Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик. 4 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик. 4 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология
4 кл
02.11.2021
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик. 4 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик, (система развивающего обучения Л.В. Занкова), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по технологии.
Технология Пояснительная записка.docx

Технология

Пояснительнаязаписка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик, (система развивающего обучения Л.В. Занкова), в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта общего образования по технологии.

 

Программа «Технология» основывается на следующих программно-методических материалах:

 

                     Сборник программ для четырёхлетней начальной школы . Система Л.В. Занкова.-Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература».2011.

                     ФГОС начального общего образования приказ №363 от 06.10 2009, зарегистрирован Мин Юст №17785 от 22.12.2009.

 

направлена на достижение обучающимися личностных ,метапредметных

( регулятивных, познавательных  и коммуникативных) и предметных результатов.

 

  Рабочая программа  рассчитана на 34 часа (34 недели).

 

  Для реализации программного обеспечения используется следующий учебно-методический комплект:

·        Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.. Технология. «Твори, выдумывай, пробуй!» Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2013г.

·        Цирулик Н.А.,Цирулик, Г.Э. Хлебникова  С.И. «Бумажный мир». Тетрадь для практических работ - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2015 год.

·        ПросняковаТ.Н. «Бумажное волшебство». Тетрадь для практических работ - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2015 год.

·        Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. «Твори, выдумывай, пробуй!» Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

 

Цель начального общего образования по предмету «Технология» - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Общее развитие служит основой для формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) и предметных учебных действий.

Цели обучения технологии:

·         развитие художественно-творческих способностей;

·         наличие представления об отличительных признаках и художественных особенностях изделий ведущих центров художественных промыслов;

·        формирование знаний о видах и свойствах современных материалов, подходящих для использования в прикладном творчестве;

·        овладение различными способами соединения деталей из бумаги и картона;

·        ознакомление с новыми приемами обработки известных материалов.

В соответствии с поставленной целью курс технологии предполагает решение следующих задач:

·        формирование первоначальных технологических знаний и умений;

·        формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

·        развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и технологических задач);

·        развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

·        формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

·        развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

·        формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

·        развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

·        ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

·        поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в каталоге библиотеки.

  Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д. Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях. Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, придумай свою бабочку из сложенных «гармошкой» геометрических фигур); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).

      В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата. Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

     Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

   Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.

          В результате изучения курсы технологии в 4 классе обучающиеся получат представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.  

Контрольные работы по данному предмету не предусмотрены.

При обучении технологии в 4 классе отводятся часы на создание проектов и проведение исследований.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно - эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  4 класс (34 часа)

 

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Самообслуживание.

Культурно историческая  ценность предшествующих традиций, отраженных в предметном мире, бережное отношение к ним. Наиболее распространенные в своем регионе профессии. Профессии родителей обучающихся. Использование в продуктивной деятельности наиболее важных правил дизайна. Анализ задания, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, планирование трудового процесса, контроль и корректировка хода работы. Отбор и анализ информации из учебника, других печатных и электронных источников. Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная). Использование полученных знаний и умений для самообслуживания и благоустройства своего дома.

 

2.Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты.

2.1. Многообразие материалов.

Бумага разных видов, ткань (одноцветная, белая, узорчатая, с разреженным полотняным плетением, канва), нитки (швейные, мулине, шерстяные, ирис), лен

ты, проволока, пластилин, картон, природные материалы (живые цветы, сухоцветы, солома), различные предметы для наполнителя («шумелки» и «картон ручной работы»), бусинки и бисер, краски.

Новые свойства материалов:

–бумага: складывание по кривой, получение бумажного «теста»;

–ткань: роспись красками;

–нитки, проволока, солома: использование пластических свойств для конструирования и вязания.

2.2 Технологические приемы обработки материалов:

Разметка: на глаз, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля.

Сборка и соединение: клеем, нитками, проволокой.

Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.

 

Виды художественной техники

Лоскутная мозаика. Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.

