Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа»
Асекеевского района Оренбургской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 23 августа 2021 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Красногорская СОШ _______________ Тимошенко М.Н. Приказ №145 от 23.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
основного общего образования
указывается уровень обучения :начального общего , основного общего, среднего общего образования
РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК (ФГОС)
(базовый)
указывается предмет или курс, уровень программы
5-9 классы на 2021-2022 учебный год
класс и учебный год
разработана Гоменюк О.А. _________________________________________________________________________________________
ФИО учителя (учителей)
учителем высшей квалификационной категории
______________________________________________________________________________________
п. Красногорский 2021г
1.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителюкультуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культурынарода;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культурывладения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии снормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;
осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных ипоэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
Понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурнымкомпонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместноеупотребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых слов и выражений; знаниеисточников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатыхслов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков),времени вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, пониманиероли старославянского языка в развитии русского литературного языка;стилистическаяхарактеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов,заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представлениеобособенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексическихзаимствованийпоследних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики междуактивным и пассивнымзапасом слов; определение значения устаревших слов снационально-культурным и компонентом; определение значения современных неологизмов, характеристиканеологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как частинародной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторовязыковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевогоэтикета по сравнению с речевым этикетом других народов;использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурногочеловека;анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой исобственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературногоязыка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка правилречевого этикета;обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речиграмматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватноситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:произношение имен существительных‚прилагательных,глаголов‚полныхпричастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словахиностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных словах; осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов сучётомпроизносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературногоязыка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлениюреальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованиемлексическойсочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в публицистике, художественнойлитературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантовлексической нормы;употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов лексическойнормы;различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен существительных; сложных существительных; имён собственных (географических названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий; названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚ форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными;построение словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря,согласно,вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов; определение типичных грамматических ошибок в речи; различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительногопадежа множественного числа существительных мужского рода‚форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚ деепричастий‚ наречий; различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом вариантов грамматической нормы; правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых истилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы обращения;этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современныеформулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих воснове национального речевого этикета;соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять речевойагрессии;использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;понимание активных процессов в русском речевом этикете;соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки(врамках изученного в основном курсе);использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексическогозначения слова, особенностей употребления;использованиеорфоэпических,в том числемультимедийных, орфографическихсловарейдляопределения нормативного произношения слова; вариантов произношения;использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов,подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактированиятекста;использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования,словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматическойнормы; в процессе редактирования текста;использованиеорфографических словарей и справочников по пунктуации для определениянормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстовразличных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым)учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловыхтипов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста:отделять главныефактыот второстепенных; классифицировать фактический материал поопределённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связьмежду выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанноготекста: устанавливатьпричинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства ихвыражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционныхособенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные,рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; приёмамиработы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.; основнымиспособами исредствамиполучения,переработки ипреобразования информации(аннотация,конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместноеиспользованиекоммуникативных стратегий итактик устного общения: убеждение,комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ,ответ-обобщение,ответ-добавление, ответ-группировка), рецензиюнапроектнуюработу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника кдействию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция, собственноописание, пояснение;
создание устныхи письменныхтекстоваргументативноготипа(рассуждение,доказательство,объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента(критикатезиса, критикааргументов,критикадемонстрации);оценка причин неэффективнойаргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата вписьменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз, слоган, путевыезаписки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных позиций; создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зренияих эффективности,понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание собственной ичужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;редактирование собственных текстов с цельюсовершенствования их содержания и формы;сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении).Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Выпускник научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник научится:
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи
и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Выпускник научится:
определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Выпускник научится:
определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательныхрезультатов.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.Выпускник научится:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию;
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Смысловое чтение. Выпускник научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,процессов;
определять идею текста;
преобразовывать текст;
оценивать содержание и форму текста.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Выпускник научится:
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.
3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Выпускник научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Выпускник научится:играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Выпускник научится:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Выпускник научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Выпускник получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного языка (русский) опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
В литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют ихи имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь.Речевая деятельность.Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Первый год обучения (17 ч) – 5 класс
Раздел 1. Язык и культура ( 6 ч).
