Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана для обучающихся 3 класса и составлена в соответствии с требованиями:
-Закон РФ «Об образовании»
-Федеральный государственный образовательный стандарт с изменениями пр № 1576 Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г.
-ООП НОО
- Программа: Русский язык, программа: 1-4 классы к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»
Цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
Программа «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки
- С.В.Иванов. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.- М.:Вентана-Граф, 2019.
На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели). 136 часов урочной формы и 34 часа внеурочной формы учебной деятельности.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал признан сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· различать, сравнивать, кратко характеризовать:имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;виды предложений по цели высказывания и интонации;главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; · выделять, находить:собственные имена существительные;личные местоимения 1, 2, 3-го лица;грамматическую основу простого двусоставного предложения;в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные); · решать учебные и практические задачи: определять род изменяемых имён существительных;устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;определять принадлежность имён существительных к 1, 2 3-му склонению; · устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении; · находить предложения с однородными членами без союзов и с союзамии, а, но; · использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;подбирать примеры слов с определённой орфограммой; · определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; · безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов; · проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;составлять план собственного и предложенного текстов;определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;составлять собственные тексты в жанре письма; · применять правила правописания:приставки, оканчивающиеся на з, с;непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);буквыо, ё после шипящих в корнях слов;буквыи, ы послец в различных частях слов;мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;буквыо, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;раздельное написание предлогов с личными местоимениями;знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и,а, но и без союзов.
|
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами); · устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова); · склонять личные местоимения; · различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы; · находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение; · самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзамии, а, но; · разбирать по членам простое двусоставное предложение; · применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах; · применять правило правописания суффиксов имён существительных-ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк; · применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на-ий, -ия, -ие; · при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; · писать подробные изложения; · создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётомправильности, богатства и выразительностиписьменной речи; · соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
|
Личностные результаты
Обучающийся должен |
Обучающийся может научиться |
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению; - способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; - готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни; - способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
|
- способность к самоорганизованности; - высказывать собственные суждения и давать им обоснование; - владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
|
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· принимать и сохранять учебную задачу; · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; · осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · различать способ и результат действия; · вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
|
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; · преобразовывать практическую задачу в познавательную; · проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; · самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; · осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; · строить сообщения в устной и письменной форме; · ориентироваться на разнообразие способов решения задач; · основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); · осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; · осуществлять синтез как составление целого из частей; · проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; · обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; · осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; · устанавливать аналогии; · владеть рядом общих приёмов решения задач.
|
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; · записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; · создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; · осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; · осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; · осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; · строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; · произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
|
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · формулировать собственное мнение и позицию; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; · задавать вопросы; · контролировать действия партнёра; · использовать речь для регуляции своего действия; · адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
|
· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; · учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; · с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; · задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; · осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; · адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; · адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
|
Работа с текстом
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
- использовать содержащуюся в текстах информацию в процессе чтения учебных текстов, инструкций. - осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; -участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
|
- самостоятельно организовывать поиск информации. - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
ИКТ – компетенции
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
-работать с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
|
- познакомиться с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), -освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; - осознать возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
|
Содержание учебного предмета
Раздел |
Описание содержания |
Количество часов |
1. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) |
62 |
|
Фонетика и графика |
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова. |
3 |
Состав слова (морфемика) |
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения разбора слова по составу. |
4 |
Синтаксис |
Предложение. Главные члены предложения: под- лежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. |
18 |
Морфология |
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение, род, число, падеж, склонение, существительные одушевленные и неодушевленные. Имя прилагательное: общее значение. Изменение имен прилагательных по родам, числам, падежам. Местоимения. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. |
37 |
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) |
53 |
|
|
Повторение правил правописания, изученных во 2-ом классе. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов –ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний –ичк-, -ечк-. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Постановка запятой при однородных членах. |
|
III. «Развитие речи» |
30 |
|
Устная речь |
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. |
|
Письменная речь |
Работа над структурой текста: озаглавливание, написание собственных текстов по заголовку, составление плана, написание текста по плану; определение видов текста, знакомство с изложением и сочинением; знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки |
|
IV. Резервные уроки (Закрепление пройденного; повторение пройденного; проверочные и контрольные работы). |
25 |
|
Итого |
170 |
Система оценки достижения планируемых результатов.
