Рабочая программа Родная литература (русская) 10 класс

  • docx
  • 01.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа Родная литература (русская) 10 класс.docx

Рабочая программа по родной литературе (русской)

10 класс (базовый уровень)

                                 Пояснительная записка

         Рабочая программа среднего общего образования  по учебному предмету «Родная литература (русская)» составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования, а также Примерной рабочей программы  воспитания   для   общеобразовательных   организаций с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

           Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» среднего общего образования разработана с целью сохранения и развития культурного и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, формирования российской  гражданской  идентичности обучающихся (Указ Президента РФ от 06 12 2018 г № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента РФ от 19 12 2012 г , № 1666»), реализации права на изучение родного русского языка, на сохранение русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию

          Методологической  основой   для   разработки   требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших Примерную рабочую программу среднего общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», является системно-деятельностный подход, нацеленный на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, на формирование готовности старшеклассников к саморазвитию и непрерывному образованию, на овладение ими духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

 

Общая характеристика учебного предмета

       Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.            Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Являясь частью предметной области «Родной язык и родная литература», учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)» и способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.

         Учебный предмет «Родная литература (русская)» также непосредственно связан с предметом «Литература» из предметной области «Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в формирование у обучающихся культуры восприятия и понимания литературных текстов, освоение ими современных читательских практик. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература» и обусловленные:

         отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в круговороте истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской культуры, человек в поисках счастья);

        построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;

        более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

       Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет содержание курса «Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности обучающихся 10—11 классов в изучении родной русской литературы как особого, эстетического средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. В курс родной русской литературы включены значительные произведения русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившие национальные особенности русской литературы и культуры.

       В программе курса родной русской литературы для 10 класса выделяются три содержательные линии, представляющие собой проблемно-тематические блоки, внутри которых содержание структурировано на основе историко-литературного и хронологического принципов:

«Времена не выбирают»;

«Тайны русской души»;

«В поисках счастья».

     В тематические блоки программы включены литературные произведения с ярко выраженными национально-специфическими явлениями, образами и мотивами, отражёнными средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).

 

Цели изучения предмета:

       Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

Ø  формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части русской культуры;

Ø  включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;

Ø  формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;

Ø  расширение представлений о родной русской литературе как художественном отражении традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей.

Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих взаимосвязанных учебных задач:

Ø  расширение представлений о художественной литературе как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø  обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания, чувства патриотизма, формирующих национально-культурную   идентичность    и    способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);

Ø  формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории, традициям своего народа и осознания исторической преемственности поколений;

Ø  формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих художественную картину мира, ключевых проблемах произведений русской литератур;

Ø  развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание произведений разных жанров;

Ø  формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов и познавательной учебной проектно- исследовательской деятельности;

Ø  развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиапространстве;

Ø  использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем; творчески перерабатывать художественные тексты, создавать собственные высказывания, содержащие аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного.

 

Место учебного предмета

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Родная литература (русская)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.

На изучение предмета «Родная литература (русская)» в 10 классе отводится 1 час в неделю (34 часа).

        Учебный предмет «Родная литература (русская)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные языки.  Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Литература».

 

Планируемые результаты освоения предмета

       Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

           Личностные результаты освоения программы среднего обще го образования  по  родной  литературе  (русской)  достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников  Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

         Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

      сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;

      осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;

      принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических, демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

      готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

       умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;

       готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

патриотического воспитания:

       сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;

       ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;

духовно-нравственного воспитания:

        осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;

        сформированность нравственного сознания, этического поведения;

        способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь   на   морально-нравственные   нормы и ценности, в том числе и при анализе литературного произведения;

       осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

       ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного       принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов России, в том числе отражёнными в литературных произведениях;

эстетического воспитания:

      эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество русского и других народов, ощущать       эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы;

      убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского фольклора;

      готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной (русской) литературе;

физического воспитания:

      сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

      потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

       активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке поведения и поступков литературных героев;

трудового воспитания:

       готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные на положительных примерах из художественной литературы;

       готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;

       интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литературных героев;

       готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной читательской деятельности на протяжении всей жизни;

экологического воспитания:

      сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания родной литературы (русской) и литератур народов России;

      планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;

      активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе интерпретации литературных произведений; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

      расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в произведениях родной литературы (русской);

ценности научного познания:

      сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

       совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

       осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы, индивидуально и в группе.