Вышивание

Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу, схеме. Швы «петельки» и «вприкреп».

Папье маше

Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье маше).

Папье маше из размельченной бумажной массы.

Роспись ткани

Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик.

Вязание

Виды пряжи. Виды крючков и спиц.

Вязание крючком. Приемы вязания цепочка из воздушных петель, столбики без

накида и с накидом. Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».

 

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, крючком, спицами, циркулем).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая). Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.

3.Конструирование и моделирование.

Изделие, деталь изделия. Соответствиематериала, конструкции и внешнего

оформления назначению изделия. Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка

конструкции в действии, внесение коррективов.

Художественное конструирование из растений

Композиции из сухих растений.

Букеты и композиции из живых растений.

Объемное конструирование и моделирование из бумаги и картона.

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов.

Объемные изделия из бумаги, полученные приемом «складывания по кривой».

Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.

Конструирование и моделирование из разных материалов.

Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.

Изготовление кукол из ниток.

Конструирование из проволоки контурные, каркасные фигуры, проволочная

скульптура.

Объемное моделирование из ткани.

Моделирование беcшовных кукол. Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых соединяются наружным петельным швом. Объемные игрушки из тонких тканей, детали которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.

4.Практика работы на компьютере.

Выполнение базовых действий на компьютере с использованием безопасных

для органов зрения, нервной системы и опорно двигательного аппарата приемов

работы. Использование компьютера для поиска и воспроизведения необходимой информации, для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, таблицами). Основные операции при создании текстов и оформлении текстов. Клавиатурное

письмо. Работа с клавиатурным тренажером. Электронные таблицы, их назначение .Компьютерные программы: MS Word,MSPublisher, AdobePhotoshop, MSPowerPoint.

 

 

 


Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов

Характеристика

деятельности обучающихся

 

УУД

1.      1

Лоскутная мозаика.             

Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.

Соблюдать инструкцию. Сочетать форму и цвет различных материалов.

Личностные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образа «хорошего  школьника»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно познавательные внешние мотивы;

– учебно познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успехав учебной деятельности, в т. ч. на самоанализи самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к самооценке на основе критериевуспешности учебной деятельности;

– осознание себя как гражданина России;

– осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;– знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

– этические чувства (стыда, вины, совести) как

регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

– эстетические чувства на основе знакомства

с мировой и отечественной материальной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации обучения;

– устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности(неуспешности) учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализациисоциальной роли «хорошего школьника»;

– морального сознания, способности к решениюморальных проблем на основе учета позициипартнеров в общении, устойчивого следованияв поведении моральным нормам и этическимтребованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувствдругих людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале;

– планировать свои действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

по результату;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действиепосле его завершения на основе его оценки и учета допущенных ошибок

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;

– в сотрудничестве с учителем ставить новыеучебные задачи;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

– проявлять познавательную инициативу вучебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информациидля выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

– использовать знаково- символические средства,вт.ч. модели и схемы для решения задач;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– устанавливать причинно следственные связив изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения об объекте, его строении,свойствах, связях;

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;

– воспринимать и анализировать сообщенияи важнейшие их компоненты – тексты;

– работать с информацией, представленнойв форме текста, схемы, чертежа;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;

– обобщать, самостоятельно выделяя ряд иликласс объектов;

– подводить анализируемые объекты под понятия на основе выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Инернета;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– находить несколько источников информации,делать выписки из используемых источников;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

– строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно- следственных связей.

2.      2

Вышивание.                     

Уметь контролировать исполнение собственного плана и регулировать свою деятельность.

Уметь работать, соблюдая инструкцию.

3.      3

Папье- маше.                     

Прогнозировать конечный практический результат.

4.      4

Роспись ткани.                   

Уметь работать с таблицами и схемами, с наглядными пособиями.

5.      5

Вязание.                          

Применять полученные знания на практике.

Прогнозировать конечный практический результат

6.      6

Конструирование из растений.  

