Рабочая программа "Решение нестандартных задач" (4 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа "Решение нестандартных задач" (4 класс)

Оценка 4.8
docx
математика
21.09.2020
Рабочая программа "Решение нестандартных задач" (4 класс)
Рабочая программа по решению нестандартных задач 4 класс — копия.docx

I.                   Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по предмету «Решение нестандартных задач» в 4 классе разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ » от 21.12.2012 N273;
  2. ФГОС НОО Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег.
    № 177856 октября 2009 г. № 373;
  3. Программа по предмету «Решение нестандартных задач», созданная на основе ФГОС НОО авторами Черепанова Л.Д., Шашлова Н.И., Шекера Г.В.;
  4. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 49;
  5. Учебный план МАОУ СОШ № 49 на 2019/20 учебный год;
  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

          План предусматривает прохождение курса «Решение нестандартных задач» в 4 классе в объеме 32 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.

          Курс «Решение нестандартных задач» входит в предметную область «Математика». Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

          Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.           Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ученику успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

II. Общая характеристика учебного предмета

              В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Математика – это инструмент для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

             Обучение математике – это, в итоге, обучение решению задач. Задачи школьного курса можно условно разделить на два вида: стандартные и нестандартные.

      Большинство школьных задач стандартное: для их решения требуется лишь умение работать по «образцу», т.е. знание некоторого алгоритма, с помощью которого можно решить данный тип задач. Трудности, возникающие при решении таких задач, носят часто технический характер; методика их преодоления хорошо известна – это тренировка однотипных упражнений.

              Но не все задачи стандартные, некоторые из них трудно отнести к какому- либо определенному типу. Встречая такие задачи на математических олимпиадах, ученики не знают, что делать, объясняя это тем, что «таких задач они в школе не решали». Поэтому важно, у ребят был достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую (пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения.

            Цель данного курса не только научить ребят решать конкретные задачи, но и помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи. Последняя цель не может быть достигнута быстро. Ученику не следует помогать явно: он должен прилагать самостоятельные усилия.

             Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами). Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

         В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала, выполняя задание конструктивного и творческого характера, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами является формирование следующих умений:

·     Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

·    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

       Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

·         Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

·         Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

·         Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

·         Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или с помощью учителя.

·         В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:                                                                                            

·         Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

·         Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

·         Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

·         Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

·         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

·         Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

·         Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

·         Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

·         Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

·         Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

·         Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

·         Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

·         Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

         Планируемые предметные результаты        

Учащиеся научатся:

·         находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

·         оценивать логическую правильность рассуждений;

·        решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;

·         уметь составлять занимательные задачи;

·         применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

   устанавливать правило, по которому составлена данная последовательность;

·         работать с текстом задачи, выбирать нужную информацию, составлять отчёт;

·         решать отдельные логические задачи;

·         решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));

·         проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;

·         различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;

·         решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);

·         использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;

·         читать простейшие круговые диаграммы.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Календарно- тематическое планирование

дата

Тема занятия

1.       

 

Работа с текстом задачи. Задачи с лишними и недостающими данными

2.       

 

Натуральные числа

3.       

 

Решение комбинаторных задач

4.       

 

Решение комбинаторных задач

5.       

 

Задачи на переливание

6.       

 

Задачи на решение «от конца к началу»

7.       

 

Задачи на круги Эйлера

8.       

 

Задачи на «худший случай»

9.       

 

«Неправильные надписи»

10.   

 

Задачи на смекалку

11.   

 

Задачи на логику

12.   

 

Математический турнир «Крепкий орешек»

13.   

 

Задачи типа «голова и ноги»

14.   

 

Геометрические задачи

15.   

 

Геометрические задачи

16.   

 

Задачи на логику

17.   

 

Магический квадрат

18.   

 

Принцип Дирихле

19.   

 

Работа с обратными задачами

20.   

 

Работа с обратными задачами

21.   

 

Задачи на логику

22.   

 

Задачи на логику

23.   

 

Геометрические задачи

24.   

 

Олимпиада «Мудрый совёнок»

25.   

 

Работа с текстом. Информация

26.   

 

Задачи на круги Эйлера

27.   

 

Работа с текстом. Составление отчёта

28.   

 

Олимпиадные задачи

29.   

 

Олимпиадные задачи

30.   

 

Задачи на логику

31.   

 

Задачи на логику

32.   

 

Праздник «Математика-царица всех наук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Сборник нестандартных задач по математике. Черепанова Л.Д., Шашлова Н.И., Шекера Г.В. Хабаровск, 2016г

2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (автор О. Холодова) /Методическое пособие,. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/

3. В гармонии с природой. 3455 экологических задач по математике для начальной школы. Клепикова Л.Н., Терёшина З.Н.

Москва, Концептуал  2018г

4. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/

5.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике. Пособие для начальной школы. М.: Премьера, 2008.

6. Ефремушкин О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов: Феникс, 2008.

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ средняя общеобразовательная школа №49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по курсу «Решение нестандартных задач»

математика

4       класс

     

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Мещерякова А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019-2020 уч.г.


 

I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

II. Общая характеристика учебного предмета

II. Общая характеристика учебного предмета

III . Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета

III . Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета

· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; · уметь составлять занимательные задачи; · применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;…

· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; · уметь составлять занимательные задачи; · применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;…

IV . Календарно- тематическое планирование № дата

IV . Календарно- тематическое планирование № дата

V . Список рекомендуемой учебно-методической литературы 1

V . Список рекомендуемой учебно-методической литературы 1

МАОУ средняя общеобразовательная школа №49

МАОУ средняя общеобразовательная школа №49
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020