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Крылатые слова и выражения Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства.
Имена исконные и заимствованные. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие.Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (4 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 7ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Язык и речь. Выразительность, чистота и богатство речи.Формы речи: монолог и диалог.
Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление.Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз. Слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Итоговая контрольная работа.
Второй год обучения (17 ч) – 6 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка вразвитии русского языка. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальныхкультур.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Стилистические особенности произношения и ударения.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов,омонимов. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 7 ч)
Язык и речь.
Эффективные приёмы чтения.
Текст как единица языка и речи, тематическое единство текста.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ).
Содержание и строение учебного сообщения.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговая контрольная работа.
Третий год обучения (17 ч) – 7 класс
Раздел 1. Язык и культура (6 час)
Язык и культура.
Русский язык как развивающееся явление.
Связь исторического развития языка с историей общества.
Факторы, влияющие на развитие языка.
Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте.
Лексические заимствования последних десятилетий.
Раздел 2. Культура речи ( 6 ч)
Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибкиграмматические ошибки в речи.
Речевой этикет.Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст ( 5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Традиции русского речевого общения.
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.
Публицистический стиль. Путевые записки.
Язык художественной литературы. Притча.
Четвёртый год обучения (17 ч) – 8 класс
Раздел 1. Язык и культура.
Исконно русская лексика. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
орфоэпические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки.
Согласование: согласование сказуемого с подлежащим.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.
Этикетные речевые тактики и приёмы. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Правила эффективной аргументации.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Реферат.
Учебно-научная дискуссия. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу.
Итоговая контрольная работа.
Пятый год обучения ( 17 ч) – 9 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Примеры ключевых слов русской культуры. Крылатые слова и выражения.
Развитие языка как объективный процесс.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Типичные ошибки.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений.
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этические нормы.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете.
Текст как единица языка и речи.
Виды преобразования текстов.
Разговорная речь. Официально-деловой стиль.
Учебно-научный стиль. Публицистический стиль.
Язык художественной литературы. Диалогичность. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Итоговая контрольная работа.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный план образовательного учреждения предусматривает обязательное изучение родного русского языка на этапе основного общего образования в объеме 17 часов с 5,9 классы.
Тематическое планирование
5 класс
Разделы |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура |
6 |
Раздел 2. Культура речи |
4 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
7 |
Итого: |
17 |
6 класс
Разделы |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура |
10 |
Раздел 2. Культура речи |
10 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
14 |
Итого: |
34 |
7 класс
Разделы |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура |
12 |
Раздел 2. Культура речи |
12 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
10 |
Итого: |
34 |
8 класс
Разделы |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура |
6 |
Раздел 2. Культура речи |
12 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
16 |
Итого: |
34 |
9 класс
Разделы |
Количество часов |
Раздел 1. Язык и культура |
3 |
Раздел 2. Культура речи |
9 |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
5 |
Итого: |
17 |
Система оценивания учебных достижений обучающихся
Содержание уровня достижений
Для оценивания предметных результатов по предметам определено четыре уровня достижений обучающихся, соответствующих отметкам от «5» до «2».
Базовый уровень достижений —уровень,который демонстрирует освоение учебныхдействий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов,оценка«хорошо» (отметка«4»); высокий уровень достижения планируемых результатов,оценка«отлично» (отметка«5»).Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых
результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в средних классах по данному направлению.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, выделен пониженный уровень достижений,оценка«плохо» (отметка«2»),не достижение базового уровняфиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказания целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Оценка устных ответов
Критерии оценки:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если:
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4»ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка«1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии оценивания тестовых заданий
Высокий уровень (Отметка «5») -выполнено90-100%заданий теста
Повышенный уровень (Отметка «4») -выполнено70-89%заданийтеста
Базовый уровень (Отметка «3») -выполнено50-69%заданий теста
Низкий уровень (Отметка «2») -выполнено менее50%заданий теста
Диктант (разные виды: терминологический, орфоэпический, наоборот и т. д.)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за диктант,в котором нет ошибок.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за диктант,в котором ученик допустил1-2ошибки.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за диктант,в котором допущено3-4ошибки. Низкий уровень (Отметка «2») ставится за диктант,в котором допущено до7ошибок.При
большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.