Уметь извлекать информацию из различных источников.

Знать об особенностях японского искусства при изготовлении композиций.

7.      7

Объемное конструирование и моделирование из бумаги

 и картона.                         

Уметь работать с таблицами и схемами.

Прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.

Уметь создавать свои изделия с использованием различных модулей.

Контролировать исполнение собственного плана и регулировать свою деятельность.

8.      8

Конструирование и моделирование

из разных материалов.         

Выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановки.

Уметь соединять проволоку различными способами, получать объемные фигуры.

9.      9

Объемное моделирование из ткани.

Овладеть приемом изготовления бесшовных кукол.

Соединять детали различными способами, получать объемные фигуры.

10

Работа с конструктором.

Уметь соединять детали различными способами, получать объемные фигуры.

Прогнозировать конечный практический результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел

Выпускник научится

Выпускник получит возможность

научиться

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

– называть наиболее распространенные в своем регионе профессии и описывать их особенности;

– бережно относиться к ценностям отечественной и зарубежной материальной культуры;

– понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;

– руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира в своей продуктивнойдеятельности;

– самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую

деятельность;

– понимать особенности проектной деятельности;

– разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации,воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;

– выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

уважительно относиться к труду людей;

– понимать культурно историческую ценностьтрадиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

– понимать особенности групповой проектнойдеятельности;

– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах.

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

 

– осознанно подбирать материалы для изделий

по декоративно художественным и конструктивным свойствам в зависимости от поставленнойцели; – выполнять в зависимости от свойств освоенныхматериалов технологические приемы их обработки при разметке, сборке, отделке;

– применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (игла, крючок, спицы);

– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;

– выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;

– прогнозировать конечный практический результат;

– проявлять творческую инициативу на основесоблюдения технологии ручной обработки материалов.

 

 

– работать с простейшей технической документацией;

– изготавливать плоскостные и объемные изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

– комбинировать художественные технологии в одном изделии.

 

3

Конструирование и моделирование.

 

– анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;

– решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;

– анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям;

– размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;

– изготавливать несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке

соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ееразвертки;

– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

4

Работа с конструктором.

наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика, видео);

– оформлять тексты с помощью текстового редактора MS Word;

– представлять информацию в виде рисунка, таблицы;

– выводить документ на принтер;

– соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности.

создавать информационные объекты различнойприроды (текст, графика);

– составлять и изменять таблицу;

– создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher;

– создавать презентации в программе MS PowerPoint;

– соблюдать режим и правила работы на компьютере.

 

 


Контроль и оценка планируемых результатов

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Технология» к концу четвертого года обучения

В результате изучения курса технологии 4 класса обучающиеся должны:

     знать:

·        новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;

·        правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;

·        приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);

·        способы контроля размеров деталей.

уметь:

·        выполнять правила безопасности труда;

·        правильно использовать инструменты и приспособления в работе;

·        самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

·        самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, замыслу);

·        экономно и рационально расходовать материалы; 

·        контролировать правильность выполнения работы;

·        использовать изученные понятия для приготовления деталей;

·        выполнять правила по ТБ и санитарии;

·        определять название деталей;

·        определять материал, из которого сделана деталь;

·        различать графическое изображение и эскиз, рисунок.

 

Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.

В результате изучения курса технологии обучающиеся  должны:

знать/понимать:

·        роль трудовой деятельности в жизни человека;

·        распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

·        влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

·        область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

·        основные источники информации;

·        назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь:

·        выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

·        осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

·        получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

·        работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

·        изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

·        соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

·        создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

·        осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

 

·        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

·        использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

·        соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

·        создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

·        осуществления сотрудничества в совместной работ


Календарно- тематическое планирование

п/п

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Элементы содержания

Дата

Моделирование и конструирование. Художественное конструирование из растений. 2 часа

1.      1

Флористика. Букеты и композиции из живых растений. Изготовление букета в необычной «упаковке».

