Урок химии в 10 классе по теме « Насыщенные одноатомные спирты»
Цель:
- познакомить с кислородсодержащими органическими веществами
- дать общую характеристику классу предельных одноатомных спиртов.
Задачи.
Обучающие:
-научить выявлять кислородсодержащие органические вещества по формуле
- научить определять принадлежность вещества к классу предельных одноатомных спиртов
Развивающие:
- развитие представлений о генетической связи между классами углеводородов и кислородсодержащими органическими веществами
- развитие интеллектуальных способностей учащихся и их интереса к изучению химии.
Воспитывающие:
- формирование экологического мышления и здорового образа жизни.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Мы переходим к изучению нового раздела органической химии «кислородсодержащие органические соединения». Простейшим представителем этой группы веществ являются спирты, поэтому они открывают настоящий раздел. На данном уроке нам предстоит познакомиться со строением, изомерией, номенклатурой и классификацией предельных одноатомных спиртов. Научиться составлять их формулы и давать им названия по международной номенклатуре.
2. Целеполагание.
На предыдущих уроках мы изучали с вами УВ. Из каких элементов состоят данные органические соединения? Чем же отличаются спирты от обычных УВ? Как вы уже поняли, спирты в своем составе содержат кислород и являются производными УВ. История спиртов. Сообщение учащегося.
3.Актуализация знаний и умений учащихся.
Задание 1. Выбери незнакомца (подчеркнуть)
C7H14 |
C4H10 |
C2H2 |
CH2=CH=CH2 |
C2H5-OH |
OHCH2-CH2OH |
CH3Cl |
|
CH3-CH=CH2 |
|
CH3-OH |
Задание 2. Напишите структурную формулу этана и пропана в которых один атом водорода замените на -ОН группу.
СН3 –СН2 – ОН
СН3 – СН2 –СН2- ОН
Вопросы к классу:
1. Как назвать класс получившихся веществ? (Cпирты)
2. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (По –ОН)
3. Какое определение спиртов вы можете предложить?
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп (ОН).
4.Изучение нового материала и первичный контроль.
Классификация спиртов.
1. По числу гидроксильных групп:
2. По типу углеводородного радикала.
3. По типу атома углерода связанного с гидроксогруппой (-ОН).
Номенклатура и изомерия.
При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту, добавляют (родовой) суффикс – ОЛ.
Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи:
Для спиртов характерны 3 вида изомерии:
Выполнение заданий по карточкам.
55
5. Физкультминутка.
6.Обобщение и ситематизация изученного
Беседа с учащимися по основным вопросам изученного материала:
· основные признаки строения спиртов
· что такое функциональная группа
· виды спиртов
· изомерия спиртов
· номенклатура спиртов
Решение задач на установление молекулярной формулы спиртов.
1.Сборник задач стр97 №427.
2. Установите простейшую формулу вещества, содержащего 37,50 % углерода, 12,50 % водорода и 50,00 % кислорода (по массе).
Влияние алкоголя на организм.
Демонстрация опыта.
Влияние этанола на белок. В три пробирки налили раствор белка. В каждую пробирку добавили этанол в возрастающих концентрациях. Наблюдали денатурацию белка. Образовался осадок. Затем добавили в эти пробирки воды. В первой пробирке осадок частично растворился, в двух других остался без изменения.
Вывод: Если на белок подействовать неразбавленным спиртом, то происходит денатурация. Аналогичный процесс происходит и в организме человека под воздействием этилового спирта.
7. Информация о домашнем задании
𝛏 22,задания 4,5
8. Подведение итогов
9. Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.