Школа является региональной инновационной площадкой по теме: «Независимая система оценки качества образования». Поэтому выстроена внутришкольная система оценки планируемых результатов на ступени начального общего образования, которая представлена в данной таблице:
Планируемые результаты |
Цель достижения планируемых результатов |
Обьект оценки |
Мониторинг. |
Инструмент мониторинга |
Цель мониторинга |
Предметные |
Освоение системы знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний. |
Основа результативного блока «Выпускник научится» по всем предметам |
-стартовая диагностика; -текущая; -тематическая; -промежуточная; -итоговая работа; |
- контрольные работы - проверочные работы - ВПР |
Отслеживание результатов обязательной подготовки каждого ученика |
Метапредметные |
Освоение способов деятельности, основанные на базе нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. |
Универсальные учебные действия |
- отслеживание и оценка процесса развития ребенка
- мониторинг формирования учебной деятельности;
- мониторинг формирования учебного сотрудничества;
- мониторинг функционального навыка исследования;
|
а) Т.В. Меркулова, А. Г. Теплицкая, Т. В. Беглова «Учимся учиться и действовать». Самара, 2016.
б) Образовательные события, а именно: -решение проектных задач;
-традиционные праздники;
-проектно- исследовательская работа;
|
Выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов
|
Личностные. |
Система ценностных отношений, интересов, мотивов, толерантность учащихся. |
Мотивация, отношения, самооценка, моральная дилемма |
Анкеты, Опросники рефлексии, самооценка. |
а) А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Просвещение, 2010, стр 51-76; б) наблюдения учителя.
|
Выявить уровень развития социальных компетенций, ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений. |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно –методический комплект
- С.В.Иванов. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.- М.:Вентана-Граф, 2019.
Методические пособия
1. Русский язык: методика обучения/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова.- 2-е изд. доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- (Начальная школа XXI века).
Технические средства обучения.
1. Телевизор - экран
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронный образовательный ресурс (С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова ) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.
2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
Интернет – ресурсы.
1. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
2.УМК "Начальная школа ХХI века"
3. http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
4. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
5. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
6 http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
Тематическое планирование
Русский язык – 170ч.(136 ч.- урочная форма, 34 ч.- внеурочной формы учебной деятельности)
N п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока, форма |
1 |
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» |
1 |
|
2 |
Повторяем фонетику |
1 |
|
3 |
Вспоминаем правило написания большой буквы |
1 |
Внеурочная форма УД |
4 |
Фонетический разбор слова |
1 |
|
5 |
Вспоминаем правила переноса слов |
1 |
|
6 |
Повторяем: текст, его признаки и типы |
1 |
|
7 |
Фонетический разбор слова |
1 |
Внеурочная форма УД |
8 |
Повторяем правила обозначения гласных после шипящих |
1 |
|
9 |
Повторяем состав слова |
1 |
Внеурочная форма УД |
10 |
Повторяем правописание безударных гласных в корне слова |
1 |
Сл.д. |
11 |
Повторяем признаки и типы текстов |
1 |
|
12 |
Разбор слова по составу |
1 |
Внеурочная форма УД |
13 |
Повторяем правила правописания согласных в корне слова |
1 |
|
14 |
Повторяем словообразование |
1 |
|
15 |
Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова |
1 |
|
16 |
Диктант. Тема: повторение орфограмм корня |
1 |
Д. |
17 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Текст и его заглавие |
1 |
|
18 |
Списывание. Тема: повторение орфограмм корня. |
1 |
Сп. |
19 |
Разбор слова по составу и словообразование |
1 |
|
20 |
Контрольная работа. Тема: фонетический анализ слова, разбор слова по составу. |
1 |
К.р.(диагност) |
21 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Вспоминаем правописание суффиксов |
1 |
|
22 |
Повторяем правописание приставок |
1 |
Внеурочная форма УД |
23 |
Заглавие и начало текста |
1 |
|
24 |
Предложение и его смысл. Слова в предложении. |
1 |
|
25 |
Виды предложений по цели высказывания и интонации |
1 |
|
26 |
Последовательность предложений в тексте |
1 |
|
27 |
Деление текста на абзацы |
1 |
Внеурочная форма УД |
28 |
Главные члены предложения |
1 |
Сл.д. |
29 |
Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков |
1 |
Внеурочная форма УД |
30 |
Главные члены предложения |
1 |
|
31 |
Учимся писать приставки |
1 |
Внеурочная форма УД |
32 |
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с |
1 |
|
33 |
Подлежащее |
1 |
|
34 |
Сказуемое |
1 |
|
35 |
Учимся писать письма |
1 |
Сл.д. |
36 |
Подлежащее и сказуемое |
1 |
|
37 |
Учимся писать письма |
1 |
Внеурочная форма УД |
38 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
|
39 |
Итоговая контр. работа. Тема: простое предложение. |
1 |
К.р. |
40 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Обстоятельство |
1 |
|
41 |
Учимся писать приставку с- |
1 |
Внеурочная форма УД |
42 |
Повторение пройденного: орфограммы, изученные во втором классе |
1 |
|
43 |
Итоговый диктант. Тема: орфограммы, изученные во втором классе. |
1 |
Д. |
44 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обстоятельство. |
1 |
|
45 |
Учимся писать письма |
1 |
Внеурочная форма УД |
46 |
Определение. Роль определений в предложении. |
1 |
|
47 |
Определение |
1 |
|
48 |
Учимся писать слова с двумя корнями |
1 |
|
49 |
Запоминаем соединительные гласные о, е |
1 |
Сл.д. |
50 |
Учимся писать письма |
1 |
Внеурочная форма УД |
51 |
Дополнение. Роль дополнений в предложении |
1 |
|
52 |
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
1 |
|
53 |
Дополнение |
1 |
|
54 |
Контрольная работа. Тема: простое предложение; члены простого предложения. |
1 |
К.р.(диагност) |
55 |
Работа над ошибками, допущенными в к/р. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова |
1 |
|
56 |
Учимся писать письма |
1 |
Внеурочная форма УД |
57 |
Однородные члены предложения |
1 |
|
58 |
Учимся обозначать звук [ ы ] после звука [ ц ] |
1 |
|
59 |
Повторение изученных орфограмм |
1 |
Внеурочная форма УД |
60 |
Диктант. Тема: правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; ы после ц |
1 |
Д. |
61 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Однородные члены предложения. |
1 |
|
62 |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
1 |
|
63 |
Учимся писать письма |
1 |
Сл.д. |
64 |
Однородные члены предложения |
1 |
|
65 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
|
66 |
Однородные члены предложения |
1 |
Внеурочная форма УД |
67 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
|
68 |
Учимся писать письма |
1 |
Внеурочная форма УД |
69 |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
|
70 |
Итоговая контрольная работа по пройденным темам |
1 |
К.р. |
71 |
Работа над ошибками, допущенными в к/р. Повторение изученных орфограмм |
1 |
|
72 |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
Д. |
73 |
Закрепление по теме «Части речи» |
1 |
|
74 |
Имя существительное. Классификация имен существительных |
1 |
|
75 |
Имя существительное. Повторение. |
1 |
Сл.д. |
76 |
Учимся писать изложение. |
1 |
|
77 |
Род имён существительных. |
1 |
Внеурочная форма УД |
78 |
Род имён существительных. Подготовка к диктанту. |
1 |
|
79 |
Итоговый диктант. Тема: правописание слов с изученными орфограммами |
1 |
|
80 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи |
1 |
|
81 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
82 |
Число имен существительных |
1 |
Внеурочная форма УД |
83 |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных |
1 |
|
84 |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. Закрепление. |
1 |
|
85 |
Число имен существительных |
1 |
|
86 |
Изменение имен существительных по числам |
1 |
Внеурочная форма УД |
87 |
Изменение имен существительных по числам, оканчивающихся на мя |
1 |
Сл.д. |
88 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
89 |
Изменение имен существительных по падежам |
1 |
Внеурочная форма УД |
90 |
Падеж имен существительных. Знакомство с названиями падежей и вопросами |
1 |
|
91 |
Падеж имен существительных |
1 |
|
92 |
Учим слова с удвоенными согласными в корне слова |
1 |
|
93 |
Учимся писать письма |
1 |
Внеурочная форма УД |
94 |
Падеж имен существительных |
1 |
|
95 |
Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных |
1 |
Сл.д. |
96 |
Падеж имен существительных |
1 |
|
97 |
Учимся писать суффиксы –ец- и –иц- и сочетания –ичк- и –ечк- |
1 |
|
98 |
Работаем с текстом |
1 |
Внеурочная форма УД |
99 |
Склонение имен существительных |
1 |
|
100 |
Учимся писать сочетания –инк- и –енк- |
1 |
|
101 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
1 |
Внеурочная форма УД |
102 |
Диктант. Тема: Ь после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные; суффиксы существ. |
1 |
Д. |
103 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имен существительных |
1 |
|
104 |
Правописание безударных окончаний имен сущ. 1-го склонения |
1 |
|
105 |
Работаем с текстом |
1 |
Сл.д. |
106 |
Склонение имен существительных |
1 |
|
107 |
Тест. Тема: род, число, падеж, склонение имен существительных |
1 |
Тест.(диагн.) |
108 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения |
1 |
|
109 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
Внеурочная форма УД |
110 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения |
1 |
|
111 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
112 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
|
113 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения |
1 |
|
114 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
Внеурочная форма УД |
115 |
Правописание гласных в окончаниях имен сущ после шипящих и ц |
1 |
|
116 |
Учимся писать изложение |
1 |
Сл.д. |
117 |
Способы образования имен существительных |
1 |
|
118 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения |
1 |
|
119 |
Способы образования имен существительных |
1 |
Внеурочная форма УД |
120 |
Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения |
1 |
|
121 |
Учимся писать изложение |
1 |
|
122 |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
|
123 |
Контрольная работа. Тема: род, число, падеж, склонение имен существительных |
1 |
К.р.(диагност) |
124 |
Работа над ошибками, допущенными в к/р. Повторяем правописание безударных окончаний имен сущ. |
1 |
|
125 |
Повторение по теме имя существительное |
1 |
|
126 |
Диктант. Тема: правописание слов с изученными орфограммами. |
1 |
Д. |
127 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Имя прилагательное |
1 |
|
128 |
Правописание окончаний имен существительных множественного числа |
1 |
|
129 |
Повторение. Работа с текстом. |
1 |
Внеурочная форма УД |
130 |
Имя прилагательное |
1 |
|
131 |
Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных |
1 |
|
132 |
Имя прилагательное |
1 |
|
133 |
Правопис. окончаний имен существит. на –ий, -ия, -ие. |
1 |
Сл.д. |
134 |
Правописание окончаний имен существительных на –ий, -ия, -ие. Закрепление. |
1 |
|
135 |
Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных |
1 |
Тест.(диагн.)
