ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель ШМО_____________ Е.В. Рогожникова
Протокол № ___ от «___» _________ 2021 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
___________ Н.В.Удовица
«__»__________ 2021 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор гимназии-интерната
____________ Е.Е.Скопинцева-Китюк
Приказ № ___ от «__»______2021 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА |
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ) |
КЛАСС |
6А, 6Б, 6Г |
УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ |
БАЗОВЫЙ |
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ |
БЕССОНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ |
20 ЛЕТ |
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ |
ВЫСШАЯ |
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ |
1 |
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ В ГОД |
34 |
УЧЕБНЫЙ ГОД |
2021-2022 |
с. Танковое
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» в 6 классе разработана на основе:
· Федерального государственного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897;
· Учебного плана ГБОУ РК «Крымская гимназия-интернат для одарённых детей».
Цели и задачи программы:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
- чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
- развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации;
- понимание авторской позиции;
- развитие устной и письменной речи обучающихся;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения.
Электронные ресурсы:
http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
http://www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru - Энциклопеция «Рубрикон».
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала.
http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
Данная рабочая программа предусматривает изучение родной литературы (русской) в 6 классе в объёме 34 ч. (1 ч. в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать родную (русскую) литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной (русской) литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной (русской) литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом литературном факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы
и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера
в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.
Метапредметные результаты обучения:
- работа с различными видами информации;
- формирование понятийного аппарата в различных областях знаний;
- общение с другими людьми в рамках толерантных отношений;
- умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах;
- быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Введение. Предмет «Родная (русская) литература» в 6 классе.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (7 часов).
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Творческая история произведения. Жанровые особенности баллады.
Литературная сказка. В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» - «весёлая и искренняя, фантастическая и достоверная книга о быте народа».
Тема борьбы за душу человека в повести Н.В. Гоголя "Вий".
К.С. Аксааков. «…Не знала Россия таланта такого, который природу любил, как дитя…». Жизнь и творчество писателя.
А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».
Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ
А.П. Чехов и его герои в рассказах «Налим», «Хамелеон».
М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
А.С. Грибоедов. «Прости, Отечество», «По духу времени и вкусу». Гражданская лирики в творчестве писателя.
Ф.Н. Глинка. «Солдатская песнь…». Русско-французская война в творчестве поэта (бинарный урок: литература, история).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Г.Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо».
"Судьба. У каждой собаки – своя судьба" (по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо").
Фантастический мир А.Р. Беляева. Роман «Человек-амфибия».
Симфолическое значение персонажей романа А.Р. Беляева «Человек-амфибия».
А.И. Куприн. «Изумруд» - рассказ о беговом жеребце.
А. Белый. Стихотворения о России: «Пепел. Россия. Отчаянье», «Родина» («Те же росы…», «Русь».
О. Мандельштам. Любовная лирика в творчестве поэта: «За то, что я руки твои не сумел удержать…», «Холодок щекочет темя…».
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия».
«Разговор со временем наедине…» (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»).
М.М. Зощенко. Юмористический рассказ «Великие путешественники».
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Легенды Крыма. «Русалка и фонтан Арзы», «Медведь-гора».
Крым литературный. Крым в творчестве русских поэтов.
Т.П. Обринская. Стихотворения о любви, Крыме и природе.
Р. Валеев. Пейзажная лирика. «К картине Айвазовского «Девятый вал», «В горах осела пыль веков».
Любовная лирика в творчестве Риммы Казаковой.
О.А. Иванова. Стихотворения «Прощание с морем», «Полиглот», «С добрым утром!».
О.А. Иванова. «Садовник и Ваза», «Не огорчайся потере…».
Фантастические истории и сказки в творчестве Н.А. Гук.