  1ч

Художественное конструирование из растений

Композиции из сухих растений.

Японское искусство составления букетов.

02.09

2.      2

Флористика. Букеты из  сухих растений. Изготовление композиции из сухих растений.

Букеты и композиции из живых растений.

Японское искусство составления букетов.

09.09

Моделирование и конструирование из разных материалов.  4 часа

3.      3/1

Соломенная скульптура. Изготовление соломенной  куклы «Стригушка».

1 ч

Конструирование и моделирование из разных материалов.

Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.

16.09

4.      4/2

Соломенная скульптура. Изготовление женской фигурки из соломы (лошадки, птицы).

1 ч

Соломенная скульптура. Разные приемы выполнения соломенных изделий.

23.09

5.      5/3

Изготовление кукол из ниток.

Изготовление кукол из ниток.

Разные приемы выполнения соломенных изделий.

30.09

6.      6/4

Конструирование из проволоки, проволочная скульптура. Изготовление контурных и каркасных фигур.

(Т.п.р. «Бумажный мир» стр.5-6)

Конструирование из проволоки контурные, каркасные фигуры, проволочная скульптура.

 Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы, чертежи, рисунки, развертка).

07.10

Лоскутная мозаика. 3 часа

7.      7/1

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. Изготовление изделия «Скатерть».

Лоскутная мозаика. Детали вырезаны из ткани по долевой нити и приклеены на бумагу. Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты.

Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами.

14.10

8.      8/2

Лоскутные рисунки. Оклеивание лоскутными деталями объёмной коробочки.

1 ч

Технология мелкого ремонта одежды;

– техника выполнения швов козлик и потайной;

– приемы лоскутной техники;

– простейшие виды мережки, украшения изделий.

21.10

9.      9/3

Детали вырезаны из ткани по долевой нити и сшиты. Изготовление изделия «Карман-лакомник».

Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами.

11.11

Вышивание.4 часа

10/1

Из истории вышивки. Виды вышивки.

Вышивание крестом на разреженной ткани: «Зайчик», « Кораблик».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.7)

Вышивание крестом на разреженной ткани, канве по эскизу, схеме. Шов «петельки».

Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

18.11

11/2

Вышивание крестом на разреженной ткани по схеме «Танец», «Домик».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.8)

Классификация ткани по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки.

Вышивание  крестом. Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами.

25.11

12/3

Шов «в прикреп». Изготовление композиции «Тёплая осень».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.9)

 

Вышивание «в прикреп».

Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами.

02.1 2

13/4

Шов «петельки». Изготовление новогодней открытки.

Шов «петельки».

Вырезание узоров, фигур без предварительного нанесения контура, в том числе и симметричное вырезание.

Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами.

09.12

Объемное моделирование и конструирование из бумаги и картона.5часов

14/1

Объемные поделки из бумаги, сделанные с помощью надрезов. Изготовление цветов для Нового года.

Бумага разных видов, (картон, природные материалы (живые цветы, сухоцветы, солома), различные предметы для наполнителя («шумелки» и «картон ручной работы»), бусинки и бисер, краски.

16.12

15/2

 

Ажурные игрушки. Изготовления изделия «Замок».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.11-12)

23.12

16/3

Старинный город. Изготовление бумажного города.

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.15-21)

 

 

Линии чертежа (контур, сгиб, размерная, осевая).

Чтение условных графических изображений. Изготовление изделий по рисункам, эскизам, схемам, чертежам.

Приёмы обработки материалов и их связь.

13.01

17/4

Криволинейное складывание.  Изготовление украшения для праздника «Открытка».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.23)

 

 

Свойства материалов: цвет, блеск, фактура поверхности.

Обработка бумажных деталей по намеченному контуру.

20.01

18/5

Объемные игрушки из картонных коробок с подвижными деталями.