|
136 |
Качественные имена прилагательные. Значение имен прилагательных |
1 |
|
137 |
Качественные имена прилагательные. |
1 |
|
138 |
Изложение с элементами сочинения |
1 |
|
139 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
Внеурочная форма УД |
140 |
Учимся писать изложение |
1 |
Сл.д. |
141 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
|
142 |
Краткая форма качественных прилагательных |
1 |
Внеурочная форма УД |
143 |
Правописание окончаний имен прилагательных |
1 |
|
144 |
Учимся писать сочинение |
1 |
|
145 |
Относительные имена прилагательные |
1 |
|
146 |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
|
147 |
Как образуются относительные прилагательные |
1 |
Внеурочная форма УД |
148 |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
|
149 |
Учимся писать сочинение |
1 |
|
150 |
Правописание относительных прилагательных |
1 |
|
151 |
Притяжательные прилагательные |
1 |
Внеурочная форма УД |
152 |
Правописание притяжательных прилагательных |
1 |
|
153 |
Повторение. Работа с текстом. |
1 |
Внеурочная форма УД |
154 |
Повторяем фонетику и состав слова |
1 |
|
155 |
Правописание краткой формы имен прилагательных |
1 |
|
156 |
Повторение. Орфограммы изученные в 3-м классе. |
1 |
|
157 |
Итоговый диктант. Тема: орфограммы изученные в 3-м классе. |
1 |
Д. |
158 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Местоимение |
1 |
Сл.д. |
159 |
Работаем с текстом |
1 |
|
160 |
Личные местоимения. Местоимения и сова, которые они заменяют |
1 |
Внеурочная форма УД |
161 |
Личные местоимения |
1 |
|
162 |
Правописание местоимений с предлогами |
1 |
|
163 |
Списывание. Тема: орфограммы изученные в 3-м классе. |
1 |
Сп. |
164 |
Как изменяются местоимения |
1 |
|
165 |
Правописание местоимений |
1 |
Внеурочная форма УД |
166 |
Как изменяются местоимения |
1 |
|
167 |
Повторение пройденного |
1 |
Сл.д. |
168 |
Тест. Итоговая контрольная работа за курс 3-го класса |
1 |
К.р. (тест) |
169 |
Резервный урок. Повторение. Тема :Фонетика |
1 |
|
170 |
Резервный урок. Повторение. Тема: Лексика |
1 |
|
|
Итого |
170 ч |
|
Приложение
Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпритируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
· диктантов,
· грамматических заданий,
· контрольных списываний,
· изложений,
· тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Объём текста для диктанта |
45 - 50 слов |
50 - 55 слов |
55 – 60 слов |
60 – 65 слов |
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Объём текста для списывания |
45 - 50 слов |
50 - 55 слов |
55 – 60 слов |
60 – 65 слов |
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Объём текста для изложения |
- |
- |
55 – 60 слов |
60 – 65 слов |
Тестовые задания- динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Словарный диктант – форма проверки написания слов с непроверяемыми орфограммами. Проводятся 1 раз в 2 недели.
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Объём текста для словарного диктанта |
12 слов |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
· нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
· неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
· отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
· наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
· существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
· отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
· употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а)
повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая
опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
а) отсутствие знаков препинания в конце
предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
б) отсутствие красной строки;
в) незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б)
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях,
указанных выше.
Оценивание диктанта:
«5» - если в диктанте нет ошибок
«4» - если допущено не более 2-х ошибок
«3» - если допущено не более 4-х ошибок
«2» - если допущено пять и более ошибок
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
· главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
· умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
умение
приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик
обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, допустил 1 ошибку.
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 2 ошибки).
Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ учащихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:
Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок |
"5" |
"4" |
"3" |
"2" |
Нет ошибок и исправлений |
1 ошибка или 1 - 2исправления |
2 - 3 ошибки или 3 - 4 исправления |
4 ошибки и более, исправлений более 5 |
Организация и проведение изложений. В третьем классе со второго полугодия в форме текущего контроля проводится работа с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения. На этот вид работы отводится не менее 45 минут. Предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Изложение оценивается только одной отметкой – за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. Основными критериями оценки изложений являются: · полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажения, без пропусков важных событий, главной части); · построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев); · построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
"5" ставится: · за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста; · нет фактических ошибок; · правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
"4"ставится: · если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст; · в построении предложений и употреблении слов нет существенных недочётов; · имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; · имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более 3-х речевых недочётов в содержании и построении текста).
"3" ставится: · если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста; · допущены нарушения последовательности изложения мыслей; · есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
"2" ставится: · допущено существенное искажение авторского текста (пропущены важные события, отсутствует главная часть); · много фактических неточностей; · нарушена последовательность изложения мыслей; · имеет место употребление слов в несвойственном им значении; · допущено более шести речевых недочётов.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами. Оценивание словарных диктантов: "5" ставится за безошибочное выполнение работы; "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление; "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление; "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок. Оценка тестов. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку, если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания: · "ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; · "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; · "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.