ПОВТОРЕНИЕ Обобщение изученного материала. Задания для летнего чтения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
|
1. |
Введение. |
1 |
|
2. |
Из русской литературы XIX века. |
7 |
|
3. |
Из русской литературы XIX-XX веков. |
5 |
|
4. |
Из русской литературы XX века. |
11 |
|
5. |
Литература родного края. |
9 |
|
6. |
Повторение. |
1 |
|
Итого: |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ п/п в теме |
Тема урока |
Дата проведения урока |
|
|||||||
Дата по плану |
Дата по факту (коррекция) |
Примечания |
|||||||||
6 а |
6 б |
6 г |
6 а |
6 б |
6 г
|
|
|||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) |
|||||||||||
1 |
1 |
Введение. Предмет «Родная (русская) литература» в 6 классе |
|
|
|
|
|
|
|
||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (7 ч) |
|||||||||||
2 |
1 |
В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Творческая история произведения. Жанровые особенности баллады |
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
2 |
Литературная сказка. В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке» |
|
|
|
|
|
|
|
||
4 |
3 |
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» - «весёлая и искренняя, фантастическая и достоверная книга о быте народа» |
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
4 |
Тема борьбы за душу человека в повести Н.В. Гоголя "Вий" |
|
|
|
|
|
|
|
||
6 |
5 |
К.С. Аксаков. «…Не знала Россия таланта такого, который природу любил, как дитя…». Жизнь и творчество писателя |
|
|
|
|
|
|
|
||
7 |
6 |
А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок» |
|
|
|
|
|
|
|
||
8 |
7 |
Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого |
|
|
|
|
|
|
|
||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ (5 ч) |
|||||||||||
9 |
1 |
А.П. Чехов и его герои в рассказах «Налим», «Хамелеон» |
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
2 |
М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч |
|
|
|
|
|
|
|
||
11 |
3 |
А.С. Грибоедов. «Прости, Отечество», «По духу времени и вкусу». Гражданская лирика в творчестве писателя |
|
|
|
|
|
|
|
||
12 |
4 |
Ф.Н. Глинка. «Солдатская песнь…». Русско-французская война в творчестве поэта (бинарный урок: литература, история) |
|
|
|
|
|
|
|
||
13 |
5 |
Контрольная работа № 1 по теме «Русская литература XIX-XX веков» |
|
|
|
|
|
|
|
||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (11 ч) |
|||||||||||
14 |
1 |
Г.Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо» |
|
|
|
|
|
|
|
||
15 |
2 |
"Судьба. У каждой собаки – своя судьба" (по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо") |
|
|
|
|
|
|
|
||
16 |
3 |
Фантастический мир А.Р. Беляева. Роман «Человек-амфибия» |
|
|
|
|
|
|
|
||
17 |
4 |
Симфолическое значение персонажей романа А.Р. Беляева «Человек-амфибия» |
|
|
|
|
|
|
|
||
18 |
5 |
А.И. Куприн. «Изумруд» - рассказ о беговом жеребце |
|
|
|
|
|
|
|
||
19 |
6 |
А. Белый. Стихотворения о России: «Пепел. Россия. Отчаянье», «Родина» («Те же росы…», «Русь» |
|
|
|
|
|
|
|
||
20 |
7 |
О. Мандельштам. Любовная лирика в творчестве поэта: «За то, что я руки твои не сумел удержать…», «Холодок щекочет темя…» |
|
|
|
|
|
|
|
||
21 |
8 |
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» |
|
|
|
|
|
|
|
||
22 |
9 |
«Разговор с временем наедине…» (по роману М.А. Булгакова «Белая гвардия») |
|
|
|
|
|
|
|
||
23 |
10 |
М.М. Зощенко. Юмористический рассказ «Великие путешественники» |
|
|
|
|
|
|
|
||
24 |
11 |
Контрольная работа № 2 по теме «Из русской литературы XX века» |
|
|
|
|
|
|
|
||
ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ (9 ч) |
|||||||||||
25 |
1 |
Легенды Крыма. «Русалка и фонтан Арзы», «Медведь-гора» |
|
|
|
|
|
|
|
||
26 |
2 |
Крым литературный. Крым в творчестве русских поэтов |
|
|
|
|
|
|
|
||
27 |
3 |
Крым литературный. Крым в творчестве русских писателей |
|
|
|
|
|
|
|
||
28 |
4 |
Т.П. Обринская. Стихотворения о любви, Крыме и природе |
|
|
|
|
|
|
|
||
29 |
5 |
Р. Валеев. Пейзажная лирика. «К картине Айвазовского «Девятый вал», «В горах осела пыль веков» |
|
|
|
|
|
|
|
||
30 |
6 |
Любовная лирика в творчестве Риммы Казаковой |
|
|
|
|
|
|
|
||
31 |
7 |
О.А. Иванова. Стихотворения «Прощание с морем», «Полиглот», «С добрым утром!» |
|
|
|
|
|
|
|
||
32 |
8 |
О.А. Иванова. «Садовник и Ваза», «Не огорчайся потере…» |
|
|
|
|
|
|
|
||
33 |
9 |
Фантастические истории и сказки в творчестве Н.А. Гук |
|
|
|
|
|
|
|
||
ПОВТОРЕНИЕ (1 ч) |
|||||||||||
34 |
1 |
Обобщение изученного материала. Задания для летнего чтения. |
|
|
|
|
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.