Изготовление изделий «Говорящие животные».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.25-26)

Плетение на картоне с помощью иголки и нитки.

Объемные изделия из деталей, соединенных с помощью щелевого замка. Объемные изделия с разными способами соединения. Технические модели, изготовленные по чертежу.

27.01

Роспись ткани -3 часа

19/1

 

Свободная роспись. Изготовление коллажа «Аквариум».

Ткань разных видов, (одноцветная, белая, узорчатая, с разреженным полотняным  плетением, канва), нитки (швейные, мулине, шерстяные, ирис), ленты.

03.02

20/2

Роспись по соли. Узоры Деда Мороза. Изготовление изделия «Узоры».

Роспись по соли.

Свойства материалов: цвет, блеск, фактура поверхности.

10.02

21/3

Холодный батик. Изготовление изделия  «Бабочка».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.27-30)

 

Свободная роспись. Роспись по соли. Холодный батик.

Свойства материалов: цвет, блеск, фактура поверхности.

17.02

Вязание  -4часа

22/1

 

 

Виды пряжи. Вязание крючком. Приёмы вязания. Столбики с накидом. Изготовление цепочки из воздушных петель.

Виды пряжи. Виды крючков и спиц.

Вязание крючком. Приемы вязания цепочка из воздушных петель, столбики без накида и с накидом. Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель. Чулочная вязка, вязка «резинка».

24.02

23/2

Вязание крючком. Картинки из вязаных цепочек. Изготовление пояса.

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.31-32)

Вязание  несложных изделий крючком.

Украшение  сувениров  в технике макраме, упаковка подарков.

02.03

24/3

Вязание на спицах. Набор петель. Виды петель.Чулочная вязка. Вязание гусеницы.

 1ч

Вязание  несложных изделий  на спицах.

Технология мелкого ремонта одежды;

– техника выполнения швов козлик и потайной;

– приемы лоскутной техники;

– простейшие виды мережки, украшения изделий.

14.03

 25/4

Вязка «резинка». Изготовление шапочки и шарфика.

Вязание  несложных изделий  на спицах.

Технология мелкого ремонта одежды;

– техника выполнения швов козлик и потайной;

– простейшие виды мережки, украшения изделий.

16.03

Папье-маше. 4 часа

26/1

Слоистое папье-маше. Изготовление тарелочки.

Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга (слоистое папье- маше).

Папье -маше из размельченной бумажной массы.

30.03

27/2

Кусочки бумаги наклеиваются слоями друг на друга. Изготовление герба класса.

 

Новые свойства материалов: бумага: складывание по кривой, получение  бумажного «теста»;

–ткань: роспись красками;

–нитки, проволока, солома: использование пластических свойств для конструирования и вязания.

06.04

28/3

Папье-маше из размельченной бумажной массы.Изготовление звучащих игрушек «Шумелки».

( Т.п.р. «Бумажный мир» стр.33)

 

Объёмные фигуры на твёрдых формах из разных материалов.

Отделка изделия.

13.04

29/4

Папье-маше из размельченной бумажной массы. Художественный картон ручной работы.

История театральных масок. Изготовление изделия «Маска».

 

Объёмные фигуры на твёрдых формах из разных материалов.

Отделка изделия.

20.04

Объемное моделирование из ткани  -4ч

30/1

История возникновения тряпичной куклы. Изготовление изделия «Кукла-крестовец».

Моделирование беcшовных кукол. Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых  соединяются наружным петельным швом.

27.04

31/2

Моделирование бесшовных кукол. Изготовление изделия «Кукла - закрутка».

Моделирование беcшовных кукол. Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых  соединяются наружным петельным швом.

09.05

32/3

Объемные игрушки из плотной ткани. Изготовление изделия «Собачка».

Объемные игрушки из плотной ткани, детали которых  соединяются наружным петельным швом.

16.05

33/4

Объемные игрушки из тонкой ткани. Изготовление игрушки «Дутики».