          В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования, включая программу по родной литературе (русской), у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

         самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

         саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

      внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

      эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

     социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

 

Метапредметные результаты

       Метапредметные результаты освоения рабочей программы среднего общего образования по родной литературе (русской) должны отражать:

       Овладение универсальными познавательными действиями:

базовые логические действия:

       самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях художественной литературы, рассматривать её всесторонне;

       устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;

        определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;

        разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;

       вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

       координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной (русской) литературе;

      развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с опорой на собственный читательский опыт;

базовые исследовательские действия:

      владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

      владеть видами деятельности по получению нового знания по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

       владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;

      ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;

       выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

      анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

      давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе читательский;

      осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

      уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

       уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;

работа с информацией:

        владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления при освоении программы курса родной литературы (русской);

        создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

        оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;

        использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

        владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;

          Овладение универсальными коммуникативными действиями:

общение:

        осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной деятельности по предмету;

       распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;

       владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);

      аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;

      развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного произведения;

совместная деятельность:

        понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по родной литературе (русской);

        выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

       принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Родная литература (русская)»;

        оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

       предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

       осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

самоорганизация:

        самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;

        самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;

       давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым в художественном произведении;

       расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;

       делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;

оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной (русской) литературе;

       способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской) литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень;

самоконтроль:

        давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;

        владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из художественных произведений курса родной (русской) литературы;

        уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе на занятиях по учебному предмету «Родная литература (русская)»;

принятие себя и других:

       принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем, поставленных в произведениях родной (русской) литературы;

        признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;

развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по учебному предмету «Родная литература (русская)».

Предметные результаты

         Осознавать причастность к отечественным традициям, к исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху;

         понимать взаимосвязь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной (русской) литературы второй половины XIX — XXI в собственным интеллектуально-нравственным ростом;

          иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение к ним; владеть умением внимательно читать, понимать и самостоятельно интерпретировать художественный текст;

         знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) второй половины XIX — XXI в. в аспекте проблемно-тематических блоков: «Времена не выбирают», «Тайны русской души», «В поисках счастья»;

          владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью и традицией; раскрывать конкретно- историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений;

           владеть умениями осмысливать художественную картину жизни, созданную автором в литературном произведении; выявлять в произведениях художественной литературы образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё читательское отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;

          владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы, выявлять их роль в произведении; уметь применять их в речевой практике;

         владеть умением сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);

         владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования, прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;

          осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

 

Содержание учебного предмета

Раздел «Времена не выбирают»

Враг этот был — крепостное право

Рассказы и повести (два произведения по выбору)

А. И. Герцен «Сорока-воровка» (в сокращении)

Л. Н. Толстой «Утро помещика» (фрагменты), «Поликушка» (фрагменты)

Н. С. Лесков «Житие одной бабы» (фрагменты) и др.  

Хождение в народ

В. Г. Короленко. Рассказы и фрагменты романа (одно произведение по выбору)

«Чудная», «Девку привезли» (глава из романа «История моего современника») и др.

Время — это испытанье

Стихотворения (одно по выбору)

А. С. Кушнер «Времена не выбирают…»

В. С. Высоцкий «Оплавляются свечи…»

А. А. Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…» и др.

Раздел «Тайны русской души»

Русский Гамлет

И. С. Тургенев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека» и др.

Не стоит земля без праведника

Н. С. Лесков. Рассказы (один по выбору). «Кадетский монастырь», «Пигмей», «Инженеры-бессребреники» и др. (из цикла «Праведники»)

Любовью всё спасается

Рассказы и повести (два произведения по выбору)

Ф. М. Достоевский «Столетняя», «Кроткая» (из «Дневника писателя»)

А. П. Чехов «Душечка», «Дуэль», «Верочка» и др.

Раздел «В поисках счастья»

Не накажи меня подобным счастьем

Повести и романы (одно произведение по выбору)

Н. Г. Помяловский «Мещанское счастье» (фрагменты)

И. Н. Потапенко «Не герой» (фрагменты) и др.

И безумно, мучительно хочется счастья

С. Я. Надсон. Стихотворения (одно по выбору). «Я вчера ещё рад был отречься от счастья…», «Я долго счастья ждал…», «Любовь — обман, и жизнь — мгновенье…» и др.

Главное — перевернуть жизнь

А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). «Невеста», «О любви» и др.

На свете счастье есть

Рассказы и повести (три произведения по выбору)

А. Я. Яшин «Первый гонорар», «Угощаю рябиной»

Ю. В. Буйда «О реках, деревьях и звёздах», «Свинцовая Анна»

Г. И. Полонский «Доживём до понедельника» и др.

 

Источник: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_srednego_obschego_obrazovaniya_predmeta_Rodnaya_literatura_russkaya_.htm

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru