I. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Решение нестандартных задач» в 4 классе разработана на основе следующих нормативных документов:
План предусматривает прохождение курса «Решение нестандартных задач» в 4 классе в объеме 32 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Курс «Решение нестандартных задач» входит в предметную область «Математика». Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ученику успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
II. Общая характеристика учебного предмета
В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Математика – это инструмент для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
Обучение математике – это, в итоге, обучение решению задач. Задачи школьного курса можно условно разделить на два вида: стандартные и нестандартные.
Большинство школьных задач стандартное: для их решения требуется лишь умение работать по «образцу», т.е. знание некоторого алгоритма, с помощью которого можно решить данный тип задач. Трудности, возникающие при решении таких задач, носят часто технический характер; методика их преодоления хорошо известна – это тренировка однотипных упражнений.
Но не все задачи стандартные, некоторые из них трудно отнести к какому- либо определенному типу. Встречая такие задачи на математических олимпиадах, ученики не знают, что делать, объясняя это тем, что «таких задач они в школе не решали». Поэтому важно, у ребят был достаточный опыт решения задач, когда требуется проявить творческую (пусть даже небольшую) оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения.
Цель данного курса не только научить ребят решать конкретные задачи, но и помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи. Последняя цель не может быть достигнута быстро. Ученику не следует помогать явно: он должен прилагать самостоятельные усилия.
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами). Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала, выполняя задание конструктивного и творческого характера, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность.
III. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами является формирование следующих умений:
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
· В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
· Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или с помощью учителя.
· В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
· Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Планируемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
· находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
· оценивать логическую правильность рассуждений;
· решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
· уметь составлять занимательные задачи;
· применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
устанавливать правило, по которому составлена данная последовательность;
· работать с текстом задачи, выбирать нужную информацию, составлять отчёт;
· решать отдельные логические задачи;
· решать задачи на вычисление геометрических величин (длины, площади, объема (вместимости));
· проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
· различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
· решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
· использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий;
· читать простейшие круговые диаграммы.
IV. Календарно- тематическое планирование
№ |
дата |
Тема занятия |
1. |
|
Работа с текстом задачи. Задачи с лишними и недостающими данными |
2. |
|
Натуральные числа |
3. |
|
Решение комбинаторных задач |
4. |
|
Решение комбинаторных задач |
5. |
|
Задачи на переливание |
6. |
|
Задачи на решение «от конца к началу» |
7. |
|
Задачи на круги Эйлера |
8. |
|
Задачи на «худший случай» |
9. |
|
«Неправильные надписи» |
10. |
|
Задачи на смекалку |
11. |
|
Задачи на логику |
12. |
|
Математический турнир «Крепкий орешек» |
13. |
|
Задачи типа «голова и ноги» |
14. |
|
Геометрические задачи |
15. |
|
Геометрические задачи |
16. |
|
Задачи на логику |
17. |
|
Магический квадрат |
18. |
|
Принцип Дирихле |
19. |
|
Работа с обратными задачами |
20. |
|
Работа с обратными задачами |
21. |
|
Задачи на логику |
22. |
|
Задачи на логику |
23. |
|
Геометрические задачи |
24. |
|
Олимпиада «Мудрый совёнок» |
25. |
|
Работа с текстом. Информация |
26. |
|
Задачи на круги Эйлера |
27. |
|
Работа с текстом. Составление отчёта |
28. |
|
Олимпиадные задачи |
29. |
|
Олимпиадные задачи |
30. |
|
Задачи на логику |
31. |
|
Задачи на логику |
32. |
|
Праздник «Математика-царица всех наук» |
V. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Сборник нестандартных задач по математике. Черепанова Л.Д., Шашлова Н.И., Шекера Г.В. Хабаровск, 2016г
2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (автор О. Холодова) /Методическое пособие,. Курс «РПС» .Москва: Росткнига, 2008 год/
3. В гармонии с природой. 3455 экологических задач по математике для начальной школы. Клепикова Л.Н., Терёшина З.Н.
Москва, Концептуал 2018г
4. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/
5.Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике. Пособие для начальной школы. М.: Премьера, 2008.
6. Ефремушкин О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов: Феникс, 2008.
МАОУ средняя общеобразовательная школа №49
Рабочая программа
по курсу «Решение нестандартных задач»
математика
4 класс
Выполнила
Мещерякова А.И.
2019-2020 уч.г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.