Объемные игрушки из тонких тканей, детали  которых соединяются внутренним швом «строчка» и выворачиваются.

18.05

Работа с конструктором. 1ч

34/1

 

Мирконструктора. Знакомство с бытовой техникой.

Конструирование моделей автомобилей.

Изделие, деталь изделия. Соответствие  материала, конструкции и внешнего

оформления назначению изделия. Исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение коррективов.

25.05

 

 

 

 

 

 

 

 


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

ТЕХНОЛОГИЯ

 

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

·        Цирулик Н.А., Хлебникова С.И.. Технология .Твори, выдумывай, пробуй! Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2015г.

·        Цирулик Н.А., ЦируликГ.Э., Хлебникова С.И. Бумажный мир. Тетрадь для практических работ-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2015г.

·        Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Твори, выдумывай, пробуй!» Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

·        Цирулик Н.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Ручное творчество». Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

·        «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова - Издательский дом «Федоров» 2011г.

·        Программы «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Технология. Москва «Просвещение»  2010г.

·        Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2007г.. -272с.

·        Т.Н. Проснякова Цветы: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004г.

·        Т.Н. Проснякова Деревья: Энциклопедия технологий прикладного творчества.- Самара: Издательство «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2004г.

 

2.Печатные пособия.

·        Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

·        Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.

 

3.Информационно-коммуникативные средства

·        Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

 

4.Экранно-звуковые пособия

·        Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы ).

·        Слайды (диапозитивы) по основным темам курса.

 

5.Технические средства обучения

·        Аудио-, видеомагнитофон.

·        CD / DVD-проигрыватели.

·        Компьютер с программным обеспечением.

·        Проектор для демонстрации слайдов.

·        Мультимедийный проектор.

·        Магнитная доска.

·        Экспозиционный экран.

·        Фотокамера цифровая.

·        Видеокамера цифровая со штативом.

 

6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

·        Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

·        Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов. Действующие модели механизмов.

·        Объемные модели геометрических фигур.

 

7.Оборудование класса

·        Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

·        Стол учительский с тумбой.

·        Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

·        Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

 

8.Интернет-ресурсы.

·        Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

·        КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru

·        Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru

·        Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

·        Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,

·        Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

·        Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov

·        Сайт. Всё для детей http://allforchildren.ru

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технология Пояснительнаязаписка

Технология Пояснительнаязаписка

Цель начального общего образования по предмету «Технология» - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности

Цель начального общего образования по предмету «Технология» - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости

Контрольные работы по данному предмету не предусмотрены

Контрольные работы по данному предмету не предусмотрены

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к

Технологические приемы обработки материалов:

Технологические приемы обработки материалов:

Художественное конструирование из растений

Художественное конструирование из растений

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки…

Обучающийся получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости обучения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки…

Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях; – в сотрудничестве с учителем ставить новыеучебные задачи; –…

Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях; – в сотрудничестве с учителем ставить новыеучебные задачи; –…

Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Лоскутная мозаика. 3ч

Лоскутная мозаика. 3ч

Требования к уровню подготовки обучающихся №

Требования к уровню подготовки обучающихся №

Конструирование и моделирование

Конструирование и моделирование

Контроль и оценка планируемых результатов

Контроль и оценка планируемых результатов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера)…

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера)…

Календарно- тематическое планирование № п/п

Календарно- тематическое планирование № п/п

Изготовление изделия «Скатерть»

Изготовление изделия «Скатерть»

Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами

Правила безопасной работы при пользовании режущими и колющими инструментами

Свободная роспись. Изготовление коллажа «Аквариум»

Свободная роспись. Изготовление коллажа «Аквариум»

Папье-маше. 4 часа 26/1

Папье-маше. 4 часа 26/1

Объемные игрушки из плотной ткани

Объемные игрушки из плотной ткани

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства ·

Информационно-коммуникативные средства ·

Интернет-ресурсы. ·

Интернет-ресурсы. ·

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик. 4 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.А. Цирулик. 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021