56»
Махмудова У.Ф.
г. Махачкала
2023
Пояснительная записка
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Цели работы с одаренными детьми
· выявление одаренных детей;
· создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
· развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
· проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
· организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
· выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
· интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
· организация проектной деятельности;
· забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
· Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
o создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
o методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
o мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
· Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
· Гуманизм в межличностных отношениях.
· Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
· Применение принципов развивающего обучения.
· Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
Методическая работа педагога:
Работа с родителями.
· Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
· Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
· Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· сформировать систему работы с одарёнными детьми;
· создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
· совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
· сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
· педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
· изучение структуры интеллекта;
· отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
· воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
· определять учебную задачу;
· владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
· использовать основные приемы мыслительной деятельности;
· самостоятельно мыслить и творчески работать;
· владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1.
Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об
образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей
способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1.
Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, всероссийских
олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов,
научно-практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. .Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План работы с одаренными детьми на 2023–2024 учебный год
Сроки |
Мероприятия |
|
Сентябрь |
Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры |
|
Участие в образовательном марафоне «Навстречу к знаниям» на образовательной платформе Учи.ру |
||
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. |
||
Октябрь |
Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» |
|
|
Участие в образовательном марафоне «Космическое путешествие» на образовательной платформе Учи.ру |
|
|
Участие в образовательном марафоне «Волшебная осень» на образовательной платформе Учи.ру |
|
Ноябрь |
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру для учеников 1–9 классов по математике |
|
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасные дороги» для учеников 1–9 классов |
||
Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери |
||
Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края» |
||
Декабрь |
Участие в школьном конкурсе творческих работ «Новогодние елки» |
|
|
Участие в образовательном марафоне «Эра роботов» на образовательной платформе Учи.ру |
|
|
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру «Безопасный интернет» для учеников 1-9 классов |
|
|
Участие в образовательном марафоне «День Рождения Учи.ру» на образовательной платформе Учи.ру |
|
Январь |
Участие в образовательном марафоне «Остров сокровищ» на образовательной платформе Учи.ру |
|
Февраль |
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по окружающему миру и экологии для учеников 1–9 классов |
|
|
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по русскому языку для учеников 1–9 классов |
|
|
Участие в образовательном марафоне «Мистические Бермуды» на образовательной платформе Учи.ру |
|
Март |
Участие в образовательном марафоне «Цветущие Гавайи» на образовательной платформе Учи.ру |
|
|
Участие в образовательном марафоне «Весеннее пробуждение» на образовательной платформе Учи.ру |
|
Апрель
|
Участие во Всероссийской онлайн – олимпиаде Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов |
|
|
Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто» |
|
Май |
Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто» Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - онлайн |
|
В течение года |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. |
|
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах |
||
Участие во Всероссийском конкурсе «Современная школа России» в 2023 году. Учи.ру |
||
Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.